Человек, его природа, сущность и существование.



Проблема человека - одна из основных во всей мировой фил.мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей. В конечном итоге можно выделить следующие особенности человека: 1) Способность к сложной языковой коммуникации. Научение языку происходит из социума.   2) Человек является существом биосоциальным, то есть имеет два рождения: как биологическое существо и потом всю жизнь как социальное. 3)Человек - самое гибкое существо, так как не ограничивается своей биологичностью, регулируя инстинкты и подчиняя биологический уровень. Если животное реагирует на другие объекты инстинктивно и его реакция на раздражители механична, то человек сознательно регулирует эту реакцию, так как имеет способность к пониманию, осознанию и осмыслению.Античная философия: человек рассматривается преимущественно как микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе.

Впервые вопрос о человеке ставят Сократ и софисты, не давая ему определения.

Аристотель: чел. - это политическое животное; но признак политического не является исключительно человеческим, так как политическое - это в некотором роде социальное, но пчёлы и муравьи также живут в общности, хотя она у них слабо развита; также называет логосным животным (логос - неразрывно связанные речь и мышление), то есть человек одновременно животное говорящее и думающее.Средние века. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Человек считался вершиной творения бога, обладая исключительностью и отличаясь от прочих живых организмов наличием души.

Мы подходим к сущности человека с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим.

-Биологическое выражается в анатомо-физиологических, генетических явлениях. -Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека-Социальная способность человека - это отвечать на воздействия социальной среды, формирование знаний и умений, мировоззрения и морали.

-Космическое: работа человеческого организма напрямую связана с космической энергетикой.

Смысл жизни связан с осознанием собственной смерти. Человек - это единственное существо, которое знает о своей смерти, что оно умрёт в конечном счёте. И именно это проблематизирует саму жизнь, так как помыслить своё отсутствие вообще невозможно. Весь наш опыт существования связан с нашим бытием и вне нашего бытия мы ничего не знаем о мире. Весь мир сводится к нашему сознанию. Поэтому смерть - это небытие, ничто, полное отсутствие всего.

 

Практика-основа жизнедеятельности человека. Структура практики.

Греческое сло­во "практикос" означает деятельный, активный. Соответственно прак­тика есть деятельность человека, которая выступает в различных формах. В античном обществе наивысшей формой деятельности считалось со­зерцание мудреца, в то время как труд считался уделом рабов. В хрис­тианстве главная форма деятельности связывается со служением Богу,а это прежде всего молитва. Во всей Философии Нового времени в ка­честве подлинной формы деятельности рассматривается мыслительная деятельность. У Канта практический разум выступает как воля, а прак­тика - как нравственно-справедливое деяние. Практика выше теоретического познания, ибо она обладает достоинством не толь­ко всеобщности, но и действительности. К гегелевским приоритетам объективного над субъективным, практического над теоретическим, средств над целью теснейшим образом примыкает марксизм, который часто назы­вают философией практики.Категория практики понимается в широкое смысле как любая дея­тельность человека, а в узком смысле понимается как предметно-преобразующая деятельность. Важнейшими чертами практики в узком смыс­ле являются: 1)целенаправленность; 2)предметно-чувственный харак­тер; 3) преобразование материальных систем. Практика обладает структурой. Структурными элементамипрактики являются: I) цель; 2) целесообразная деятельность; 3) средства прак­тики; 4) объект практики; 5) результат действия. Цель - это субъективный образ желаемого будущего, то, ради чего предпринимаются определенные действия. Природе человек противостоит как сила. Всё что используется ради достижения цели, называется средст­вом практики. Это не только машины, орудия труда, но и знания, жиз­ненный опыт людей. Деятельность угасает в продукте. Цель осущест­вляется. Возможность превратилась в действительность; практическое действие исчерпало себя.В структуре практики имеются не только субъективные и объек­тивные элементы, но и такие процессы, как распредмечивание и опредмечивание. Опредмечивание- это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным.Распредмечивание - это про­цесс, в котором свойства, сущность, "логика предмета" становится дос­тоянием человека, его способностей, благодаря чему способности разви­ваются и наполняются предметным содержанием. В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на виды: индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации, государства. Любая практика имеет общественный, социальный характер. Человек действует не только как природная сила, но он об­ладает и общественной силой, воплощаемой прежде всего в духовном, идеальном компоненте практики. В практике изменяется не только при­рода, изменяется сам субъект.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!