Эдикт Кира. Первое возвращение из плена. Строительство и освящение второго Иерусалимского храма. Пророки Аггей и Захария.
Первая часть
Некоторые из заложников, первыми уведенных в Вавилон, оказались среди царских приближенных (Даниил). Плененный царь Иехония сначала находится в темнице, но потом его выводят оттуда, приближают к царскому двору, он получает содержание и даже упоминается в вавилонских документах. В книге пророка Иезекииля, большая часть пророчеств которого сказана до падения Иерусалима, видна довольно мирная жизнь иудеев в плену. Сам Иезекииль женат, у него есть собственный дом, есть своя община, есть старейшины. Хотя были моменты, когда халдеи грозились истребить иудеев. Иезекииль перевел их, как посуху, через поток Ховар, и во время голода снабжал их хлебом.
Книга пророка Даниила показывает, что некоторые иудеи были приближены к царям. И даже выступали в роли советников. Хотя их образ богопочитания был непонятен и противен тем, кому они служили. Почему? Никто не протестовал против того, что иудеи продолжают почитать своего собственного Бога; протестовали против того, что они не почитали богов тех мест, куда они пришли. Языческое сознание таково: есть земля и есть бог, который ею владеет. На отказавшихся обрушивались репрессии, в случае с Даниилом и его товарищами, за отказ почитать царя как бога и поклоняться идолам. Помощь Божия не оставляет израильтян. Это видно в том, как Бог являл Свое промышление и силу над Навуходоносором. Так что нельзя сказать, что царю Вавилона совсем неведом был Бог Израилев.
|
|
Ко времени окончания плена многие иудеи неплохо обустроились на чужбине, завели торговлю, завели настолько значительное хозяйство, что многие не стали возвращаться в Иудею. Собственно, со времени вавилонского переселения начинает свое существование такое явление, как еврейская диаспора. Часть иудеев переселилась в Вавилон, часть бежала в Египет (многие из них, как и пророчествовал Иеремия, погибли, но кто-то и остался). Иудея практически опустела. Вавилон и Египет стали двумя главными центрами еврейского рассеяния. Хотя, небольшие группы евреев жили там и раньше. Например, иудейские наемники считались одними из лучших, потому, что всегда очень хранили присягу и считались наемниками верными и воинственными.
Именно во время плена, по-видимому, появляется такое явление, как синагога. Слово это греческое, которое означает «собрание». Так стали называться места, где верующие могли собраться вместе. Но синагога это не Храм. В синагоге не совершается богослужение. Синагога это место, где люди собираются для того, чтобы вместе помолиться, почитать Писание, может быть, решить какие-то общественные дела. Храм один, Храм только в Иерусалиме. Богослужение заключается в принесении жертв. И каких-то специальных установленных молитвословий в законе почти не видим. Синагога – это место, где читается Закон, читаются Пророки, совершается учительство, совершается молитва.
|
|
Вторая часть
Затем закладывается фундамент нового Храма. И здесь происходит затруднение, поскольку окрестные народы, и в первую очередь те, которые впоследствии будет называться самарянами, (населяющие бывшую территорию Северного царства Израильского), тоже желают строить Храм, считая себя потомками тех, кто когда-то в этом Храме поклонялся. А переселенцы отвечают им решительным отказом, считают их иноплеменниками, недостойными такого строительства. Тогда они начинают активное противодействие. Царю Ахашверошу (Ксерксу) направляется донос о том, что иудеи пытаются восстановить Иерусалим, а это город мятежный и всегда был таким. Царь запрещает продолжать работы12. Если посмотрим в книги современных строительству пророков Аггея и Захарии, то увидим, что и сами иудеи не слишком усердствовали в строительстве. Они считали, что сначала нужно построить себе дома, обзавестись хозяйством, а потом уже, в оставшееся время, на оставшиеся средства заниматься Храмом. Эти идеи были сходны с теми, которые высказывались по поводу храма Христа Спасителя, что, мол, в стране кризис, а вы тут храмы строите.
|
|
Благодаря усилиям Аггея, Захарии, Иисуса и Зоровавеля строительство Храма возобновляется. Через 15 лет после остановки строительство снова возобновляется. Заречный областеначальник (начальник области за рекой Евфратом) Фафнай этому не препятствует, но посылает запрос к правящему царю Дарию I (521 – 486). Дарий, найдя в архиве указ Кира, подтверждает его, причем приказывает Фафнаю не просто позволить строительство, но оплатить затраты из царских доходов с этой области, и обеспечить все, что нужно для жертвоприношений, чтобы приносили жертву о жизни царя и его сыновей. История эта кончается даже с выгодой для иудеев, поскольку разрушенный Храм восстанавливается на средства государственной казны. Пророки и на этот раз оказались правы, помощь от Бога была подана таким неожиданным образом.
В 515 году следует освящение Храма и праздник Пасхи. Однако, еще при закладке основаня нового Храма, некоторые старики, которые пережили плен и помнили еще Храм Соломона, плачут, глядя на относительную скудость и убогость новой постройки. Соломон во время строительства так поиздержался, что был вынужден отдать царю Тирскому несколько городов для покрытия долгов, в которые он вошел при строительстве этого Храма. Не великий по размеру Храм был весьма дорогостоящим сооружением.
|
|
Здесь все было гораздо скромнее, однако пророк Аггей говорит о том, что слава этого второго храма будет больше славы Храма первого. Потому что здесь явится Тот, Кого так ждут. В этом Храме явится, и будет проповедовать Христос: «Придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир» (Агг. 2:7, 9). Строительство начинается в 538 году, возобновляется в 520-м и заканчивается в 515. Когда Господь Иисус Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), ему возразили, что этот Храм строился 46 лет. Мы же видим, что он строился, самое долгое, 23 года. О чем тогда иудеи говорят Христу? Ирод Великий предпринял значительную реконструкцию Храма, которая действительно продолжалась 46 лет. Они ссылаются не на строительство, которое было во времена Зоровавеля, а на почти современное им обновление Храма.
Несмотря на восстановление Храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения, постепенное смешение с язычниками, (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение народов). Если посмотрим книгу более позднего пророка, Малахии, то увидим, что благочестие и ревность о службе Божественной в этом Храме тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину , а если вносили, то, то что похуже. Священники тоже считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которые оно от них требовало. Той славы, и того расцвета и процветания, которые обещали пророки, так и не наступило.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 984; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!