Истории создания музыкальных произведений зарубежных композиторов



Турецкий марш» В.А. Моцарта

Существует интересная история, связанная с созданием одного из самых известных произведений популярного композитора В.А. Моцарта - Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш». Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия – народная. По мнению турецкого музыкального критика Артыла Ятакоглу, жанр военного марша Моцарт позаимствовал у Османского военного оркестра, который всегда сопровождал многотысячное войско султана. Далее в статье он уточняет, что: «Военный марш, в сущности, был изобретен турками и, как и кофе, через Вену попал в Европу». «Турецкий марш» стал первым европейским музыкальным произведением нового времени с использованием ударных инструментов. Дело в том, что мода на военных барабанщиков пошла именно из Турции: турецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. Сотни музыкантов с бубнами, арабскими удами, барабанами создавали какофонию звуков». [14]

Лунная соната» Л.В. Бетховена

Анализ музыкальной литературы показал, что в Австрии 14 сонату Л.В. Бетховена нередко называют по-другому – «Соната садовой беседки». При этом к обоим названиям Бетховен не имеет никакого отношения. Хотя о первом известно, что по крайней мере, кто его выдумал. Бетховен написал это произведение в 1801 году. К числу его учениц принадлежала тогда семнадцатилетняя графиня Джульетта Гвиччарди. Она приехала в Вену из Италии вместе с отцом, придворным советником богемской канцелярии. По-видимому, Бетховен был неравнодушен к женственной грации своей очаровательной ученицы. Его биограф Антон Шиндлер предполагал, что именно Джульетта и есть та «бессмертная возлюбленная», имя которой до сих пор пытаются узнать музыковеды. Этой легендарной фигуре адресовано письмо, найденное вскоре после смерти композитора в потайном ящике его стола Стефаном фон Брейнингом, другом композитора. Предположение Шиндлера, что адресатом была графиня Гвиччарди, позднее было опровергнуто музыковедами, и не без которого злорадства, так что тайна письма до сих пор остаётся нераскрытой.

Бетховен посвятил Джульетте Сонату quasi una fantasia cis-moll, что было, вероятно, весьма приятно графине. В то время дядя сестёр Брунсвик пригласил Джульетту и четырёх своих племянниц погостить у себя в венгерском имении Коромпа. Там же находился и Бетховен. В тот период он одевался тщательно и производил, несмотря на рябое лицо, впечатление вполне светского человека – что подтверждается тогдашними его портретами. Предполагают, что первая часть Сонаты cis-moll была сочинена в садовой беседке в Коромпе. Отсюда и название – «Соната садовой беседки». Когда в марте 1802 года соната появилась в печати с посвящением: «Юной графине Джульетте Гвиччарди», девушка была влюблена в графа Роберта Галленберга, вскоре попросившего её руки и сразу получившего согласие. Графиня уехала с мужем в Италию. В браке Джульетта была несчастна. Когда она стала искать встречи с Бетховеном, тот не пожелал иметь с ней никакого дела. В позднейшие годы Бетховен разочаровался не только в графине Галленберг, но и в своей сонате-фантазии. Обращаясь к Карлу Черни, он заметил: «Всюду только и говорят о cis-moll’ной сонате. Но ведь я писал кое-что гораздо лучшее». [2]

Пятая симфония Бетховена

Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио», Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась одном и том же концерте. В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами, политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.

Пятая симфония была закончена в 1808 году. В симфонии четыре части. Впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным (непосредственными предшественниками симфоний Бетховена и здесь можно считать произведения Моцарта — его симфонии соль минор и до мажор «Юпитер»). Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной и повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».

Бетховен подчеркивает значительность этой темы, давая ее в унисон, то есть в одновременном звучании у разных инструментов оркестра, fortissimo.

Симфония не имеет программы, ее содержание не выражено словами. Но яркая музыка, конкретный смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Четыре части произведения можно представить себе как отдельные моменты этой борьбы. Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия.

Пятая симфония Бетховена во многом отличается от симфоний Гайдна и Моцарта. Впервые Бетховен объединяет четырехчастный симфонический цикл единой мыслью, единым замыслом: «от тьмы к свету, через борьбу — к победе». Важное объединяющее значение имеет «тема судьбы» — ведущая тема, или лейтмотив, всей симфонии. Еще ярче, чем в «Патетической сонате», в пятой симфонии проявилась особенность музыки Бетховена — рождение контрастных тем из одной. Так, по существу, все темы первой части симфонии, а также основная тема скерцо возникают из той же «темы судьбы». Различны и в то же время глубоко родственны между собою темы второй части симфонии.

В пятой симфонии борьба двух враждебных сил дана в развитии. Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность». А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной. [12]

 

Облака» Клода Дебюсси

Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго — флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи — «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси:

«Заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света.

«Облака» — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» — это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

Первый ноктюрн — «Облака» — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом». Как видно из авторского пояснения, а еще более из самого сочинения, основная художественная задача для композитора заключалась здесь в передаче средствами музыки чисто живописного образа с его игрой светотеней, богатейшей палитрой сменяющих друг друга цветов, — задача, близкая и художнику-импрессионисту.

Музыка первого «ноктюрна», написанного в свободно трактованной трехчастной форме, выдержана в нежных «пастельных» тонах, с мягкими переходами от одной гармонической или оркестровой краски к другой, без ярких контрастов, без заметного развития образа. Скорее возникает ощущение чего-то застывшего, меняющего лишь изредка оттенки.

Начало «Облаков» как раз и воссоздает живописный образ бездонной глубины неба с его трудно определимым цветом, в котором причудливо смешиваются разнообразные оттенки. Одна и та же поступенная, как бы колышущаяся последовательность из квинт и терций у двух кларнетов и двух фаготов не меняет на длительном протяжении своего ровного ритма и выдерживается в почти бесплотной тончайшей звучности. [4]


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 4749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!