Сущность и особенности маркетинга в социокультурной сфере
Маркетинг –система мероприятийпо изучению рынка и активному воздействиюна потребительский спрос с целью эффективного и быстрого движения товаров и услуг между производителем и потребителем.
Основные принципы: борьба за потребителя, создание своего покупателя, максимальная приспособленность к требованиям рынка, функция эффективности и долговременной перспективы.
Значение маркетинга в социокультурной организации неуклонно возрастает: происходит расширение объема оказываемых услуг в области культуры; большое разнообразие услуг сферы культуры; усложнение задач, решаемых в сфере культуры; усложнением структуры потребностей клиентов и ростом их запросов, предъявляемых к организациям сферы культуры.
Для реализации маркетинга в сфере культурынеобходимо:
· знание рынка потребителей, их нужд, запросов, дискомфорта в сфере досуга, культуры и творчества;
· знание социальных сил – попечителей (государственных и муниципальных органов, движений, спонсоров, заинтересованных в обеспечении услуг потребителей);
· знание мотиваций попечителей, т. е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать поддержку.
· конкретизация этих интересов в конкретных приоритетных направлениях, видах и формах услуг и деятельности, их объеме, интенсивности и затратах.
Этапы маркетинга:
-выбор целевых рынков и их сегментирование на рынке социальнокультурных услуг;
|
|
-выбор и взаимодействие с каналами продвижения продукта;
-продвижение и позиционирование учреждения на рынке социальнокультурных услуг;
-выбор и реализацию ценовой политики; ·
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Особенности маркетинга в сфере культуры
· При планировании и реализации продуктов и услуг в сфере культуры основной акцент делается на получение максимального социального эффекта;
· Большинство услуг культурных организаций относятся к общественным благам. В качестве внешних эффектов в сфере культуры могут выступать повышение уровня образования, рост духовного потенциала общества и т.д.
· В сфере культуры, нет товаров, которые бы потребители приобретали в личное пользование. Материальные предметы выступают здесь в качестве средств труда, они не переходят в собственность посетителей, пользователей, зрителей, участников культурных акций. Доминирующим продуктом обмена в социально-культурной сфере была и остается услуга, несущая в себе общеизвестные особенности: неосязаемость и нематериальность, неотделимость от производителя и непостоянство качества, несохраняемость и неравномерность.
· Некоммерческий характер деятельности организаций, предоставляющих социокультурные услуги;
|
|
· Постоянно меняющиеся запросы аудитории СКД, которые необходимо вовремя актуализировать
· Учреждения культуры, как правило, не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Культурные организации в силу выполнения общественных функций не могут находиться на самофинансировании, а должны ориентироваться на внешние источники финансовой поддержки.
· Большое экономическое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, магазинов, специальных мастерских для посетителей.
· Активное вмешательство, контроль и финансирование государством организаций, предоставляющих социкульурные услуги, а так же пристальное внимание общественности к качеству и количеству предоставляемых услуг в сфере культуры;
· Приоритетным для потребителя является качество товара, а не его цена;
· конкуренция между организациями и творческими личностями с целью привлечения клиентов на получение социально-культурных услуг;
· давление на потенциальные возможности организации в оказании платных услуг и трудности в самоокупаемости ввиду недостаточного материального благополучия аудитории СКД.
|
|
· Уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. В данном случае цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, а иногда и вообще отсутствуют.
· Информационная асимметрия, которая заключается, с одной стороны, в отсутствии полной информации у потребителей о свойствах предлагаемого продукта, а с другой стороны, в отсутствии определенного уровня подготовки потребителей для оценки качества самого продукта.
· наличие локальной монополии на рынке. В большинстве случаев в небольших городах экономически не оправданно создание, например, нескольких художественных музеев, театров и т.д.
· В производстве услуг культуры задействованы высококвалифицированные специалисты - режиссеры, музыканты, художники, хореографы- творческие люди, нуждающиеся в особом подходе, постоянной заботе об их профессиональном росте и развитии, популяризации их творческих достижений, иначе говоря – в продвижении.
· Самая интенсивная и насыщенная социально-культурная деятельность плохо поддается сиюминутному качественному учету; оценка эффективности проделанной работы, как правило, отодвинута во времени.
|
|
Задачи маркетинга в социально-культурной сфере:
1. Работа с посетителями (для оправдания миссии учреждения культуры)
- оценка потребности населения в различных видах социокультурных услуг. На основе их учета предполагается расширение номенклатуры и объема оказываемых услуг в сфере культуры.
- рост надежности продуктов и услуг в области культуры, оказываемых потребителям, например, качество, цена, место, квалификация и др.
- безопасность обслуживания потребителей, что подразумевает наличие не только физической безопасности при удовлетворении спроса на услуги, но и безопасность экономическую, общественную, экологическую и пр.
2. Привлечения покровителей (для получения финансовой и материальной поддержки)
3. Создание репутации культурной организации важно (для дальнейшего развития ее деятельности).
повышение конкурентоспособности организаций сферы культуры;
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1663; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!