И очень много песен, буквально на каждый случай жизни.  

Эти записки – попытка написать как-то по-другому

 учебный план, учебные задачи, программу работы учителя в первом классе…

Рокитянская Т.А. 2000-2018

====================================================================

Содержание:

Заметка 1 Возрастные особенности и педагогические возможности в первом классе.

Заметка 2 Что должно быть в конце 1 класса

Заметка 3Рекомендации начинающему учителю музыки

Заметка 4 Как организовать работу в группе

Заметка 5 К чему должен быть готов учитель

Заметка 6 Способ преподавания

Заметка 7 Как быть с инструментами

Заметка 8Смысл и содержание преподавания музыки в начальной школе

Заметка 9Ориентиры на пути учителя музыки начальной школы

Заметка 10 Принципы выбора музыкального материала для работы в 1-2 классе

 

 

Возрастные особенности и педагогические возможности в первом классе.(Заметка 1)

С семи лет начинается новый этап развития ребёнка – так называемый «кризис семи лет». (Начало этого периода связано со сменой зубов). До семи лет жизнь ребёнка представляет собой одно целое, он не может раздваиваться – думает, делает и чувствует одновременно. С семи лет ребёнок начинает разделять свои чувства и деятельность на внутреннюю и внешнюю – начинает разделять себя и мир. У него появляются серьёзные личные переживания, и в то же время он пробует вынести их во внешний мир, ищет связимежду своими поступками и переживаниями, и реакцией на них внешнего мира. Он хочет учиться у мира, хочет быть с ним в дружбе и понимании. Поэтому очень важно, чтобы ученик испытывал к учителю приязнь, доверие – учитель должен быть для ученика в этом возрасте абсолютным авторитетом. Авторитет устанавливается естественно, если учитель будет отвечать потребностям и запросам учеников, которые и рождаются из их возрастных особенностей. Такие отношения поддерживают изначальную, от природы присущую ребёнку потребность учиться.

 

К этому времени дети теряют своё былое очарование и непосредственность – становятся стеснительны, застенчивы, скрытны. Возникает новая, внутренняя жизнь переживаний. Эти переживания начинают жить отдельной, «своей жизнью» и влиять на внешнюю сторону – поведение ребёнка. Это время, когда ребёнку можно без насилия привить «хорошие манеры» в мыслях и действиях. Причём это можно делать очень легко и естественно при помощи подражания – столь хорошо действующего в возрасте от трёх до девяти лет. Поэтому учитель должен уметь делать красиво и правильно абсолютно все: говорить, петь, танцевать, ходить, рисовать, одеваться, играть на флейте и на гуслях!

 

В это время у детей формируется воображение, закладываются основы личности – нравственность,совесть. Эмоциональные, познавательные и телесные процессы ритмическисогласованы между собой. Речь, мышление почти нераздельны с двигательной системой организма, тонкой и грубой моторикой. Здесь важно не перегружать ребёнка лишними, «головными» знаниями – развитием интеллекта будем заниматься чуть позже, – а сохранять его силы для строительства здорового организма.

 

К семи годам у ребёнка возникает личное сознание – свои мысли – и они становятся более сознательными. В связи с этим ребёнок ищет новых отношений с обществом – отсюда стремление детей пойти в школу. Происходит перестройка отношений ребёнка с действительностью – так называемая социализация. Готовность к школьному обучению возникнет в полной мере тогда, когда пройдет период социализации, нахождения своего места в классе, контакта с учителем, осознания себя как ученика, нахождения смысла в поступках. Здесь важно понимание и принятие игр с правилами, умение договариваться. На это уходит первое полугодие.

 

Когда ребёнок мотивирован к познавательной деятельности, он начинает постигать разные языки познания мира: интеллектуальный, эмоциональный, художественный, тактильный и др. Его интерес направлен на установление дружеских отношений с внешним миром и на освоение человеческого опыта в познании мира и его культуры.

 

В музыкальном воспитании главный язык – это язык эмоций. Целью этого периода становится развитие и воспитание эмоциональной сферы учеников. Нередко дети в это время испытывают «эмоциональный голод», так как они теряют свою былую непосредственность, бывают застенчивы, плохо различают эмоции. С семилетнего возраста ребенок начинает интересоваться и понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой», «я недоволен» и т.д. – он начинает ориентироваться в собственных переживаниях.

 

Музыка, как ничто другое, способна влиять на самые глубинные чувства.Обнаруживая в себе эмоциональный отклик на музыку и на сам звук, ребёнок познает мир глубже и тоньше, чем при восприятии моральной проповеди или сухих правил, ничего не говорящих его сердцу. Воспитание через звук самым успешным образом развивает внутренний мир ребёнка, вырабатывая устойчивый познавательный интерес, умение учиться, навыки общения и самоконтроля, принятия социальных норм и нравственного поведения.

 

Итак, акценты психолого-педагогической работы в 1-м классе это –

адаптация к школе;

принятие внутренней позиции школьника;

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

социальные умения;

связь педагогического стиля учителя и развития его учеников.

 

Что должно быть в конце первого класса?(Заметка 2)

 

Мы должны подготовить ребёнка к долгому школьному пути: научить концентрироваться и расслабляться, быть внимательным и погружаться в тему, уметь находить поводы для радости, для печали, для деятельности и созерцания, уметь работать вместе с другими – детьми и взрослыми, отвечать за свои вольные и невольные действия. И конечно, для музыканта главное – открыть дверь в музыкальный мир, познакомить с музыкальным языком, который может всему этому научить. Детям предстоит долгая жизнь, и не надо спешить загрузить голову ребёнка всеми правилами и знаниями о музыке, пусть он научится наслаждаться ею, воспринимать её язык как возвышенный, всеобъемлющий, как язык своих чувств. И тогда ваши ученики смогут обращаться к музыке всю свою жизнь, на каждом её отрезке находя созвучное себе.

 

Какие качества и умения должны приобрести дети на уроках музыки в первом классе?

1. Внимательность, умение сосредотачиваться

2. Эмоциональная отзывчивость

3. Чувство слуха

4. Певческие навыки

5. Знакомство с музыкальным языком через образы и движения (ритмическое, мелодическое, тембровое)

6. Коммуникативные навыки

7. Умение жить и играть по правилам

 

Если мы обращали внимание на эти семь пунктов, занимаясь музыкой в течение года, то в конце года ясно видны результаты ваших усилий:

Ваши дети любят музыку!

Умеют вас слушать, соблюдать дисциплину.

Эмоционально развиты.

Чисто поют вместе – почти все.

Красиво и ритмично двигаются.

Приобрели первоначальные ритмические навыки.

Умеют работать (играть!) друг с другом в хороводах и танцах.

Могут импровизировать (на пяти звуках флейты и металлофона)

Знают около 40 песен.

Исполняют не менее 10 песен на флейте.

Различают звуки различных материалов.

У них начал развиваться художественный вкус…

 

Собственно, это и является оценкой работы учителя: вложил ли он какие-то начатки «компетенций», подготовил ли почву для работы во втором классе?

 

 

Литература:

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Глава VI. Воспитание эмоционального

поведения. Глава VII. Психология и педагогика внимания.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.

Вюнш В. Формирование человека посредством музыки.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник.

Соесман А. Двенадцать чувств. СПб, 2013

 

Рекомендации начинающему учителю музыки.(Заметка 3)

Когда вы встречаетесь с новой группой, с которой вам предстоит работать, то начинаете всегда с определённых шагов. Какого бы возраста ни была группа – первые шаги всегда будут похожими. Это знакомство – каждомунадо как-то представитьсебя другим детям, завязать контакты. И в первое время этаустановка будет доминировать над всем другим, здесь собственно мало учебы-воспитания, главное – выращивание атмосферы, которая потом будет на вас работать. В первом классе у меня на это уходило до полугода. Только в январе-феврале я заметила, что дети уже наигрались в контактные игры и готовы к следующим шагам. В каждой начальной стадии рождения сообщества будут свои особенности, но в начале работы время знакомства, создания контактов, приятия друг друга всегда стоит в центре внимания педагога.

В это время хорошо идут танцы «Здравствуйте, до свидания», «Танец встречи» и т.п. Игры «Ниточка», «Летающее имя», «Игры с именами»,инсценированное пение, пение с хороводами – «Пошла коза по лесу» – контакт и подчинение. Привлечение внимания к себе, проблемы выбора – «По-за городу гуляет», «Уж во городе царёвна», «Сидит Дрёма», «Вдоль по улице молодчик идёт» и т.д.

За время эпохи знакомства учителю надо постепенно приучать группу к концентрации внимания и к вниманию к своей особе, так как пока группа не научится реагировать на ведущее группу лицо – развитие будет идти с затруднением. Здесь хорошо идут игры-хороводы: «Зеркало»– пример смены роли: лидер-исполнитель[1]; «Веду автомобиль» – контактная игра, где есть ведущий и ведомый; «Сидит Дрема», «По-за городу гуляет» – кроме проблемы выбора, здесь важен контакт с группой: чтобы понравиться всем, надо выглядеть красиво, «красоваться», держать себя достойно, привлекательно – тут,очень уместно поговорить о манере поведения. Девочки очень эмоционально реагируют на весть о том, что на них всегда смотрит царевич – эта мысль способна помочь на достаточно долгое время стараться «держать себя».

В результате таких педагогических действий у вас с группой появляется общий язык, общие представления о поведении на занятиях, доверительные отношения с каждым участником группы. Формируется произвольное внимание –при помощи игр на вслушивание. В этот же периоднадо начинать вводить звуковые ритуалы: приветствие и прощание как границы урока, помещение себя в заранее условленное время и место (например, кабинет музыки). Звук колокольчика или треугольника – призыв к тишине. Ритуалом должно стать и домашнее задание, очень простое, например – услышать дома (или по дороге домой…) самый тихий звук и рассказать всем об этом звуке. Или заметить, какую песню напевала дома мама, брат, бабушка. Или самый необычный, незамечаемый раньше звук. Или сделать шумящий инструмент из любой ёмкости, наполнив её крупой, камешками, монетками и попросить одноклассников угадать по звуку, что там лежит – предмет из дерева, из металла, из пластмассы?Если там крупа – можно угадать, какие именно зёрна там находится. Такие задания очень нравятся детям.(См. раздел программы «Звук и слух. Игры на вслушивание»).

 

За время знакомства необходимо установить тёплую, доверительную атмосферу в группе, вырастить и укрепить авторитет учителя.В результате у детей естественно протекает познавательный процесс: развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, регуляции поведения и деятельности.

То, что цвело в этом году (первый класс), должно стать удобрением для жизни второго класса; тогда взрастут новые цветы, которые в своё время будут удобрять почву для третьего класса.

Темпы уроков и, шире, темпы прохождения этапов зависят от состава вашей группы, или от «темперамента» вашей группы, они бывают разными всегда.

Откажитесь от заранее приготовленных поурочных планов! Они усыпляют мысль и живую реакцию на происходящее на уроке, заставляют забыть об истинном ходе научения и искусственно тянут к цели, которая на деле может оказаться неверной или недостижимой, или вовсе ненужной! Каждый следующий урок готовьте сразу после только что проведенного урока… Но это не значит, что учитель не должен знать свой план (предмет), свои цели– напротив, он должен знать все это в гораздо большем объёме, чем поурочный план или даже учебный план на год. Хорошо, когда учитель умеет предвидеть все возможные ходы и выходы в пространстве своего предмета. Малообразованный учитель в наше время, в XXI веке, просто не сможет существовать, для него нет места работы – возможности образования через компьютер выглядят настолько симпатичнее, что общество будет обращаться только туда. Но кое-чего компьютер все-таки не может – живое общение, тёплое и умное, направленное именно на тебя, возможно только с живым, тёплым и умным учителем. А это уже другой стильпреподавания, другие педагогические навыки, другие умения и представления. И другие результаты.

Учитель,учись! Работать на будущее – значит работать в настоящем.Придётся вырабатывать свой язык, стиль голоса, выразительность.

 

Как организовать работу в группе(Заметка 4)

 

Оптимальная наполняемость группы 10-15 человек.

Работа по программе не требует учебника для учащихся. Более того, работа с музыкальным материалом, со звуками исключает видовой ряд! Только так сильнее начинает работать воображение, интуиция, представления, т.е. то, что мы именно хотим воспитать в ребёнке. Визуальная (внешняя) работа ставит слуховую (внутреннюю) работу на второе место, отвлекая от главной задачи, подменяя ее вглядыванием, а не вслушиванием и наблюдением за своими эмоциями. Связывать визуальный ряд с музыкой возможно только при достаточном накоплении музыкальных впечатлений. 

Кроме того, современная массовая культура сплошь визуальна, а нам надо раскрывать слуховые каналы, напрямик ведущие нас во внутренний мир. 

 

Вообще, слышать в картине музыку – это такие тонкие вещи! Наверное, тоньше, чем в музыке слышать (находить) свои чувства. Но если эти ощущения навязывать, подсказывать, то ничего, кроме клише, стандартных, мало что выражающих ответов, мы не услышим. А в старшем возрасте, увы, это может принимать формы яростного протеста против любой классической музыки. Так подростки защищают свой эмоциональный мир. Возможно, поэтому их музыка так отличается от «любой классической».

 

Итак, работая над внутренним, нам не надо видеть глазами, лучше всего их закрыть Посмотритена скульптуру Коненкова, изображающую Баха (см. В пособии «Звук и слух»): лежащая голова с закрытыми глазами, полностью вслушивающаяся.

 

В процессе работы, однако, возникают вещи, которые хочется, надо записать. Это можно делать в рабочей тетради, после предварительного обсуждения, выявления музыкального в том, что мы сейчас делаем. Таким образом, учебник рождается в руках учащегося. Это очень хороший способ научитьребёнка любить учебную книгу.

 

Поурочные планы каждый учитель должен составлять САМ! Это его творчество, это его внимание к состоянию класса, это его выбор музыкального материала. Не случайно работу учителя сравнивают с режиссурой, учитель сам пишет сценарий и сам режиссирует ход урока.

 

Учитель, работающий по программе «Каждый ребенок – музыкант», должен прилагать больше усилий, чем при прежних способах работы, так как всё, что должны делать дети, он должен уметь делать сам. Причём, делать это высококлассно, без ошибок, красиво и уверенно, увлекая своей деятельностью детей. Учитель должен чувствовать себя свободным творцом, впрочем, целиком и полностью отвечающим за последствия своих экспериментов над детьми…

 

Учитель должен убедить своей деятельностью администрацию и родителей в правильности выбранного пути. Это будет очевидно, когда у детей повысится мотивация к занятиям музыкой.

 

В таком случае, роль методического пособия, совершенно очевидно, вырастает во много раз: это учебная книга для учителя. Работа над собой – главная цель учителя.

 

Рабочая тетрадь – минимальных размеров – готовится к изданию. Она существенно отличается от ныне изданных рабочих тетрадей, т.к. тоже направлена на «звучание». Например, если лист будет чистым, и вы предлагаете вспомнить свою любимую (на сегодня) песенку, то ребёнок может просто нарисовать то движение, которое вы делали под эту песенку. Сведения о музыке, о песнях, которые дети узнали, запомнили, полюбили, заносятся в тетрадь своими словами, без подсказок, тестов, кроссвордов и т.д. В первом классе писать – очень трудное дело, поэтому можно свои впечатления, или «памятки», зарисовывать в виде маленьких картинок-напоминалок. Можно (но не обязательно!) записывать детские выступления на видео, раз в четверть и просматривать с детьми, обсуждать.

К чему должен быть готов учитель(Заметка 5)

Учитель по-настоящему может учить только тому, что любит сам…. На одном, любимом, материале можно научить очень многому, ищите! Полюбите и поймите весь тот музыкальный материал, который будет служить вам в протяжение года.

Чего не должны знать дети 1-го класса – никаких названий, абстрактных знаний типа – это опера, это балет, это – симфония… Часто учителя и родители считают, что такие знания не помешают ребёнку жить, он все равно запоминает всё, что встречает на своём пути. Но лишние, непрочувствованные, непроживаемые, а лишь заученные головой знания, только отягощают наши бедные головы, занимая драгоценные полки в мозгу, где могли бы храниться более необходимые для жизни знания. Сколько раз я видела, как дети на хитроумный вопрос взрослого начинают извлекать из своей памяти все слова, которые они запомнили по совету взрослого: авось какое-нибудь подойдёт…

Что должен знать учитель?Все о возрастных особенностях, т.е. о тех возможностях развития, которые ребёнок может воспринять именно в этот момент своей жизни. Каждое занятие должно быть тщательно продумано – ничего лишнего, что может только перегрузить голову ребёнка.К счастью, маленькие дети умеют пропускать мимо ушей недоступную для их уровня информацию!

Что должен понимать учитель о себе?Надо понять свой педагогический темперамент и уметь им управлять. Традиционно выделяют четыре темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. Чистых темпераментов нет. Бывает у одного человека по три, но один главенствует. [2] Темперамент даётся природой.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные же свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость, он слишком занят собой, мало реагирует на внешние факторы; у флегматика — безразличие к людям, равнодушие, сухость, такойучитель может действовать на детей удушающее, т.е. ребёнок у него может стать нервозным; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство -его воспитанники могут быть не достаточно жизнерадостны, с подавленной волей; у холерика — поспешность решений,возле напористого учителя дети чувствуют страх.

 

За долгую педагогическую практику у меня выработались пять ориентиров, которые помогают «держать курс» во время плавания на волнах урока. Вот эти ориентиры:

 

1. Необходимость вслушивания в звуки. Это прежде всего воспитание внимания, интереса к внешним проявлениям жизни, желания понять, почувствовать и принять «к свéдению»[3].  Это раскрывает возможности слуха, который по определению есть у всех людей, но не все им умеют пользоваться. Слух может стать «воспитанным»: может различать тембры, силу звука, движение звука, характер звука (см. «Игры на вслушивание»). Вслушивание способствует выработке чистого и красивого пения. Помогает найти связи между умением слушать, умением говорить об услышанном и умением обращаться со звуком.Вслушивание и восприятие через деятельность – пение и игру в звуки – прекрасная возможность для развития слуха.  Умение слушать – одно из важнейших компетенций нового образования.

 

2. Необходимость«одвиживания» музыки. У современных детей – усиленная тяга к движению. Как раз именно движение способствует восприятию звуков, и, наоборот, звуковое восприятие влияет на движения тела и их контролирует. Нарушение или отсутствие связи между движением, ритмом дыхания и способностью к активному слушанию затрудняет умственное развитие. И наоборот – если есть определенное соотношение, определенное равновесие между двигательной активностью, ритмом дыхания и актом вслушивания в звуки музыки или речи – развитие идет значительно успешнее. Для ребёнка очень важны жесты, интонации: дети не всё могут понять в речи взрослого, но по жестам, интонациям о многом догадываются, считывая настроение: радость, страх, удивление, испуг, ласку, заботу. Законы жизни и музыкальные законы тесно связаны.

Музыка существует в ритме, которым пронизаны все жизненные процессы в человеческом организме.Очень важны движения раскачивания. Музыкальная лестница, звукоряд, выводит человека из бренного тела, он мыслью обращается к высокому, к тому, что выше повседневности.Так же как семена выходят из тёмной земли и тянутся к свету, превращаясь постепенно в прекрасные цветы. (См. «Образно-двигательная музыкальная грамота»).

 

3. Необходимость играть со звуком. Это открывает пути к творчеству – эмоциональную отзывчивость, возможность импровизироватьи сочинять свою музыку. Вовлекает в групповые игры со звуком, где соединяется слушаемое и извлекаемое самостоятельно – приобретаются коммуникативные навыки. 

Здесь же вырабатываются навыки деятельности по правилам.Если восприятие не развито, то и отдача будет не яркой, неинтересной, скучной (см. «Игры. Хороводы. Флейта»).Задача учителя тщательно подготавливать пространство игры, создавать тишину, настраивать на тему, т.е. задавать тон. Тогда можно делать коротенькие звуковые зарисовки погоды. Лучше пронаблюдать –потом озвучивать. Но можнои озвучивать картины, где есть один главный герой: снегопад, листопад, дождь, ручей, сосулька… Такие игры открывают пути для приобретения мыслительных и исследовательских навыков ребёнка – важнейших компетенций современной педагогики.

 

4. Необходимость приобретать умения в пении, во владении музыкальными инструментами.

Здесь происходит развитие моторики– тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации,координации движения. Формируются сложнокоординированные двигательные действия. Здесь приобретается художественный вкус, чувство красоты и гармонии.Происходит обогащение памяти через заучивание песен и мелодий наизусть,

восприятие и воспроизведение большого количества материала, на почве

которого в дальнейшем обучении начальной школы будет приходить осознанное

понимание, дающее возможность дальнейшего роста учеников.

Песни выбираются по календарю – этим осуществляется связь с действительностью, с жизнью. Наблюдения за жизнью природы, за деятельностью людей, за сложившимися традициями – все это проживаетсяс помощью музыкального языка. Это и народные бытовые песни, и песни о природе,(см. «Песня на все случаи жизни»)и инструментальные зарисовки.   

Весь музыкальный материал сначала долго поётся с голоса учителя, без помощифортепиано. Учитель должен уметь чисто петь!Дети не скоро могут петьсамостоятельно, без помощи учителя – это не страшно.

 

5. Необходимость«воспитания чувств».Мы говорили о том, что в 1-м классе надо развивать эмоциональную восприимчивость; если на неё не обращать внимания – она может совсем отключиться и не участвовать в развитии. Что, конечно, сильно обедняет восприятие жизни, тормозит творческое, активное начало личности.Однако, если эмоции «бьют через край», не подчиняются разуму, не контролируются личностью, которая их переживает – то создаются сложности в поведении, восприятии и мышлении. Уместно поэтому в 1-м классе вызывать эмоциональную реакцию не от себя –мне плохо, мне больно, мне весело, мне страшно,– а от «других героев»:от лица животных, от образов природы. Дети в этом возрасте легко перевоплощаются и с удовольствием, и с яркой выразительностью переживают жизнь зайчика осенью, зимой, весной…  Выражать и оговаривать свои эмоции им гораздо сложнее. У очень эмоционального учителяесть опасность навязать детям свои жесты, мимику, не прочувствованные лично ребёнком, не вызванные его внутренней потребностью. В театре – пожалуйста, – это роль. Отчасти поэтому, дети не любят репетировать, т.к. чувствуют фальшь…

 

Дело учителя – разглядеть, у кого надо будоражить эмоциональную сферу, а у когоприглушать… А в целом задача – обратить внимание ребенка на то, что у него есть такие возможности, что он может видеть и слышать что-то, может эмоционально реагировать на то, что видит. Например, на вопрос: «А камни могут плакать?» ребенок ответил так: «Могут! Когда я утром пришёл в лес, то камни были мокрые от слёз, им ночью было страшно…».Это уже предвосхищениеэмоционального состояния стихотворения «Ночевала тучка золотая».В возрасте до 9 лет очень важно личное восприятие внешних впечатлений, их проживание, вслушивание и вглядывание в них. И затем передача их изнутри, из себя обратно во внешний мир – в художественном отображении.Выражение эмоций через звуки инструментов подчёркивает чуткость и тонкость восприятия… Эмоциональный контроль – также одна из важнейших компетенций, которой надо уделять внимание с 1-го класса.

Способ преподавания(Заметка 6)

 

В семилетних детях еще очень жива способность к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы правильного, красивого и гармоничного действия. Обучение происходит по модели – «Делай, как я». Эта форма обучения особенно важна при работе с пением: внимательно смотря на поющего, дети воспринимают пение мышечно– считывают мышечные движения горла и копируют их. Точно так же обучение происходит у птиц! Очень важно петь песню всегда от одного тона на каждом уроке; через какое-то время дети сами дают этот тон – их мышцы запоминают положение тона, и они без настройки начинают петь в той тональности, к которой они уже привыкли…Так обнаруживается наличие у ребёнка абсолютного слуха: пока он не знает названия какого-то конкретного тона, но уже ощущает, что у каждого тона есть своё местоположение на музыкальной лестнице[4].

При таком способе обучения очень важно, чтобы голос учителя по силе и простоте выражения не слишком отличался от голоса детей – им трудно повторять хорошо поставленный оперный, с вибрато голос. Иногда они даже начинают смеяться, или пугаются, или чувствуют, что это нечто чужое и далёкое. Детям естественно петь высокие звуки – не опускайте их на землю раньше времени. Учитесь сами петь тонко, высоко[5]. Самая естественная позиция в соль мажоре – работая по пособиям, вы убедитесь, что эта тональность самая удобная и для пения, и для постижения музыкальной грамоты, и для ансамблевой игры. Вспомните, что первый звук в гамме был ля – по нему до сих пор идёт настройка инструментов и ему присвоена первая буква алфавита – а. Но наше современное ля доходит до 444 колебаний в секунду, а когда-то было 390 колебаний, т.е. физически это был тон современного тона соль! (В до мажоре петь неудобно, удобно только рассматривать на фортепиано, где видны конкретные тона и полутона.На скрипке – свои любимые гаммы, которые строятся от открытой струны…).

Однако, есть и ограниченность системы обучения через подражание. Если учить только этим способом, то у обучающихся не работает собственная воля, они не прилагают своих усилий, как бы перекладывая работу на учителя.Подражание должно превращаться в собственные чувства и понятия. Поэтому игру по подражанию надо чередовать с самостоятельным исполнением – пением, игрой на флейте, импровизацией. А исполнение всей группой надо чередовать с исполнением соло – лучше на флейте, ксилофоне, т.к. сольное пение не всем подходит. Хорошо делить группу на две части – одна исполняет, другая слушает;так можно почувствовать две роли, которые в жизни каждого человека всегда присутствуют!

 

Образная подача материала в дошкольном и младшем школьном возрасте является мощным, универсальным методическим средством. Образ – это не отражение ощущений в сознании; имеется в виду художественный образ, метафора, иносказание, притча, сравнение, символ.Образ пробуждает фантазию, вызывает живое чувство[6]. Именно образы сказок, легенд, мифов, преданий и т.п. формируют характер, будоражат совесть, выявляют склонности, симпатии к доброму и антипатий к злому. Образ обращён к переживанию и затрагивает всего человека: мышление, чувство и волю.Образное преподавание помогает детям вырабатывать представления, необходимые при переходе к знаковым системам: нотной грамоте, письменной грамоте, чтению и счету.Поэтому в донотный период я использую свою методику «Образно-двигательная музыкальная грамота», которой посвящено отдельное методическое пособие[7].

Учитель вместе с учениками исследует жизнь природы, как образы и символы моральных, душевных и духовных качеств человека. Ученики воплощают художественные образы в своих импровизациях, театрализации, озвучивании – через пение, движение, игру на музыкальных инструментах. Художественный образ с семи лет становится основным инструментом деятельности.

Уроки можно проводить в разных стилях:урок-знакомство,урок-исследование,урок-размышление, урок-диалог, урок-навык, урок-игра, урок-репетиция (хотя именно репетиций дети не любят!),урок-концерт. Однако, если сделать весь урок размышлением – дети конечно завянут… Поэтому центральная задача урока должна быть не более 10-15 минут, а остальное время можно посвятить повторению или навыку, или игре.

 

Как быть с инструментами(Заметка 7)

Все виды используемых ударных инструментов подробно описаны в книге «Музыкальные инструменты в школе. Традиции и новации». Как на них делать нюансы – крещендо, диминуэндо, форте, пиано – тоже. Как покупать флейты. Как вводить гусли. Каждую группу инструментов представлять отдельно, как знакомство, с рассказами, вопросамии исследованием, пробой игры. Можно сделать озвучивание сказки только на барабанчиках, только на ксилофонах. Исследуйте все палочки, которыми вы ударяете по ксилофону, металлофону, треугольнику: разные палочки дают совершенно разный звук – учите детей находить красивый, выразительный звук. Например, по большой медной тарелке лучше всего играть очень мягкой, войлочной колотушкой – получается таинственный, волшебный звук. Если такой колотушкой ударять очень быстро, тремоло, и делать крещендо – будет нарастать гром, как во время грозы. Очень важна сила удара – деревянной палочкой надо играть очень легко, иначе звук собственно удара убьёт всю красоту – звонкость и хрупкость звука.Звучащий материал отдаёт именно тот звук, который вы запрашиваете своим прикосновением…

 

После ознакомления с некоторыми различными видами перкуссии можно поделить их на звенящие, стучащие, шуршащие, шумящие, гудящие, бренчащие, свистящие инструменты. Для маленьких детей надо выбирать тихие инструменты. Они должны быть такими, чтобы их удобно было держать в руке или вешать на пальчик. Можно сделать звенящие браслеты на руки и на ноги. В изготовлении различных «шумелок и шуршалок» дети принимают самое активное участие, насыпая в разнообразные коробочки, баночки горох, рис, камешки и прочее. Безусловно, надо иметь мешочек с разными бубенчиками, негромкими колокольчиками, маленькими парными тарелочками. Словом, нужна всякая звенящая металлическая утварь – «звенелки». Следующая группа – «стучалки»: деревянные палочки, кастаньеты, деревянные коробочки, различные барабанчики, бубны. Потом – «свистульки» с одним-двумя тонами. Позже к этому перечню добавляются ксилофоны, металлофоны, стеклофоны, глокеншпили (колокольчики). Это уже мелодические ударные инструменты, так как на них можно выводить мелодии.

Смысл и содержание преподавания музыки в начальной школе.(Заметка 8).

 

Общие задачи воспитания и образования – такие как личностный рост, социализация, умение слушать и вникать в задачу, умение наблюдать, умение действовать, умение учиться – успешно решаются на занятиях музыкой, через игру, в том числе игру на музыкальных инструментах, пение, театрализацию.

 

Пение воспитывает слух, делая его тоньше, восприимчивее, помогает в изучении иностранных языков, а также русского языка. Помогает в логопедии, устраняет заикание.

Музыкальное движение помогает при освоении пространства, ориентировании, строит пластику тела.

Музыкальное исполнительство помогает при становлении личности, характера, воли, выносливости, ответственности.

Музыкальное искусство, больше других искусств, способно развивать клетки головного мозга, устанавливать ассоциативные, межпредметные связи.

Музыкальное искусство, больше других искусств, способно проникнуть внутрь человека. Часто, играя, музыкант закрывает глаза, чтобы отделиться от внешнего мира.

Также часто среди музыкантов бывают слепые люди: все видимое не отвлекает их, зато невидимое они чувствуют значительно тоньше и глубже. Упражнения в пространстве музыки развивают, прежде всего, внутренний мир ребёнка, обогащают его переживанием чувств, учат читать настроения другого, сопереживать общее, сочувствовать переживаниям других и понимать настроение природы.

 

Учитывая все вышесказанное, становится понятным, почему такие занятия не требуют и не нуждаются в учебнике. Лучше, когда дети сами вспомнят и представят себе снег, который они вскоре ожидают, или дождь, который видели вчера.

Также ясно и выразительно можно озвучить настроение эмоций радости, печали, гнева, страха, изумления, отвращения, ласки, нежности.

 

То, до чего дети дошли в процессе познавательной деятельности, можно зафиксировать в рабочей тетради; тогда тетрадь для первого класса должна будет состоять почти сплошь из чистых листов, на которых дети могли бы сами изобразить настроение, при помощи наводящих вопросов, разумеется, причем эти вопросы можно ставить не словесно, а при помощи наводящих на тему картинок-линий.

В первом классе меньше всего следует ожидать ответов на вопросы. Скорее их надо ставить перед детьми, будоража их, вызывая изумление, интерес, желание понять. Ведь, добиваясь от детей «правильного ответа», мы рискуем получать только общеизвестные, клишированные ответы, вроде «осень – грустно, лето – весело». Когда дети просто запоминают то, что говорят взрослые, у них не включено там, внутри, не отзываются чувства, так как дети заняты усилием запоминания. Часто можно наблюдать, как дети на вопрос взрослого «как это называется», начинают судорожно вспоминать все заученные слова, авось какое-то из них подойдет! Это печально. Гораздо интереснее, когда у детей начинают работать ассоциативные связи, включаются воспоминания, образы, переживания. Что и проявляется у детей к 4-му классу!

 

Итак, есть смысл заниматься музыкой с детьми начальной школы с целью:

1. Раскрытия и развития эмоциональной сферы ребёнка, т.е. восприятия, реакции, ощущения, понимания человеческих переживаний, высказанных музыкальными звуками.

2. Понимания эмоции другого человека через словесное высказывание (рефлексию).

3. Овладения языком звука, т.е. музыкальным языком – пение, игра на муз. инструментах (для выражения собственных переживаний и понимания эмоций другого).

4. Овладения музыкальной грамотой (3-4 кл.) – письменной системой записи музыки.

 

Теперь можно поставить следующие педагогические задачи для работы 1-2-го года начальной школы:

1. Выработка внимания

2. Эмоциональная отзывчивость

3. Раскрытие чувства слуха

4. Певческая практика

5. Знакомство с музыкальным языком через образы и движения (ритмическое, мелодическое, тембровое)

6. Коммуникативные навыки

7. Умение работать по правилам

 

Исходя из поставленных задач, становится очевидной важность тщательной проработки методики и репертуара. В первую очередь учитель должен понимать и отвечать на вопросы, зачем, как, почему, когда и что он делает на уроке. Здесь могут быть непривычные или даже трудные для учителя приемы работы, например:

 

Весь первый и второй год обучения лучше всего к фортепиано не подходить!

Более половины урока проходит в движении!

Надо уметь играть на флейте!

Еще чуть-чуть на гуслях! (хотя, конечно, совершенству нет предела).

И хотя бы водить смычком по скрипке и виолончели… (Конечно, можно привлекать к этому педагогов-инструменталистов). 

И ещё: петь все без нот, т.е. наизусть… и без сопровождения.

И очень много песен, буквально на каждый случай жизни.  

 

Но главное – понимать, зачем вы делаете так, каков будет результат и почему именно вы идёте этим путем. Ведь должны измениться и привычные формы «отчётности» – концерты перед родителями и администраторами учебного процесса. Музыка не как развлечение и не как область культуры, которой надо владеть, и не как способ выделяться на конкурсах.

Музыкальной может стать сама жизнь человека, когда он сможет говорить на этом общемировом, общечеловеческом языке.

 

Осуществление поставленных задач может происходить в течение года, по знаковым событиям года. Удобно делить год так: Золотая Осень, Поздняя осень – ожидание зимы, Рождество, Проводы зимы, Закликание весны, Встреча весны – Пасха, Весенние полевые работы, Жизнь лета.

Сентябрь, октябрь: знакомство учителя с детьми и учащихся между собой. Первоклассники много сил тратят на нахождение своего места в классе, своей «особости», ищут привязанности – друзей и, увы, недругов. Поэтому они часто отвлекаются от учительских «задач», решая свои собственные. В это время очень хорошо «идут» танцы, хороводы и упражнения на освоение пространства, подготавливающие к играм с правилами, упражнения со звуками и буквами, ритмические игры, вводящие в язык музыкального ритма.

Игры с именами, а также игры на интонирование «работают» на знакомство учителя с детьми и детей между собой: они строятся на совместной и индивидуальной деятельности детей, во время которой учитель отслеживает проблемы при пении, проблемы ритмической системы и коммуникабельности ребёнка.

Необходимым элементом работы с первоклассниками является выработка, установление ритуалов: приветствие, прощание, правила поведения на уроке, рефлексии – фиксации «хороших» и «неудачных» моментов деятельности.

С первых же уроков начинается «музыкальное проживание жизни». Во-первых: смена статуса – ребенок становится учеником, он ходит в школу за знаниями, он принимает школьные правила, чувствует себя «взрослым».

Во-вторых – все жизненные события природы, распорядка дня и т.д. также отмечаются музыкально. Начало осени: дары природы, праздник урожая, активная деятельность по устройству запасов на зиму, золотая осень, отлёт птиц.

Ноябрь, декабрь:

Поздняя осень, тёмное время, засыпание деревьев. Первый снег.

Исследование звука: изготовление музыкальных инструментов, поиски источника звука вокруг нас. Игры на вслушивание. Импровизации на шумовых инструментах: звуковое отображение явлений природы, настроения человека – направленного больше в себя, чем наружу. Это переживание эмоций, в том числе религиозные переживания, связанные с рождением Иисуса Христа, размышления о них.

Праздник Рождества – пение колядок и рождественских песен.

В это же время добавляются:

Задачи по приобретению необходимых для музицирования навыков:

Разучивание песенного материала для работы с флейтой, с ударными инструментами – при помощи методики по образно-двигательной музыкальной грамоте связанной со звуковысотностью.

Продолжение работы с ритмом, с освоением пространства.

Работа с флейтой: дыхание, пальчиковые игры, артикуляция, звукоизвлечение.

Работа с ударными и шумовыми инструментами, изготовление своими силами ударных инструментов, понимание источника звука, его особенностей. (Игры на вслушивание).

 

Январь, февраль, март:

Зимние работы: ткачество, вязание, работа со льном, работа с домашними животными. Песни под работу. Зимние игры – катание на санях, катание с гор.

Озвучивание сказок и стихов: «В долгие зимние вечера». Внимание к внутреннему миру чувств. Размышления.

Прибавление света. Проводы зимы, масленица. Закликания птиц, веснянки, сравнение веснянок разных народов.

 

Со второго полугодия увеличивается время на приобретение навыков и умений.

Задачи по приобретению необходимых для музицирования навыков:

Хороводы.

Рабочие песни для флейты.

Работа с ксилофонами и металлофонами.

Ритмические игры.

Работа с флейтой – птичьи переклички, импровизации. Игры пастушков – флейта и колокольчики, импровизации.

Практические занятия с флейтой – игра на трёх звуках. Правильное, красивое звукоизвлечение, выработка устойчивой моторики на три звука, правила дыхания и артикуляции.

Певческие навыки: унисон, повторение заданного тона, пение с движением.

 

 

Апрель, май:

Переживание обновления жизни, пробуждение природы, прилёт птиц, цветение, праздник Пасхи. Чувства и эмоции вновь направлены наружу, «на весь свет». Выход животных на луга, на травку. Нахождение весенних звуков и имитация их на флейте, металлофоне, ксилофоне, ударных и шумовых инструментах. Весенние работы – посевные песни.

Задачи по приобретению необходимых для музицирования навыков:

Пение весенних песен (не менее пяти)

Игра на флейте (на пяти звуках)

Пение «рабочих песен» с движением (не менее пятнадцати)

Упражнения на ритмы (не менее пяти)

 

 

Содержание:

1. Художественное переживание явлений природы:

– День, ночь, вечер, утро

– Осень, зима, весна, лето

– Дождь, снег, листопад, вьюга, ветер, облака, тучи, свет солнца

– Вода: течение, журчание, рокот, приливы и отливы, испарение, замерзание.

 

2. Художественное переживание событий года: праздник урожая, – благодарение, переживание поздней осени, приход зимы, Рождество, проводы зимы, встреча весны, время птиц, время сеять, летние работы.

 

3. Художественное переживание повседневности: забота о животных, забота о растениях, отношение к близким, к окружающим.

 

4. Художественное переживание праздника: создание праздничного, приподнятого над повседневностью настроения, переживание благодарности.

 

5. Личностные переживания: ощущения причастности, одиночества, защищенности, страха, любви, неприязни.

 

Не будем забывать и о выработке и закреплении основных «универсальных учебных действий»:

– умение быть внимательным, понимать смысл заданий

– умение наблюдать, вырабатывать образное мышление

– умение найти особенности, оттенки в наблюдаемом

– умение переносить наблюдаемое на собственное действие (в пении, пластике,

на музыкальный инструмент)

– умение рефлексировать, оценить результат своей деятельности, найти неточности, ошибки, недостатки вглядывания, вслушивания, переносить неудачу достойно, не отчаиваться

– умение понять язык: мелодию речи, пластику, интонацию другого человека

– умение доводить дело до конца - в данном случае до показа красоты и смысла содеянного родителям или соученикам

– умение работать в паре, в группе

 

Дополнительный музыкальный материал:

«Осень» муз. В.Калиникова, сл. К.Бальмонта

«Колыбельная песня дождя» муз. М.Тертеряна, сл. П.Соловьевой

«Снежинки», «Морозко» муз. А.Гречанинова, сл. В.Брюсова

«Осень». Музыка Ц.Кюи. Слова А.Плещеева

«Осинка» муз. Ю.Тугаринова, сл. И.Токмаковой

«Песенка в сенокос» муз. Ю.Тугаринова, сл. В.Плудониса

«В осеннюю пору» муз. Ю.Тугаринова, сл. В.Плудониса

«Не видно птиц» муз. М.Тертеряна, сл. И.Бунина

 

Литература:

1. Ауэр М. Вольфганг «Практика пробуждения чувств» Киев 2012

 2. «Песня на все случаи жизни» сост. Рокитянская, Москва 2013

3. Рокитянская Т. «Воспитание звуком» Ярославль 2006; М., 2015

4. Рокитянская Т. «Музыкальные инструменты в школе. Традиции и новации». М 2013

5. Рокитянская Т. «Скрипка. Игры и упражнения в группе» М., 2009

 

Ориентиры на пути учителя музыки начальной школы (Заметка 9).

Опыт создания системы общего музыкального образования и воспитания «Каждый ребёнок – музыкант!» был накоплен более чем за 25 лет работы Московской вальдорфской школы им. А. Пинского ГБОУ СОШ № 627, (бывшая школа № 1060). В настоящее время в РФ эта система все больше проникает в школьное и дошкольное пространство образования. Занятия проходят в классах общеобразовательной школы, желательно 2 ч/н, по подгруппам из 15 человек.

 

Цель первых лет обучения – пробудить музыкальное чувство ребёнка, т.е. желание передавать всё замеченное и прочувствованное музыкальными звуками, «играть со звуками», заниматься звукотворчеством, играть в звуковые игры. Сначала это могут быть художественно преобразованные шумы, стуки, человеческие интонации, звуки природы. Такие упражнения чрезвычайно важны, т.к. улучшают, увеличивают слуховое внимание и устанавливают связь между слуховыми впечатлениями и двигательными силами ребёнка, в дальнейшем эти двигательные силы преобразуются в пальцевую моторику при игре на инструменте, и эта моторика, техника игры, идёт не от утомительных тренировок, иссушающих музыкальное чувство, а от самого музыкального чувства, которое, будучи развитым, значительно легче, осмысленнее и приятнее проходит путь от души человека (где рождается музыка), через его двигательную систему, и тогда чувство становится звучащим. Всё тело человека и его голос воспринимаются как музыкальный инструмент, при помощи которого можно общаться с внешним миром.

Этот первоначальный, донотный период увеличен по сравнению с другими программами. Но здесь нет цели всех детей сделать профессионалами, нам некуда спешить, нет ни экзаменов, ни контрольных. Мы даём детям вволю наиграться, ведь именно в детской игровой культуре воспитываются чрезвычайно важные черты личности ребёнка – это, прежде всего чувства, воля, мышление. Т.е. все то, что будет давать силы в дальнейшем обучающем периоде жизни. И столь важное в наше время социальное общение - связь с внешним миром.

Кроме того, если ребёнок держал скрипку на своём плече и сам извлекал из неё звуки – он будет слушать игру мастеров-виртуозов совсем по-другому – слушать всем телом, движениями своих рук и пальцев.Такое слушание глубже проникает, и именно такой способ слушания свойственен детям. (В наше время, перенасыщенное звуками, у детей возникает слуховой заслон, они часто не могут концентрироваться на слушанье, отчего бывают трудности в обучении).

Чтобы развить именно слуховой канал, лучше не пользоваться на уроке никакими записями ни на доске, ни в тетрадях, рисунки мелодий делать в воздухе руками или на полу ногами, т.е. зрительный канал на некоторое время как бы перекрыть. Не переводить слуховые музыкальные впечатления в зрительные, а только в двигательные.(Вред от учебника по музыке: опять смотреть… А мы ведь развиваем внутренний мир, невидимый, невысказанные чувства, интуицию, которую увидеть как? Хватит смотреть, ощущайте! Альтернатива компьютеру: не из него, а из себя… Каждый делает свой личный учебник по музыке).

Первые два года лучше не использовать фортепиано на уроке, т.к. главная задача – развить мелодический (звуковысотный), ритмический, тембровый и художественный слух, а фортепиано – не подходящий для этого инструмент. Поэтому, прежде всего – голос, потом флейты, окарины, свистульки. Потом ударные – барабаны, треугольники, металлофоны, ксилофоны. Потом струнные – гусли,лиры, скрипки, виолончели.К концу 2-го года дети осознанно выбирают себе инструмент для индивидуального обучения (кроме фортепиано), имея уже неплохой исполнительский опыт и накопленный музыкальный материал.

С 3-го класса добавляются индивидуальные занятия, и по возможности скоро класс начинает играть оркестром. Расцвет бывает в 5-6 классе. Т.о., дети, обучаясь индивидуально, тут же несут своё личное умение на общую пользу, многократно усиливая эффект от своих умений, так как их внеклассная деятельность «здесь и сейчас» становится востребованной своими одноклассниками. Для некоторых детей игра на музыкальном инструменте проявляется как оздоравливающее действие. И, безусловно, - для всех является способом познания мира.

 

Таким образом выявляются важные составляющие обучения:

· Социальная значимость.

· Терапевтическое воздействие.

· Творчество – как залог успеха в любой деятельности.

· Личностное развитие при помощи музыкальных упражнений.

 

Для того, чтобы ориентироваться в предлагаемом методическом материале разделим его на следующие тематические разделы:

 

I- Игры на вслушивание и озвучивание;

II- Образно-двигательная музыкальная грамота. (Включая чтение с листа);

III- Пение, хороводы, круговые танцы;

IV- Блокфлейта в групповых занятиях;

V- Ритмические игры;

VI- Знакомство с ударными инструментами, с ксилофоном, металлофоном.

VII- Струнные инструменты в групповых занятиях –гусли;

VIII- Скрипка в группе. Виолончель;

IX- Импровизация;Сочинение;

X- Театр (инсценированные песни, озвучивание сказок, природных явлений, и др.)

XI- Оркестр к 4-му классу, Ансамбль; (Сольное исполнительство);

XII- Изготовление музыкальных инструментов, Музей инструментов.

 

Каждый из разделов проникает во все другие, и в каждом упражнении есть выход в каждый из разделов. Например, если мы поём песню (III), то непременно сопровождаем её образно-двигательной музыкальной грамотой (II), ритмически обыгрываем её (V). Двигательную часть переносим в игру на флейте(IV). Потом на ксилофоне (VI). На гусли (VII). На скрипку и виолончель (VIII). Также можем дать возможность внести туда импровизационный момент (IX).

Таким образом, это деление условно, оно дано для облегчения понимания работы педагога, для ориентации в методике. Разумеется, на одном уроке может быть включён материал нескольких разделов, но обязательно надо сделать на чём-то акцент, педагог для себя выделяет главную задачу, все остальные моменты прикладывая к основной затее.

Постепенно все эти различные подходы к проявлению какой-либо музыкальной деятельности-выраженности сливаются в единый комплекс, проникающий в тело, чувство и мышление, ребёнок одновременно и слушатель, и исполнитель, и созидатель музыкальных явлений.

Учитель начальных классов может включать искусство – музыку в том числе – во все преподаваемые предметы и в воспитательную работу, действуя на эмоции, мотивы, поведение, интересы. Все специалисты – учителя начальных классов, работающие с детьми, должны иметь музыкальную практику, «омузыкаливая» жизнь класса.

 

 

Игры, рассказы, стихи, песни, сказки к урокам музыки в 1-4 классе по системе «К.р.м.» есть в серии учебно-методических пособий, см. список литературы.

Принципы выбора музыкального материала для работы в 1-м классе(Заметка 10)

Принципы выбора: фольклор, то есть то, что можно спеть без сопровождения. Лады трихордовые (терция соль-си), квартовые и пентатоника

То, что недлинно и понятно по содержанию

То, что связано с календарем, с событиями года.

То, что связано с личностными переживаниями, с чувствами

Что наблюдает ребенок: время, погода, настроение другого.

Музыкальный текст – без модуляций и хроматизмов

 

Предполагаемый праздничный годовой цикл:

Праздник урожая – октябрь

Праздник фонариков – ноябрь (добрые дела)

Рождество – декабрь

Масленица – февраль

Встреча весны – 8 марта

Пасха – обновление жизни – апрель

День памяти – 9 мая

День земли – посевные песни – май

 

Памятка для учителя:

1. Песни петь без сопровождения

2. Песен должно быть очень много

3. Песни должны быть не длинными

4. Песни должны быть с ярким образным содержанием.

 

Помимо песен, которые являются «рабочими» – на них отрабатываются навыки игры на инструментах, музыкальная грамота, сольфеджио – есть еще ряд песен, которые имеют другие задачи – развивают художественный вкус, чувства ребёнка, исполнительские навыки, формируют мелодический слух, накапливают музыкальный багаж, опыт, учат коммуникабельности, контактности, социальному общению. Это песни о временах года, о животных, игровые песни-диалоги, хороводы, праздничные песни рождественские, пасхальные. Большинство – в пентатонике, одноголосно.

Почему пентатоника? В XX веке европейская музыка почти не пользовалась пентатоническим ладом, сейчас интерес к нему велик, т.к. в частности, он дает много возможностей для импровизаций. Любой из пяти тонов пентатоники может выполнить роль основного звука; жесткой иерархии, как в семиступенных диатонических звукорядах – нет. Музыкальные философы сравнивают пентатонический лад с общинным строем, а современный мажоро-минорный – с тоталитарным строем(!). Ощущение квинты, которое есть в пентатонике – начало любой музыкальной культуры. Это наше окружение, взгляд вовне, не возвышаясь над миром, но с ним вместе. Настроение квинты в пентатонике – бесстрастная, как блин плоская; люди как представляли землю плоской, так и пели. Октава появилась, когда узнали, что земля круглая!!!

В пентатонике главное – ощущение квинты. Главный тон в середине. Греческий лад шёл сверху вниз, в нашу эру с Р.Х гамма пошла вверх. В наше время пентатоника очень важна – свободное движение – духовное движение – духовная сила – структура. Свободное движение даёт цели, то есть возможность творить, идти к цели, просто видеть цель. Сейчас много агрессии у подростков – не видят целей для себя.

Для пения и флейты лучше всего подходит лад – си, ля, соль, ми, ре. Музыкальное чувствование у первоклассника очень острое – он с удовольствием ищет нюансы: силу удара по тарелке можно искать долго, если добиваться образа – «вечер пришёл», «принцесса спит».

 

Согласно поставленным воспитательным задачам рассмотрим музыкальный материал, который может быть предложен учителю. В первом классе лучше всего это делать через песни о животных. Помимо сопереживания – в доступной и понятной детям форме песен – дети учатся двигаться, приобретают ритмические навыки, певческие навыки.

 

Мы знакомимся с Зайкой в песне «Ходит зайка». Далее составляем целую сюиту из жизни этого Зайки, попадающего в разные жизненные ситуации: осенью – «Зайка» («хмурая, дождливая»), «Охотничья шуточная», «Большой олень». Зимой – «Заинька у ёлочки», «Колядка зайки», «Заинька серенький». Весной и летом – «Ходит зайка», «Заинька, поскачи». Настроение и поведение Зайки всегда разное – он то грустный, то озорной и т.д. Говорим, что это тот самый Зайка, который щипал траву летом, прошло лето и теперь мы видим нашего Зайку осенью. Можно сделать инструментальное вступление и заключение на металлофоне. Шуточная охотничья – о том же Зайке. Можно водить хороводы и петь с ударными, шумовыми инструментами. Не обязательно петь все песни о Зайке в первый год, можно встретиться с другом на следующий год и спеть новую песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такую же сюиту можно сделать из песен о котах, например, много колыбельных песен «Котинька-коток», «Кот-работяга», «Кот-обманщик», «Как повадился коток».

В 1-2 классе лучше не объединять пение с игрой – чтобы не разделять задач, а целиком погружаться в одно звучание, не делать сопровождение, а только вступление и заключение. Или инструментальную импровизацию в настроении песни. Хорошо выглядят Песни кукушек – из разных стран.

Рассмотрим пример работы с песней «Белочки»:[8]

Осенью всё хочет спрятаться в норку, под одеяло – естественно движение вниз, к земле. А весной хочется на улицу, прыгать и бегать, и чтобы крыши над головой не было. Хочется открытой квинты!

Если взять осенние песни, то их мелодии идут вниз, к земле. Весенние – вверх; все, как в природе.

Рассмотрим мелодии песни «Белочки»: интересно, что в первой её части больше пластического, т.е. такого, что больше действует в ребёнке до семи лет: «Листики падают, осень пришла», ¾ – от внешнего: подвижный, плавающий ритм, наблюдение за природой. Мелодия падает до тоники, как бы сворачивается. Далее небольшая связка, это вопрос, попытка связать себя с миром природы: «Рыжие белочки, как у вас дела?». Вопрос останавливается на квинте – он открыт.

Во второй части – ответе белочек – больше ритмического, в такте на 2/4: «Мы набрали шишек, для своих детишек»; это от себя, своя деятельность. Начинает действовать «сила ума-разума», которая, в свою очередь, действует на душевные силы ребёнка.

Интересно, что эта песня – не пентатоническая, но это не значит, что её нельзя петь в первом классе; она очень эмоциональна и хорошо рассказывает о смене времён года.

 

Музыкальный материал:

1. Осенний жнивный цикл (см. методическое пособие Т.Рокитянской «Воспитание звуком», стр. 55-68)

2. Зимние песни (см. «Воспитание звуком» стр. 69-75)

3. Масленичные и весенние песни (см. «Воспитание звуком» стр. 76-82)

4. Утренние и вечерние песни (см. сборник «Песня на все случаи жизни», автор-составитель Т.Рокитянская стр. 7-34)

5. Песни о временах года (см. сборник «Песня на все случаи жизни», стр. 85-172)

 

Литература. Про вслушивание, про слух и звук, про эмоциональное восприятие:

Ауэр М. Вольфганг.Практика пробуждения чувств. Киев, 2012

Вюнш В. Формирование человека посредством музыки.

Майкапар С.М.   Музыкальный слух, его значение, природа и особенности

и метод правильного развития. М. 1900, 2010, 2012

Медушевский В.О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.  М., 1976

Морозов В. Занимательная биоакустика.

Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988

Соесман А. Двенадцать чувств. СПб. 2013

Шостак В. Природа наших ощущений. М., 1983

Штайнер Р.Принципы вальдорфской педагогики. Методика обучения и

необходимые условия воспитания. Ереван 2012

 

Методическая литература.

Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от3-х до 9 лет.

М. 2002, 2006, 2015

Рокитянская Т.А. Музыкальные инструменты в школе. Традиции и новации. М. 2013

Рокитянская Т.А. Слух и звук.

Рокитянская Т.А. Образно-двигательная музыкальная грамота.

Рокитянская Т.А. Блокфлейта. Школа игры в группе.CD. М, 2015

Басурманова Л.А., Рокитянская Т.А. Гусли. Школа игры в группе.CD, DVD. М., 2017

Песня на все случаи жизни. Автор-сост. Рокитянская Т.А. М. 2013

Из неопубликованного – см. на сайте

Рокитянская Т.А. «Звук и слух. Игры на вслушивание».

 «Образно-двигательная музыкальная грамота».


[1] Интересно, что когда ребёнок сделает случайно какой-нибудь «глупый жест», а группа дружно отвечает ему тем же – он мгновенно понимает свою ошибку и больше не делает «дурацких» жестов, чтобы такой жест не вернулся к нему…

[2] О темпераментах очень много в интернете.

[3]«Слух – коммуникативное чувство» – Ауэр М. Вольфганг. Практика пробуждения чувств стр. 42.

 

[4] Я сама только к 40 годам приобрела почти абсолютный слух благодаря такой практике. А в классе всегда находится 2-3 ребёнка с абсолютным или приобретенным абсолютным слухом.

[5] Мой 7-й класс поёт с восторгом соль второй октавы… конечно не все, но полкласса поют.

[6]«… в отличии от принципа наглядности, убивающего фантазию, обедняющего чувства и лишающего содержание преподавания глубины» (Р. Штайнер).

[7] Эта методика распространяется и на дальнейшее изучение музыкальных законов – интервалов, ладов, гамм, музыкальных форм, гармонии, полифонии. Она также тесно связана с изучением музыкальных инструментов. См. «Образно-двигательная музыкальная грамота».

[8]«Воспитание звуком» стр.90.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!