Деятельность, общение, самосознание



 

Наиболее признанным в отечественной социальной психологии считается объяснение процесса становления личности через развитие трех сфер: деятельности, общения, самосознания.

По мнению А. Н. Леонтьева, на всем протяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, т. е. осваивает разнообразные виды деятельности. В период этого освоения индивид осуществляет три процесса:

1) ориентировка в системе связей, которые существуют между различными видами. Человек осознает значимость той или иной деятельности, т. е. осуществляет личностный выбор деятельности;

2) центрирование вокруг главного, выбранного, соподчинение ему всех остальных дея‑тельностей;

3) освоение новых ролей и осмысление их значимости.

При прохождении этих этапов человек расширяет свои возможности как субъект деятельности.

С позиций такого подхода экспериментальное изучение процесса становления личности сосредоточено в основном на исследовании механизмов ориентации личности в системе деятельностей, мотивационных выборах, реже – на процессах целеобразования.

Общение – также рассматривается со стороны его расширения и углубления. Расширение общения – умножение контактов человека с другими людьми, изменение содержания общения в различные возрастные периоды. Углубление – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Экспериментальные исследования, изучающие значимость общения в социализации личности, нацелены на рассмотрение обстоятельств, при которых происходит умножение связей, а также их значения для индивида.

Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. Как утверждает И. С. Кон, процесс социализации означает становление в человеке образа его «я»: отделение «я» от деятельности, интерпретация «я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

Экспериментальные исследования показали, что образ «я» не возникает у человека сразу же после рождения, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием социальных процессов.

По Г. М. Андреевой, самосознание – это сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. При этом важно помнить, что самосознание не есть простой перечень составляющих его компонентов, а понимание личностью себя как некой целостности, собственной идентичности.

 

Понятие социализации

 

В широком смысле социализация – это процесс и результат социального развития человека.

И. С. Кон полагал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

С позиции Г. М. Андреевой, социализация – усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.

Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из‑за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане – формирование родовых свойств человечества и онтогенетическом – формирование конкретного типа личности.

Учитывая вышесказанное, Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает и как субъект, и как объект социализации. Б. Г.Ананьев определял человека прежде всего как объекта. Он полагал, что, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.

Протекания социализации зависит от конкретного исторического периода. Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими поколениями, оно характеризуется гуманизацией, т. е. ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Особая роль отводится образованию и приобретению профессии. Необходимым для общества становится развитие творческой личности.

 

Стадии процесса социализации

 

Отечественная социальная психология полагает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и служит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.

Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывности образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудничество с акмеологией – наукой, изучающей закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмысленно говорить о социализации в период свертывания социальных функций (крайнее выражение идеи – десоциализация). Существует и прямо противоположная позиция, косвенным признанием которой является возрастная периодизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).

А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).

Любой период начинается адаптацией,

представляющей усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с фе‑ральными людьми – это те, кто по каким‑то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети‑маугли).

Индивидуализация вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».

Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.

Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития личности.

 

Институты социализации

 

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.

Институты социализации – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.

Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.

Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из‑за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно‑экономическую, терапевтическую и организацию досуга.

В современном обществе все большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты социально‑психологического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюд‑ных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Школа выполняет образовательные и социализирующие функции. Социализирующие функции проявляются в социальной дифференциации детей в свете их достижений, в эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей, в усвоении общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы. В школе ребенок имеет широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, что позволяет апробировать различные социальные роли на всех уровнях.

В зависимости от того, включается ли в жизненный путь человека период высшего образования, решается вопрос о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований по данной проблематике нет, хотя изучение студенчества как особой социальной группы занимает все более значительное место в системе общественных наук.

Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.

Для взрослого человека семья и работа обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций.

Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности.

 

Cоциальные установки

 

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Р. Липтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую можно описать в виде заданной человеку системы норм. Дж. Мид рассматривал социальную роль как многообразие функций, которые человек выполняет и способен выполнять в социуме.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

2) функция, нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

5) устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях и др.

Т. Шибутани считал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Социальные роли связаны с правами и обязанностями. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение приводит к доминированию только обязанностей или прав, что может свидетельствовать о том, что роль не усвоена или не существует согласия относительно прав и обязанностей. Таким образом, социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Виды социальных ролей определяются разнообразием групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные – связаны с социальным статусом, профессией, видом деятельности. Выделяют социально‑демографические роли: муж, жена, сын, дочь…

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне: лидер, кумир, обиженный.

Традиционно социальные роли изучались в западной социальной психологии, где используется термин аттитюд. Выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению целей;

2) функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (ценности, саморегуляции) – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

 

Исследование личности

 

В настоящее время сложился целый ряд подходов к проблеме личности: биологический (развитие личности – это развертывание генетической программы); социологический (личность – это продукт культурно‑исторического развития; недостаток – личность лишается активности, субъектности); индивидуально‑психологический (развитие личности определяется врожденными особенностями: конституцией, типом нервной системы и т. д.); социально‑психологический и др.

Специфика социально‑психологического подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально‑психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Существуют различные социально‑психологические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяются психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о самоактуализации «я», теория зеркального «я» («Я – концепция»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально‑психологических теорий можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию лично‑

сти, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально‑психологическом явлении.

Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в социальной психологии, однако до сих пор не разработаны принципы построения системы качеств личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.

Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого подхода приводятся два довода.

1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некоторая реальность – группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы. Выделяются четыре процесса межличностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); смысловая интерпретация жизненного переживания.

2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, в ходе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других членов группы.

 

Структура личности

 

Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.

1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» – синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность – это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свойства.

2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально‑психологические свойства личности».

Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально‑психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально‑психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) связанные с общепсихологическими и социально‑психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)

А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально‑психологическую структуру личности следующие качества: ментальность, ценностно‑смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы), когнитивные характеристики (картины мира); «Я – характеристики» («Я – концепцию», «Я – образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально‑психологическую компетентность личности; статусно‑ролевые характеристики личности; эмоционально‑психические состояния, социальные чувства личности.

Еще более неразработанным является понятие социально‑психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как «социально‑психологическая компетентность», «межличностная компетентность», «социально‑перцептивный стиль» и др.

Социально психологические качества – это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения.

 

12. Составьте и впишите в таблицу по три вопроса к темам, связанным с социализацией и личностью

Понятие социализации Институты социализации Стадии процесса социализации Cоциальные установки Исследование личности Структура личности
1. 2. 3. 1. 2. 3.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 799; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!