Карандаш для измерения пропорций

Тренировка глаза

 

 

Каждый художник, особенно начинающий, часто испытывает ужас перед листом чистой бумаги.

Любитель взглянет и спросит: «А что делать? С чего начать? Модель передо мной, но что же делать в первую очередь?» Возможно, художник-любитель слышал о контурном наброске и о том, что секрет кроется во взгляде на предметы, которые как бы спрятаны внутри коробочек, и в том, что формы надо разрабатывать исходя из этой отправной точки отсчета. Но сомнения продолжаются: «Как же рисовать эти коробочки? Где? Насколько они большие?»

Если и вы попали в такую ситуацию, то позвольте объяснить вам, что решение проблемы состоит в том, чтобы поверить, что на ранней стадии рисунок не может быть случайным или подвластным магическому вдохновению - Рисунок всегда продукт вашего ума, без него вы не сможете рисовать. Логически продумав свой рисунок, вы нанесете первые штрихи на белую бумагу и определите место и размеры предметов, из которых состоит сюжет. Посмотрите на наш пример и спросите себя:

«Где находится вертикальная ось картины?»

«Как соотносятся высоты отдельных предметов с высотой бутылки?»

«Насколько далеко от вертикальной оси расположены крайние точки ширины чайника и чашки?»

Ответив на эти вопросы, вы легко установите «коробочки», в которые уложатся по высоте и ширине все элементы композиции. Контурный набросок — это нечто иное, как заранее хорошо продуманный рисунок — процесс, снимающий барьер, созданный белым листом бумаги.

Более пяти веков тому назад Леонардо да Винчи заставлял своих учеников тренировать «глаз» — рассчитывать точные размеры предметов и сравнивать их, установив простые арифметические отношения между ними.

Мы рассмотрим эту теорию, и моментально вы сможете разрезать торт на двенадцать одинаковых частей или сделать набросок предмета или композиции из нескольких предметов четырьмя быстрыми аккуратными мазками. Короче, мы возьмём урок у великого Леонардо.

 

 

 

Расчет расстояний

Взгляните на иллюстрацию. Этот неслож­ный сюжет даст вам хороший урок — как мысленно рассчитать расстояние.

Заметьте, например, что расстояние от порога двери до крыши балкона можно разделить на пять равных частей, каждая из которых равна по величине высоте бал­конной решетки. Это наблюдение позво­лит нам установить основные величины сюжета, если мы будем помнить, что С (ширина балконной двери) равна величи­не А, следовательно, величина В равня­ется 2А.

В каждом сюжете можно найти размеры, которые соотносятся друг с другом и по­тому могут быть сопоставлены, вне зави­симости от того, целые это величи­ны, части, половинки или четверти. Перед началом рисунка очень важно проанали­зировать сюжет, проверив измерения и сделав первоначальный набросок.

Логически могут получиться размеры, которые не войдут в схему, которую мы построили для какого-то определенного сюжета, но их несложно будет в нее вста­вить.

Без сомнения, вы спросите: «Я что, каж­дый раз должен перед рисованием рассчи­тывать таким образом?» Ответ — и да, и нет. Да, потому что не существует такого контурного наброска, который бы не тре­бовал расчетов основных размеров и про­порций сюжета; нет, потому что со вре­менем ваш глаз научится схватывать рас­стояние, вы будете увереннее держать карандаш, уменьшая потребность «паузы для обдумывания». Придет время, и ваш глаз сможет абсолютно точно определить расстояние, и мысленный процесс станет ненужным.

 

 

Карандаш для измерения пропорций

Нечасто случается так, что реальное рас­стояние между предметами будет таким же, как на рисунке. Скорее всего, объекты на рисунке будут значительно меньше, или, иногда, больше, чем в реальности. Но пропорции модели обычно соблюдаются на рисунке.

При копировании рисунка или фотогра­фии нередко используют сетку. Этот ме­тод хорошо известен школьникам, да и профессионалы время от времени пользу­ются им. А как насчет того, чтобы вос­становить пропорции реальной модели? Чаще всего используемая система строит­ся вокруг обычного карандаша, деревяшки кисточки или линейки. Выбор инструмен­та зависит от вас. Посмотрите на иллю­страции: держите карандаш на уровне глаз, вытяните руку (каждый раз, когда вы измеряете, возвращайтесь в эту пози­цию) и расположите карандаш перед той частью модели, которую вы измеряете. Перемещайте большой палец вверх-вниз, пока видимая часть карандаша не совпа­дет с размерами вашей модели. Переве­дите размер на бумагу и продолжайте из­мерять остальные предметы модели с по­мощью карандаша.

Часто сравнивайте расстояния. Рабо­тайте скрупулезно, делая исправления, со­относя пропорции и устанавливая точки отсчета. И вдруг, незаметно для вас, вы обнаружите, что ваш мозг работает абсо­лютно логично.

Не забудьте сосчитать и горизонталь­ные, и вертикальные величины, не изме­няя расстояния между вашей рукой и предметом. Сначала используйте эту си­стему для подсчета расстояния и пропор­ций простых предметов и лишь, затем бе­ритесь за большие проекты.

 

 

 

Х.М.Паррамон. «Основы рисунка» Parramon Ediciones, S.A. 1994г.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!