Основные черты русского балета.

Танец эпохи Средневековья.

В период средних веков хореографическое искусство постепенно двигалось вперёд. Хотя танцевали и при дворах, и в высших сферах общества, но настоящим хранителем танца был народ. Ограниченный в свободе и постоянно притесняемый, народ искал веселья в телесных упражнениях. Именно народные пляски и послужили впоследствии основой для развития придворных и общественных танцев.

В период XII-XIIIвв. резко обозначились две категории танцев: медленные, «тягучие», и более быстрые с прыжками. Танцы со спокойными темпами считались дворцовыми, придворными: кавалер брал за руку одну или двух дам и сдержанными шагами проходил по кругу залы. Более же оживленные танцы с прыжками и круговыми движениями были достоянием народа.

Хороводная форма танца считалась излюбленной по всей Европе. Танцевальные движения были достаточно примитивными, состоящими из шагов, наклонов, приседаний, скачков и прыжков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку. Музыкальным сопровождением служило пение самих танцующих, причем, достаточно монотонное. Песня напоминала речитатив и состояла из куплета и припева.

В более поздний период в танцевальной культуре намечается ряд изменений. Появился парный танец. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений: к шагам, легким прыжкам добавляются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент. Танцы исполнялись под пение танцующих людей и сопровождались игрой на народных инструментах (рожке, тамбурине, свирели, волынке), в некоторых странах — под оркестр, состоящий из кларнета, трубы, барабана, тарелок.

В период средневековья все острее начинает ощущаться разделение между танцами простого народа и танцами аристократии.

На эволюцию танцевальной культуры оказывало искусство трубадуров, труверов, менестрелей, скоморохов и пр. Эти средневековые бродячие актеры играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, от деревни к деревне. Они разыгрывали диалоги, пели, играли на различных инструментах, а также танцевали, выделывали фокусы и акробатические трюки перед своими знатными покровителями или простолюдинами.

Придворные танцы представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы-шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати — в них можно было делать изысканные медлительные реверансы, но не прыгать. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся на пир гости, проходя в своих лучших нарядах перед хозяином, демонстрировали себя и богатство своих костюмов.

Общеупотребительным во времена турниров по всей Европе был танец с факелами. Он исполнялся и при брачных церемониях. Впереди обыкновенно шли кавалеры с зажженными факелами, а за ними следовали приглашенные, которые шли попарно медленными шагами. Простота и наивность такого рода развлечений постепенно перестала нравиться, прежнюю скромность начала разрушать страсть к маскарадам и не большим представлениям, которые состояли из пантомимы и танцев. Маскарады следует считать первой ступенью для перехода к балету. Их сразу полюбили, потому что они были средством для разного рода выходок благородного сословия, желавшего повеселиться.

Эпоха средневековья сыграла важную роль в развитии, как самого танцевального искусства, так и в развитии танцевальной музыки. Именно в это время появляется ряд простейших танцевальных форм и жанров, которые, развиваясь и видоизменяясь, дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре.

Самые ранние сведения о европейских танцах различных типов относятся к позднему средневековью – это карола, дукция, эстампи, сальтарелло, мореска. Именно в это время зарождается традиция объединения танцев в пары: за медленным, торжественным танцем (часто в 2-дольном размере) шел быстрый, веселый танец (в 3-дольном размере). Именно этот принцип лег в дальнейшем в основу т. н. старинной танцевальной сюиты, окончательно сформировавшейся в XVII веке.

Сальтарелло – один из самых динамичных и энергичных итальянских танцев, который исполняется в основном в трехдольном темпе, реже в двудольном. Сальтарелло танцуют в комплексе с пассамеццо и бас-дансом в определенной очередности.

Мореска или мориско – пантомимический средневековый танец, исполняющийся в гротескных одеяниях с колокольчиками на щиколотках несколькими танцовщиками под музыкальное сопровождение, с экзотическими тембрами и пунктирными ритмами.

Жига – хореографическая композиция с английскими корнями, зародившаяся в 16 столетии. Изначально исполнялась она в размере 4/4, а позже в такте 6/8 с пунктированными восьмыми.

Павана– двудольный танец, представляющий собой своеобразное величавое и довольно медленное шествие. Именно с этой хореографической композиции начинался любой бал в 16-17 веке. Этот танец имеет итальянские корни и является «братом» бас-данса.

Гальярда – одна из самых веселых плясок Средневековья, а именно 16-17 века. Исполняется в трехдольном размере со снижающимся темпом. Это был один из любимейших танцев 17-го столетия в Европе.

Чакона – танец 16-18 века, пришедший в Испанию из Вест-Индии. Начиная с 16 и по 18 столетия, он претерпел некоторое изменение – изначально его танцевали в быстром и темпераментом ритме, а потом чакона трансформировалась в величавый и медленный танец.

Бас-данс – это скользящий церемониальный танец, очень похожий на полонез. Его исполняли либо в двудольном, либо в трехдольном размере. В структуре этой хореографической композиции отсутствовали прыжки, и он больше напоминал некое «прохаживание», нежели танец.

Альманда– пляска немецкого происхождения в умеренном темпе с двудольным размером. Очень схож с паваной.

Кароль– танец, представляющий собой круговую хореографическую композицию, участники которой, держась за руки, создавали разнообразные фигуры под аккомпанемент песен.

В эпоху Средневековья существовало огромное количество видов танца. Помимо вышеупомянутых разновидностей, были и такие как: эстампи, куранта, бранль, бергамаска и др. Стоит отметить, что средневековые танцы отличались некой неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелых и объемных одеяний. В частности это касалось представительниц прекрасного пола. Но со временем женщины смогли себе позволить во время плясок немного укорачивать подолы своих нарядов, закладывая их за пояс. Это способствовало большей свободе движений.

 

Основные черты русского балета.

В России балет возник. в XVIII веке. К этому времени в России уже достаточно хорошо была подготовлена танцевальная почва для формирования и развития балета, причём почва эта состояла из двух слоёв: национальной и иностранной. Впоследствии народные пляски входили в балет, комедию, оперу и не только в XVIII веке, но и ранее, в конце XVII века.

В 1675 году, при царе Алексее Михайловиче, была осуществлена постановка пьесы под названием «Русалки или Славянские нимфы, баснословная комедия с песнями и танцами». Первое театральное представление состоялось в октябре 1672 года.

Известной датой в истории балета становится царствование Петра Великого. Царь поощрял приезды в Россию иностранных трупп. При Петре I давались интермедии с балетами и театральными представлениями с танцами, но его правление не оказало существенного влияния на эволюцию балета.

1734 год является важной вехой истории русского балета, поскольку в этот год Петербург посетила балетная труппа из Италии, а также французский танцовщик Жан Батист Ланде. Он сыграл очень важную роль в становлении русского балета. Благодаря его стараниям в мае 1738 года было открыто первое в истории России театральное училище, имевшее исключительное значение для становления отечественного балета.

В 1757 году в Россию приехал Джованни Локателли – балетмейстер, также много сделавший для русского балета. Его балеты, как и другого хореографа – Сакко, явились крупным шагом вперёд и подготовили почву для следующего важного этапа. Речь идёт о периоде, в который вели свою деятельность Д.М.Г. Анджолини и Ф. Гильфердинг. В эпоху Елизаветы Петровны особое распространение получают музыкальные комедии с песнями и танцами. Далее в истории балета наступает новая эпоха и связана она с эпохой Екатерины II.

Екатерина II . Русский балет в царствование Екатерины II становится одной из важнейших европейских арен реформы классического балета. Особенно прославился в этом смысле Анджолино. Его балеты имели огромный успех, современники отзывались о нём, как о «совершенном балетмейстере». Не менее значительной следует признать деятельность Пьера Гранже – главного соперника Анджолини и Гильфердинга. Он предпочитал более разнообразную деятельность, ставил анакреонтические, героические и аллегорические балеты. Но не избегал при этом комических и бытовых балетов, снискавших у публики большую популярность. Это был действительно очень плодовитый хореограф.

К сожалению, большая часть балетов екатерининской эпохи не сохранили имена своих создателей. Что же касается техники танца, то здесь наблюдается её совершенствование. Выступления петербургских танцовщиков происходят на уровне парижских.

И если Гильфердинг и Анджолини явились началом балетной екатерининской эпохи, то её финалом оказались Карл Лепик, Дж. Канциани, И.И. Вальсберг-Лесогоров. Последнее имя особенно значимо, поскольку это имя русское. Несмотря на то, что Вальсберг-Лесогоров был шведского происхождения, считал себя русским, и целью его было создать иной, «нравственный балет». Заслуга Вальберга перед русским балетом была огромной. Благодаря ему, это искусство сделало шаг вперёд.

Вторая половина Екатерининской эпохи прославилась именами очень талантливых танцовщиков. Прежде всего, это В.М. Балашов и И.Л. Еропкин. О прыжках Еропкина современники писали как о каком-то чуде, которого до сих пор не было на русской сцене, среди русских артистов. Выделяются имена таких балерин, как А. Поморева, М. Коломбусова, Н.П. Берилова. Последняя балерина из указанного выше списка балерин блистала во времена Павла I, являлась воплощением грации и мастером пантомимы.

В конце XVIII века в России появляются крепостные театры и, как следствие, балеты. Набирают обороты домашние театры знатных вельмож, которые стремятся к пышности, роскоши, богатству театральной обстановки. Каждый из них желает заполучить как можно большее количество талантливых актёров, певцов, танцоров, и искали их среди крепостных. Особенно прославился театр графа Н.П. Шереметева.

Стало известно имя Дидло. Важной целью Дидло-педагога было подготовить танцовщиц высокого уровня. Дидло сотрудничал с К.А. Кавосом – видным балетмейстером. Совместно они выдвинули концепцию программности, которая подразумевала единство драматургии – хореографической и музыкальной. Балеты Дидло уже были предвестниками романтизма. В своих постановках Дидло сумел совместить сольный танец и кордебалет, привести их к единому ансамблю.

Итак, в первой трети XIX столетия русский балет подошёл к своей творческой зрелости. Уже можно было говорить об установлении национальной школы, черты которой в дальнейшем стали славой русского балета: виртуозность техники, психологизм и глубина, правдивость и искренность, красота и изящество.

Крупным событием становится открытие в 1825 году в Москве Большого театра. Благодаря этому обстоятельству московская балетная труппа получила в своё распоряжение великолепно оснащённую в техническом плане сцену. Начиная с 1830 года, и петербургские и московские труппы начинают выступать в театрах, имеющих отличное оборудование. Театральное училище обеспечивало балетную сферу кадрами: танцовщиками, художниками, музыкантами.

Большое влияние на русский балет оказала оперная музыка М.И. Глинки, где в танцевальных сценах присутствовали точные музыкальные характеристики, образы в развитии и присутствовало отчётливо выраженное национальное начало.

30 – 40-е гг. – период романтизма. Столкновение реальности и мечты, присущее романтическому воззрению, отразилось на эволюции балета, которая разделилась на два направления. Первому было свойственен ярко выраженный драматизм и стремление к критике действительности. Второе направление базировалось на фантастике, ирреальности образов. В таких балетах часто в качестве действующих лиц выступали призраки, сильфиды, ундины и т.д. Объединял оба направления образ главного героя-мечтателя, который вступал в конфликт с суровой действительностью, а также новаторская черта, которая заключалась в установившемся гармоничном соотношении между танцем и пантомимой. Следует отметить и другой важный факт. Танец теперь сделался первостепенным элементом балета.

Вскоре на смену романтизму в искусстве и литературе приходит реализм (середина XIX века). Однако его веяния не отражаются на балете, поскольку он оставался придворным искусством, и его главными функциями являлись эстетическая и развлекательная. Начало 60-х гг. отмечено сказочными сюжетами и номерами-дивертисментами. Однако в этот период процесс эволюции балета тормозился на уровне приёмов, композиции и форм. Все эти элементы были строго регламентированы.

Композиция спектакля строилась на сочетании танцевальных фрагментов и пантомимных эпизодов, при этом пантомима стала носить служебный характер. Более всего начинает цениться техника и отдаленность формы. Всё это приводит к тому, что из балетного искусства начинает исчезать содержательность.

И, тем не менее, именно русский балет утвердил новые высокохудожественные традиции и сделался впоследствии образцом для всего мирового балетного искусства. Связано это обстоятельство с именем выдающегося танцовщика и хореографа М.И. Петипа. Его творческая деятельность началась в период, когда предыдущие традиции уже изживали себя. Петипа уловил одну из главных тенденций уходящей эпохи – симфонизацию танца и многое сделал для того, чтобы усовершенствовать и обогатить её. Петипа так ставил хореографию, что в ней отчётливо выделялись мотивы-характеристики персонажей, выражаемые при помощи танца. Решающую роль в экспериментах Петипа сыграло его сотрудничество с П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым. Благодаря их совместной творческой деятельности на свет рождаются подлинные шедевры, как в музыкальном, так и в балетном отношении: «Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895 (балеты П.И. Чайковского) и «Раймонда», 1898, «Времена года», 1900» (сочинения А.К. Глазунова). Эти произведения – вершины балетного симфонизма XIX века


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 6882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!