Практика как основа проникновения общего из мира в сознание. Прагматический (диалектический) сенсуализм.



Как общее (которое существует в реальном мире) проникает в мышление человека через чувственное познание? Производственная деятельность повлекла необходимость предвидения, знания общего и существенных связей. Возникла нужда в образах, у которых нет оригинала. Возникла необходимость в отражении общего. Люди пытались создать более совершенные орудия, но терпели неудачу. В чём причина? Не хватало знаний. Не хватало знаний об общем, о необходимостях. Человек создавал квазиобраз общества, отсюда возникла фантазия. На основе знаний общего надо было создать чув образ невозникшего предмета и начать действовать. И действие показывало, имеет ли наш образ объективное содержание. Таким образом практика несла информацию, что в мире есть общее через практическую деятельность людей. А ведь практическая деятельность – вещь чувственная, наглядная. Особенно – победы и поражения.

Итак, практическая (чувственная) деятельность отражается в сознании. Так что общее в скрытой форме проникает из практической (чувственной) деятельности в сознание человека. Мышление раскрывает это скрытое знание. Новый материализм включает в себя сенсуализм, но отличный от старого сенсуализма: он является не абсолютным, а относительным, диалектическим.

Вход общего – только через чувственное познание. А выход есть прямой: из мышления в практическую деятельность.

Популярный вопрос. Может ли в разуме быть то, чего не было в чувствах? Ответ: и да и нет. Да: в разуме есть то, чего нет в чувствах (чистые образы общества). Нет: до осознания это общее было в скрытом виде.

С открытием источника активности мышления настала возможность воспользоваться великим открытием Гегеля. Речь о следующем. 2 вида мышления: 1) как оперирование понятиями 2) объективный саморазв процесс. 2й пункт у Гегеля – это творец мира. У Маркса – мышление это процесс отражения реального мира. У Гегеля была идеалистическая диалектика. А у Маркса – материалистическая диалектика (диалектика мира определяет диалектику мышления).

Создание вероятностного (относительного, диалектического) детерминизма.

Напомним, что до Маркса философы и учёные барахтались меж двух лжей: либо абсолютный детерменизм (для естествоиспытателей), либо абсолютная случайность (индетерминизм). Гегель, правда, близко подобрался к годному решению, но не дошёл (да и не мог, ведь он идеалист).

Рассмотрим не абсолютный детерменизм, а относительный детерменизм. Случайность и необходимость существуют одно через другое.

Обычно говорят, что абсолютный детерменизм начал рушиться с созданием квантовой механики, по утверждению которой случайность и вероятность – это не результат незнания, а необъективность. Глупые физики, зная лишь абсолютный детерменизм, теперь стали думать, что рухнул детерменизм вообще.

Причинность как момент объективной предопределенности. Ее место во всеобщей связи мира. Абсолютизация причинной связи как основа абсолютного детерминизма.

На чём базируется абс. детерменизм?

1) Нет явлений без причины. Всё имеет причину.

2) Причинная связь всегда необходима (не является случайной)

Можно ли отказаться от этих двух тезисов? Случайно – это не наука. Беспричинность – это не наука. Куда деваться-то?

Основное заблуждение абсолютного детерменизма: они считали, что необходимая связь = причинная связь.

 

Поясним на разборе ответов марксистов.

Тезис 1. Беспричинная связь существует? Ответ: и да и нет. Верно: Любое новое состояние мира подготовлено и обусловлено предыдущим. Ошибка: нет никаких связей, кроме причинных (связь=причина). Причинная связь на самом деле существует, но она является моментом связей мира. Причинная связь – одна из связей, образующих структуру мира. Причинная связь не охватывает всей предопредлённости мира. Но есть ведь и другие стороны связей.

Тезис 2. Причинная связь необходима? Ответ: и да и нет. Да: если мы вырвем связь A→B из мира, то эта связь необходима. До Маркса мир понимали как множество параллельно текущих связей A→B, X→Y. Но мир не такой, в нём всё неразрывно связано. Мир есть единое целое. Множество связей находится на разных уровнях. Так что одна и та же связь на одном уровне может быть случайна, а на другом необходима.

 

Обращаемся к практической деятельности людей. Вырывание причинной связи из всех связей – это упрощение. Но что делать-то? Всего не познаешь, так что это неизбежно. Главное только понимать, что тем самым мы огрубляем связь реального мира. Мы не должны эту причинность абсолютизировать. Люди, изготавливая орудия задавались вопросом причинных связей. Это позволяло предвитель будущее и строить планы. Вырабатывались приёмы поиска причинной связи.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!