Иствочниковедение века просвещения



 

 

Билет 6. Историческое пространство, становление

 

 

 

 

Просветительские идеи. Концепция непрерывного процесса истории.

 

Билет 7. Проблемы периодизации А. кондерсе

 

Г. гегель. Вклад в философию истории


Билет 8. Историческое время.

И. Гердер и его «идеи и философия истории человечества».

Билет 9. Природно-климатический фактор в истории.

Великий синтез в воззрении И. Канта

Билет 10. Демографический фактор в истории

Позитивизм О. Конта и его закон о 3-х стадий

Билет 11. Производственно-технологический фактор

Античнаяинтерпритация мира

Билет 12. Духовный и человеческий фактор

Мысль + критика = синтез

Первобытное и мифологическое мировосприятие.

Билет 13. Христианская интерпритация истории. Августин блаженный

Неокантианство.

Билет 14. А.С . Лаппо-данилевский

Идегорафический–базируется на индукции от малого к общему(выявление особенностей, спец черт)

Номотетический–дедукция от общего к частному(по признаку сходства

В отличие от неокантианцев, российский ученый не разделял противопоставление номотетического подхода, направленного на выявление закономерностей в естественных науках, и идеографического подхода, ориентированного на объяснение уникальных, неповторимых явлений в гуманитарных науках. Он считал, что одно и то же явление можно изучать с двух различных точек зрения. Однако русский ученый в своей системе разграничивал номотетический и идеографический подходы, не допуская их механического синтеза в теории истории.

Синергетический подход –

Формационный подход к.маркса(смена способов производства)

Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

Таким образом, всё существовавшее в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам – общест-венно-экономическим формациям, которые последовательно сменяют друг друга. Сложив-шаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов фор-маций:

· первобытнообщинная;

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· коммунистическая.

Сам К. Маркс говорил о трех общественных формациях: первичной, вторичной и тре-тичной, которые обозначены им как архаическая (первобытная), экономическая и коммуни-стическая. В экономическую формацию К. Маркс включал азиатский, античный, феодаль-ный и современный ему буржуазный (капиталистический) способ производства.

Таким образом, формация выступает как определенная ступень исторического про-гресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

 

Н.Я.Данилевский

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!