Конец ознакомительного фрагмента.

Nbsp;  

Аннотация

На 5, 6, 7 песни

Из цикла «Курские песни»

Муз. Г. Свиридова

Содержание

1.Общие сведения о произведении……….……..…………………………...3

2.Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………….17

4. Исполнительский анализ…………………………………………………...23

Литература…………………………..………………………………………….26

 

 

 

Общие сведения о произведении

 

 

Георгий Васильевич Свиридов(1915-1988) – выдающийся русский композитор, внесший вклад не только в советское, но и мировое искусство, является ярчайшим продолжателем великих традиций русской народной музыки. Творчество Г. Свиридова отличается неповторимым своеобразным индивидуальным стилем, яркой национальной окрашенностью музыки, простой и демократичностью.

Обращение к новым жанрам - очень важная черта композитора, но всё же, наиболее близким ему оказалось вокальное творчество. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

Обращение Г. Свиридова к вокальной музыке неслучайно. Широко известна его тесная связь с национальной культурой с самого детства. Вся народная музыка всегда была связана со словом. Песня в широком значении этого понятия, стала основой стиля композитора. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена в вокально-симфонических произведениях композитора.

Национальная природа музыки Свиридова во многом определила тематику его творчества. Прежде всего, его волновала тема Родины. Образ русской земли, ее природы и людей предстает в многочисленных произведениях вокально-хоровых жанров.

«Курские песни» знаменуют собой начало нового периода творчества Свиридова, более того — нового важного течения во всей русской музыке. Их новизна — в подходе к народным песням не как к сюите фольклорных обработок, а некоему целому, пронизанному одной мыслью. Представляющие по внешним признакам обработки народных песен, части кантаты на деле являются самостоятельными композиторскими произведениями. Композитор и не пытался точно воспроизвести песню или дать к ней своей музыкой исторической комментарий. Он создал самостоятельное произведение, глубоко национальное по образности, уходящее в седую древность, но дышащее вечно молодой и буйной весенней силой. Это подлинно народное восприятие весны, открывающее дорогу новой жизни. Это свободное обращение с текстом песни и замечательное проникновение в его неустаревающий подтекст, который намного старше и долговечнее сюжета.

В 1963 году был завершен цикл «Курские песни» для хора и симфонического оркестра. В процессе работы над народными песнями композитор не только искал новые пути и средства обработки фольклорного материала, но и ставил задачу композиционного и смыслового объединения нескольких песен единым, непрерывно развивающимся «сюжетом». Темой произведения стала судьба женщины в старой русской деревне. Эта тема раскрывается последовательно в каждой из семи частей цикла.
        Первые две песни цикла «Курские песни» - своего рода «завязка действия». Девичьи мечты о любви, счастье, о любимом, выраженные в музыке с проникновенной задушевностью и тонкойпоэтичностью «Зеленый дубок», дополняются яркой, ослепительно сияющей картиной весеннего пробуждения природы, ее обновления «Ты воспой, воспой, жавороночек». Последующие три песни (объединенные общей тональностью) развивают тему в ином, более бытовом плане.

Картину расставания с девичеством, благословения на брак, полную строгого колорита, своеобразного таинства древней обрядовости «В городе звоны звонют», сменяет трогательная в своей нежности и светлой грусти хороводная «Ой, горе, горе лебедоньку моему», песня о молодой матери, которой уже не придется больше гулять с подругами, а предстоит дитя малое колыхать. Неожиданно наступающая семейная драма — неверность мужа «Купил Ванька себе косу» — вносит конфликтность в развитие действия.

Шестая часть «Соловей мой смутный» — протяжная песня — раздумье над своей судьбой, уподобление жизни в чужом доме неволе соловья в золоченой клетке — одна из наиболее впечатляющих по выразительности частей кантаты.Завершается произведение яркой жанровой сценой «За речкою, за быстрою четыре двора».В песне личное горе как бы растворяется, заглушается, сливаясь с народным весельем, бурным кипением стихийных народных сил, полных грозной удали.

Раскрытие личной судьбы женщины дано на ярко воссозданном фоне деревенского «мира», который не ограничен лишь пассивно-живописной ролью: он радуется, сочувствует, негодует, осуждает. Основная «сюжетная» линия все время находится в тесном эмоциональном взаимодействии с народным фоном картины. В этом важнейшая композиционная роль 2-го, 5-го и 7-го номеров, в которых смешанный хор выступает в качестве «голоса народа». В этой «двуплановости» трактовки содержания одна из главных особенностей произведения и его удача.

    В одних случаях композитор ограничивается совершенствованием отдельных деталей — вносит различного рода изменения в интонационный строй мелодического материала, его метроритмическую структуру; дополняет его подголосками, подчеркивает в гармонии ладогармоническое своеобразие самого напева, усиливает его за счет тембровой и регистровой характеристики, оркестровой красочности.

В других случаях — развивает и переосмысливает жанр. Оригинален жанр этого произведения. Несмотря на самостоятельность и законченность каждой песни, композитор преодолел цикличность, создав цельную и завершенную форму. В этом большую роль сыграло единство содержания, его сквозное развитие, общее построение тонального плана, обрамление произведения песнями, основанными (несмотря на все их различие) на общем звукоряде и гармоническом строе.

«Курские песни» Г.Свиридова — произведение выдающегося художественного значения, во многом новаторское, по-своему, свободно преобразующее каноны и традиции классического кантатно-ораториального жанра; произведение истинно русское, национальное, глубоко преломляющее народно-песенную основу, следующее великим заветам тех русских композиторов, которые, по образному выражению В. Стасова, «подняли народную песню до оперы».

Впервые произведение было исполнено 13 июля 1964 года в Большом зале консерватории Республиканской русской хоровой капеллой (руководитель—А. Юрлов) и симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением К.Кондрашина.

 

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

 - нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!