Глава 1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ИКОНЫ
История древнерусской иконы
Когда было принято христианство на Руси, возник вопрос о поклонении образу для верующих. Во время язычества такие этим образом был – пантеон славянских Богов. После принятия Крещения на Руси, появился иной образ – икона. Как культовый предмет, икона имеет древние истоки. Самая первая икона была найдена в монастыре святой Екатерины, в Синае. Она выглядела как фреска Помпеи и Геркуланума, даже чем-то похожа на фаюмский портрет. Фаюмский портрет – это погребальные портреты, которые клали на саркофаги при погребении, чтобы живую хранили связь с умершими.
Икона свидетельствует о жизни на Земле, о ее победе над смертью, о жизни вечной. Она помогает сохранять нам портрет святого, на котором мы можем увидеть его возраст, пол и его социальную роль. Лицо на иконе – это образ, обращенный к Господу, преображенный в свете вечности. Икона в своем развитии двигалась от портрета – к лику; от реального и временного – к изображению вечного.
Первые образы начали попадать на Русь в конце Х века и становились предметом для поклонения и подражания. Иисус Христос – добрый пастырь, его лик изображали на стенах подземных пещер, на лампах, кольцах и других предметах. Когда христиане в пещерах спасались от нападения язычников, они изображали образ Спасителя и молились ему.
Под видом доброго пастыря, православные изображали Иисуса в виде Рыбы. Одно из таких изображений было найдено в подземной усыпальнице Люцины. Рыба - в греческом наименовании состоит из пяти букв, первые буквы пяти греческих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Она стала символом таинств Святого Крещения и Причастия, так как дает плоть свою во снеде.
|
|
Также, образ Христа изображали под видов агнца Божьего. Автором этого образа стал Святой Иоанн Креститель, который называл своего Спасителя «Агнцем Божиим, вземлющем грехи наши»
Только в конце VII века, первые иконы появились на Руси. Их привезли греки, которые впоследствии стали монахами Киево-Печерского монастыря, это преподобный Алипий (Алимпий) и его подмастерье – преподобный Григорий. Святой Алипий является родоначальником русской иконописи. С самого раннего детства он занимался иконописью с приезжими греческими мастерами, затем он стал иеромонахом и начал прославлять образ Божий. Алипий отличался от всех своей любовью к Господу, терпением неустанным трудолюбием, чистотой и смирением. Он стал подвижником, прославивший Киево-Печерскую Лавру. Благодаря святым Алипию и Григорию, русская иконопись существует по сей день.
В середине XIII века, были совершены монгольские нашествия, захватившие большую часть Руси, которые уничтожили множество икон. Это событие подорвало к написанию новых икон, где отличился в этом искусстве Великий Новгород.
|
|
Также, христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, в которой помогали сами императоры Византии. Обрушившие репрессии не только на приверженцев святых изображений, но и на иконы. Борьба между иконоборцев и иконопочитателей длилась более ста лет. Впоследствии чего был принят догмат об иконопочитании, в 787 году Вселенским собором. А в 843 году, Константинопольский собор утвердил праздник Торжества Православия, как истинное исповедание о слове и образе. С этого времени христианские иконы стали почитать не только как образ, но как священный образ, в котором выражена вся вера во Христа. Именно поэтому икона – это богословие в красках, изображение в котором воссоединились догмат и искусство; слово и образ; богословие и эстетика.
Ранние иконы находятся в большой зависимости от греческих образов. Им присущ удивительный лаконизм художественного выражения, как в композиции, так в фигурах, складках одежд, жестах и т.д. В иконах домонгольского периода присутствует исключительная монументальность, как в стенной живописи, под воздействием которой русская иконопись находится до конца XIV века. Уже в XIII сумрачный колорит сменяет яркими красками. В период этого времени иконопись отличается непосредственностью, чувством ритма и простой композицией. Также, можно отметить деятельность святого митрополита Петра Московского и иконописца – архиепископа Феодора Ростовского, которые отличись в этот период.
|
|
Рассматривая период XIII-XIV вв. можно заметить, что лики на иконах продолговатые, греческие, борода короткая, немного заостренная, что не характерно для образа русского.
Рисунок 1 – Икона XIII века. « Спас Золотые Власы»
Местом высшего достижения русского искусства была « Русская Флоренция» - Нижний Новгород. Там и произошел подъем русской религиозной живописи, где отличись – Феофан Грек и Исаий Гречин. Они росписали соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Москве, в 1343 году. Феофан Грек был величайшим учителем иконописи того времени. Благодаря ему были росписаны: церковь Архангела Михаила (в 1399 году); Бгаловещенский собор (в 1405 году). Известия о русских мастерах - иконописцев XIV века рассеялись по всеми миру. Их называли – «выучениках греков».
|
|
Первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости и преподобия, которое резко падает во второй половине XVI века. Это время появляется наибольшее количество прославленных святых, особенно XV век: с 1420 по 1500 г. число святых скончавшихся за этот период, достигает более пятидесяти человек.
Грань XIV и XV столетий связана с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим другом преподобным Даниилом (Черным). Именно та глубина духовного прозрения преподобного Андрея нашла свое выражение при посредстве исключительного художественного дара.
В период XV-XVI веков, связан с другим талантливым иконописцем – Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество тесно связано с иконографией Андрея Рублева. Его иконы полны совершенством техники, изящностью линий, изысканностью форм и красок; проникнута особая изысканность пропорций фигур, грация движений, полнота и гибкость изображения.
Всмотревшись в иконы XV-XVI веков, можно заметить полный переворот. В этих иконах решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие бытовые подробности были иными. Это и не удивительно, ведь русский иконописец переживал тот великий национальный подъем, который в те дни переживало все русское общество. В иконе перемена настроения сказывается, прежде всего, в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородой, которая идет на смену лику греческому.(рис.1)
Рисунок 2- Иконы XVI веков
Наиболее интенсивно протекал процесс на Севере Русского государства, в таких городах, как Псков и Новгород. Их отдаленность от Византии и другая форма правления позволили решить различные проблемы, в том числе и художественные.
В пределах Московского княжества, процесс выработки собственного стиля написания протекал намного медленнее. Но, несмотря на давление византийского наследия, постепенно был выработан свой художественный язык. Особенно четко это прослеживается с эпохи Андрея Рублева, когда московская живопись обрела свою неповторимость и колоритность. С этого момента есть все основания говорить о древнерусской иконописи как уже о вполне сложившейся иконописной школе.
Южные славяне, по сравнению с русскими, находился в более трудном положении. В Киеве и Чернигове постоянно изменялись политические границы и непрерывные потоки мастеров препятствовали поиску своего собственного стиля иконописи.
Самобытность развития и становления древнерусского государства во многом поспособствовало выработки собственного пути развития в иконописи. В некотором плане это было положительно, так как легче было найти свой путь в иконописи - никто не мешал становлению и выработке своих традиций, канонов. Византийские мастера приезжали редко, поэтому у русских иконописцев не оставалось другого пути кроме как создавать свои школы и начинать свое «новое» искусство.
В русской иконописи XV века, являвшегося эпохой ее наивысшего расцвета, фигуры святых изображали всегда бесплотными, они облачены в широкие, неопределенного покроя одеяния, скрывающие пластику тела. Округлые лица, в которых нет ничего портретного и индивидуальные черты предельно нейтральны. Мария всегда остается Богоматерью. Если фигуры объединяются с пейзажем, то последний сводится к простейшим формам, подвергнутым настолько большой стилизации, что утрачивает свой характер. Если вводятся архитектурные кулисы, то они лаконичны и условны. В русской иконе есть пафос расстояния, отделяющего небо от земли, есть сознание запечатленных событий и вещей.
В иконе краски имеют иное значение, чем краски картины. Цвет в картине - атрибутика объекта, а в иконе - лик святого, который статичен и неподвижен( Рис 2). Статичность иконы - это ее внутреннее движение, это вечный полет души к Богу, это преодоление того времени, как отсутствие движения во времени и пространстве, как жизнь в других измерениях.
Рисунок 3 - Образ Владимирской иконы Божьей Матери.
Середина XVI века
В период XVI века сохраняется духовная насыщенность образов Божьих. Остается на прежней высоте и красочность иконы, появляется богатый колорит, что не характерно для предыдущего. Однако, во второй половине этого века, продолжается величественная простота и классическая мерность композиции, что способствует давать нам замечательные образы (рис 4). Также утрачиваются широкие планы и чувство монументальности образа. Появляется классическим ритм, античная чистота и сила цвета. Стремление к сложности и виртуозности проявляют темные тона и вместо прежних легких красок появляются плотные землистые оттенки, которые создают впечатление угрюмой торжественности. С этого момента начитается эпоха перелома в русской иконописи. Догматический смысл каждой иконы - повествование момента, что позволяет нам осознавать доминируещее значение каждого образа.
Рисунок 4 – Образы святых XVI века
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!