Как выиграть единоборство у вратаря



 

Вратаря нужно вынудить сделать первый ход. В этом весь смысл единоборства с ним. А чтобы уметь это делать, нужно работать, работать и работать.

Когда вы стремительно атакуете ворота противника, большинство хитроумных приемов, которыми вы научились пользоваться, чтобы выигрывать единоборство у обороняющегося, пригодны и для обмана стража ворот. Важно также помнить, что вам самому не требуется проскакивать мимо вратаря в ворота: нужно всего только послать мимо него шайбу.

Перемежайте свои обманные движения. Если бы хоккеисты хоть немного задумывались над тем, как они играют в непосредственной близости от ворот, уверен, что многие из них обнаружили бы, что применяют одни и те же приемы. Опытный вратарь это замечает и пытается обратить это в свою пользу, так как имеет возможность предугадать ваш маневр. В этом случае единоборство выигрывает он, а это не совсем то, что вам нужно.

Обычно при приближении к вратарю хоккеист движется попеременным скрестным шагом, перебрасывая перед собой шайбу из стороны в сторону. Именно так и поступайте, прежде чем прибегнуть к заготовленной уловке. Не забывайте, что быстрое перемещение шайбы вынуждает вратаря переключить на нее свое внимание.

Наиболее распространенным приемом обмана вратаря является так называемая «поперечная резка». Лучше всего подходить к воротам под углом, по возможности с той стороны, с какой вратарь держит клюшку. Цель маневра состоит в том, чтобы обмануть вратаря и заставить его поверить, что именно эту сторону ворот вы и берете под прицел. Если вам удалось это сделать, вратарь непременно среагирует и прикроет угол ворот. Как только он начнет перемещение, резко меняйте направление движения, пробрасывайте шайбу прямо перед ним и затем направляйте ее в незащищенный угол ворот. Однако стоит вам только начать разворачиваться поперек льда перед воротами до того, как вратарь начал перемещение, считайте, что поединок с ним вы проиграли.

Можно попытаться вынудить вратаря на перемещение в воротах ложным броском в тот угол, со стороны которого вы подходите. Неплохо также применить торможение двумя коньками с последующим круговым маневром на одном коньке и броском с «неудобной» руки в неприкрытый угол.

Существует еще один прием обмана вратаря. Он состоит в усложнении концовки маневра с перебрасыванием шайбы из стороны в сторону, которым пользуются при подходе к воротам. Набрав максимальную скорость, идите прямо на вратаря, не спуская с него глаз. Когда до него останется метра полтора, прекратите перекидку шайбы и отпустите ее достаточно далеко в сторону своей «удобной» руки. Вратарь решит, что вы собираетесь забросить шайбу в ворота одной рукой именно с этой стороны. Как только он двинется на прием шайбы, переведите ее перед собой на другую сторону и направьте в незащищенный угол «неудобной» рукой. Самое главное в исполнении маневра – уловить правильный момент для перевода шайбы. Если начать перевод слишком далеко от вратаря, у того появится лишнее мгновение, которое ему и нужно, чтобы исправить свой неверный шаг, а если подойти очень близко, он может дотянуться до шайбы и без труда ее перехватить, После того как шайба отбита вратарем в сторону, ею может завладеть игрок атакующей команды. Он может ею завладеть и в ходе групповой борьбы в углу площадки. В обоих случаях наикратчайший путь атакующего к воротам – это подход с фланга. Бросать под острым углом обычно бесполезно, поскольку вратарь принял стойку у штанги ворот, прикрыв своим телом открытую часть их. Если атакующий видит, что партнеров на ударных позициях перед воротами нет, а игроки на точках закрыты, ему не остается ничего другого, как продолжать стремительное движение с фланга. Шайбу он должен вести на выставленной в сторону от вратаря клюшке, в расчете на то, что страж ворот бросится под шайбу, которую, по его предположению, атакующий собирается послать одной рукой в незащищенный угол ворот. Как только вратарь начнет движение, атакующий должен развернуть клюшку и послать шайбу в оставленный вратарем угол ворот. Лучше всего здесь применить подкидку. Вратарь, правда, уже находится «в полете», пытаясь прикрыть противоположную сторону ворот, но ногами он по‑прежнему закрывает угол, который атакующий облюбовал для броска. Следовательно, шайбу нужно подбросить вверх, причем достаточно высоко, чтобы она не задела ног вратаря.

Счастливый тот хоккеист, который сохраняет способность мыслить в условиях жесткой игры, какая ведется обычно вблизи ворот. В это время он должен думать не только о том, как контролировать шайбу и обмануть соперника, но и о том, как сохранить хладнокровие и рассудок. Только хоккеист, умеющий подавлять в себе импульсивные порывы и руководствоваться разумом, может рассчитывать на успех в ведении атакующих действий в районе ворот противника. В ходе стремительной атаки работать головой так же необходимо, как и тогда, когда приходится принимать решение о том дополнительном усилии, которое сообщает стремительность вашему броску по воротам.

Конечно, любопытно смотреть хоккейные встречи, в которых голы забивают бросками из фиксированных положений. 8 этом случае зрители как на ладони видят бросающего шайбу, а последний без помех наблюдает цель. Техника выполнения броска здесь совершенна, а ход разыгрываемой комбинации настолько четок и ясен, что задумываешься, не была ли она заранее оговорена в специальном сценарии. При такой игре у хоккеиста есть все возможности строго придерживаться хоккейной хрестоматии. Только дело в том, что ситуации подобного рода на практике чрезвычайно редки. Большинство голов порождается свирепыми схватками за шайбу, возникающими в непосредственной близости от ворот.

Каждый год мы становимся свидетелями голов, которые входят в летопись хоккейной истории. Обычно каждый такой гол создается неповторимым сольным проходом хоккеиста, обыгрывающего целую команду или всю защитную линию.

Многие специалисты утверждают, что самый великолепный гол за всю историю хоккея забил 8 апреля 1952 года Морис Ришар. Это произошло в Спортивном форуме в Монреале, где хозяева льда принимали команду «Детройт Рэд Уингз» в очередном матче финальной пульки розыгрыша Кубка Стэнли. Во втором периоде против Ришара применили такой сокрушительный силовой прием, что он пришел в себя только тогда, когда врач команды накладывал ему на голову последний – шестой – шов. «Ракета», как называют Ришара, отсидел на скамье запасных остаток второго периода и шестнадцать минут третьего, но, как только счет стал ничейным, Ришар заявил, что больше сидеть сложа руки не желает.

Когда Ришар вышел на лед, болельщики подняли такой рев, что казалось – стены Спортивного форума вот‑вот рухнут. Где‑то в центре поля Буч Бушар[43] на полной скорости выложил шайбу Ришару прямо на клюшку. Ришар развернулся и стремглав бросился вперед через красную линию, ловко обойдя двух игроков Детройта. Вдруг зрительный зал замер: шайба чуть‑чуть не соскользнула с крюка клюшки Ришара, но в следующее мгновение, уверенно манипулируя шайбой, он уже пересекал синюю линию и входил в правый разворот, как будто устремляясь в угол площадки. Но вот снова поворот – и пара защитников позади. Затем Ришар двинулся поперек площадки перед воротами, выманил на себя вратаря и бросил шайбу. Бросок был сделан так стремительно, что вратарь не успел и шелохнуться: ему оставалось только вынуть шайбу из сетки ворот.

В том памятном 1952 году монреальцам удалось выиграть Кубок Стэнли, а Морис вписал еще одну страницу в «Повесть о легендарном Ришаре».

О подобных игровых эпизодах говорят годами, однако же в большинстве случаев голы, как мы уже сказали, порождаются борьбой за шайбу в непосредственной близости от ворот. Хоккеист, если он хочет забивать, если он хочет быть полезным своей команде и если к тому же он хочет живым и невредимым выбираться из гущи борющихся игроков, должен научиться, как вести себя в ходе такой борьбы.

Я мог бы дать в этом отношении целый ряд советов, но начну с двух, на мой взгляд, самых главных; быть все время в движении и держать клюшку на льду.

Групповая борьба за шайбу во многом похожа на беспорядочную свалку: тебя пихают, толкают, «угощают» локтем и клюшкой, но, пожалуй, хоккей сразу же лишился бы своей прелести, если бы силовое соприкосновение с соперником в пределах дозволенного было запрещено.

Чем больше вы двигаетесь, тем больше у вас шансов, что из схватки за шайбу вы выберетесь целым и невредимым, а если повезет, то и автором очередного гола. В подобных ситуациях диапазон движения шайбы весьма ограничен. Хоккеисты с неистовством бросают свои клюшки на шайбу, ее пинают коньками, и на месте она не стоит ни мгновения. Каждый из обороняющихся пытается отбросить шайбу из опасной зоны, но идет настолько плотная игра, что поднять шайбу со льда оказывается очень трудно. Когда шайба попадет вам на крюк – а это обязательно случится, – она будет скользить по поверхности льда. Бросок в этот момент нужно выполнять одним движением клюшки, заканчивающимся махом, который пошлет шайбу в направлении ворот. Если не держать клюшку на льду, то шайба прошмыгнет мимо. Попробуйте понаблюдать на очередной игре за такими схватками, и вы увидите немало клюшек, мечущихся по воздуху из стороны в сторону. Игроки отчаянно рвутся к тому месту, в котором, как им кажется, непременно скажется шайба. Но это пустая затея, а вот возможности кого‑нибудь серьезно травмировать здесь большие.

Подобное рассекание воздуха клюшками никому не нужно. А нужно здесь вот что: сохранять рассудительность, быть все время в движении и держать клюшку на льду. Если вы будете помнить эти три заповеди, то в любой схватке за шайбу полезнее вас игрока не найти.

В ходе борьбы за шайбу хоккеисту нередко предоставляется возможность остановить шайбу коньком и катить ее перед собой, пока он не сможет принять ее клюшкой. Не очень‑то удобно поворачивать один конек и плоской стороной вести шайбу, но научиться этому сложно. Если вам когда‑нибудь посчастливится попасть на тренировку команды высшей лиги, не удивляйтесь, когда увидите, что хоккеисты, двигаясь по льду, управляют шайбой коньками. Не подумайте, что тренер спятил. Просто он обучает своих подопечных еще одному приему, который имеет в хоккее немаловажное значение.

Если хоккеист находится где‑то на периферии схватки за шайбу, у него оказываются немалые возможности для; крытого броска. Такие броски выполняются через скопище игроков, отделяющих бросающего от ворот. Главное преимущество скрытого броска состоит в том, что поле зрения вратаря оказывается полностью или частично перекрытым. Бросать шайбу в таких случаях следует низом, а целиться нужно в какую‑нибудь брешь, образующуюся в стене из игроков.

Вратарь никогда не отрывает глаз от шайбы, и об этом никогда нельзя забывать. Вратарь знает, что шайба может как пуля вылететь из гущи борющихся за нее игроков, и, чтобы не потерять шайбу из виду, он без конца в движении – вверх, вниз, вправо, влево. У некоторых вратарей – хотя, правда, и не у многих – есть дурная привычка, порождаемая желанием не спускать глаз с шайбы. И от случая к случаю этой слабостью можно пользоваться. Подчас вратарю каким‑то чудом удается видеть шайбу через частокол ног, клюшек и коньков, но в тот момент, когда она послана в направлении ворот, он делает движение или бросок в сторону, закрывая при этом глаза, и теряет шайбу из виду.

Вроде бы ничего здесь противоестественного нет. Некоторые вратари не глядя выставляют руку в сторону, и шайба оказывается в ловушке перчатки. Если же вратарь делает бросок за шайбой и теряет ее при этом из виду, то он создает для ворот еще большую опасность. Когда шайба, встретив на своем пути распластанное тело вратаря, останавливается или рикошетом уходит в сторону, она оказывается вне поля его зрения ровно настолько, сколько требуется атакующему, чтобы успеть на добивание. В этом, кстати, одно из доказательств, как важно устремляться в площадь ворот на добивание шайбы.

Обычно возможность для скрытого броска возникает неожиданно. Например, игрок на точке, расположенной на расстоянии примерно шести метров от ворот, получает пас, идущий из гущи борющихся за шайбу игроков.

Он видит брешь перед воротами и пускает в нее шайбу. Однако умелый хоккеист, ведя шайбу, нередко и сам создает условия для скрытого броска. Он знает, что мчаться прямо на пару защитников – это безумие. Но если они откатываются к воротам, ведущий шайбу оказывается в прекрасной позиции, чтобы внезапно остановиться и пустить шайбу между игроками. В Национальной хоккейной лиге найдется, правда, не много пар защитников, которые способны на такие глупости и откатываются достаточно далеко от атакующего, предоставляя ему возможность для броска. Но что касается низших лиг, то там отходящих глубоко в тыл защитников предостаточно, и скрытые броски могут принести успех.

Пройдет пущенная таким броском шайба мимо защитников или нет – обязанность атакующего идти на добивание. Можно даже сказать, что умение идти на добивание большинства шайб является одним из самых ценных умений, какими может овладеть форвард в хоккее. Большинства шайб, но не всех – это нужно иметь в виду, поскольку у некоторых команд есть наигранные комбинации вблизи ворот и отряженный на точку хоккеист может оказаться за бортом игры, если он в такой ситуации решит пойти на добивание.

В целом устремленность на добивание шайбы окупается с лихвой. Скажем, шайба отскакивает от клюшки вратаря. Она может стать легкой добычей для любого игрока на поле, поскольку при броске движение шайбы столь стремительно, что вратарь не имеет возможности отбросить ее от ворот. И вот здесь‑то хитроумный хоккеист, который после броска идет на добивание, может оказаться в прекрасной позиции, чтобы подправить отскочившую шайбу в ворота. Даже если вратарю и удается остановить шайбу на льду клюшкой и отбросить ее з сторону, движется шайба в таком случае небыстро, и атакующему, который идет на добивание после своего броска, часто не составляет труда перехватить шайбу и оказаться в выгодном положении, чтобы произвести повторный бросок или сделать передачу партнеру.

Говоря о вратарях, следует помнить еще вот что. Вратари владеют коварным искусством обмана не в меньшей степени, чем нападающие. И это вполне естественно, хотя истину эту понимают не все хоккеисты, а уж о болельщиках и говорить не приходится. Многие вратари достигли в этом отношении большого мастерства, и хоккеиста, который устремлен на атаку, но не знает этой простой вещи, ожидают на льду бесконечные неудачи и разочарование.

Гленн Холл – вот вратарь такого типа. Он всегда себе на уме, хитрый и ловкий. В решающее мгновение поединка, когда или атакующий, или Холл должны сделать первый ход, Холл часто начинает скольжение в сторону той или другой стойки ворот. Атакующему кажется, что Холл выдал свое намерение, решив защищать именно эту часть ворот и оставив неприкрытой зияющую пустоту по другую сторону. Если атакующий оказался действительно так наивен и не разгадал маневра вратаря, он пускает шайбу прямо в эту пустоту, но Холл именно здесь и ожидает броска.

Ведя в этой главе разговор о взятии ворот, я умышленно избегал упоминания о том, чего больше всего страшится спортсмен‑профессионал, – спада в мастерстве.

И у меня такие спады были, будут и еще, но, честно говоря, я в них не верю. Некоторые спортсмены убеждены, что фортуна, ведущая их по пути профессионального спорта, может повернуться к ним спиной беспричинно и без всякого предупреждения. Когда специалисты анализируют причины спада в игре отдельного хоккеиста или целой команды, обычно никаких объяснений не находят. Переживающему спад хоккеисту кажется, что у вратарей стало больше рук и ног, что стойки ворот перемещаются в стороны при его бросках и, как магнитом, притягивают к себе шайбу, что поверхность льда неровная, и поэтому, когда он ведет шайбу, она перескакивает через крюк. Одним словом, все идет не так.

Обычно же, как оказывается, причину спада надо искать в том, что хоккеист делает, или в том, чего он не делает. Планида, путеводные звезды не имеют к этому делу никакого отношения. Незадачливому хоккеисту лучше уединиться и поговорить с самим собой. Прежде всего он должен спросить себя, достаточно ли хорошо он подготовлен к игре в физическом отношении.

Может быть, он простужен или его беспокоит старая травма. А может быть, – что еще хуже – ему кажется, что его беспокоит старая травма, а это накладывает отпечаток на его боеспособность, на его внутреннее побуждение играть на выигрыш. В таком случае нужно пройти тщательное медицинское освидетельствование. Несколько ободряющих слов, сказанных врачом команды, могут помочь игроку снова обрести потерянный стимул.

Если это не помогает, может быть, следует проанализировать технику своей игры.

Я припоминаю любопытную историю о Бобби Джоунсе, знаменитости любительского гольфа. Когда Джоунс покидал поле игры после первого тура открытого чемпионата США, отставая от лидера на четыре удара, прислуживающий игрокам мальчик, которого Джоунс совершенно не знал, пробормотал себе под нос что‑то насчет спада. «Какой спад! – огрызнулся Джоунс. – Чепуха! Быстро достань корзину мячей и жди меня на поле!»

И Бобби Джоунс, который в то время считался лучшим в мире игроком в гольф и был близок к завоеванию специального приза, установленного для победителя всех главных соревнований одного сезона, тут же целых два часа тренировался, отрабатывая попадание мяча в лунку.

Джоунс нашел в себе силы, чтобы самокритично оценить свои неудачи.

Если у хоккеиста спад, его место на льду, он должен тренироваться, а не сидеть дома, уставившись в потолок. Глядишь, и причины спада станут яснее. Может быть, у хоккеиста установился неверный навык броска, и стойки ворот здесь совсем ни при чем. Возможно, бросал он шайбу чаще всего под слишком острым углом. Не исключено, что, вместо того чтобы перехитрить вратарей, те сами его обманывали. Спад в игре мог быть вызван воздействием и сразу нескольких факторов.

Вот когда спад обрушивается на хоккеиста, физическое состояние которого на должном уровне и в игре которого не замечается изъянов, то здесь противоядие найти трудно, и болезнь принимает затяжной характер. По всей вероятности, у спортсмена притупилась та самая острота спортивной борьбы, которая и помогала ему забивать голы. Заострить это чувство снова нелегко, но можно, и сделать это под силу только самому спортсмену. Для этого ему нужно твердо решить, что он этого хочет, подкрепить свое желание мыслью и усилием – и скоро от спада не останется и следа. В противном случае в состоянии спада спортсмен может пребывать очень долго, а однажды к нему подойдет тренер, тронет его за плечо и скажет, что хочет поговорить с ним с глазу на глаз.

Но вернемся опять к игре. Последним, кого хоккеисту приходится обыгрывать, чтобы поразить ворота, является вратарь. Чем больше хоккеисту удастся узнать о премудростях игры вратаря, тем легче ему будет обыграть его.

Вратарь является самой ответственной фигурой в любой команде. Это – первое, что обязан помнить каждый хоккеист. Когда ошибаются нападающие и защитники, у них есть еще возможность что‑то предпринять, чтобы наверстать упущенное в результате ошибки. У вратаря же этой возможности нет. Как только он ошибся, за воротами вспыхивает красный свет и на световом табло меняются цифры.

Многие любители хоккея и даже некоторые игроки ошибочно полагают, что жизнь вратаря складывается из периодов смертельной скуки и молниеносных действий, причем скука преобладает над действием. Другими словами, у некоторых создается впечатление, что работы у вратаря не так уж много. Но давайте обратимся к фактам.

За свою профессиональную карьеру Гленн Холл сыграл более восьмисот матчей. Пишу я эту книгу, когда сезон 1966/67 года еще не окончен, так что я беру круглое число восемьсот. Когда же вы будете читать книгу, число это, безусловно, перевалит за девятьсот. В среднем за каждую игру Холл принимает тридцать бросков, что в круглых числах составляет двадцать четыре тысячи бросков за время всех его выступлений. При этом я не считаю таких бросков, после которых шайба, отбитая Холлом в сторону, шла мимо ворот. Речь идет только о бросках, которые должны были бы завершиться взятием ворот, если бы Гленн Холл сплоховал. Конечно, не все из этих попыток поразить цель были одинаково трудны для Холла. Были шайбы на излете, были такие, которые пускала рука не очень искусного бомбардира. К самым легким броскам нужно отнести и такие, которые завершали сольные проходы одиночек, пытавшихся добиться успеха самостоятельно, без помощи партнеров.

И все же можно смело предположить, не боясь преувеличений, что каждый пятый бросок по воротам Холла был опасным, хотя бы потому, что принять его можно было только ценой огромных усилий и мобилизации всего своего умения. И получается, что за всю карьеру хоккеиста‑профессионала Гленн Холл примерно пять тысяч раз избавлял свою команду от неприятной обязанности начинать с центра поля.

Так что не пытайтесь убеждать меня, что вратарь слишком много скучает на поле. И мой вам совет: никогда не принижайте его роль в команде и постарайтесь все‑таки найти время и подумать, из чего же складываются обязанности вратаря, что и как он делает. Сумеете поставить себя на его место – ваши шансы обыграть его резко возрастут.

Хотя вратарь должен обладать молниеносной реакцией, быть сильным и ловким, хорошо владеть коньками, приходится констатировать печальный факт, что в клубах низших лиг во вратари нередко отряжают того, кто хуже всех бегает на коньках. Часто во вратари просятся мальчишки, которые полны желания играть в хоккей, но чувствуют свою неспособность хорошо кататься на коньках. И тренеры, как правило, на это идут. Да и осуждать их за это трудно. На первый взгляд может показаться, что глупо ставить в ворота хоккеиста‑скоростника, искусно владеющего коньками и наделенного мгновенной реакцией. Но мне кажется, что, будь я тренером низшей лиги, я бы поступил именно так. И я объяснил бы мальчишке, почему я так делаю, а когда пришло бы время команде выигрывать, то, будьте спокойны, я постарался бы, чтобы его вклад в усилия всего коллектива был оценен в должной мере.

Я бы рассказал новичку, как важно не выпускать шайбу из поля зрения, подчеркнул необходимость правильной стойки и важность умения быть в игре нескованным. Юный вратарь узнал бы, что, находясь в воротах, он должен, полуприсев, наклониться вперед, несколько расставив ноги и разведя носки ботинок дальше в стороны, чем пятки, что клюшку нужно держать перед собой на льду, а свободная рука должна находиться сбоку, обращенная ладонью в поле. Хотя вратарю и очень важно помнить о стойке в приседании, еще более важно, чтобы он чувствовал себя нескованным, чтобы в любой момент его расслабленные мышцы могли прийти в движение. Стойка в приседе оправдывается двумя соображениями: во‑первых, из этого положения легче всего занять любое другое и, во‑вторых, легче держать шайбу в поле зрения, когда глаза оказываются ближе ко льду.

Вратарю надо всегда находиться несколько впереди защищаемых им ворот. Разумеется, не на два‑два с половиной метра, а вблизи площади ворот. Выбирая позицию возле линии площади ворот, вратарь должен учитывать, что ему следует находиться между шайбой и той зияющей пустотой, которую ему поручено оборонять. Вполне понятно, что с перемещением шайбы в сторону от ворот вратарь должен откатиться назад и занять позицию у того угла ворот, который находится ближе к шайбе. В этом положении, с учетом местонахождения шайбь! на льду, он перекрывает большую часть неприкрытой стороны ворот.

Когда становится ясно, что владеющий шайбой хоккеист принял решение сделать бросок, вратарь должен быть обращен строго в его сторону, ни на секунду не забывая, что шайба может отойти от клюшки только в том направлении, куда смотрит крюк. Наблюдая за крюком клюшки одновременно с наблюдением за шайбой, вратарь может безошибочно определить, куда пойдет шайба – прямо на него или несколько в сторону под углом. Угол этот будет хоть и небольшой, но для шайбы он будет вполне достаточным, чтобы она смогла проскользнуть в ворота. Наблюдение за крюком клюшки атакующего даст стражу ворот преимущество перед ним, преимущество небольшое, но крайне необходимое.

Когда вратарь при каждом броске шайбы наглухо накрывает ее, распластавшись на льду, публика приходит в восторг, но этого нельзя сказать о тренере. У некоторых вратарей этот прием получается, а у некоторых нет. Если взять, к примеру, Роже Крозье, молодого вратаря из Детройта, то у него это выходит хорошо и довольно часто. Броски Крозье за шайбой и зрелищно красивы и технически надежны, но ведь надо учесть, что реакция у него такая отменная, что он даст сто очков вперед любому нападающему, с которым ему приходится иметь дело.

Бросок вратаря на лед с целью приема шайбы; только тогда оправдан, когда вратарь обладает умением рассчитывать свои действия. Если вратарь бросается на лед, он дает атакующему возможность послать шайбу под собой или над собой. Чтобы этого не случилось, он должен все очень точно рассчитывать и начинать свой маневр только тогда, когда шайба пришла в движение. Именно потому, что здесь требуется ювелирная точность в расчете, а вратарь должен обладать редкостным мужеством и решительностью, я и считаю, что броски на лед себя не оправдывают, когда есть другие пути остановить летящую шайбу. Но часто случается так, что других‑то путей и не оказывается.

Так что приходится вратарю учиться, как надо накрывать шайбу и останавливать игру. Делать это можно правильно и неправильно. По мнению Гленна Холла, бросок плашмя на живот не лучший способ накрытия шайбы, так как при таком броске вратарь оставляет незащищенной очень большую площадь плоскости ворот. Кроме того, случись так, что шайба попадет на ребро щитков вратаря и отскочит обратно в поле, – и вратарь оказывается выключенным из игры до тех пор, пока не поднимется на ноги. Холл предпочитает падать на шайбу вперед или прижимать ее ко льду коленями. Не подумайте только, что для этого не нужно быть агрессивным и решительным и обладать обыкновенной, не показной, так не модной теперь, смелостью.

Ну в самом деле, в тот момент, когда вратарь падает на шайбу, возле него оказываются пять, шесть, а то и более хоккеистов. В воздухе, перед самым его лицом, мелькают с бешеной скоростью клюшки, сверкают режущие лед коньки, а сами хоккеисты отчаянно пытаются или отбить шайбу от ворот или загнать ее мимо лежащего вратаря в ворота, Если бы вратарь думал об этом до или после игры, он, наверное, легко представил бы себе степень той опасности травмы, которой он подвергается в подобных схватках. Но в решающие секунды у него на уме лишь одна шайба. Я уверен, например, что, если бы в один из таких моментов крыша над катком рухнула, Гленн Холл этого даже не услышал бы.

Хотя вратарь может останавливать шайбу клюшкой, коньками и щитками, самый надежный защитный инструмент у него – его свободная рука. Это хорошо знают как вратари, так и нападающие, поэтому опытный страж ворот всегда будет стремиться занять такую позицию, в которой он может дотянуться до шайбы и поймать ее.

Мало того, что это вернейший способ преградить путь шайбе в ворота, вратарю здесь предоставляется возможность отбросить шайбу туда, куда он захочет. Не одна комбинация, закончившаяся взятием ворот противника, была начата вратарем после отброса шайбы в угол ожидающему ее там партнеру.

Хотя ловящая перчатка вратаря хорошо подбита плотным материалом, со стороны ладони она тоньше, чем с тыльной стороны. Отсюда вытекает необходимость для вратаря научиться амортизировать руку при приеме шайбы. Я уже говорил о том, как важно смягчать удар шайбы о крюк клюшки при приеме паса, чтобы исключить отскок шайбы от «жесткой» клюшки. Точно так же и вратарь при приеме шайбы должен слегка отводить руку назад для амортизации удара шайбы о перчатку.

Ну, а что вратарь может предпринять, чтобы выиграть единоборство у нападающего, решившего взять его на хитрость?

Не исключено, что вратарю удастся перехитрить нападающего. Но бедный тот вратарь, который забывает, что ведущий шайбу хоккеист уже имеет перед ним преимущество, зная, как он собирается распорядиться шайбой, тогда как вратарь находится в этом отношении в полном неведении.

Если вратарь взял на себя труд изучить повадки нападающих, он может иметь хотя бы общее представление о том, как, например, ведет себя такой‑то хоккеист, лихо мчащийся к его воротам: бросает он с более или менее дальних дистанций или предпочитает обманывать вратаря. Если игрок предпочитает обманные приемы, вратарь может решиться на риск и двинуться навстречу атакующему, не выходя, однако, слишком далеко из ворот: покидать ворота далеко – это все равно что сесть на борт и смотреть, как будут развиваться дальнейшие события. Зная, какой маневр предпочитает атакующий, и трезво оценивая собственные возможности расчета своих действий, вратарь вполне может двинуться к линии площади ворот, тем самым создавая у атакующего ложное впечатление о своих собственных намерениях. Атакующий может подумать, что вратарь выходит на бросок под шайбу, и поспешит с броском. Но ведь может и не поспешить! В общем, не позавидуешь вратарю, которому в ходе каждой игры приходится принимать такие решения по десять‑пятнадцать раз.

Вратарь может останавливать шайбу руками и туловищем. Может он это делать и клюшкой. Когда мальчишка впервые становится в ворота, он пытается все броски парировать клюшкой. Он еще ке познал, что туловище и руки для остановки шайбы надежнее, хотя это совсем не значит, что клюшка не играет важной роли в действиях вратаря.

Когда начинающему вратарю вручают клюшку, ему поначалу кажется, что она слишком длинная. Однако, прежде чем подрезать ручку клюшки, он должен хорошо все взвесить и быть уверенным, что не срежет лишнего. Новичку нужно объяснить, что держать клюшку нужно так, как ему удобнее.

Среди вратарей нет единодушия относительно того, в каком месте на льду следует располагать крюк клюшки, а впрочем, как мне кажется, каждый вратарь должен решать это по‑своему. Держа крюк на льду, вратарь может им останавливать шайбы около своих ног. Выставляя одну сторону крюка вперед, он может парировать броски, направленные в угол ворот, а широкой частью клюшки можно даже останавливать шайбы, летящие на уровне бедер и плеч. Но наипервейшее предназначение клюшки‑отбрасывать шайбу в сторону в случае возникновения опасной ситуации.

Вратарь обязан сочетать в себе акробата и кудесника, а уж ума у него должна быть целая палата. Но ведь не все зто понимают. Многие болельщики не могут удержаться от того, чтобы не высказать язвительных замечаний в адрес вратаря, если видят, что, вместо того чтобы бросаться на лед, накрывать собой шайбу, он стоит себе постаивает всю игру. Им кажется, что действует он не на всю мощь. При этом они забывают, что лежащий на льду вратарь – как, впрочем, и нападающий, и защитник – может принести своей команде наименьшую пользу. Есть только один критерий оценки мастерства вратаря – число шайб, которым он преградил путь в ворота.

Я бы сказал, что всякий вратарь – играет он в высококлассной команде или в команде начинающих – сделан мз особого теста. Даже при моей любви к хоккею я рад, что мне ни разу не пришлось испытывать свое мужество игрой в воротах. Каждый тренер ценит хорошего защитника и хорошего нападающего на вес золота, но хорошему вратарю вообще цены нет.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!