Шекель, который не стал шекелем.

На правах введения.

Статья появилась «случайно». Одно из дополнений к основному циклу, раздел «чин жертвенный», написано по древнему рецепту составления масти, для воскурения Всевышнему и соответственно содержит древние единицы измерения веса. При поиске информации, стало ясно, что очень много противоречий и неясностей.

По мине, сколько дней в году,

Плюс три, берем, на полноту.

Пол мины утром надо брать,

Пол мины вечером сжигать.

 

А в день прощенья, горсть полна,

Вся в воскурении она.

Одиннадцать веществ входило,

По весу разно выходило.

 

Бальзама, ониха, халвана,

И чистого берем ливана.

По весу, каждого из них

Мин семьдесят. Теперь других:

 

Для мирры, кассии, шафрана,

И стеблей нарда, без изъяна,

Шестнадцать мин, для каждых веса,

Не допускаем перевеса.

 

Двенадцать мин, берем для косты,

И девять мин, корицы просто,

Индийской - три. Еще немного,

Для смеси, вещества земного.

 

Вина, три сеа и три кава,

Из Кипра, заменить есть право.

Содомской соли, четверть кава,

Просолено - то не забава.

 

Каршиннаго немного мыла,

Тут девять кавов, весу было,

Немного дымистого зелья,

Мед - осквернит, все "ожерелье".

(отрывок)

Данная статья – личное мнение автора.

Как появились весы.

В этом вопросе, больше предположений, чем утверждений. Данных сохранилось не очень много, но достаточно, что бы сделать определенные выводы. Зарождение весов связывают с Египтом, страной просвещенной, обладающей (в древнем мире) передовыми технологиями, что в первую очередь стало возможным, благодаря образованию. Можно даже утверждать, что они первые начали использовать «валюту», в торговых операциях. Торговля в Египте носила меновой характер, но все торговые операции, с неопределенного периода, производились с применением «валюты». Вначале происходила оценка товара продавца, после чего покупатель, должен был предоставить, со своей стороны, товара на такую же «сумму». В Новом царстве, с появлением «денег», процедура упростилась.

 Весовая единица – дебен (локальные весовые стандарты, появились раньше, но были заменены на «общеимперский» стандарт). Дебен был равен 12-14 граммов для золота, 27 грамм для меди, (ранние династии) и 91 грамм, как эталон(во времена Нового царства). Вместе с тем, в обиходе появляются первые «прародители» денег, кратные весовому стандарту слитки металла и скрученные грубые кольца, кедет (кольцо) - 9,1 грамма. Более ранняя единица расчета шена (шетит), равная, судя по математическому папирусу Ринда 1/12 дебена,была виртуальной, предположительно, не имевшей «материального воплощения».

Клад серебряных предметов из Телль-Амарны, относящийся к 14 в. до н.э. Британский музей.

Гиря 70 дебен, 0,950 кг. Внизу, на надписи изображение весов. Гиря периода, до Нового царства.

Подробнее можно посмотреть тут :http://museum.vzvt.ru/istoriya/mirovaya-istoriya-vesov/torgovye_giri_drevnego_egipta/

Весы, более точный способ определения оценки товаров, чем объем. Предполагаю, что весы появились благодаря наблюдательности и способу переноски тяжестей.

Изображение раба, несущего глиняные кирпичи, мало чем отличается от изображения первых весов.

Равноплечные весы, VI династия. На одной из чаш гири, на другой товар. Внизу, на подставках, наборы  гирек. Видно, что с одной из подставок они взяты, для процесса взвешивания.

 Благодаря тому, что изображения весов сохранились в «Книге мертвых», можно проследить развитие их конструкции. Есть проблемы, связанные с этим древним документом, но в основном они касаются текстовой части. Изображения делались в дорогих «книгах», где искажений немного. Хотя порой, весы изображались схематично и что - либо определить, весьма сложно.

Весы были связаны, с культом богов и соответственно за соблюдение стандартов, правильности процесса взвешивания и всем, что с этим связано, отвечали жрецы Египта.

"Гирьки" 3 тысячелетия до н.э.

Маркировка разновесов.

Примерно с 27 – 26 века до Н.Э., весы начинают распространяться по миру. В самом Египте, по разным причинам, происходит модернизация весов. Тип весов остается тот же, а развитие направлено на улучшение определения равновесия (скорее попытки сделать весы «правильными»). В целом, равноплечные весы имеют довольно высокую точность. Т.к. определение веса, сводится к одному значению – 0 (равновесие). Но примитивная технология изготовления и сам процесс, не позволяли с большой точностью определять равновесие. В наше время (еще совсем недавно), такую конструкцию весов применяли в лабораториях и в ювелирном деле, как наиболее точный инструмент.  

 

Самое интересное - на самой стрелке идет вертикальная черта. Нужна эта черта, что бы показать, что очередной вид жульничества, не используется. Смещение вправо или влево точки крепления, приведет к изменению плеча.

«Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.» 

«Рукопись Аменхотепа»

В этой редакции текста, указывается на то, что стрелки подделывали. При наличии такой черты, очень легко проверить весы. Можно это сделать и сегодня, на изображении выше, покраска коромысла вводит в заблуждение, но черта на стрелке, ровно посредине коромысла.

 

Изображения процесса взвешивания реалистичны. Т.е. так это и происходило в жизни. Для определения точности равновесия служила стрелка. Но что бы тактильным контактом произвести такое измерение, взвешивающий должен был принять «специальную» позу и найти точку опоры для руки. На верхнем изображении, локоть упирают в стойку весов, далее используют колено или держатся за стойку весов. Последнее не практично, т.к. нет возможности остановить колебание коромысла. Попытаться останавливать колебания, в ранней конструкции весов, было весьма проблематично. Поза изменилась, после того, как коромысло и стрелку скрепили в целое. С этого момента взвешивающий, мог остановить колебание, без печальных последствий, для товара и гирек.

Такой метод давал возможность для жульничества. « Я не прибавлял груза весам. Я не отжимал указатель коромысла весов.» (Книга мертвых, человека по имени Ну)

 

Эта проблема была решена модернизацией весов. Коромысло не закреплено жестко на стрелке (стрелка закреплена на коромысле). Тому, кто взвешивает, теперь нет нужды принимать специальную позу. Дополнительно, появляется индикатор равновесия. Очень полезное изобретение. Даже если весы (стойка весов), будет стоять под наклоном, фиксирующий взвешивание, ладонью определит равновесие. Отвес с грузиком, по уровню, совпадет со стрелкой.

«Современные» весы. Такой тип весов используется вплоть до нашего времени.

Весы, изображенные в «Книге мертвых» применяли для взвешивания больших грузов. Повторю, изображения весьма близки к реальности. Весы были большими по размеру, что создавало определенные неудобства. В быту имел хождение, более простой вариант, соответственно и менее точный.

 

 

Но прогресс механизма взешивания продолжался и как неотемлемая часть весов, появляется шкала. Грубая, условная, больше похожая на индикатор и все же, свой современный «набор, для механики взвешивания», весы приобретают в ту эпоху.

 

 

На этих рисунках, шкале придается духовный смысл, но рисунки делали с весов существовавших в реальности того периода, и значит примитивная шкала существовала. Не понятно, в каком виде она была сделана (на рисунках с одной стороны), вероятно шкала крепилась (располагалась), со стороны взвешивающего, по принципу «оптимизации рабочего места» и скорее всего (это только допущение) была нужна, для того, что бы примерно определить, сколько положить на чашу весов, для равновесия.

Неправильные весы.

Шкала была известна в Египте. Такое заявление можно сделать, основываясь на том, что в Египте были часы, солнечные и водяные. И появление шкалы весов, было делом времени. Востребована шкала стала, на другом типе весов. Один из древнейших документов – Библия, сообщает этот факт.

Итак, евреи, выйдя из Египта, прекрасно знали, что такое весы и как ими пользоваться. Какой тип весов использовали, сказать сложно, т.к. очень много противоречивых мнений о датировке Исхода.

11. И сказал Господь Моисею, говоря:

12. когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;

13. всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;

14. всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;

15. богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;

16. и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.

Исх. 30

Надо пояснить, что монет, в те времена еще не было. Священный Шекель – это вес серебра.

«По некоторым данным, впервые бронзовые монеты появились в высокоразвитой древнекитайской культуре во втором тысячелетии до Н. Э. Как известно, Древний Китай развивался весьма изолировано, поэтому в странах средиземноморского бассейна впервые о чеканных монетах заговорили только в VII веке до Н. Э. Металл подвергали воздействию высоких температур, после чего из него формировали небольшие диски и отправляли их на наковальню. В писаниях Геродота есть упоминание о чеканке первых монет в государстве Лидия. Подобные сведения встречаются и у других древнегреческих мыслителей. В настоящее время принято считать, что именно в Лидии в VII веке до Н. Э. стали изготавливать монеты из сплава серебра и золота. В Грецию, Иран и Италию монеты попали именно оттуда, быстро завоевав место в экономике. От римлян практику чеканки монет позже переняли и племена варваров. Называть монету монетой стали позже. Moneta — одно из имен богини Юноны. JunoMoneta переводится как Юнона «предостерегающая» или «советница». В античности при ее храме на капитолийском холме располагался монетный двор.»

Динарий Тита Каризия с изображением Юноны-Монеты и инструментами монетной чеканки (46 г. до н.э.)

 

«А вот как появилось слово монета. На лицевой стороне серебряной монеты римского магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) изображена голова богини, а под ней написано слово «Монета» – одно из имен богини Юноны, что означало «предупредительница». В храме Юноны-Монеты располагался одно время монетный двор. В честь богини Юноны чеканные деньги и стали называться монетами.»

http://www.golosnadezhdi.ru/bibleyskie-onlayn-kursy/course/course7/lesson101/?LESSON_PATH=92.101

 

Вернемся к тексту Библии. Всевышний вводит стандарт веса (для Израиля). Шекель использовался повсеместно, в этой части мира и как весовая денежная единица, имел разный вес. Примерно равный 22 – 7 гр.Введение весового (и значит денежного) эталона, позволяет производить акт купли – продажи, с максимальной точностью.

9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников;

10 и записал в книгу и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах.

11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую;

12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи;

Иер.32

(во времена пророка, уже были монеты, но в Израиле они имели хождение, как серебро, на вес)

 

Единственный момент жульничества, в процессе взвешивания возможен, если гири не соответствуют эталону.

Изначально гири делают из камня. Исходный материал для гирь, роли не играет, но долговечность и неизменность веса, весьма весомые факторы. Впоследствии, гири делают из драгоценных металлов. Долговечны, не подвержены коррозии, и являются денежным знаком, выраженным в весовом эквиваленте. Удобно. По внешнему виду; или в виде украшений, или в виде бруска, или овальных гирь. Есть шекель серебряный и золотой. В обиходе, по понятным причинам, наибольшую популярность имеет шекель, равный половине «шекеля священного» или «царского».

35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:

36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.

Лев.19

Контроль, за мерами и измерениями, был возложен на левитов.

26 хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты.

Лев.26

В обиходе (торговля), сыпучие материалы больших объемов (зерно и проч.), не взвешивали.

На Руси, такая торговля практиковалась, до времен Петра I. В тексте Библии, характерно указано, что хлеба будет так мало, что его будут взвешивать. Далеко, за примером, ходить не надо,любому известно о блокаде Ленинграда.

Вероятнее всего, сыпучие материалы продавали мерой, а не весом, не по тому, что невозможно было взвесить, а экономили время. Сам процесс взвешивания, был довольно длительным и взвешивать приходилось бы частями или возить с собой (изготавливать на месте) довольно большую конструкцию весов. Дерево было -  дефицит, особенно ровное и прямое.

23 Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю.

Прем.11

Вот, одно из свидетельств, некоторой сложности при процессе взвешивания,что впрочем не мешало в «нужный момент», произвести такую «операцию».

21 между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним [спрятано].

Нав.7

Судя по всему, весы не были чем то «экзотическим» (тайное дело – тайное взвешивание), значит, делались из доступных материалов (дерево) и были у многих, несмотря на более низкую точность определения веса, по сравнению с большими весами.

Миф интернета: «Принципиально иная система измерения веса, при которой передвигалась гиря, была изобретена, судя по всему, римлянами. При этом положение привеса и точка опоры оставались еще долгое время неизменными. Отсчет вели по шкале, нанесенной на стержень. Именно эти первые весыс рычагами удостоились названия «безмен». Они не были совершенными и сегодня, ввиду этого, запрещены в торговле, однако в древнеримские времена, по тогдашним меркам, данные устройства считались сверхточными.»

Разумное удалось найти, только в одной из статей интернета:

«Несколько иной вид весов – неравноплечных - использовались в Древнем Вавилоне, это так называемый безмен или кантарь (современные весы торговые определенного вида называются сегодня кантер). Принцип работы неравноплечных весов состоялся в перемещении вдоль особого рычага петли или кольца до равновесия между противовесом и взвешиваемым предметом. Между ними точкой опоры рычага была или проволочная петля или еще один крюк. Вариант римского безмена отличался перемещением гири при неизменном положении опорного кольца и взвешиваемого тела. Современные весы отличаются от своих предков только двумя шкалами и двумя крюками.»

«Чтобы снизить необходимость в гирях большой массы, могут использоваться разноплечные весы. Весы с балкой со смещенным центром могут быть почти столь же точными, как и равноплечные. Однако разноплечные вариант требует специальных гирь, и такой прибор нельзя проверить на внутреннюю точность простой заменой измеряемого образца, в отличие от равноплечных весов. Чтобы уменьшить потребность в небольших градуированных гирьках, можно установить скользящую гирю, называемую пуазом так, чтобы она могла быть расположена  вдоль градуированной шкалы. Пуаз в дальнейшем усложняет процедуру калибровки, так как точное значение массы пуаза должно быть отрегулировано относительно точного соотношения рычажной балки.»

Понятно, для чего использовался такой тип весов: «Чтобы снизить необходимость в гирях большой массы»,и если на момент написания Книги Иова, весы имели равноплечный вариант:

 1 И отвечал Иов и сказал:

 2. о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!

3. Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.

Иов. 6 

То во времена Соломона, уже начали появляться весы с разным плечом.

 1 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.

Прит.11

11 Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.

Прит.16

Неверные весовые чаши возможны только в весах, с неравным плечом. Судя по тексту Библии, Израиль начинает сопротивление такому типу весов.

10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.

Прит. 20

Без особого успеха.

12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?

13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

15 Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения.

17 Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

Ис. 40

10 Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат.

Ис.46

Во времена Исаии, превалируют равноплечные весы и возможно идет ужесточение борьбы с неправильным весом. «Пылинка на весах», весом не считается, пророк упоминает о таком факте, явно исходя из «закона или постановления» (дыма, без огня не бывает). Впрочем, это только предположение. Но вот более поздние пророки …

5 вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами,

6 чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать".

Амос 8

7 Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать;

Осия 12

11 Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?

Михей 6

И если Осия, говорит о народах, то Михей и Амос, о Израиле (евреях). «Весы неверные»,ни что иное, как кантарь.

Борьба борьбой, но проблема остается.

 20 также два столба, одно море и двенадцать медных волов, которые служили подставами, которые царь Соломон сделал в доме Господнем, - меди во всех этих вещах невозможно было взвесить.

Иер. 52

Несмотря на то, что ранее было сказано:

47 И поставил Соломон все сии вещи на место. По причине чрезвычайного их множества, вес меди не определен.

3 Цар. 7

Проблема определения большого веса стояла еще во времена Исаии, не только Иеремии.

5 Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?

6 Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним;

7 поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды.

Ис.46

Сколько серебра надо взвесить, что бы потом «изделие», нести на плечах и не одному? И зачем взвешивать до, а не после? Предположительно, не было возможности взвесить такой вес (в «быту»), а оплату работы произвести надо….(Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах)

Изначальнокантарь не имел гири, на втором плече, по причине разного веса шекеля (весового эталона), в разных странах. На весовую тарелку клали вес шекеля (или мины, например) в данной местности. После чего уравновешивали с грузом, учитывая соотношение в плечах. Такая универсальность, давала возможность, проводить торговые операции, в нескольких странах, с разными весовыми стандартами. В Риме (Римской империи), был один стандарт, поэтому найденные археологами весы, имели гирю, на одном из плеч.

Нанесение шкалы на одно из плеч, позволяло определять вес, в пропорции (т.е. взвешивать тяжелые и легкие грузы на одних весах). Оставалось на противоположную от груза сторону положить эталон денежно – весовой единицы данной местности и уравновесить плечи, передвигая чашу с грузом (или точку опоры). После чего, считать показания шкалы.

Шкала и весы на Руси.

«Терминысикль (шекель) и скалва (скалба) на древнерусском духовном пространстве»

«Примерно во время указанное OnlainEtymologyDictionary (XII в.), термины «сикль» и «скалва» отмечены и в древнерусской литературе. В Древней Руси в широком обиходе были равноплечные весы, которые называли - «скалвы» или «скалы» (стар.) — весовые чашки или то же, что нынешние весы. За ними по церковным уставам наблюдало духовенство.

В договоре новгородцев с немцами сказано: "пуд отложихом, а скалвыпоставихом по своей воли и по любви". Трифон Коробейников в своих путевых записках 1582 г. сообщает: "мерило праведное сотворено Соломоном, кабы две скалвы висят, две чаши великие черны, на железных цепях, а валки без меры" (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907)

Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 2000, т. 24

Сиклъ, сикло; древнееврейская мера веса и денежная единица, а также серебряная, золотая монета, весом в 14,55 гр. «Ценою его же купиша у Июды весом сребра, по образу сикла оного». Кир. Тур. XII в.

В этом же произведении говорится и о «Священном сикле»: «По створению же скинии, сьготован бывши жертв, и крупичноймуце от князь приносим с деревянным маслом и чистым салом по сиклу святому, сиреч по весу правды Божия».

Термин «скала» применялся в значении лестница с 1204 года (Новг. I лет.); в значении «линейка с делениями» зарегистрирован в 1712 году в «Докладе Сенату», в котором говорилось о закупке их (очевидно за границей, разные меры), «инструментов для математических учеников», деньги были взяты с «монетных денежных дворов».

Предполагаю, что это слово завезли английские купцы, такой вариант вполне возможен.Почему лестница? Шкала, как деления для измерения, была взята от часов.

9 И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? 10 И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. 11 И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней.

4 Цар.20

Солнечные часы делали и в виде лестницы, роль шкалы исполняли ступени.

Термин «скалбы» (деревянные весы для взвешивания порового заряда для ружей) зарегистрирован в Псковском документе за 1631 год.

Термин «скалвы» или «скалы» регистрируется в церковной литературе в значении весов и чаши весов с XIV века: «Видъ фараон царь сонъ…видъ старца стоящего противу ему, въ руке ему скалвы, и въсклада в единускалву вся старца египетскыя и вся вельможи его, а в другую скалву вся агньца».

 

 

Шекель, который не стал шекелем.

Хотя, отложим это предположение и обратимся к более интересному вопросу. Так сколько же вешать в граммах? По поводу веса Священного Шекеля дискуссия весьма оживленная. Сколько людей – столько и мнений. Скажем, одна из теорий гласит, что вес шекеля был привязан к зерну. А какого шекеля? Израиля? Определенно нет.

«Таким образом, мера веса у евреев в первое время представлялась в следующем виде: 1 талант = 60 минам = 3600 шекелям = 58949 кг; 1 мина = 60 шекелям = 982,4 гр., а 1 шекель = 16,37 гр. В более позднее же время и для золота — 1 талант = 60 минам = 3000 шекелям = 49,11 кг; 1 мина = 50 шекелям = 818,6 гр., а 1 шекель = 16,37 гр. Однако неудобство существовавшего во всем древнем мире отношения между золотом и серебром (как 1:13½), при одновременно курсирующих двух валютах, давало себя, при этом счете, сильно чувствовать при калькуляциях из одной валюты в другую. Поэтому в Вавилонии и Персии установилось отношение серебряного шекеля к золотому, как 1:10 (что давало вес серебряного шекеля в 10,91 гр.), а в Финикии и у евреев — как 1:15, с весом серебряного шекеля в 14,55 гр. (золотой шекель оставался в 16,37 гр.), остававшемся у евреев в употреблении во все время их близости с финикиянами, до царя Иегу. На основе монетной единицы в 14,55 гр. была преобразована и вся весовая система для благородных металлов, но сохранили для других продуктов старую весовую норму в 16,37 гр.»

Д. Зельцер

Почему Израиль так упорно сохраняет «старую весовую норму в 16,37 гр.»? Это и есть «сикль священный»? И повторю, определенно нет. Хотя некоторые, в этом уверены. На мой взгляд, не учитывают одно обстоятельство. Священный Шекель не был предназначен, для бытового использования. Он был Святыня, эталон. Для «повседневных нужд» – «по полсиклю с человека, считая на сикль священный». И получается Эталон -

1 шекель = 16,37 гр , тогда

Священный = 32.74 гр.

АБСОЛЮТНЫЙ ВЕС ЗЕРНА (среднее на 1000 зерен)

- ячмень 42 мг

- пшеница яровая 35 мг,

- пшеница озимая 40-42 мг,

- рожь озимая 32 мг,

-овес 24 мг,

- гречиха 20 мг.

Средний вес 1 зерна (1 гран) определяют по методу «1000 зерен» (в нашем времени), мискаль определялся по 100 зернам. «1 мискаль = 100 зерен ячменя (арабская мера веса)»

0.035 умножаем на 1000 = 35 гр

И вроде бы – ура! Почти …. Но есть одна проблема, во времена Исхода, пшеницы еще не было.

Была полба.

«Полезные свойства полбы

Состав и наличие полезных веществ

Состав полбы очень богат на различные полезные вещества, витамины, макро- и микроэлементы. Эта культура содержит 27-37% белка. Восемнадцать незаменимых ценных аминокислот содержится в белке клейковины.

В сравнении с обычной пшеницей, в полбе в несколько раз больше содержание магния, железа, цинка и витаминов, таких как: В1 – тиамин, В2 – рибофлавин, В6 – пиридоксин, В9 - фолиевая, а еще витамины Е и РР. Также полба содержит кальций, натрий, фосфор, калий, медь, селен и марганец.

Все питательные вещества содержатся в этой прародительнице пшеницы в сбалансированном виде. Эти вещества очень необходимы человеку для нормальной, качественной жизнедеятельности. Они присутствуют в оболочке зерна и в самом зерне, что гарантирует сохранность питательных веществ растения даже после мелкого помола.

Полезные вещества полбы легко растворяются, что, в свою очередь, приводит к их быстрому усвоению человеческим организмом.

Полезные и лечебные свойства полбы

Регулярное употребление полбы в пищу способствует скорейшей нормализации уровня сахара в составе крови, укреплению иммунитета, улучшению работы эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и репродуктивной систем, а еще в большой степени снижает риск развития инфекционных, онкологических заболеваний и анемии.

Также следует отметить пользу этого злака для страдающих аллергией на глютен – целиаклией. Глютен содержится в зернах пшеницы, ячменя и овса. Клейковина зерен полбы в основном не вызывает характерных симптомов этого заболевания - аллергии и нарушения пищеварения.

Большое количество грубых волокон положительно сказывается на процессе пищеварения. А по количеству белка эта культура превосходит куриные яйца. Растительный белок богат аминокислотами, отсутствующими в животной пище.

Полба, благодаря медленному всасыванию углеводов, снижает ощущение голода и помогает справиться с лишним весом. Употребление этого замечательного продукта улучшает кровообращение, работу сердца и стабилизирует кровяное давление.

Опасные свойства полбы

На сегодняшний день известно только одно противопоказание употреблению полбы - индивидуальная непереносимость компонентов продукта.»

Хм … а при условии, что в рацион рабов Египта входили: лук, чеснок и редис … таки Народ вышел из Египта, весьма крепким, по здоровью … с хорошо налаженной нервной (что то в Библии не заметил) и репродуктивной системой (а вот это да!) …

В таблице заметно, вес «по зерну», еще дальше, от предполагаемого.

Когда искал вес Священного Шекеля, сложилась теория,  имеющая под собой основание. Хотя искал не Шекель, а гер.

13. всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;

Исх.30

1,618 умножить на 20 = 32.36, два найденных золотых шекеля, по весу = 32.74, о точности весов, того периода времени написано выше. По тому они и золотые (весовые слитки), что имели отношение к Святыне и служили выкупом, за души, и по этому, так долго пытались «держать» вес золотого сикля неизменным и впоследствии вернули этот стандарт в торговлю, в отличие от шекеля серебряного.

Впрочем, это только теория и озвучивать ее не вижу смысла.

Вернемся к шекелю, как монете.

«Уникальность израильского шекеля в том, что он одновременно является и одной из самых древних денежных единиц, и одной из самых молодых. Дело в том, что самые первые упоминания про шекель датируются еще 2000 г. до н.э. Таким образом, шекель является современником кольца Соломона, Ковчега Завета и других важнейших реликвий. Но, как известно, только после провозглашения независимости Израиля, во второй половине прошлого столетия, шекель стал официальной валютой этого государства.

Само название валюты происходит от слова «взвешивать», имеющего древнееврейские корни. Это неудивительно, потому что в самом начале он был не столько денежной единицей, сколько мерой веса серебра и золота. Именно в таком значении он использовался в 2000 г. до н.э.

Монетой шекель становится спустя достаточно длительное время: в 5 веке до н.э. Долгое время шекелями пользовались финикийцы, которые в своем оформлении монет использовали персидские и египетские мотивы. На территории древнего Израиля в качестве валюты шекель стал использоваться с 60-х годов уже нашей эры. Но после разгрома иудеев в начале второго столетия нашей эры шекель на достаточно длительное время исчез из источников. И вот, когда в мае 1948 года Израиль стал независимым государством, был поднят вопрос о национальной валюте.»

http://secrets-world.com/history/16024-istoriya-izrailskogo-shekelya.html

Интернет, как всегда, порадовал. Попытки выдавать желаемое, за действительное, были бы курьезны, если бы люди не пользовались этим источником, как «истиной последней инстанции».

Но, начнем с далекого начала …

Шекель, как было сказано ранее, был весовым денежным эквивалентом. Вот одна из самых известных торговых сделок:

12. Авраам поклонился пред народом земли той

13. и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою.

14.Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему:

15 господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою.

16. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов.

17. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг,

18. владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его.

19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской.

20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

Быт.23

Вес шекеля, в этой сделке, определен. «четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов». Некий стандарт, тех времен (весовой). В виду того, что шекель, как весовая единица, был распространен на ближнем востоке и во времени и в пространстве, его вес (как стандарта), был разный. Не найден Эталон Израиля, но множество слитков, могут дать примерное представление о весе шекеля.

Вот, что пишет Д. Зельцер (более полный текст статьи):

. Таким образом, мера веса у евреев в первое время представлялась в следующем виде: 1 талант = 60 минам = 3600 шекелям = 58949 кг; 1 мина = 60 шекелям = 982,4 гр., а 1 шекель = 16,37 гр. В более позднее же время и для золота — 1 талант = 60 минам = 3000 шекелям = 49,11 кг; 1 мина = 50 шекелям = 818,6 гр., а 1 шекель = 16,37 гр. Однако неудобство существовавшего во всем древнем мире отношения между золотом и серебром (как 1:13½), при одновременно курсирующих двух валютах, давало себя, при этом счете, сильно чувствовать при калькуляциях из одной валюты в другую. Поэтому в Вавилонии и Персии установилось отношение серебряного шекеля к золотому, как 1:10 (что давало вес серебряного шекеля в 10,91 гр.), а в Финикии и у евреев — как 1:15, с весом серебряного шекеля в 14,55 гр. (золотой шекель оставался в 16,37 гр.), остававшемся у евреев в употреблении во все время их близости с финикиянами, до царя Иегу. На основе монетной единицы в 14,55 гр. была преобразована и вся весовая система для благородных металлов, но сохранили для других продуктов старую весовую норму в 16,37 гр. Позднее — когда именно, не известно — вошла в употребление вавилонская единица десятидолевого шекеля в 10,91 гр. Во время персидской власти в Иудее господствовала персидская норма, положившая в основание своей единицы половину вавилонского шекеля (5,51 гр.). Симон Маккавей, в знак самостоятельности государства, снова ввел старую национальную систему, пятнадцатидолевой шекель, на основе большой мины. Его монеты, шекели, колеблются в весе между 14,50 до 14,65 гр. — Гири из камня всех этих систем найдены в последнее время (см. Palest. Expl. Fund, и ZPDV.) в раскопках древнего Лахиша (Тел-эль-Гази) и Гезера. Некоторые же гири, между прочим, с надписью «бека», имеют такой вес, который не укладывается ни в одну из известных систем. Большинство гирь без надписей, некоторые же имеют не объясненные до сих пор слова נצף‎ [это слово арабское и означает половину, посему едва ли эта гиря древнееврейского происхождения. — Ред.] и צד‎. Касательно указанного выше выражения «святой шекель» библейская критика расходится с талмудическим взглядом (см. ниже) и считает его отличным от обыкновенного в том смысле, что «святой шекель» имел 16,37 гр. при обыкновенном в 14,55 или же 14,55 гр. при обыкновенном в 10,91 (см. Hussey, Theancientweights).

Не буду вступать в полемику с Талмудическим или Библейско-критическим взглядом на вес «священного шекеля». Есть что сказать, но если люди отрицают сам Исход (Библейская критика), то доводы приняты не будут. Для остальных скажу следующее: Весы Израиль, взял из Египта и Всевышний не возражал.

Judaea, 400-600BC., a green serpentine cupcake shaped stone weight. 94.4 grams, measuring at base 1.25", the equivalent of 1 deben. Cp. Ex. Malter Coll. AndPetrieforsimilartypes.

Сама гиря, найденная на территории Иудеи, ни чего не доказывает, но вот ее вес, очень примечателен. (К вопросу: О весе Шекеля Священного, дебена и особенностей математики древнего Египта. Какой ты был, хавер Мо Ше? Еврей по крови, египтянин по воспитанию.)

А.П. Лопухин

БиблейскаяисторияВетхогоЗавета

При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1 Макк. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейскихсиклей значится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте — женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaeacapta (Плененная Иудея).

По вопросу шекеля Хасмонеев можно обратиться к этому источнику:

http://www.judaea.ru/judaea_coins/numizmatika/ellinisticheskoe-vlijanie-na-otnoshenie-khasmoneev-k-idolam-i-shekeli-tira/

Правда автор путается в изложении, то налог тирский шекель, то указывает половинный вес. В зависимости от экономической ситуации, налог менялся, но всегда была тенденция возврата, к изначальным 16 гр.В целом статья очень интересна.

Выдержка из статьи «Нумизматика античности»

Во времена Хасмонеев.

История древних собственно еврейских монет начинается с возникновением независимого государства Хасмонеев (135-37 гг. до н. э.). Большинство монет этого периода — мелкие медные монеты достоинством в 1 пруту (греческий дилептон). Прототипом всех хасмонейских монет послужили монеты ИохананаГиркана I, начавшего чеканку около 110 г. до н. э. В соответствии со второй заповедью (см. Десять заповедей), на хасмонейских монетах не было изображений людей или животных; большинство эмблем (одинарный или двойной рог изобилия, венок, якорь, цветок, звезда, шлем и т. п.) заимствованы с селевкидских монет. К обычным эллинистическим мотивам добавлены некоторые еврейские (например, плод граната). Все хасмонейские монеты несут легенду на иврите (монеты Александра Янная и Антигона II Маттитьяху — также на греческом) древним еврейским письмом; после имени хасмонейского правителя обычно следует надпись: «первосвященник [в греческой легенде он именуется царем] и хевер [по-видимому, государственный совет] евреев». За единственным исключением хасмонейские монеты не называют года чеканки, что затрудняет их датировку. До сих пор не выяснено, кто чеканил монеты с надписью «Иехуда первосвященник» — Аристобул I или Аристобул II. Монеты с легендой «Иехонатан первосвященник» приписываются Александру Яннаю. Чеканил ли монету Гиркан II — неизвестно. Последний правитель хасмонейской династии Антигон II Маттитьяху чеканил также две монеты крупного достоинства, сравнимые с селевкидскимхалком и дихалком; он был также единственным еврейским правителем, на монетах которого была изображена священная утварь Иерусалимского храма — стол для хлебов предложения и менора.»

 

Вот такой «шекель», служил налогом Храма во времена восстанияХасмонеев. Надписи греческие, изображение человека, за то содержание серебра, до 98 процентов….

Библейские денежные единицы

« Долгое время для еврейского народа сикль (шекель) был исключительно названием монет соседних государств (например, тирскихстатеров или птолемеевских тетрадрахм), а также счётной денежной единицей, используемой, например, для расчёта важного храмового (священного) налога. И вряд ли могло быть иначе. Первые монеты в Средиземноморье появились то ли в Лидии, то ли в Эгине, то ли в Эолиде в начале VII века до н. э.[46][8], то есть уже после того, как Иудея и Израиль утратили политическую самостоятельность, став вассалами Ассирии (Израиль с 744 года, Иудея с 722 года до н. э.), и незадолго до переселения (в 598 году до н. э.) лучших представителей еврейского народа в Вавилонию (Вавилонское пленение). Затем Иудея входила в состав Империи Ахеменидов (с 539 года до н. э.), после завоеваний Александра Македонского — в эллинистические государства Птолемеев (с 320 года до н. э.) и Селевкидов (с 201 по 152 год до н. э.). Птолемеи и Селевкиды очень высоко ценили свою монетную регалию и редко делились ей со своими вассалами.

Возможно, первой чеканкой собственных серебряных монет является начатый в IV веке до н. э. (в это время Иудея находилась под властью персидской империи Ахеменидов) выпуск подражаний древнегреческим драхмам и оболам в Газе, Ашдоде, Ашкелоне, Тире и Сидоне. Их характерная особенность — арамейская надпись Иехуд (יהד), то есть Иудея. В настоящее время известно несколько сотен монет этого типа. Однако даже такой богатый материал не позволяет сделать однозначного вывода о том, был ли выпуск этих монет специальной чеканкой центральной власти для подконтрольных провинций (вполне распространённая практика монетного дела античности), или местные власти получили собственную монетную регалию. Такой вывод может быть основан на том, что на некоторых монетах встречается имяИехезкияху, которое, возможно, принадлежало первосвященнику, упоминаемому Иосифом Флавием в «Иудейских древностях»[4][47].

Безусловно самостоятельная чеканка монет началась в древней Иудее вскоре после воцарения Симона, первого представителя Хасманейской династии (середина II века до н. э.). Это событие нашло отражение в тексте Первой книги Маккавейской:

       1 И прислал Антиох, сын царя Димитрия, письма с островов морских к Симону, великому священнику и правителю народа Иудейского, и всему народу. 2 Они были такого содержания: «Царь Антиох Симону, первосвященнику и правителю народа, и народу Иудейскому — радоваться. 3 Так как люди зловредные овладели царством отцов наших, то я хочу возвратить царство, чтобы восстановить его, как оно было прежде. Я набрал множество войска и приготовил военные корабли; 4 и хочу пройти по области, чтобы наказать тех, которые опустошили область нашу и разорили многие города в царстве. 5 Оставляю теперь за тобою все дани, какие уступали тебе цари, бывшие прежде меня, и другие дары, какие они уступали тебе; 6 дозволяю тебе чеканить свою монету в стране твоей. 7 Иерусалим и святилище пусть будут свободны; и все оружия, которые ты заготовил, и крепости, построенные тобою, которыми ты владеешь, пусть остаются у тебя. 8 И всякий долг царский и будущие царские долги отныне и навсегда пусть будут отпущены тебе. 9 Когда же мы овладеем царством нашим, тогда почтим тебя и народ твой и храм великою честью, чтобы слава ваша стала известна по всей земле».

(1Макк.15:1—9)

Чеканка «своей монеты», которая получила название «прута» (или «перута»)[48], но в тексте Библии не упоминается, началась около 140 года до н. э. и с небольшими перерывами продолжалась до 95—96 года н. э. (более точная датировка невозможна, поскольку год выпуска на монетах этого типа, за редкими исключениями, не проставлялся). Пруты, чей вес изначально базировался на древнегреческих стандартах, но затем стал тяготеть к стандартам древнеримским, выпускали практически все цари династии Хасмонеев, представители династии Иродиадов, римские префекты и прокураторы[4][47].

Необходимо, однако, подчеркнуть, что эти денежные единицы были лишь второстепенными медными или бронзовыми разменными монетами. Серебряные сикли (шекели) оставались для евреев монетами иностранными. Их первый самостоятельный выпуск был начат лишь в период, который выходит за хронологические рамки не только Ветхого, но и Нового завета — в ходе Первой иудейской войны (66—71 годы н. э.). Второй и последний выпуск собственных иудейских серебряных сиклей (шекелей) был произведён во время восстания Бар-Кохбы (132—135 годы н. э.)[4][47]»

Талмуд о налоге (краткое содержание раздела):

Шекалим — трактат Мишны, Тосефты и иерусалимского Талмуда, касающийся преимущественно полусиклевого налога, взимавшегося со всего взрослого населения Палестины на потребности храма (ср. Исх., 30, 12; II Хрон., 24, 4—10 и Нехем., 10, 33). Трактат занимает четвертое место в отделе Моэд и состоит из восьми глав, содержащих в совокупности 51 параграф.

Содержание. Гл. I. Первое число 12-го месяца (Адара), к каковому сроку в Палестине заканчивались все полевые работы и определялся урожай — рассылались по всей стране оповещения о взносе полусиклевого налога, или, как он назывался проще, сиклевого налога. 15-го Адара приступали к очередным общественным работам — исправлению дорог, площадей и водохранилищ, приведению в порядок могил и осмотру полей; поля, содержавшие килаим (см.), объявлялись бесхозяйными. В тот же день менялы («шулхани» = «столечники» = τραπεζίτης, ср. банкиры от слова «banco») расставляли во всех городах свои столики и меняли народу деньги на полусиклевые монеты, ибо — на основании слов закона (Исх., 30, 13) «всякий должен давать половину сикля, сикля священного» — налог выплачивался священной монетой. Затем 25-го Адара менялы садились также в самом храме и приступали к приему залогов от тех, кто до сего дня не уплатил полусиклевого сбора, дабы в общественных жертвах, приносившихся на собранные средства за весь народ, были представлены все израильтяне. От неуплативших до этого срока сикля отбирали какие-нибудь движимости в обеспечение уплаты налога. Залоги не брались от священников; что касается самого налога, то законоучители расходились во мнении, свободны ли от него священники или нет; сами священники толковали закон в свою пользу. Женщины, рабы и малолетние освобождались от налога, но он от них принимался, если они сами его вносили. Не принимался налог от самаритян и язычников. За обмен обыкновенной монеты на священную сборщики-менялы взимали лаж («колбон»); о размере и назначении этой прибавки позднейшие законоучители, по-видимому, не имели вполне ясного представления. Гл. II. Для удобства перевозки в Иерусалим собранных в других городах сиклей дозволялось обменивать их на золотые монеты, «дарики». Деньги собирались в кружках, имевших форму рогов, которые через доверенных лиц пересылались в храм. В начале Нисана производилась «терума» (обряд вынимания денег из храмового казначейства для надобностей общественных жертв), и все израильтяне, даже внесшие лишь залог, считались к этому времени уже представленными в сиклевом сборе. Поэтому сиклевые деньги, хотя и находившиеся еще в дороге, считались уже как бы поступившими в храмовую казну ко времени «терумы», и в случае пропажи денег или кражи посланцы обязаны были после терумы давать отчет храмовым казнохранителям; если же пропажа случилась до терумы, то посланцы давали отчет жителям своего города. Школы Шаммая и Гиллеля расходились между собой по следующему вопросу: если кто поставил у себя копилку, предназначив опущенные туда мелкие монеты на предмет сиклевого налога, и потом оказался там излишек, то, по мнению шаммаитов, излишек должен пойти в качестве добровольного пожертвования, הנדנ; по мнению же гиллелитов, можно пользоваться излишком для профанных целей. Общее, однако, правило гласит: остаток какого-нибудь пожертвования идет на такое же дело, за исключением денег, назначенных на сиклевый налог. Сиклевый налог был одинаков для всех, бедняков и богатых, но не имел установленного размера во все времена: при Нехемии платили по 1/3 сикля, в эпоху Мишны 1/2; платили «дариками», «селами», «тибами» (чеканными монетами) и динариями. Гл. III. Весь полусиклевый налог хранился в одной из храмовых камер, в трех больших корзинах; оставшаяся же сумма («остаток камеры») представляла запасной капитал, к которому обращались, когда исчерпывались сполна деньги из корзин. Вынимание денег совершалось по предписанному церемониалу особым должностным лицом для того, чтобы на него не могло пасть подозрение в присвоении этих денег. Вынимание (терума камеры) производилось три раза в год, под Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей; деньги вынимались и клались в три меньшие корзины, на которых были надписи א, נ, ג или же греческие, α, β, λ, и это означало, что терума первой корзины производилась во имя всей земли израильской, второй — во имя пограничных с ней городов, а третьей во имя Вавилонии, Мидии и отдаленных стран. Гл. IV. На «теруму камеры» покупались дневные и общественные жертвы, мусафы, омеры, хлебы предложения; на «остатки камеры» — вино, масло, мука для перепродажи жертвоприносителям. Раз в месяц определялись цены, платимые камерой; причем убытки, получавшиеся от этих заранее установлявшихся расценок, падали не на храм, а на его поставщиков; прибыли же поступали в пользу храма. Гемара прибавляет, что из сумм «терумы камеры» оплачивался также труд ученых, обучавших священников правилам жертвоприношения, и даже труд городских судей. Гл. V. 15 должностных лиц храма; четыре вида печатей или квитанций, выдававшихся жертвоприносителям для разных видов жертв. Гл. VI. Число тринадцать в храмовом обиходе: тринадцать кружек для денег, тринадцать столов и 13 мест для коленопреклонения. Легенда о месте, где был скрыт Ковчег Завета. Гл. VII. Назначение, дававшееся деньгам, мясу, скоту, которые бывали найдены в Иерусалиме и храме. Семь постановлений бет-дина относительно жертвоприношений и посвященных предметов. Гл. VΙΙΙ. Некоторые постановления относительно ритуальной чистоты на улицах Иерусалима, о жертвенных ножах и других вещах, находимых в Иерусалиме, и их осквернении. Очищение храмовой завесы и описание ее драгоценностей. Законы о сиклях и первинках потеряли свою силу по разрушении храма. Тосефта к этому трактату разделена на три главы и содержит много интересных добавлений и разъяснений к Мишне. В гл. II, 18, помещена дискуссия по вопросу о том, был ли Ковчег Завета увезен в Вавилонию или спрятан в земле под тем местом, где он стоял в святилище. Особые правила определяли, сколько времени должен подготовляться каждый левит, прежде чем быть допущенным к службе в храме (III, 26). Гемара к этому трактату имеется только в Иерусалимском Талмуде; кроме комментариев к Мишне, она содержит много изречений и агадических интерпретаций, а также легенды и мифы. — Ср.: Jew. Еnс., XI, 256.

Монеты Первой Иудейской войны (66-73 годы нашей эры).

 Основной номинал серебряных монет, выпускавшихся повстанцами во время Первой иудейской войны на удерживаемой ими территории – шекель. Выпускались также серебряные полшекели и четверти шекеля, кроме того, монеты из бронзы.

Предыстория. Восстание 66-71 годов, описанное Иосифом Флавием, который впервые применил к нему название Иудейские войны, было вызвано притеснениями корыстолюбивого Гессия Флора, назначенного при Нероне правителем Иудеи. Поджигаемое фанатизмом ревнителей-зелотов, восстание охватило всю Палестину и соседние области Египта и Сирии. В Александрии, Дамаске и других городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч человек. Правитель Сирии, Цестий Галл, двинулся к Иерусалиму для подавления мятежа, но, отбитый Симоном (Шимоном) бар Гиорой, должен был отступить и во время отступления потерпел тяжёлый урон. Евреи восстановили теократическое правление; во главе восставших стоял первосвященник Анна, среди предводителей выделялись Иосиф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), областной военачальник Галилеи, и Иоанн Гискальский.

Монеты 1-го года восстания (66-67 годы нашей эры). Вдохновлённые победами повстанцы начали чеканить собственную серебряную монету – шекель. До этого времени шекель был лишь весовой единицей. Ранее, в Иудее монеты из серебра не чеканились.

Выпускались серебряные монеты достоинством в шекель, полшекеля и четверть шекеля.Вес монет соответствовал тирскимстатерам. На аверсе монеты изображалась ритуальная чаша, а на реверсе ветвь гранатового дерева с тремя гранатами. В первом выпуске монеты чаша на аверсе и ветвь граната на реверсе изображены в круге из выпуклых точек – «жемчужин». В последующих выпусках точки отображать перестали, что позволило увеличить и уточнить изображения чаши и ветви. Хотя в то время на территории Иудеи говорили на арамейском, а древний иврит использовался, в основном, в религиозных целях, надписи на монетах были сделаны на древнем иврите, как во времена независимости при Хасмонеях. Надпись гласила: «שקלישראל – ше́кельисраэ́ль» – «Шекель Израиля». Тем самым сразу было сказано о номинале монеты, о её весе и о том, кто её чеканил. На монете в полшекеля имеется надпись: «הציהשקל – хэ́цише́кель» – «Половина шекеля». На реверсе монет надпись: «ירושליםהקדושה – ирушала́имхакдуша́» – «Святой Иерусалим».

 

 

  Шекель (серебро) первый выпуск 1-го года восстания Шекель (серебро) 1-го года восстания Полшекеля (серебро) 1-го года восстания Четверть шекеля (серебро) 1-го года восстания

 

 

Вот и выясняется, что первый серебряный, чеканный шекель Израиля, берет свое начало от Тирского статера, а не от «шекеля священного». Так Шекель и не стал шекелем. И более того, под словом шекель, подразумевался половинный вес Шекеля Священного, Тирский статер, как шекель Храмового сбора имел вес примерно 14 г. Другие монеты, которые называли «шекель», либо были иностранные, либо сохранили следы перечеканки и не соответствовали весу 16 г.

На правах заключения.

Очень много интересных теорий, мыслей и выводов, не вошли в данную статью. Например: предположение, откуда появилась мода, согласно которой, женщины «увешивают» себя кольцами и разнообразными украшениями. Считаю, что корни этой «традиции» очень древние. Кошелек, при определенных обстоятельствах, мог «исчезнуть», мелкие деньги имели форму колец, вот и носили их на руках. Понятно, что на базар ходили с «кошельком» (мешочек, шкатулка, палка (прут, есть изображения такого способа переноски денег в виде кольца) и прочее). Тогда за что можно было получить «деньгу» и зачем было так наглядно демонстрировать свою «успешность»? Да, да … древнейшая из «профессий». Вот и истоки «традиции».

Впрочем, как всегда, это только теории, выражающие личное мнение автора.

26.10.16 - 26.03.17

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!