Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.



В средние века было 3 решения соотношения вещей и универсалий (понятий).

1) Универсалии существуют ante res (до вещей). Платон. У него общее имеет троякое бытие: до вещей (Эйдосы), в вещах (внутренняя основа вещей), после вещей (в наших головах).

2) Универсалии существуют in rebus (в вещах). Аристотель. Универсалии не существуют до вещей, а существуют только в вещах и в голове.

3) Универсалии существуют post res (после вещей). Умеренный номинализм.

Два вида реализма крайний и умеренный.

Крайний реализм (Платон)– существуют два мира, один из которых вечен, а другой приходящий мир. Существуют не только вещи, но существует и общее, образует особый мир. Общее существует до отдельного.

Умеренный реализм (Аристотель) – общее существует в вещах и в головах, оно идеально. Но эта точка зрения не была выдержана до конца им последовательно. Вспомним его учение о материи и форме. Материя таит в себе лишь возможность. И лишь когда форма проникает в материю – появляется вещь, которая суть единство формы и материи. Формы – идеальные, а откуда они проникают? Извне. Главная фигура – Бог, бож разум. Аристотель сам и не заметил (а может, и заметил), что сам же пришёл к миру эйдосов Платона.

Таким умеренным идеалистом был Шеллинг. С его точки зрения мир есть олицетворение воплощений мирового духа. Во всех вещах присутствует духовное начало.

Материалистический универсизм.

Последовательные материалисты должны были разрешить проблему:

1) общее не может быть материальным

2) значит оно духовное, но признать духовное есть отрицание материализма

В номинализме выходит, что мышление не отражает мир. Реалисты – тут и комментировать нечего. Что делать?

Всмомним. Существует две формы существующего: самобытие и объектальное бытие (существует в чём-то через что-то). Объектальное не является идеальным! Общее существует не самом по себе – а через что-то, не имеет самостоятельного бытия. Общее существует в мире как объектальное. Время, информация ни духовны, ни материальны, но объектальны. Мир есть единство отдельного и общего и друг без друга они не существуют.

 

Универсисты – те, кто считают что общее существует.

Универсизм идеалистический – общее духовно. Он делится на номинализм и реализм.

Универсизм материалистический – общее не духовно, а объектально, существует в вещах. Такая точка зрения была предложена Марксом и Энгельсом.

Диалектика общего и отдельного.

// я вообще не втыкаю, о чем этот вопрос, поэтому оставил, что было

 

см. также вопрос 79 «Материалистический универсизм»

 

Общее объективно, в нем ни чего духовного не, но оно не материально. Существует как связи, как структура, которая пронизывает весь мир. И весь мир есть единство отдельного и общего.

К точке зрения материалистического универсализма пришли только философы из марксисткой школы, потому, что почти все материалисты до Маркса были концептуалисты. Раз они были концептуалистами, они подрывали теорию отражения. Они были непоследовательны. А диалектический материализм это первый последовательный материализм. И только он это проблему вот так решил. Отсюда вытекает существование двух ступеней общественного познания. Есть ступень познания отдельного – чувственное познание и есть ступень познания общего – ступень мышления. В силу такой противоречивости мира, который является единством отдельного и общего существуют две ступени познания – познание отдельного и познание общего. Материалисты мало занимались проблемой общего и отдельного. В основном они решали номиналистически. Номиналистами были Кокс, Джон Локк, все французские материалисты. Впервые эту проблему по-настоящему поставили Маркс и Энгельс, а потом Ленин.

 

Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.

Восприятие есть образы отдельного (сингулатов). Восприятие возникает просто (предмет воздействует на органы чувств; пусть даже есть много точек зрения). А понятия – это образы общего (универсатов). Понятия – мышленные образы объективного мира. Понятия просто так возникнуть не могут. Понятия – есть наши создания, наши творения.

Обыденные понятия создаются народом: сказки, песни. Создатель – «народ». Когда говорим о науке – знаем конкретных людей. Автор «атома», «кварка», «канторового множества»… Когда мы создаём понятие – создаём то, чего в мире нет. Это называется фантазией и в этом смысле – отрыв от мира. Создание общего чистого – это отрыв от мира, но и проникновение в него. Мы для того, чтобы проникнуть в общее – должны создать чистое общее, отрываясь от него.

Наше мышление есть творческое отражение. Теория – это единство творчества и отражения.

 

Чувствозримый мир (мир вещей, отдельное) существует сам по себе и для нас. Об этом мы говорили раньше.Точно так же существует умозримый мир (мир понятий, общее) сам по себе (мир универсатов, существующих через отдельное) и мир для нас (мир чистых универсатов, в нашем сознании).

Общее существует двояко 1) в отдельном через отдельное и 2) в чистом виде в нашем сознании.

 

Каково соотношение мира умозримого самого по себе и мира идеальных универсатов? Эти два мира совпадают и не совпадают. Совпадают по содержанию, но не совпадают по форме. Умозримый мир для нас вмещает в себя только часть умозримого мира в себе. Понятия мы создаём, поэтому мы можем создать фиктивные понятия теплород, эфир, пр. В умозримом мире для нас может быть то, чего нет в мире самом по себе. Когда мы создаём чистые универсаты – мы познаём реальные универсаты.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!