Битва при Платеях. Создание Афинского морского союза.



Получив послание, Ксеркс поспешил к Геллеспонту, оставив в Греции полководца Мардония. По сведениям Аристотеля, Мардоний написал грекам письмо: «На морских судах вы одолели жителей суши. Но теперь перед нами широкие равнины Фессалии и Беотии – удоное место для конницы и гоплитов».

Жителям Афин Мардоний написал письмо, в котором обещал восстановить Афины, обещал несметные богатства и сокровища, если они заключат мир с Персией.

Спартанцы боялись, что афиняне примут предложение персов и заключат с ними мир, прислали в Афины посла. Они предлагали, чтобы афинские женщины, дети и старики могут жить в Спарте, где будут обеспечены продовольствием.

По предложению Аристида, афиняне дали грозный ответ спартанцам. Афиняне писали: «Не удивительно, что персы хотят нас купить. Они не знают, что нет столько золота не на земле, ни под землей, которое может купить свободу Греции. А жителям Спарты должно быть стыдно, что они видят лишь бедность и нужду афинян, а о чести, гордости и славе афинян забыли».

Послам Мардония  Аристид ответил, указывая на солнце:

- Пока солнце движется по своему пути, афиняне будут воевать с персами, мстя за сожженные храмы и святыни, сражаясь за опустошенные земли. Он предложил, чтобы жрецы подвергали проклятию всех, кто вступит в переговоры с персами или будет им помогать, а также если кто покинет союз греческих городов.

В 479 году до н. э. Мардоний во второй раз вторгся в пределы Аттики. В  должности посла Аристид отправился в Спарту. Аристид обвинял лакедемонян в своей нерешительности и медлительности дать отпор врагу, оказать помощь греческим областям, которые не захвачены персидской армией[35].

В это время в Спарте праздновались гиакинфии, и весь день лакедемоняне пели, веселились. А ночью, тайком от Аристида пять тысяч лучших воинов Спарты, каждого из которых сопровождало семь илотов,  отправились в поход.

По сведениям Идоменея, когда Аристид во второй  раз  явился в Спарту с упреками, то получил ответ: «Ты наверное бредишь, войско уже выступило в поход и находится в Орестии». Аристид же ответил, что сейчас не время и место для шуток, и что они обманывают друзей вместо врагов.

Аристид был избран стратегом и возглавил афинское войско, состоящее из восьми тысяч гоплитов. Подойдя к Платеям, к афинянам присоединилось спартанское ополчение под руководством царя Павсания. Персидский лагерь был расположен вдоль реки Асопа[36].

Плутарх   повествует  нам  о том, что Аристид перед сражением послал гонца к Дельфийскому оракулу, который предсказал победу афинянам. Оракул сказал Аристиду, что они должны молиться Зевсу, Гере Киферонской, а также принести жертвы Андрократу, Левкону, Дамократу, Актеону и Полиду и принять сражение на равнине Персефоны и Деметры Элевсинской. Аристид стал перед сложным выбором: ведь герои, которым бог велел принести жертвы были платейскими богами.

Командующему платейцами Аримнесту приснился сон, в котором Зевс спрашивал его какое решение приняли греки. Аримнест сказал, что войско выступает к Элевсину, где мы сразимся с персами. Зевс ответил, что они глубоко заблуждаются и им нужно отправиться к храму Деметры и Персефону. А чтобы слово оракула исполнилось Аримнест постановил уничтожить границы между Аттикой и платейскими землями, а всю землю передать афинянам. Если это произойдет, то афиняне смогут воевать в пределах собственного государства.

За свое великодушие спустя много лет, Александр Македонский приказал обнести Платеи стенами, за то что, они проявили мужество и храбрость отдав свои земли грекам в ходе персидской войны.

Пришедшие из Пелепонеса тегейцы и спартанцы стали спорить с афинянами, кто займет левый фланг обороны, так как сражаться на левом фланге было делом доблестным и почетным. Афиняне были возмущены данным поступком.

К ним подошел Аристид и сказал: «Сейчас не время спорить о храбрости наших предков. Какое бы место нам не назначили в бою, мы постараемся развить добытую нами славу, которую мы заслужили в прежних битвах. Мы здесь, чтобы сражаться с врагами Греции. Не место в строю делает человека храбрее. Пусть сражение покажет, кто достоин почестей.  Правый фланг был отдан Спарте, а на левом фланге расположились афинские гоплиты[37].

Перед битвой при Платеях в армии союзников не было единства, которое подрывалось внутренними противоречиями. Из-за войны, богатые афиняне стали терпеть убытки и пытались организовать заговор, чтобы свергнуть демократов. Заговорщики в случае поражения греков, хотели перейти на сторону персов.

Аристид узнал о замыслах заговорщиков, однако время для расследования было неблагоприятным. Из многих участников заговора Аристид арестовал только восемь человек. Двое пленных заговорщиков, которые были виноваты больше всех, ламптриец Эсхин и ахарнянин Агасий бежали из лагеря, остальным он дал шанс искупить свою вину перед Грецией. Аристид сказал, что битва будет великим судом, где они сумеют очистить себя от всех обвинений с помощью отваги и доблести.

Мардоний готовился к решающей битве. Он рассчитывал на свою конницу. Все греческое войско располагалось на скалистых предгорьях Киферона. Тем временем мегарцы оказались в очень тяжелом положении. Они послали гонца за помощью к Павсанию.  Павсаний ответил отказом, так как гоплиты не умели сражаться с персидской конницей.

Павсаний стал просить помощи у полководцев для мегарцев. Никто из стратегов не откликнулся на призыв о помощи. Только Аристид послал на помощь мегарцам триста отборных гоплитов во главе с Олимпиодором. Они быстро подошли к лагерю персов. Началась «кровавая» сеча. Греки бились с персами в рукопашную ни щадя врагов. Афиняне убили командующего персидской конницей Масистия. В рядах персов началась паника, они стали бежать с поля боя.

Мардоний решил, что нужно начинать решающее сражение. Персам было удобнее сражаться на равнине, где они могли использовать конницу. Греки хотели дать бой в горах, где персидские всадники не могли быть использованы.

В полночь к лагерю греков прискакал всадник и попросил встречи с Аристидом.

«Я – царь Македонии Александр. Хотя мне и грозит большая опасность, я хочу предупредить вас: Мардоний завтра нападет на греков, у него нет выхода». Александр попросил Аристида некому не рассказывать об их разговоре. Аристид сказал, что не может скрыть их разговор от Павсания, но кроме него об их разговоре больше никто не узнает.

Аристид рассказал Павсанию о сведениях, полученных от Александра. Павсаний приказал приготовить армию в боевую готовность. По сведениям Геродота, Павсаний попросил Аристида перевести афинян на правый фланг, так как у афинян имелся опыт сражений с персами. На левом фланге оборону возглавили спартанцы.

Афинские стратеги считали, что Павсаний поступает несправедливо. Аристид заявил стратегам, что Павсаний поступил справедливо. Аристид напомнил афинянам, что совсем недавно они спорили с тегейцами за честь стоять на левом фланге, а теперь спартанцы предлагают им право сражаться на правом фланге, а афинские стратеги выражают свое недовольство[38].

Афиняне и спартанцы поменялись флангами. Аристид произнес выражение ставшее крылатым: «Чего нам бояться! Разве враг стал сильнее. Со времен Марафонского сражения ничего не изменилось. Мы победим, как и побеждали раньше».

На стороне персов воевали и греки, жившие в Малой Азии. Аристид вышел вперед, и призывал соотечественников не сражаться с афинянами. Однако он увидел, что греки выстраивают боевой порядок. Аристид отказался от помощи спартанцам, а напал на боевое построение греков, которые находились в панике, и стали спасаться бегством. Дольше остальных сражались фиванцы, которые были преданы персам.

Битва разделилась на участки. Лакедемонский воин Аминест убил персидского военноначальника Мардония. Персидский лагерь был взят с помощью афинян. Греки потеряли полторы тысячи человек, а потери персов исчислялись десятками тысяч воинов.

После битвы греческие стратеги стали спорить кто победил. Афиняне и спартанцы спорили так ожесточенно, что их спор едва не вырос в схватку. И тут со своим словом выступил Аристид, который сказал что спор должно решать все греческое ополчение. После долгих дебатов было принято решение отдать победу платейцам, на чьей земле произошла битва. Все прекрасно понимали, что если победу присудят или афинянам или спартанцам, то может начаться война. С данным решением и Аристид, и Павсаний согласились.

Платейцы получили денежное награждение в размере 80 талантов. На данные средства платейцы построили храм в честь богини Афины. На месте битвы спартанцы и афиняне построили трофей.  

На Народном Собрании Аристид  выступил с предложением, чтобы в Платеях ежегодно собирались выборные от всех греков, а раз в пять лет устраивались Элевтерии или «Игры Освобождения». На платейцев была возложена миссия жертвоприношения от всей Греции. Платейцы согласились каждый год совершать обряд жертвоприношения душам греков, которые погибли и были похоронены у стен города.

Обряд жертвоприношения проходит следующим образом: в шестнадцатый день месяца мемактериона, на заре устраивается торжественное шествие во главе которого идет трубач, за ним следуют повозки с венками, черный бык и юноши которые несут вино, масло и благовония. Рабам запрещается принимать участие в данной процессии. В конце колонны следует архонт Платей, который берет воду из священного источника и омывает и надгробные камни и мажет их благовониями. Затем приносят в жертву быка, и обращаются к Зевсу и Гермесу с молитвой: «Пью за мужей, которые пали за свободу Греции». Этот обычай сохранился у платейцев и по сей день[39].

По возвращению в Афины, граждане хотели установить демократический образ правления. Аристид предложил, чтобы все граждане могли принимать участие в управлении государством, а на должность архонта могли выбирать гражданина независимо от его социального статуса.

Фемистокл сказал, что хочет дать народу правильный совет по управлению государством. Афиняне попросили выслушать предложение Фемистокла, и высказать свое мнение по данному вопросу. Фемистокл заявил, что хочет сжечь греческий флот и тогда афиняне станут владыками Эллады. Аристид выступил в Народном собрании с речью, в которой сказал что дело Фемистокла самое выгодное, но одновременно с ним и самое не справедливое. Народное Собрание ответило отказом на предложение Фемистокла. Данный факт свидетельствует о том как любил народ справедливость, и как справедливо служил народу и государству Аристид.

Плутарх пишет: «Когда Аристид послали на войну в должности стратега вместе с Кимоном, то Аристид стал замечать, что Павсаний и другие спартанские полководцы стали вызывать возмущение и недоверие. Аристид сумел отнять власть у спратанцев власть не с помощью оружия, а с помощью ума и чистого сердца. Грекам очень нравилась справедливость Аристида, но их раздражала резкость и надменность Павсания, тем самым авторитет Аристида возрастал. Однажды Аристид  хотел высказать  свое  недовольство Павсанию, однако Павсаний даже не стал его слушать[40].

Разногласия между Аристидом и Павсанием заключались в том, что Спарта была исключительно сухопутной державой, в то время как большинство кораблей для греческой эскадры поставляли именно Афины. Диодор Сицилийский утверждал, что Аристид затевал интриги против Павсания. Он использовал свои личные связи и устраивал в ионических городах совещания, склоняя их жителей перейти на сторону афинян. Однако на мой взгляд, Аристид действовал несколько иными методами: в противовес злому и агрессивному Павсанию он противопоставил доброту, отзывчивость, искренность.

Хиосцы, лесбосцы и самосцы стали убеждать Аристида, чтобы он взял командование греческим флотом на себя, и взять под свое покровительство союзников, которые хотят заключить союз с афинянами и уйти от спартанцев. Аристид сказал им, чтобы заслужить его доверие нужно совершить достойный уважения поступок, чтобы народ не смог изменить свое решение.

Самосец Улиад и хиосец Антагор организовали заговор, в результате которого они напали на триеру Павсания близ Византия и окружили ее. Павсаний был в ярости и заявил, что они совершили нападение на интнресы государства и будут наказаны. Они сказали ему, что в битве при Платеях ему сопутствовала и удача и лишь этот факт делает его героем в глазах греческого народа. Союзники перешли на сторону афинян. Спартанцы в данной ситуации проявили благоразумие: они отказались от гегемонии и перестали посылать на войну полководцев, так как они понимали, что огромная власть делает их полководцев несправедливыми.  

Судьбоносным для Аристида становится 478 год до н.э. По инициативе Аристида был создан Афинский морской союз, целью которого было призвать всех греков, которые проживали по берегам Эгейского моря объединиться с Афинами, а также противостоять агрессии Персидской державы в Эгейском море.

Центром Афинского морского союза являлся храм бога Аполлона на острове Делос. По сведениям Геродота, первоначально в этот союз входили только острова Эгейского моря. Создание флота и гегемония на море свидетельствовала о том, что социальный баланс сместился в сторону низших слоев[41].

На момент оформления «симмахии», т.е союза, множество городов Малой Азии, включая часть ионийских островов находились под властью персов. Участники союза приносили присягу: они бросали в воду кусочки металла.

Сильнейшим членом нового военно-политического объединения были Афины. Афинский флот являлся основой вооруженных сил Греции. Также незначительное количество судов поставляли Самос, Хиос, Фасос, Лесбос, Наксос. Для содержания армии Аристидом была проведена «военная реформа», целью которой было укреплении армии и флота греческого государства[42].

На содержание флота ежегодно платили взносы – «форос». Афины были освобождены от каких-либо налогов. Стоит отметить, что форос никому не навязывался силой. Как древние люди прославляли жизнь при Кроне, так и союзники афинян прославляли взносы, которые прославляли при Аристиде, и называя их благополучием для Греции. Для мелких полисов выплата фороса являлась более выгодным делом, нежели предоставление воинского контингента. Сумма фороса по общему мнению современников считается рациональной.   Размер взноса составлял 460 талантов серебром. Фукидид утверждает, что в годы войн взносы составляли сумму до шестьсот талантов. Сумму взносов союзники афинян называли «счастьем Греции», ведь в скором времени сумма фороса удвоилась.  А после смерти Перикла сумма взносов увеличилась до 1300 талантов, и эти взносы платили вне зависимости от войны, а на эти деньги сооружались статуи и храмы. По словам Диодора Сицилийского за данную реформу Аристид получил титул «Справедливого»[43].

После перерождения Афинского морского союза в адрес Аристида стали поступать упреки. Геродот писал: «Аристид потерял право на прозвище «благодетель Эллады», за то, что он наложил подати на эллинов, которые жили на островах. До Аристида все эллины были свободны от налогов».

Вся казна хранилась в Делосе, там же проходили и собрания. На деньги от взносов и пошлин содержалось более двадцати тысяч человек, шесть тысяч судей, тысяча шестьсот стрелков, тысяча двести всадников, Совет пятисот, а также пятьсот стражников на верфях. Все данные граждане получали содержание из казны.

Аристид призывал граждан переселяться из деревень и устраивать свою жизнь в городе. Пропитание будет у каждого; одни смогут добыть его если будут участвовать в походах, другие – если будут нести гарнизонную службу, а у третьих – если они будут исполнять свои общественные обязанности, и тогда они сумеют добиться гегемонии.

Фемистокл с усмешкой относился к взносам, которые организовал Аристид. Он говорил: «Такая слава подходит не мужу, а мешку для золота». Это был его ответ на замечание, которое сделал ему Аристид. Когда Фемистокл заявил, что величайшее достоинство полководца состоит в том, чтобы предугадать замысел и тактику противника, то Аристид ответил ему: «Да, это замечательное качество, присущее полководцу, но по мне лучше иметь при всем этом чистые руки».

Аристид сумел привести греков к присяге на верность, и произнеся слова заклятия, бросил в море кусочки металла.  Феофраст  утверждал, что Аристид отличается своей справедливостью по отношению к своим согражданам, но в делах государства он мог пожертвовать интересами народа, будто оно постоянно требовало несправедливости.

Однажды самосцы предложили перевезти казну из Делоса в Афины, на что Аристид ответил, что это несправедливо, но полезно, ведь это не противоречит интересам государства. С его помощью Афины сумели приобрести власть над многими людьми, но сам он навсегда остался бедняком и славу о своей бедности ставил ничуть не ниже, чем ту, которую он сумел достигнуть с помощью военных трофеев[44].

Платон повествует о пламенной речи Фемистокла, которая была адресована Аристиду. В ней Фемистокл говорит, что Перикл и Кимон наполнили город деньгами и всякими пустяками, а Аристид управляя государством сумел привнести в его жизнь основы нравственности и справедливости.

Вопрос о выходе из Афинского морского союза в уставе очевидно оставался открытым, ведь остров Наксос считал, что он правомерно вышел из Афинского союза. Однако статус союза был оформлен на основе клятвенного обещания между афинянами и союзниками, тем самым данная гипотеза вызывает множество противоречий.

Уже после смерти Аристида главную роль в управлении Афинским морским союзом отводится Кимону. Однако со смертью Аристида в союзе начинаются противоречия из-за того, что большая часть военных доходов уходила в афинскую казну.

Так почему же при жизни Аристида не случалось таких противоречий? Ведь он делал добро для народа, и не брал ничего взамен. По сведениям Непота Аристид умер в городе Понта, в глубокой бедности, не оставив никакого наследства. Дочери Аристида жили в бедности и воспитывались на деньги, которые выделялись из государственной казны.

 

 

Вывод по главе II

Анализируя военные заслуги Аристида я пришел к следующим выводам: 1) Аристид принимал участие в трех выдающихся сражениях, в которых внес немалый вклад в победе над персами; 

2) победы в сражениях - это планомерная политика, которую проводил Аристид во благо единого дела. Он шел на компромисс если этого требовала ситуация, в качестве стратега участвовал в военных советах.

3) благодаря созданию Афинского морского союза сумел добиться гегемонии греческого государства;

 Таким образом мы можем сделать вывод о том, что Аристид сумел возвести Афинское государство в ранг выдающихся морских держав и добиться процветания афинской демократии.

Заключение

В ходе своей выпускной квалификационной работы мной было проведено исследование военной и политической деятельности Аристида, в результате которой я пришел к различным выводам и умозаключениям.

Множество противоречий скрывает в себе социальный статус Аристида? Я пришел к выводу, что Аристид не принадлежал не к одному из аристократических родов Афинского государства. Гипотеза, о том что он принадлежал к роду Кериков, вызывает множество противоречий и до конца не исследована. С помощью своего социального статуса Аристиду удалось подружиться с «элитой» афинского государства.

В своей политической деятельности Аристиду пришлось столкнуться с немалыми трудностями, так как в V веке до н.э в Афинском государстве происходит политическая борьба среди аристократических группировок. Основным оппонентом в политической борьбе для Аристида являлся Фемистокл, выдающийся военный полководец, тактик и стратег.

Аристид старался заботиться о благе греческого народа, о расцвете Афинского государства. Благодаря своим внутренним качествам и принципам Аристид сумел найти общий язык и со своим основным оппонентом Фемистоклом, если этого требовала ситуация. В одной из их общих поездок в качестве послов Аристид говорил Фемистоклу: «Давай оставим нашу вражду  за чертой государства, а после возвращения домой ты сможешь ее подобрать». Данный факт еще раз подчеркивает принципиальность взглядов Аристида на благо общего дела.

Аристид сумел добиться восхваления от греческого народа, хотя к славе и тщеславию он никогда не стремился. Ему приходилось постоянно защищать себя от политических интриг, которые затевал против него Фемистокл. Аристид считался выдающимся оратором, так как постоянно выступал на афинских судебных процессах в качестве защитника. Красноречие Аристида нередко помогало уличать ему государственных преступников, в том числе и Фемистокла.

Аристид не принадлежал ни к одной из политических группировок, однако главной партией в его в жизни являлся «народ». За свои заслуги перед государством Аристид получает должность архонта, и данное обстоятельство очень не нравилось Фемистоклу, ведь его власть с каждым годом усиливалась, тем самым он отстранял своих конкурентов от политической власти.

Однако не только на политическом поприще прославился Аристид. Военная деятельность Аристида также заслуживает пристального внимания, ведь именно он внес немалый вклад в победу греков над персами в ходе греко-персидских войн. Арситид принимал активное участие в Марафонской битве, Саламинском морском сражении, а также в битве при Платеях.

В Марафонской битве Аристид  являлся  правой  рукой стратега Мильтиада, и он прекрасно понимал, что опыт и талант Мильтиада помогут грекам разбить персидскую армию.

В ходе Саламинского морского сражения, Аристид в качестве стратега командовал афинскими войсками, и сумел разбить персидскую армию на острове Пситталия.

Но самым главным военным подвигом в жизни Аристида является битва при Платеях. Благодаря своим пламенным речам он сумел убедить греческих стратегов, что если греки хотят победить то им нужно действовать сплоченно. Данная тактика не заставила себя долго ждать. Греческая армия сумела разбить персидскую армию под руководством Мардония, а  Аристид становится народным героем Афинского государства.

Чтобы сохранить и усилить мощь греческой армии, Аристид создает Афинский морской союз, с целью добиться гегемонии в Средиземном море.

Однако в биографии Аристида существует один весьма нелицеприятный факт. За все свои деяния, которые были направлены  на благо Афинского государства,  он был подвергнут процедуре «остракизма». За что афинский народ поступил с ним жестоко, за что он был изгнан из Афин, ведь за свою деятельность Аристид получил прозвище «Справедливый». На мой взгляд, многие афиняне не верили в то, что есть такие люди, которые заботятся об общечеловеческих ценностях и идеалах ради развития афинской демократии, тем самым многих раздражал тот факт, что такие политические деятели живут в Афинском государстве.

Я считаю что цель и задачи, предмет и объект исследования, которые мной были поставлены в исследовании, в полной мере нашли свое отражение в дипломной работе.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!