Основные этапы создания кейсов

Семинар №4

1. Характеристика веб –квеста как инновационной технологии. Формы и виды веб –квеста.

2. Кейс-технологии в практике работы школы и университета.

3. Технология развития критического мышления (ТРКМ).

 

Практические задания:

1. Изучите материал учебного пособия «Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования» Ответьте на вопросы: Что представляет собой гуманитарная технология веб-квеста? Какова ее структура?

2. На что направлен краткосрочный и долгосрочный веб-квест?

3. Какие из форм веб-квеста вы считаете наиболее эффективными для развития информационной составляющей профессиональной компетенции магистрантов?

4. На основе работы с инф. текстом № 2 определите основные преимущества и недостатки кейс-технологии. Предложите идеи кейсов в соответствии с вашим профилем. Как меняется роль учителя при обучении с использованием кейс-технологии?

5. Используя инф.текст № 3 и поиск в интернете, представьте приемы ТРКМ для каждой из стадий. Приведите пример их использования в деятельности педагога-психолога. 

Информационный текст №1

Веб-квест (web-quest) как гуманитарная технология

Одним из технологий работы с Интернет источниками является веб-квест. “Quest” в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квестом называется специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователями Берни Додж[1] и Томом Марч[2].

Гуманитарная технология веб-квеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом организацию информации в виде веб-страницы, которая, как правило, содержит следующие части: 1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения. 2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно. 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного веб-квеста, чтобы облегчить студентам поиск необходимых материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на веб-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени. 4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени. 5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы и т.п. 6. Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

Веб-квесты могут быть краткосрочнымии долгосрочными.

Целью краткосрочных веб-квестов является нахождение необходимой информации и интеграции ее в собственную систему знаний. Работа над краткосрочными веб-квестами может занимать от одного до трех сеансов работы в системе Интернет. Чаще всего краткосрочные веб-квесты применяются при выполнении аудиторной самостоятельной работы.

Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом, студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Но, в любом случае, и краткосрочные, и долгосрочные веб-квесты являются эффективным способом организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе.

Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта. Веб-квест может проводиться применительно к одному предмету или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы веб-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:

1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят сами студенты.

2. Создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя пространство.

3. Написание интерактивной истории. У студентов есть варианты выбора как  продолжить работу. Для этого каждый раз указываются два-три возможных направления и этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин.

4. Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.

5. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за проделанную работу.

Веб-квесты называются специалистами одними из самых перспективных технологий организации образовательного процесса в университете и служат основой дальнейшего развития профессионального образования в этом направлении.


 

Информационный текст № 2

 

Технология case-study («кейс-стади»)

 

В основе данной технологии лежит теория Experiential learning- практикующего научения.

К практической реализации данной теории относятся: обучение на рабочем месте, наставничество, коучинг, тьютерство, обучение в аудитории методом кейсов.

CASE- конкретная ситуация (КС) Описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий  

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники которые можно представить:

общественная жизнь во всём своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;

образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;

наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задаёт ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Можно выделить три типа кейсов.

• практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

• обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

• научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности

Чему учит метод кейсов?

• видеть проблемы

•  понимать и использовать концепции

• анализировать профессиональные ситуации

•  оценивать альтернативы возможных решений

•  выбирать оптимальный вариант решения

•  составлять план его осуществления

• развивать мотивацию

• развивать коммуникационные навыки и умения

• Учит быть объективными

• Новому видению самих ситуаций

• Передает обобщенный опыт

• Помогает стать восприимчивым к другому мнению

Как разработать кейс?

Основные этапы создания кейсов

• Формирование дидактических целей кейса.

• Определение проблемной ситуации.

• Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

• Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

• Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

• Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности.

• Выбор жанра кейса.

• Написание текста кейса.

• Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

• Подготовка окончательного варианта кейса.

• Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

 

Информационный текст № 3

Технология развития критического мышления для чтения и письма.

Преимуществом этой технологии по сравнению с традиционными анализом и синтезом является то, что она может быть использована студентом индивидуально, в работе студента и научного руководителя, а также в работе преподавателя с группой студентов.

· Работа с использованием приемов данной технологии позволяет развивать мыслительную деятельность, являющуюся ведущей в научном познании.

· Базовая модель стадий ТРКМ

·

· Конструктивную основу технологии составляет базовая модель трех стадий "Вызов - осмысление - рефлексия", которая позволяет помочь студентам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

· На этапе вызова из памяти студентов "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, роль студентов в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы, создаются условия для совершенствования навыков общения.

· На стадии осмысления студент вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает студентов самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

· Этап рефлексии характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций определяет сущность данного этапа.


 


[1] Dodge, B. Some Thoughts About Web-quests. 1997 [on-line] /URL/http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

[2] March, T. The 3 Rs of Web-Quests. Multimedia Schools Magazine, 7(6), 2000 /URL/http://www.infotoday.com/MMSchools/may00/march.htm


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!