III. Художественное решение спектакля и его реализация.



Сверхзадача режиссера и спектакля.

Автор особым образом ведет нашего героя к светлому финалу, доводит его до полного отчаяния и тут же возводит в высокую степень счастья. Это распространенный путь человеческой жизни, когда человек до конца остается верен своим принципам, не впадает в отчаяние, несмотря на жизненные испытания.

Здесь просматривается аналогия из множественных реальных жизненных примеров христианской агиографии: преподнобных Силуана и Иосифа Афонских, Филарета Милостивого, прп. Сергия Радонежского, Иова Многострадального и многих других святых. Приведу примеры жизни нескольких из них.

Старец Силуан Афонский, будучи подвержен многолетнему изнурению от демонских наваждений, после многократных обращений к Богу воскликнул: «Господи, Ты не умолим!», - и в это мгновение перед ним через икону явился в Своей Славе и могуществе Сам Спаситель. После чего преподобный обрел непоколебимый душевный покой и радость духа до самой смерти.

Уместно здесь вспомнить необыкновенную жизнь Филарета, вошедшего в церковную историю, как Милостивого. Будучи самоотверженным исполнителем заповедей нищелюбия, этот святой муж расточил всё свое имение на милостыни так, что его домочадцы стали испытывать крайнюю нужду. В момент апогеи отчаяния и одиночества неожиданно судьба его благостно преображается. При стечении обстоятельств дочь его становится женой византийского императора.

Но и, конечно же, ярким примером является общеизвестный библейский персонаж – Иов Многострадальный. Потерявши всё свое земное благополучие, лишившись всех своих детей и при этом подвергнувшийся страшным телесным болезням, «лежа на гноище вне города», Иов в отчаянии стал проклинать день своего рождения. Угнетаемый несправедливыми упреками друзей и жены, на пике страдания и отчаяния ему является светоносный Ангел, после благословения которого жизнь страдальца преображается кратно в лучшую сторону по сравнению с тем, что было до испытаний.

Человеческая жизнь – это жизнь того, кто создан по образу и подобию Бога. Страдания неизбежны в жизни, так как они сотворяют человеческое бытие богоподобным. На тяжелые вопросы не может быть легких ответов. Такие жизненные философские понятия, как любовь, жизнь, смерть, Бог, постигаются только через преодоление – оставленности, одиночества, отчаяния. И чем выше смысл переживаемых реалий, тем болезненнее кризис, предваряющий торжество победы в финале.

Через принятие той многотрудной реальности, которую посылает нам судьба, мы открываем для себя замысел Божий о нас, постигаем ценность каждого дня, приобретаем неподдельную жизненную радость, при этом разрушается психологический барьер между земной жизнью и вечностью.

При рождении (сотворении) в нас вложен физиологический страх смерти – инстинкт самосохранения, ограждающий нас от опасности.

Иной природы страх смерти, который вскрывается в пьесе – это болезненный паттерн, как устойчивая модель мышления общества, как деструктивная сила, не дающая человеку принять саму жизнь в полной мере.

Оскару удалось победить этот страх.

Любовью к жизни, заботой о близких, принятием своей участи с благодушием он победил одиночество, всяческий страх и прежде всего страх перед неизвестным – перед вечностью.

 

В итоге, сверхзадачей нашего спектакля является следующий посыл зрителю: благодушное принятие судьбы через раскрытие ценности каждого дня и заботу о ближних приносит человеку подлинное чувство радости и любви, вселяет веру в Того, Кто ждет тебя за горизонтом земной жизни (телесной смерти). Человек приобретает такое состояние духа, при котором чувство одиночества и страха смерти полностью устраняется.

 


Художественно-психологическая концепция решения образов.

Раскрытие смысла названия спектакля «Приди ко мне»

При определении образов и постановки взаимоотношений главных героев спектакля мы столкнулись с определенными трудностями.

Сюжет данной пьесы обычно акцентируется на жалости, сочувствии ребенку, умирающему в столь молодых летах, где Розовая дама воспринимается, как помощник в преодолении детских душевных страданий Оскара. Тема хотя и является злободневной, но очень известна и граничит с сентиментальностью повествования, преодолением чего являлось важным при постановке спектакля.

Также одной из трудностей постановки является серьезная степень трагичности самой темы затрагиваемой в пьесе – смерти. В нашем театре в основном актеры являются детьми. Слишком большая ответственность возлагать на ребенка-актера такую психологическую нагрузку в игре смертельно больного мальчика. Для роли Оскара нам пришлось искать молодого, но взрослого человека.

Говорить о смерти детей бывает очень нелегко, тем более играть умирающего ребенка. Пафос смерти не приемлем в обществе, где земная жизнь с ее видимыми, ощущаемыми атрибутами является самоцелью. Э.Шмитту удалось это преодолеть посредством перестановки системы жизненных ценностей, раскрытия возможностей обретения их в философской форме, перекликающейся с легким юмором.

Общая линия всех постановок «Оскара» раскрывается в том, что Розовой даме удается найти способ помочь ребенку победить страх смерти и одиночества. Розовая дама является ведущим, а мальчик является ведомым в данном тандеме. Мы же усматриваем, что оба героя являются ведомыми, где подлинным ведущим является третий персонаж. Видимый тандем превращается в некое трио: Оскар, Розовая дама и незримый Бог, Который всё время присутствует, действует и влечет к преображению обоих, обнаруживая Себя явно в духовном восторге Оскара только в финальной части спектакля.

Создается картина контрастов: приливы отчаяния сменяются волною духовных побед над ним. И в такой череде столкновений раскрывается постепенное преображение обоих героев, Оскара и Розовой Дамы.

Концептуально мы остаемся в смысловой канве авторского замысла образов. Сохранены все главные персонажи и связанные с ними сюжеты пьесы. Фабула событий, связанная с трагедией смерти ребенка оставлена за автором.

Изменения были допущены в связи с актуальной на наш взгляд темой нарастающей бездуховности общества. Так Розовая Дама в нашей постановке являет собой образ «кающегося разбойника», то есть человека грубого нрава, но в финале превращающегося в человека, преисполненного любви и искренней горячей веры.

Образ Оскара ассоциируется с попавшим на необитаемый остров Робинзоном Крузо, где Розовая Дама, развеявшая одиночество мальчика приточно именуется Пятницей.

Также в постановке мы усмотрели необходимым подчеркнуть аллюзию на знаменитый образ «Маленького принца», который нежно и заботливо ухаживает за своим единственным другом Розой, раскрывающейся в нашей пьесе через Розовую Даму. Эта художественная проекция красиво подчеркивает взаимное душевное попечение Оскара и Розовой Дамы.

Для яркого отображения состояния наших главных героев мы включили в наш спектакль необычную постановку в исполнении детей. Образ маленьких человечков в бесформенных белых одеждах являет собою помыслы, навязчивые, угнетающие, символизирующие плач, и, напротив, подчеркивающие радостные состояния.

Данное художественное решение в общей канве сквозного действия подчеркивает контраст двух противоборствующих состояний наших героев, отчаяния и надежды.

Эти сомнамбулические образы были созданы по двум причинам: драматургической и педагогической. Первая была описана выше. Вторая же объясняется необходимостью привлечения детей к серьезной теме без излишних моральных нагрузок.

 

Действующей силой эмоционального воздействия на зрителя в спектакле предполагается интрига ожидания Того Незримого, что присутствует в жизни мальчика, о встрече с Которым он мечтает на протяжении всего повествования.

Не случайно мы назвали наш спектакль «Приди ко мне». Главным выходом из одиночества было для мальчика встреча с Богом… Оскар здесь уподобляется человеку, поднимающемуся по лестнице на высоту. Ему сопутствует страх вероятности падения. Общепринятыми правилами в такой ситуации является запрет смотреть вниз. Тогда человек всегда должен смотреть только вверх и только вперед. Именно акцент на постоянном желании встречи с Господом позволяет мальчику преодолеть сопутствующий ужас грозящей неизвестности под названием «смерть». Отсюда и родилось наше название спектакля «Приди ко мне».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!