Инстинкты в связи с системой чувств животных



 

Если захотеть прийти к упорядоченным знаниям в области жизни животных с ее запутанным множеством проявлений, можно будет в качестве исходного пункта считать обобщающий обзор структуры человеческой воли, сделанных Р.Штайнером. В 4 докла­де "Общей науки о человеке"38 он говорит о семи слоях человеческой воли. Эта многослойность связана с тем, что у человека можно различить семь частей существа. Каждая часть его сущест­ва выражается определенной формой воли. Сначала приведем эти семь пар схематично:

 

физическое тело - инстинкт

эфирное тело - стремление

чувственное тело - желание

Я - мотив

духовное Я,

жизненный дух

и духовный человек - самые высшие формы воли, которые только могут еще быть развиты у большинства людей

 

Для оценки поведения животных требуются только три первые ступени, так как у каждого отдельного животного в его сущности можно различить только три части:

физическое тело – инстинкт,

эфирное тело – стремление,

чувственное тело – желание.

В одной из более ранних работ39 в качестве исходного пунк­та были взяты стремления, так как они очень наглядны и сходны у всех животных и у людей. Каждое животное должно есть, размно­жаться и т.п., чтобы поддерживать свои жизненные процессы.

Желание не следует рассматривать отдельно подобным образом.
Можно было бы назвать желание направленным на объект стремлением. Стремление к еде, например, существует у животного и активируется, если оно некоторое время не питалось. Если оно в это время видит жертву, ее восприятие переходит в желание. Животное всем своим существом более или менее осознанно устремляется на один этот объект.   

Здесь нельзя ошибиться: боязнь какого-то определенного существа или шороха в этом смысле тоже желание. В этом случае это стремление к самосохранению, устремленное на определенный объект.

У разных животных встречаются самые разнообразные виды то­го, как определенное стремление осуществляется в действительности. Корова питается совершенно иным способом, чем лев, или муха, или паук. Здесь мы попадаем в область инстинктов. Инстинкты при­дают импульсивному поведению форму и структуру.

Названная только что работа о стремлениях смогла возник­нуть потому, что в качестве ключа смог быть использован круг Зодиака. Во время работы над этой книгой стало ясно, что в сфе­ре инстинктов опять-таки встречаются четкие отображения положе­ния Солнца и звезд. Так невольно возникла новая задача: разра­ботка ориентированного на космос учения об инстинктах. Однако это оказалось такой трудной и такой обширной задачей, что автор вынужден был решиться оставить ее другим.

Затем поступил заказ на эту книгу. Так как большая часть уже была сделана в набросках и частично уже написана, автор вдруг понял, что значительная часть сказанного относится к ин­стинктивной жизни животных или, по крайней мере, находится в теснейшей связи с нею. И мы видели, как движение Солнца в тече­ние года, как знаки Зодиака отражаются в поведении животных. Таким образом, эта работа стала наброском космически ориентиро­ванного учения об инстинктах.

Если бы мы при обсуждении инстинктов исходили из теории, мы никогда бы не пришли к этому результату. Ведь трудно судить о том, какой способ поведения относится к области инстинктов. При определении того, что такое инстинктивное поведение, мы все больше будем запутываться, благодаря чрезвычайно интересным и важным исследованиям, проведенным крупными исследователями в области сложных инстинктов. Возьмем, например, энтомолога Фабра. С какой тщательностью исследовал он жизнь навозных жуков и с ка­кой любовью описал он свои открытия! Однако у него нигде нель­зя найти такого же тщательного описания способа, которым бабоч­ка летает, реагирует на свет и темноту или играет своими красками. А ведь это поведение не в меньшей степени относится к инстинк­тивному поведению. Слишком большое предпочтение отдавалось особо загадочным областям, то есть наиболее скрытым сторонам инстинк­тов.

Даже столь известный современный исследователь Карл фон Фриш употребляет слово "инстинкт" для обозначения сложных видов поведения - таких, как постройка гнезд, забота о потомстве и т.д.

Чтобы набросать ясную картину инстинктов, нужно быть готовым к тому, чтобы целиком оставаться в сфере описания поведения. Следует исходить из общей картины поведения животных и в естест­венном окружении и на этом фоне различать особые формы поведе­ния. Если делать это, можно с удивлением и радостью обнаружить те явления, которые будут сейчас противопоставлены друг другу:

Чомга живет почти исключительно на водной поверхности, короткое время - под нею. Почти все инстинктивные действия, как спаривание, забота о потомстве, еда, выкармливание, сон - разыгрываются на или под поверхностью воды. Форма и другие осо­бенности тела целиком определяются этой средой. Инстинктивные действия этой птицы характеризуются формой и ходом, подходящими только к этой среде.

Стриж, как мы видели, живет почти исключительно в воздухе. Все его строение и все его инстинктивные действия, в свою оче­редь, определены этим.

Животные, благодаря своему строению тела и своему поведе­нию, не только устремлены в определенную область, они просто не могут жить в другой среде.

Эта предопределенность строе­ния тела и поведения к определен­ной области должна обозначаться как инстинкт.

В этой работе мы попытались описать поведение каждого жи­вотного как целое в куске природного окружения. Мы как бы изобра­зили его жизнь на фоне природы.

Мы объединили способы поведения животных в крупные единицы, причём мы включили их в структуру природы и сравнили друг с дру­гом. При этом особую роль стали играть такие масштабы как противоположности света и тяжести и объединения элементов по четы­ре.

Иногда мы могли объединить в единое целое и способы по­ведения различных животных, рассматривая их в связи с трехчленностью человеческого тела.

Если считать, что во множестве инстинктов проявляются крупные целостности, то станет все яснее, что их корни следует искать в первую очередь не в самих животных, а в природе как в целом. Объяснение определенных явлений часто можно бывает найти только путем сравнения с рядом очень далеко отстоящих дру­гих явлений. Природа в целом проявляется в инстинктах как в це­лом.

Если расчленять инстинктивное поведение, как это делали многие исследователи, и искать корни этого поведения в отдель­ном животном, тогда можно выявить технику, благодаря которой поведение становится возможным, но не собственно содержание по­ведения и в еще меньшей степени добиться его объяснения.

Что нужно сделать, чтобы действительно проникнуть в суть инстинктов, собственно говоря, так просто, что постоянно суще­ствует опасность отклониться от верного пути. То, что нужно ви­деть, на чем можно основываться, так идет к нам в руки, что обычно все проходят мимо, потому что привыкли искать свои цели где-то вдалеке.

Содержание поведения животных можно найти, если научишься объединять все формы поведения в столь же строго оформленные и характерные целостности, как живые существа. Надо учиться про­верять эти целостности на том, что они выражают, на их физиогномии. Надо учиться рассматривать их так, как рассматривают лицо человека или произведение искусства. Есть деятельность, кото­рую можно было бы назвать чтением в книге природы взглядом, обученным в ходе художественной деятельности. Благодаря такому чтению, можно открыть многое из того, что остается укрытым от взгляда только технически грамотного исследователя.

Одним из наиболее выразительных открытий, которые можно при этом сделать, является то, что порядок в мире инстинктов тес­нейшим образом связан с системой царства животных. В этой кни­ге можно найти много примеров этого. Однако этот факт так же, само собой разумеется, как и удивителен, потому что система строится, в первую очередь, на строении тела животных. И мы узнали инстинкт как форму поведения, непосредственно примыкаю­щую к строению тела.

Эта связь между системой и группировкой инстинктов может стать для нас важной методической направляющей линией. Мы ви­дели, что мы должны рассматривать группы царства животных как типы, как живые исходные формы. Если мы будем руководствовать­ся этой идеей в нашем мышлении и просмотрим все особые формы, будет возможным вывести истинную форму животного из исходной формы. При этом мы внутренне копируем процесс творения. Соответ­ствующим образом можно говорить об общих типах поведения, из которых, в свою очередь, можно выводить особые формы. Очевидно, эта методика становится особенно ясной при рассмотрении жвачных и грызунов.

Однако опять получается так, что две группы попадают в один тип поведения, в то время как они в системе оказываются далеко отстоящими друг от друга. Однако именно здесь мы нахо­дим великолепные примеры связи между инстинктивным поведением и строением тела относится по системе к хищным птицам. Однако по форме тела и по поведению он оказывается сходным с ласточками.

Как бы далеко ни было возможно зайти со всем тем, о чем
было сказано, действительно истинного целого, вершины в области познания можно достичь только, проработав результаты исследова­ния Р.Штайнера: связь крупных групп животных с кругом Зодиака. Только тогда можно будет открыть бесконечное количество явлений, правильно оценить их и понять их истинное содержание. Однако когда таким образом используются исследования Р.Штайнера, мате­риал опять-таки собирается вместе, чтобы сделать его более дос­тупным и обоснованным.  Может быть, некоторые исследователи, искавшие связь групп животных и круга Зодиака на иных путях, будут удивлены, что эта связь, в первую очередь, проявляется в области инстинктов. Одна­ко если подумать о том, что положение и задача животных и, вместе с тем, смысл их существования определяются инстинктом, можно будет понять, что так оно и должно быть. С помощью инстинктов определяется контакт животного с его окружением, и это также сфера, в которой упорядочивающая мудрость проявляется ярче всего. Все, что физиологически разыгрывается в животном, больше относится к технике, благодаря которой осуществляется ин­стинктивное поведение.

 

б/ Мудрый порядок в царстве животных и происхождение

 

До сих пор мы едва коснулись вопроса о том, как развивались различные виды животных во времени - вопроса, которым особенно интенсивно занимались исследователи прошлого века. У многих ви­дов животных, образующих в настоящий момент сплошное целое, воз­раст может быть чрезвычайно различен. Какое-то время тому назад некоторых животных еще не было, но зато были другие, которые к сегодняшнему дню вымерли. Конечно, такой, в большей степени исто­рический, подход имеет свои преимущества. Таким образом, должна иметься связь между нашим и этим методами.

Следует предположить, что уже в течение длительного времени в природе царит строгий порядок. Таким образом, появление новой формы становится возможным только тогда, когда она может в него включиться. Но вымирание определенных форм тоже не может быть случайным. Можно предположить, что порядок постепенно менялся в связи с изменениями структуры Земли.

Мы можем лишь с трудом представить себе, как все это про­исходит, это включение и согласование новой формы или выпадение другой формы. Однако ясно, что природа должна исследовать все с обеих точек зрения, прежде чем сможет быть создана отчетливая картина.

 

в/ Первые истоки групп животных по Рудольфу Штайнеру

 

За непосредственно историческим развитием лежит еще дру­гое, на которое указывал Р.Штайнер в целом ряде докладов. При этом речь идет в меньшей степени о конкретном возникновении и развитии Земли, чем об исходном зачатке, зародыша в стадиях развития мира нашей собственной эволюции.

Зачаток насекомых появился первым, во время Сатурна. В начале солнечной стадии появился зачаток птиц, в более позд­нюю эпоху времени - зачаток хищных животных. На стадии Луны мы должны искать истоки жвачных. На конеч­ной стадии развития Луны мы находим истоки пресмыкающихся, зем­новодных и рыб. Истоки низших животных следует искать на стадии Земли.

Мы уже видели, что сущность насекомых является самой разносторонней в своем развитии. Сущность птиц также очень разносторонняя, но меньше, чем сущность насекомых. У хищников мы находим еще заметную трехчленность в строении группы. У жвач­ных также проявляется трехчленность, но гораздо менее четко. Эти животные начинают, становиться односторонними. Еще более резко выражена эта односторонность у следующих групп. Они как бы сливаются с водой и с землей.

Эти факты могут дать нечто, что поддерживает и подчеркива­ет такую точку зрения Р.Штайнера.

 

г/ Физиогномический подход

как противовес объяснениям на основании полезности

 

В ходе нашей работы мы старательно избегали указаний на пользу поведения или особенности строения тела для существова­ния животных.

Конечно, в разумно устроенном целом каждая отдельная часть имеет полезное значение. Однако всем нашим воспитанием в наше сознание глубоко внедрена мысль о том, что если что-то полезно, то это уже является достаточным объяснением появления этой вещи. Это абсолютно неверно.

Представление о полезности как причине появления определен­ных приспособлений и способов поведения встречается только у людей. Однако они выходят из большого разумного порядка, в ко­торый еще включено поведение животных. Как только существо выхо­дит из этого порядка, оно должно, конечно, задать себе вопрос: "Что я должен сделать, чтобы я мог существовать?" И непосредственно за этим уже появляется опасность, что оно не только будет заботиться о себе так хорошо, как только можно, но и что оно даже начнет жить за счет других и за счет любых разумных связей с другими. Начинается конкуренция.

В царстве животных дело обстоит иначе. Там, конечно, имеют­ся противоположно направленные силы, но все они подчинены стро­гому порядку. С помощью великолепного уравновешивания односто­ронности преодолеваются и вливаются в крупное целое. Если рассмот­реть это, можно получить глубокое впечатление об удивительной, воинствующей мудрости, которая становится здесь действенной.

В прошлом столетии отказались от любых мыслей об исходном порядке и животных рассматривали таким образом, как будто каждое из них делает для себя и для своего вида так много, как только может. Так возникла мысль о борьбе за существование и о выживании наиболее приспособленных видов. Развитие объясня­лось слепой, хаотической игрой сил.

То, что во все большей степени подходило совместному существованию людей, стали рассматривать как пригодное и для царства животных.

Мы, наоборот, должны научиться никогда не отдыхать до тех пор, пока мы не узнаем, что выражают те или иные явления. Великим противоядием против склонности односторонне обращать внимание на пользу является развитие физиогномического подхо­да.

Человек, научившийся рассматривать природу физиогномиче­ски, который таким обрезом учитывает не только отдельности, но и даже целые группы явлений, разовьет стремление выражать самого себя в своем поведении и в устройстве своего окружения так, чтобы внешние проявления соответствовали его сущности. И он также попытается так общаться с другими, чтобы помочь им выразить свою сущность. Между тем он такжё научится тому, что каждое существо является лишь частью большого целого. По­этому он будет искать других или даже группы других, чтобы вместе с ними осуществлять большие целостности.

В природе можно найти объяснение одного существа у другого.
У людей одно существо должно быть предназначено для другого,
чтобы они вместе могли добиться своего.     

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие    

Первая часть. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧ К ЦАРСТВУ ЖИВОТНЫХ.    

Введение

I. Образ и действительность - Физиогномический взгляд

II. Человек и животное между светом и тяжестью. Физиогномия поведения              

а. Слово Гете как исходный пункт

б. Поза и сознание

в. Три чувства, ориентированные на пространство

г. Кое-что о значении длины шеи

д. Млекопи­тающие с особым отношением к тяжести

III. Строение тела и поведение. - Животное и окружающая среда         

a. "Метаморфозы животных" Гете как ключ

б. Сти­хотворение Гете и развитие мира по Рудольфу Штайнеру

в. Зубы человека и важнейших групп млекопитаю­щих

г. Круг Зодиака и мудрый порядок в природе

д. Правило Гете и зодиакальные существа

е. Зубы и конечности у важнейших групп млекопитающих. Их отношение к окружающей среде. Сравнение с человеком 

ж. "Четверка животных" в кругу Зодиака

з. "Четверка животных" и три основных группы млекопитающих

и. Примеры характеристики неко­торых грызунов как особых представителей их типа

к. Знание трех систем органов как основа для оценки различных форм животных

л. Три группы животных, находящиеся в теснейшей связи с человеком: Лошади. Человекообразные, обезьяны. Слоны

Вторая часть. КРУГ ЗОДИАКА КАК КЛЮЧ К ЦАРСТВУ ЖИВОТНЫХ

Введение: двенадцать основных групп царства животных

IV. Пять групп позвоночных животных

1. Тип позвоночных животных

а. Тип и метаморфозы

б. Группировка позвоночных животных и выход из воды на сушу /159/

2. Рыбы        

  1. Окружение рыб

б. Значение света и тяжести для рыб

в. Строение и движение у рыб. Не­достаток сдержанности. Забота о потомстве

г. Направленное вниз развитие рыб. Донные рыбы. Электрические рыбы. Летучие рыбы

д. Под­разделение рыб по трем системам органов

е. Пластичность формы рыбы. Глубоководные рыбы

ж. Удивительные формы и образ жизни у рыб

з. Киты и рыбий тип

3. Земноводные /амфибии/        

4. Пресмыкающиеся /рептилии/        

а. Общая характеристика

б. Змеевидная форма и змеи

в. Черепахи в сравнении со змея­ми

г. Крокодилы

д. Ящерицы

5. Птицы в сравнении с другими группами позвоночных

6. Группа птиц в ее многообразии       

а. Четыре жизненных пространства птиц

б. Гипертрофия основных типов

в. Переходные формы между основными типами

7. Млекопитающие           

V. Группа насекомых - вершине природы

а. Пролог

б. О строении и развитии насекомых         

в. Структура группы насекомых и четыре элемента

г. Ступенчатое и круговое расположение четырех элементов

е. Сущность насекомых и целостность природы

ж. Сущность насекомых и развитие мира
з. Группировка насекомых, и сезоны года

и. Сравнение естественного порядка у птиц и у насекомых    

VI.Семь групп низших животных        

  1. Простейшие /одноклеточные/
  2. Полые животные
  3. Иглокожие
  4. Оболочники      
  5. Моллюски
  6. Черви                  
  7. Членистоногие  

VII. Обзор двенадцати основных групп царства животных
1. Порядок в царстве животных как система различий
а. Введение

б. Двенадцать переходов соседних групп

2. Противоположность лежащих друг против друга групп
а. Рыбы и полые животные

б. Иглокожие и земноводные

в. Оболочники и пресмыкающиеся

г. Моллюски и птицы

д. Черви и млекопитающие
е. Членистоногие и простейшие

3. Группа животных и знак Зодиака

а. Знак Козерога и членистоногие; знак Рака и простей­шие

б. Знак Рака и оболочники; знак Весов и пресмыкающиеся

в. Знак Близнецов и полые животные; знак Стрельца и рыбы

г. Знак Девы и птицы; знак Рыб и моллюски

д. Знак Тельца и иглокожие; знак Скорпиона и земноводные
е. Знак Льва и млекопитающие; знак Водолея и черви

VIII. Игра форм в мире животных         

1. Исключения и преувеличения          

2. Строение тела и направление в пространстве

а. Вертикальное направление

б. Передне-заднее направление

в. Направление право-лево

Заключение

а. Слои воли. Инстинкты как отражение космичес­ких событий. Инстинкты в связи с системой цар­ства животных

б. Мудрый порядок в царстве животных и происхождение

в. Первые истоки групп животных по Рудольфу Штайнеру

г. Фи­зиогномический подход как противовес объяснениям на основании полезности

Примечания

П р и м е ч а н и я

1. R.Steiner. VonSeeleratseln, гл. IV, 5. Dornach, 1960.

2. R.Steiner. Das rosenkreuzerische Christentum. Zwei Vortrage Neufchatel 1911. Stuttgart 1950. См. также F.H.Julius, Grundlagen einer phenomenologischen Chemie: гл.1 Stuttgart 1964.

3. т.II «Goethes naturwissen schafflicht schriften» Von R/Steiner. тт.114-117 в Kurschners «Deutsche National-Literatur» Berlin/Stittgart O.J. (1883) Unveranderles Abdruck. Berlin/Stuttgart/Leipzig. O.J. (1921).

4. Erster naturwissenschaftlicher Kurs (Lichtkurs). Zehr Vortrage Stuttgart 1919/1920 Dornach 1961.

5. О позе и других явлениях при пробуждении и сне подробнее говориться в F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebungenheit und menschliche Treiheit, Treiburg 1964.

6. Ср.: захватывающее описание поведения этого животного в Fabre, Bilder aus der Jnsektenwelt. Stuttgart, 1914.

7. См. богато иллюстрированную статью о китах в «Geographic Magazine», январь 1940 г.

8. см. главу "Учение о метаморфозах" в: Р.Штайнер. Мировоззрение Гете. R.Steiner. Goethes Wertanschanung. Dornach, 1961.

9. Ср. R.Steiner. Brief an die Mitglieder vom 25.10.1924 («Das Michaelmysterium»)              в: Antroposophische Leitsatze, Dornach, 1962.

10. R.Steiner. Gehemwissenschaft im UmriB. Dornach, 1962.

11. Ср.: F.H.Julius. Die Bildersprache des Tierkreises. Stuttgart, 1956.

12. Ср.: F.H.Julius. Die Bildersprache des Tierkreises, a.a.O, II. Stuttgart, 1956.

13. Ср.: R.Steiner. Der Mensch als Zusammenblang des schaffenden, bildenden und gestaltenden Weltenwortes Zwolf Vortrage. Dornach, 1923. Dornach, 1958 (особенно доклады I-III).

14. Ср.: R.Steiner. Der Mensch alsZusammenklang. a.a.O. Vortrage I-III.

15. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Kаp. III,6.

16. См.: F.H.Julius. Die Bildsprache des Tierkreises. a.a.O. Kаp.«Der Schutze»

17. См. E.Kolisko. Die Zwolf Gruppen des Tierreiches. Gaa Sophia. Bd V, Stuttgart, 1930.

18. Ср.: R.Steiner. Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschaung mit besonderer Rucksicht auf Schiller. Dornach, 1960. (Kap.6 «Die organische Natur»).

19. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Гл.III. Размножение и забота о потомстве.

20. Ср.: R.Steiner. Die Atherisation der Blutes. Vortrag. Basel. 1 Oht.1911. Stuttgart, 1949.

21. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Kаp.III, 4.

22. R.Steiner. Das Verhaltris der verschiedenen naturwissenschaftlichen Gebiete zur Anatomie. Achtzehn Vortrage. Stuttgart, 1921. Dornach, 1926. Vortrage VII.

23. См. A.Portmann. Die Tiergestalt, Freiburg, 1965. И: Einfuhrung in die vergleichende Morfologie der Wirbelhere. Berlin, 1968.

24. Cр. Poppelbaum. Tier-Wesenskunde, Dornach, 1954. Kаp. XII: SaugeLere und Vogel.

25. Особенно интересное описание этого поведения можно найти у великого французского исследователя Фабра (Fabre) в: Bilden aus Insektenwelt. Stuttgart, 1914.

26. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Kаp.III,2. Fortpflanzung und Brutpflege.

27. R.Steiner. Vortage uber das Wesrn der Bienen, gehalten in Dornah, 1922/1923 (особенно Vortag VII). B: R.Steiner.Uber Gesundheit und Krankheit – Grundlagen einer geisteswissenichaftlichen Sinneslehre Achtzehn Vortrage. Dornach, 1922/1923.

28. Zwolf Vortrage. Dornach, 1923. Dornach, 1959.

29. R.Steiner. Das Verhaltnis der Sternenwelt zum Menschen und des Menschen zur Sternenwelt. – Die geislige Kommunion der Menschleit. Zwolf Vortrage. Dornach, 1922. Dornach, 1955.

30. F.H.Julius. Grunlagen einer phenomemologischen Chemie. Stuttgart, 1964.

31. Zwolf Vortrage. Dornach, 1923. Dornach, 1958.

32. F.H.Julius. Grundlagen einer phanomenologischen Chemie, a.a.O.

33. Ср. гл.III «д» и F.H.Julius. Die Bildsprache des Tierkreises. a.a.O.

34. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Kаpitel «Fortpflanzung und Brutpflege»

35. См.: F.H.Julius. Die Bildsprache des Tierkreises. a.a.O.

36. См.: F.H.Julius. Die Bildsprache des Tierkreises. Kаpitel «Widder und Waage».

37. Ср.: F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. Kаpitel «Spiel und Jagd».

38. R.Steiner. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Padagogik. Vierzehn Vortrage. Stuttgart, 1915. Dornach, 1960.

39. F.H.Julius. Tierkreis, tierische Triebgebundenheit…. a.a.O. VI.

40. R.Steiner. Der Mensch als Zusammenblang des schaffenden, bildenden und gestaltenden Weltenwortes Zwolf Vortrage. Dornach, 1923. Dornach, 1958.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!