Важная роль синематографа в пропаганде



22 марта 1895 года в Париже братья Люмьер впервые продемонстрировали свой «синематограф», а уже в в 1900 году сэр Эвелин Вуд, генерал-квартимейстер британской армии, предоставил кинематографисту Р. В. Полу возможность снять 20 фильмов об армейской жизни. Темой для кино в довоенной Британии была география империи, с обзором колоний, их населения, инфраструктуры и продукции. Такие фильмы популяризировали колонии среди англичан, рекламировали продукцию колоний, показывали примитивность коренного населения, укрепляя общественное мнение в том, что «наша святая обязанность – править этими людьми».

Во время Первой мировой войны в английской киноиндустрии происходит резкая перемена. Впервые появляются открыто пропагандистские художественные фильмы, не претендующие на фактическую точность материала. Тогда же возникает интересная концепция документальных фильмов, предполагалось производить два вида документальных фильмов – первые делались для общественности, а вторые – «для истории».

 

Цели военной пропаганды

Еще до войны, в 1912 году, владельцы британских киностудий создают Британский совет цензоров фильмов. В 1914 году в Англии создается Бюро военной пропаганды. Уже тогда сформировались главные цели военной пропаганды.

1. Убеждать свое население в правильности действий, поддерживать его боевой дух, мобилизовывать и направлять ненависть против врага.

2. Развивать дружбу с нейтральными странами, по возможности превращая их в союзников.

3. Любыми методами вносить раскол в лагерь противника, подрывать его боевой дух, ослаблять и деморализовывать его население.

Чтобы достичь цели, использовались все доступные механизмы и приемы, включая явную масштабную ложь и агитации.

 

Война, выигранная пропагандой

Во время Первой мировой войны пропагандистское воздействие осуществлялось главным образом, с помощью печатной продукции: листовок, газет, плакатов, брошюр, открыток, писем. Распространялись они с помощью авиации и воздушных шаров. Первой серией листовок во время Первой мировой войны стали письма немецких военнопленных, находящихся в британских лагерях, своим родственникам, в которых говорилось о хороших условиях содержания. Копии писем военнопленных готовились британцами очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали их по почте родственникам пленного.

Иллюстрированные листовки издавали огромными тиражами, – только в октябре 1918 года в Англии отпечатали 5 миллионов 360 тысяч различных листовок. Успех листовок зависел в первую очередь от их содержания. Листовки, в которых содержались «голые» призывы, покровительственные нравоучения или клевета, были обречены на неудачу. Интерес же вызывали листовки, содержавшие ложную деловую информацию (например, советы, как перейти линию фронта, сообщения о судьбе боевых товарищей, об условиях заключения мира, о послевоенном переустройстве), а также веселые истории, сплетни, карикатуры и анекдоты.

Наряду с листовками, с сентября 1918 года англичане приступили к изданию замаскированных окопных газет. Рядом с заголовком в этих газетах нередко помещался портрет кайзера, а также проставлялась цена – 10 пфеннигов. Эти, как будто настоящие немецкие, газеты представляли собой великолепный материал для чтения немецким солдатам, которые, чтобы хоть как-то скоротать время, читали абсолютно все, что попадалось им под руку. Газеты выходили еженедельно, тиражом от 250 до 500 тысяч экземпляров каждая.

 

«20 изнасилованных бельгиек»

История пропаганды в Первой мировой войне является прежде всего историей пропаганды ужасов. Одной из самых успешных пропагандистских кампаний стала Льежская кампания. «Очевидцы» рассказывали прессе о казнях католических священников и отрубаниях ладошек у льежских детей с целью устрашения. Комитет юристов и историков, возглавлявшийся лордом Брюсом Репортом, бывшим послом в США, составил отчет, в котором утверждалось, что немцы систематически убивали, избивали, насиловали и притесняли мужчин, женщин и детей в Бельгии. Отчет приводил шокирующие подробности того, как германские офицеры и солдаты насиловали 20 бельгийских девушек на рыночной площади Льежа, как восемь немецких солдат закололи штыками двухлетнего ребенка и как другие солдаты отрезали грудь у крестьянской девушки в Мейне.

 

«Распятие канадца»

Огромную убедительную силу имела и легенда о «распятии канадца». 24 апреля 1915 года в битве под Ипром немецкие кавалеристы схватили канадского офицера, распяли штыками, а потом расстреляли. Впервые эта история публикуется 10 мая 1915 года лондонской газетой «Таймс» в статье под названием «Пытки канадского офицера» («Torture of a Canadian Officer»). В качестве очевидцев события указываются солдаты полка Королевских дублинских фузилёров. Два дня спустя, 12 мая 1915 года, эта тема обсуждается в палате общин британского парламента. Английская пропаганда раскручивается на полную катушку. Отходят на второй план все новости, газеты наперебой тиражируют различные подробности этого случая, карикатуристы и художники рисуют новые агитационные плакаты, на которых немцы распинают человека. Эта история имела настолько широкое хождение, что буквально все солдаты Антанты были уверены, что ведут войну против виновных в распятии.

В 1918 году известный британский скульптор Фрэнсис Дервент Вуд создает скульптуру под названием «Канадская Голгофа». В 1919 году создается официальная выставка в Лондоне, на которой планировалось впервые показать эту скульптуру широкой публике. Но официальные германские власти требуют убрать скульптуру из экспозиции или предъявить доказательства, что история с распятием канадского офицера вообще имела место быть. В итоге, имперские власти Британского Содружества распоряжаются убрать скульптуру с выставки, и этот запрет выполняется вплоть до 1992 года. На протяжении почти всего XX века было официально запрещено интересоваться обстоятельствами того «распятия», которое заставляло английских солдат рваться в бой во время Первой мировой войны.

 

Тотальная ложь

Ложь про распятого офицера была лишь одной из целого ряда. Фабриковалось множество историй – одна невероятнее другой. Безусловно, немцы совершали зверства в Бельгии, но не в том масштабе, как это было описано Брюсом Рапортом. Профессиональные пропагандисты были в восторге от отчета Брюса, потому что он бил в главную цель – для продолжения войны надо было заставить британцев ненавидеть немцев так, как никогда и никого.

Только после окончания войны – когда это стало уже неактуально – правда всплыла на поверхность. Брюс не разговаривал ни с одним свидетелем. Отчет был основан на 1200 показаниях преимущественно бельгийских беженцев в Великобритании, взятых в обработку адвокатами. Ни один из свидетелей не был приведен к присяге, а сообщавшиеся ими слухи принимались за чистую монету. Ни одно из обвинений, предъявленных Германии и распространенных по всему миру британской пропагандой, впоследствии не было доказано.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!