Трагедия Михаэля Кольхаса в новелле Генриха фон Клейста



«Михаэль Кольхас» (1810).Действие повести разворачивается в Германии в середине XVI века, в эпоху Реформации. Главный герой, уважаемый торговец лошадьми в Бранденбурге Михаэль Кольхаас требует справедливого наказания своему обидчику, юнкеру Венцелю фон Тронке, и не найдя поддержки у правосудия и власть имущих, вынужден прибегнуть к самосуду и мятежу. Историческим прототипом Михаэля Кольхааса является Ганс Кольхазеru

Это единственное из всех произведений Клейста, которое по своей политической актуальности перекликается с его поздними драмами. Именно с учетом этого аспекта в полной мере раскрывается ее финал. Антитеза Бранденбурга и Саксонии, последовательно переходящая через всю повесть. Кольхас ущемлен в своих законных правах в Саксонии, где он не может найти справедливость. Хотя придворные рисуются в отрицательном свете, последний помогает герою добиться правды. И хотя Кольхаса казнят по бранденбургским юридическим установлениям за беззакония, допущенные им на саксонской земле, его иск к юнкеру Троника полностью удовлетворен, обидчик наказан по всей строгости закона, а сыновей казненного кюрфюрст Бранденбургский посвящают в рыцари. Именно он является высшим носителем справедливости, что полностью признает и Кольхаас. Так ретроспективно в разработке исторического сюжета из 16века Клейст засвидетельствовал свое политическое осуждение союзнице Наполеона Саксонии и возвеличил Пруссию.

Герой новеллы Михаэль Кольхаас представляет собой модификацию клейстовского романтического характера, конструируемого и раскрываемого опять же по руссоистскому принципу, суть которого состоит в столкновении естественных человеческих побуждений с общественными условностями. Изначальная возможность, скорее даже неизбежность этого конфликта заложена в первом же абзаце новеллы, дающем краткую характеристику нравственного облика Кольхааса. Из нее мы узнаем, что это честный и богобоязненный труженик, любящий свой дом и семью, готовый всегда помочь своему ближнему, образец верноподданного. И далее по ходу развития событий Кольхаас раскрывается как человек, духовный облик которого определяется одной доминирующей страстью - высокоразвитым чувством справедливости, определяющим все его поступки. Основной характер и конфликт, задуманные как романтические, получают в этой повести, как ни в каком другом произведении Клейста, столь глубокую социальную и конкретно-историческую детерминированность, что все произведение в целом воспринимается как реалистическое, несмотря на романтическую иррационально-таинственную историю с цыганкой, в которую перевоплощается убитая ландскнехтом жена Кольхааса Лисбет. Идея романтической страсти, раскрывающейся в конфликте, реализуется в повести как последовательная и бескомпромиссная борьба представителя третьего сословия за свои права против своих социальных антагонистов - феодальной знати. Когда Кольхаас исчерпывает все законные средства для достижения справедливости, он вступает в открытый вооруженный конфликт со своими противниками, становясь на какое-то время вождем и знаменем для угнетенных. Можно считать, что рупором авторских позиций в этом вопросе в повести выступает Мартин Лютер (фигура эпизодическая, очерченная довольно схематически). Клейст объективным звучанием повести сумел показать, пусть в относительно узком историческом аспекте, непримиримую остроту классовых противоречий на определенном этапе исторического развития Германии. В этой связи особенно усиливается и роль клейстовского историзма. Первой же фразой повести он точно определяет место и время ее действия: «На берегах Хавеля в середине шестнадцатого столетия жил лошадиный барышник Михаэль Кольхаас». Основные персонажи четко делятся на социальные группы - феодальное рыцарство со своими прислужниками и третье сословие. И совсем не приходится гадать, на чьей стороне авторские симпатии.

 

Билет 19


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!