Характеристика вокально-симфонического творчества

Nbsp;

I Глава. Вокально-симфоническое творчество Г.В.Свиридова


1.1.  Жизненный и творческий путь Г.В.Свиридова

Георгий Свиридов – выдающийся русский композитор, внесший вклад не только в советское, но и мировое искусство, является ярчайшим продолжателем великих традиций русской народной музыки. [20] Творчество Г. Свиридова отличается неповторимым своеобразным индивидуальным стилем, яркой национальной окрашенностью музыки, простой и демократичностью. [24]

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Окруженный деревнями, городок этот по характеру и укладу жизни мало отличался от них. Будущего композитора с детства окружала народная крестьянская жизнь — простые, но строгие обычаи, природа, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, хороводов и плясок.[12]

Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиковв гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.В 1924 году, когда Г. Свиридову было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. [20]

В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. После окончания курской музыкальной школы, поехал в Ленинград, где поступил в музыкальный техникум. Учился Свиридов с большим увлечением, проявляя к тому же замечательное трудолюбие. За три года композиторских занятий он сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Некоторые сочинения получили широкую известность: звучали по радио, в открытых концертах Малого зала консерватории. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано. Среди произведений тех лет совершенно особое место занимает вокальный цикл из шести романсов на слова А. С. Пушкина. Это произведение можно считать началом его яркого творческого пути, в котором обнаруживается индивидуальные особенности композитора. Таким образом, двадцатилетний композитор получил известность. [20]

В 1936 году завершает обучение в Центральном музыкальном техникуме по классу композиции и фортепиано, после чего 5 лет учится в консерватории у Д. Д. Шостаковича и П. Б. Рязанова. Уже в возрасте 22 лет был принят в Союз композиторов СССР. В этот период композитор знакомится с современной русской и зарубежной музыкой, композиторская техника начинает совершенствоваться, а мастерство расти. В студенческие годы Георгий Свиридов пишет инструментальную музыку, а также обращается к кинотеатральным жанрам, совершенно новой для него была работа над хоровыми сочинениями. [12]

Обращение к новым жанрам - очень важная черта композитора, но всё же, наиболее близким ему оказалось вокальное творчество. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

Новый этап творческого пути композитора ознаменован появлением шести песен на стихи А. Прокофьева. Прежде всего, это связано с его обращением к советской литературе, после чего многие продолжают его идею: романсы Н. Мясковского на стихи С. Щипачева, М. Коваля на стихи Л. Ошанина, И. Белорусца на ранние стихи В. Маяковского. [20]

С окончанием консерватории началась Великая Отечественная война. Для Г. Свиридова это время было особенно тяжелым. За время войны было сочинено огромное количество произведений: массовые песни для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, музыка к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира, оперетта «Раскинулось море широко» — первая его  музыкальная комедия героического содержания. Много работал композитор и в инструментальных жанрах камерной музыки: фортепианная соната, посвященная памяти известного музыканта-ученого, критика И. Соллертинского, старшего друга и наставника композитора; фортепианный квинтет си минор и ряд других произведений, фортепианное трио ля минор, за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени. В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. [20]

Начиная с 50-х годов, в его творчестве практически исчезают инструментальные сочинения и приоритетным становится вокальное творчество: камерный, хоровой и особенно вокально-симфонический жанры. Творчество в этих областях богато открытиями, созданием замечательных своеобразных произведений. Оно тесно связано с поэзией, преимущественно русской.
Камерные вокальные и вокально-симфонические произведения Свиридова 50—60-х годов созданы, за некоторыми исключениями, в циклических формах, объединенных обычно текстами одного поэта и пронизанных одной мыслью. При этом автор всегда добивается цельности всего сочинения и органичности его музыкального развития.

Творческий путь Свиридова 50—60-х годов логичен и закономерен. От «Декабристов» и«Поэмы памяти Сергея Есенина» через «Патетическую ораторию» путь этот пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», тематизм которых, тексты и образы почерпнуты из вечного, животворящего источника народного искусства. «Курские песни» для смешанного хора и симфонического оркестра были завершены автором в 1963 году. Также композитор активно пишет в жанре кантаты и сочиняет музыку к кинофильмам. [25]

C1957 года Г. Свиридов член правления Союза композиторов СССР, позже – первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР.

В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».[6]

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался.На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями.

 

 

Характеристика вокально-симфонического творчества

Обращение Г. Свиридова к вокальной музыке неслучайно. Широко известна его тесная связь с национальной культурой с самого детства. Вся народная музыка всегда была связана со словом. Песня в широком значении этого понятия, стала основой стиля композитора. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена в вокально-симфонических произведениях композитора.

Национальная природа музыки Свиридова во многом определила тематику его творчества. Прежде всего, его волновала тема Родины. Образ русской земли, ее природы и людей предстает в многочисленных произведениях вокально-хоровых жанров. [20]

Глубокое проникновение в душу народа, постижение природы и сути русского мелоса – в крестьянских и городских песняхотличает музыку Свиридова. Тесно связан Свиридов с национальными традициями русской музыки. Песенная природа творчества, опора на вокально-хоровую основу – отличительная особенность Свиридова. Основные творческие достижения композитора связаны с вокально-хоровыми жанрами. Композитор обращался к поэтам самых разных времен и стилей: Шекспир, Бернс, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Исаакян, Маяковский, Есенин, Блок, Пастернак, Прокофьев, Твардовский и др. [20]

Свиридов выступал первооткрывателем многих поэтов для серьезной музыки. Так, он показал разнообразные возможности интонационного воплощения поэзии Маяковского в «Патетической оратории» (1959); не только в речитативно-декламационной, лозунговой манере скандированного марша, но и широко мелодичной кантиленой, по-русски распевной.

Свиридов открыл для нас подлинного Есенина – национального поэта большого масштаба, не только певца русской деревни, но художника, правдиво и страстно показавшего драматический перелом в истории России – в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956), в сочинении, объединившем темы «поэт и Родина» и «поэт и революция». [17]

Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Особенность стиля композитора – это песенность. Русская, задушевная, распевная мелодия – основа творчества Свиридова. Поэтому для его произведений характерна кантилена в высшем понимании.

Новаторство Свиридова в области современного музыкального стиля, это – новое, более глубокое понимание русского национального начала в современной музыке и его дальнейшее развитие, причем не за счет его усложнения, а той высшей простоты, за которой стоит глубина содержания, ясность мысли и совершенное мастерство. При кажущейся простоте и традиционности музыкальный язык Свиридова отмечен оригинальными интонационно-ладовыми и гармоническими находками, по-новому освещающими народно-песенные интонации.[17]

Среди вокально-симфонических произведений наиболее значимыми считаются «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни» «Патетическая оратория», «Деревянная Русь», «Весенняя кантата».

В конце 40-х — начале 50-х годов композиторы потеряли к крупным вокальным жанрам  всякий интерес, но «Поэма памяти Сергея Есенина», а вслед за ней «Патетическая оратория» открыли новые пути и богатейшие возможности кантаты и оратории. Вслед за произведениями Свиридова появляются замечательные вокально-симфонические произведения В. Салманова, О. Тактакишвили, Э. Бальсиса, С. Слонимского, Р. Щедрина, В. Рубина, В. Тормиса.

Свиридов по-новому подошел к кантатно-ораториальному жанру, придавая ему национальные черты, монументальность, объединяя эпический драматизм и тонкий лиризм в одном полотне. Эти сочинения тесно связаны с фольклором, древнерусским искусством и русской оперной классикой. [20]

 

 

II Глава "Поэма памяти Сергея Есенина"


2.1 История создания произведения, общие сведения

История возникновения этого произведения началась с увлечения стихами Есенина, в результате чего осенью 1955 года была сочинена первая песня-монолог «Я — последний поэт деревни...» для тенора с фортепиано. Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!