Условия правовой охраны объектов авторского права.



Произведения могут стать объектами авторского права только при соблюдении определенных условий правовой охраны. На основе анализа теоретического и нормативного материала можно выделить следующие условия правовой охраны произведений:

1. наличие объективной формы. Согласно п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

а) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

б) устной (публичное произнесение, публичное исполнение);

в) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической);

г) изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр);

д) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Аналогичные положения закреплены и в законодательстве других стран. 2. творческий элемент - другое важное условие предоставления охраны. Российское авторское право, как и международное законодательство, не раскрывают понятие творчества, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Как правило, творчество рассматривают как духовную, интеллектуальную деятельность, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность и создает новые культурные, материальные ценности, отличающиеся неповторимостью и уникальностью. По мнению большинства ученых, необходимым показателем творчества является новизна;

3) новизна может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой научной концепции. В литературе выделяют субъективную и объективную новизну. Субъективная новизна- это неизвестность полученного результата для создателя; объективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата не только для создателя, но и для остальных лиц. В соответствии с данной градацией авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Однако авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, эксклюзивными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие результаты можно назвать оригинальными;

4. оригинальность - это определенная степень индивидуальности творческой деятельности.

Следует учитывать, что оригинальным может быть не только само произведение, но и его название. В связи с наличием признака оригинальности названия произведения нередко возникают споры. Ранее в доктрине существовал принцип, согласно которому творчество являлось решающим основанием предоставления правовой охраны произведению, и таким образом главным следствием этого становилось выдвижение оригинальности в качестве единственного критерия охраны творческих произведений. Лишь оригинальность произведения определяла его охраноспособность. Однако на практике применение этого критерия связано с определенными трудностями, так как особое значение, придаваемое оригинальности, способствует тому, что оно превращается в требование, близкое к критерию достоинства произведения, а международные соглашения отрицают критерий достоинства произведения как необходимое условие для предоставления ему правовой охраны. Именно поэтому концепция оригинальности в качестве основного требования для предоставления охраны произведения не получила дальнейшего распространения.

Права, смежные с авторскими правами.

Смежные права - интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.Смежные права - значит сходные с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права.К смежным правам относится исключительное право, которое означает право лица, обладающего данным правом, использовать тот или иной объект смежного права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Кроме того, в отношении исполнений, фонограмм, содержания баз данных, произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние законодатель устанавливает неимущественные права. Так, исполнитель помимо исключительного права на исполнение, обладает следующими неимущественными правами на исполнение: авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Изготовитель фонограммы, помимо исключительного права на фонограмму, обладает следующими неимущественными правами: на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, на обнародование фонограммы.

Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Знак правовой охраны смежных прав:

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

-латинской буквы "Р" в окружности;

-имени или наименования обладателя исключительного права;

-года первого опубликования фонограммы.

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных правПо договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!