Художественный образ как форма поэтического мышления.



Теория литературы как наука.

Хализев:

Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки». Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах.

Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего история литературы, составляющая центр науки о литературе. И это также теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь – творчества писателей.

Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно – стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. По отношению к истории литературы она является дисциплиной вспомогательной. Вместе с тем теория литературы обладает самостоятельной и уникальной гуманитарной значимостью. Ее правомерно отнести к числу фундаментальных научных дисциплин. Сфера теории литературы – максимально широкие обобщения, которые проливают свет на сущность художественной литературы, а в какой-то мере и на преломляемую ею человеческую реальность как целое. В этом отношении теоретическое литературоведение сродно (и постоянно пересекается) с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, антропологией, герменевтикой, семиотикой как дисциплинами философскими.

Теория литературы, в свою очередь, сложна и имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено – общая поэтика, именуемая также теоретической. Это – учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса).

Теория литературы изобилует моментами дискуссионными и спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся, порой оказываясь несовместимыми. Разнобой мнений, позиций, точек зрения ученых закономерен и, надо полагать, неустраним в принципе, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-исторической ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, и, конечно же, от мировоззренческой ориентации литературоведов, которая бывает самой разной. При этом многие теории, склонные спорить с предшествующими, ориентируются на локальный художественный опыт, являясь программным обоснованием практики определенной литературной школы (направления), защищая и манифестируя некую творческую новацию. Таковы связи формальной школы на ее ранних этапах с футуризмом, ряда работ 30–50-х годов с социалистическим реализмом, французского структурализма (отчасти и постструктурализма) с «новым романом», постмодернизма с весьма влиятельной ныне эссеистикой. Подобного рода литературоведческие концепции имеют направленческий характер. Они, как правило, являются монистическими: сосредоточиваются преимущественно на какой-либо одной грани литературного творчества. Это обусловливает как их несомненные достоинства (углубленное рассмотрение определенного аспекта литературы, четкость обобщений и формулировок), так и нередко имеющую место односторонность: склонность к непомерно жестким схемам, которая ведет к догматической узости, а также невнимание к разнообразию и «многоцветью» словесного искусства. Среди монистических теорий (наряду с уже названными) – психоаналитический метод с опорой на 3. Фрейда, марксистская социология, структурализм, концепция мифопоэтической сущности искусства, опирающаяся на К. Г. Юнга. Перечисленные научные школы основываются каждая на своем, особом, специфическом методе, который его поборниками, нередко мыслится как единственно плодотворный и правильный.

Теория литературы располагает также и иной, «направленческой» традицией, которая чужда монистической жесткости и, на наш взгляд, ныне весьма актуальна. В отечественной науке она ярко представлена работами А.Н. Веселовского. Отвергая всяческий догматизм, ученый настойчиво отказывался провозглашать какой-либо научный метод единственно приемлемым и верным. Он говорил о границах использования каждого из них.

 Далеко не случайна и ненавязчивая, осторожная тональность работ Веселовского, которая, на наш взгляд, для теоретического литературоведения оптимальна. Ученый не любил жестких деклараций и резко провозглашаемых тезисов. Едва ли не основная форма его обобщающей мысли – это предположительное суждение, нередко формулируемое в виде вопроса.

Тому, что было свойственно «вненаправленческим» трудам А.Н. Веселовского, во многом сродны теоретические работы таких крупных ученых XX в., как В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев. Эти литературоведы активно синтезировали разнородный теоретико-литературный опыт и прошлых эпох, и современный. Подобные теоретические ориентации с некоторой долей приблизительности можно назвать традиционалистскими, или культурологическими. Они в большей мере опираются одна на другую, нежели враждуют между собою.

Сегодняшней теории литературы следует быть максимально открытой, «распахнутой» навстречу самым разным концепциям и при том критичной к любому направленческому догматизму. Важно, чтобы теоретическое литературоведение впитало в себя как можно больше живого и ценного из разных научных школ.

 

Лекция:

Курс теории лит-ры обобщает все дисциплины лит\вед круга. Важные черты: обобщение и систематизация, открыто дискуссионный курс, на отдельные вопросы в принципе нельзя найти однозначный ответ в силу неисчерпаемости понятия (образ, жанр). Состав теории лит-ры: теория лит-ры = наука о лит-ре = лит\вед = поэтика в широком смысле. Термин «лит-ра» некорректен с научной точки зрения, т.к. лит\вед обращается и к УНТ, а литера = буква, точнее – словесность, искусство слова. Лит\вед = собственно теория лит-ры + ИЛ + лит-ая критика. Делится на 4 блока: 1) общеэстетичекие вопросы: связь теории лит-ры с другими вопросами эстетического, искусствоведческого плана; 2) теоретическая поэтика (Хализев; проблемы, изучаемые в сязи с отдельными произведениями), 3) проблемы литературного процесса, 4) методология лит\вед.

 

Художественный образ как форма поэтического мышления.

Хализев:

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.-гр. эйдос–облик, вид). В составе философии и психологии образы – это конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.

Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление – в качестве некой чувственно воспринимаемой данности. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника – это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм, упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

Знак – это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

Отечественными учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как феномене прежде всего семиотическом. «Любая реальность, – писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, – вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <...> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры».

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы – схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых –  области изучения словесной ткани произведений, во-вторых – при обращении к формам поведения действующих лиц.

 

Лекция:

ХО (СХО) – способ \ метод освоения действительности и человека, присущий только искусству. Тимофеев: ОХ – обобщенная и в то же время конкретная картина человеческой жизни, создающая с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение. В произведении важна не только человеческая жизнь, но и быт, пейзаж, предметы. СХО представляет собой диалогическое единство противоположных начал: обобщение и конкретизация, реальное и идеальное, жизнеподобие и условность, изображение и выражение, объективное и субъективное, познание и оценка, предметное и смысловое.

Искусство слова – искусство преодоления слова, его косности, предметности. На пересечении предметного и смыслового ряда рождается СО. Такая структура восходит к началу цивилизации, когда сравнивается понятное и непонятное, известное и неизвестное, близкое и далекое – это метафорический путь человеческого мышления.

Искусство слова принадлежит к динамическим искусствам. Для познания требуется время – нужны интеллектуальные усилия для вчитывания, познания. Очень высокая степень условности, знаковости. Эпштейн: искусство слова стремится преодолеть свою условность и по ту сторону условности обнаружить безусловность, т.е. материализоваться, стать из знака вещью. Лит-ра является основной для других родов искусств (мифология, библия): это тоже способ преодоления условности.

Эпштейн: в зависимости от строения образа: по предметности, по смысловой обобщенности, по соотношению смыслового и предметного. По смысловой обобщенности: смысловая обобщенность по содержанию, исторически закрепленному в образе (индивидуальные – Катерина в «Леди Макбет Мценского уезда», характерные, типические); смысловая обобщенность по форме, воплощенной в образе (мотивы, топосы, архетипы).

В характерном образе проявляется общественное явление, стремление времени, более высокая степень обобщенности (Катерина в Грозе, лишний и маленький человек).В типическом образе воплощаются общечеловеческие качества, ментальные черты, т.наз. схема (Обломов для РЛ). Мотивы – образы, повторяющиеся или в единственном числе, в рамках одного произведения или нескольких одного автора, нескольких авторов одного направления (невстреча, ива у Ахматовой, рябина у Цвет, Арбат у Окудж, порог, лестница у Дост, море, горы у романтиков). Топос – (общее место) схема, лежащая в основе многих образов, повторяющихся в нескольких лит-ых направлениях (первая любовь 18 в, последняя любовь 20в, зимняя, осенняя дорога; ручьи и дубравы у франц, морская топика у англ). Архетипы – вездесущие модели, осознаваемые или неосознанно воспроизводимые на протяжении всего развития лит-ры (Юнг). Ребенок, двойник и тень, отцы и дети, любовные отношения, жизнь-самоотречение, жизнь-самосохранение (премудрый пескарь, Данко, Цвет, Есен, Аннинский, Дориан Грей, сказка Пугачева об орле и вороне из Капит дочки), белая ворона (гадкий утенок, чучело).

По соотношению смыслового и предметного: автологические (самозначимые, предмет=смысл, все реальные образы: Бальзак, Флобер, Толст, Дост); металогические (смысловое доминирует: барокко, романтизм, модернизм – метафоры, синекдохи и т.д.: Заболоцкий, Пастернак); суперлогические (высокая степень развоплощенности, соотнесенности с жизнью – аллюзии,символы).

Барочная образность – смещение пропорций, гротесковость, химеричность. Классицизм – порядок, норма, гармоничная завершенность. Романтика – субъективное самовыражение творца, ирония, исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Реализм: точность, правдоподобие, типичный герой в типичных обстоятельствах.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!