Тема «скорбничества» в романе Шатобриана «Рене».



Шатобриан (1768- 1848)

Франц.ром. утвердился лишь к началу 20х г.Черты:большая связь с наследием просвещ.,связь с предшествующими худ-ми традициями. Обращенность к современности.Введение актуальной соц-полит.проблематики и героев современников. Формиров.ром.связанно с жанром лирического интимно-психологич. романа и повести.

«Рене» (1802).Роковой герой, разочарованный в людях и обществе молодой француз. Он убегает от обманчивых благ цивилизации к чистым душой дикарям и среди них он не находит избавление от тоски.Шатобриан убежден,что незаурядная личность должна страдать.И Рене непрерывно страдает.Жизнь кажется ему жалкой,пустой,нестоящей того,чтобы её прожить.Единственное дорог.существо-сестра,испытавшая к брату преступную страсть и уходит в монастырь. Церковь и вера помогают ей.

«Рене» был издан в 1805 г. и первоначально не произвел особого впечатления на современников. Зато вскоре его слава оттеснила все, что было написано Шатобрианом ранее, и затмила собой более поздние его творения. Совпадение биографических подробностей в мемуарах и в «Рене». И там и тут главный персонаж - младший сын в аристократической семье, рано осиротевший, а затем потерявший и любимую сестру. Отъезд из Франции, пребывание в Америке... Сходство жизненных фактов не определило, однако, тождества характеров и судеб. В облике Рене главное - «потерянность» в этом мире, чувство одиночества, вновь и вновь подтверждающееся открытие им бренности жизни, бессмысленности ее круговорота. На этот раз судьба героя воспроизводится согласно распространенной в XVIII в. схеме: детство, юность, путешествия, соприкосновение с обществом сильных мира сего, личная драма. Это не означает, однако, тенденций к более глубокому освоению действительности. Эпизоды из жизни героя лишены динамичности, напоминают картины, сменяющие друг друга, чтобы подтвердить и углубить изначальное восприятие мира героем. Но выбор обстоятельств меняет масштабы трагизма судьбы героя. Рене, обычный человек, вершит суд над явлениями крупноплановыми, будь то творения античной древности, исторические события, встречи с людьми, мнящими себя «сливками общества», природа. Такого типа конфликт с окружающим миром поднимает меланхолию героя до уровня «мировой скорби». Не только внутренний мир героя находится в смятении и в постоянном конфликте с внешними обстоятельствами, но и весь окружающий мир далек от гармонии и покоя. Динамика движения, скрытая в развернутой поэтической метафоре, относится также и к обществу, и к природе, и ко всей вселенной.

Литературные прообразы: Вертер Гете, лирические герои английских поэтов XVIII в. Грея и Томсона, герои «Поэм» Оссиана, повествователь «Прогулок одинокого мечтателя» Ж.-Ж.Руссо. Объятый меланхолией, Р. покидает родные края и отправляется в путешествие по Европе, посещает Грецию, Италию, Шотландию; он созерцает древние руины и размышляет о судьбах мира, воссев на вершине вулкана, и нигде душа его не находит успокоения. Р. возвращается домой, где его ждет любимая сестра Амели, но та чахнет от непонятной болезни и наконец удаляется в монастырь; в день пострижения Р. случайно узнает ее страшную тайну: Амели питает преступную страсть к нему, своему родному брату, и именно поэтому бежит от соблазнов мира в монастырь. Р., в отчаянии сознающий себя причиной горя Амели, избирает себе другое прибежище: он уезжает в Америку, где поселяется среди индейцев-натчезов и женится на индианке Селюте. Амели умирает в монастыре, Р. же остается жить и страдать.

+Много подражателей было(и в России)

53) Роль поэта и место поэтического творчества в романтических манифестах (Ф.Шлегель, Новалис, П.-Б.Шелли)
П.Б. Шелли

С его именем в английской литературе связано радикальное явление в романтизме. Романтический протест против окружающей действительности вылился в прямое столкновение его со своей средой, родственниками, обществом. Шелли создает героев, чей протест против общества выливается в настоящую борьбу. Общество было подготовлено к появлению поэта, открыто призывающего к низвержению существующих порядков, как социально- политических, так и нравственных. Бунтарское начало соединяется в нем с отрицанием насилия. Романтическое бегство от действительности во времена Шелли уже превратилось в литературный штамп. Молодой писатель предлагает совершенно иной путь-путь протеста и борьбы во имя обретения гражданской и духовной свободы. Это была новая структура, которая сразу завоевала себе сторонников. Пафос борьбы за лучшее будущее выразился в первом значительном его произведении «Королева Маб» (1813).Оптимизм отличает это произведение Шелли. В 1818 г. публикует поэму «Восстание Ислама»,в которой в аллегорической форме звучит призыв к борьбе с деспотизмом. С 1818 года поэт вынужден переселиться в Италию, где пишет самые значительные свои произведения: «Розалинда и Елена»(1818), «Юлиан и Мадало»(1818),»Маскарад анархии»(1819) , драматические произведения: «Ченчи», «Освобожденный Прометей».В его драматических произведениях поднимается проблема борьба с тиранией. Свое поэтическое кредо Шелли выразил в трактате «Защита поэзии»(1821): разум противопоставляется воображению, воображение- это более высокая ступень постижения действительности; поэзия ставится выше науки; цель поэзии – наслаждение; против дидактизма в поэзии; романтическая идеализация любви; мир любви и природы противостоит обществу; природа – главный источник всего прекрасного

Ф. Шлегель

Современная эпоха для Шлегеля проникнутая универсальными движениями – это эпоха переходная, неустоявшаяся, эпоха неокончившихся процессов разложения и соединения, нововведений и преобразований. Ф.Шлегель сосредотачивается на разработке ром.теории. В своих «Фрагментах» он отмечает, что ром.лит-ра находиться в постоянном развитии, и потому называет ее прогрессивной. Считает ее универсальной, говорит о неком синкретическом жанре, кот.включал бы в себя все имеющиеся жанры, включая фил-ию и риторику. Ш. Разрабатывает теорию ром. иронии, в кот. наиболее ярко выражается ром.трактовка личности и мироздания. «Сущность поэзии в том, что она вечно будет в становлении, никогда не приходя к своему завершению. Основным своим з-ом признает произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону. Поэзия + философия. Благодаря худ-кам чел-во возникает как цельная индивидуальность.

Билет 27


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 894; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!