Переживания юных спортсменов как феномен культуры в процессе становления специальных способностей к спортивной деятельности



Чувства заставляют человека думать…

Б. Шоу


Уровень проявления специальных способностей юных спортсменов в ходе спортивной деятельности зависит от побудительной силы мотивов. Эмоциональная окраска переживания личностью значимости деятельности создает мотивационно-смысловое пространство.
«Особенность эмоции, – по определению Б.М. Теплова, – состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта». Способности относятся к тем психическим особенностям человека, которые служат условием успешного выполнения им деятельности. Проявление двигательных способностей – кондиционных и координационных – определяется не только наличием функциональных и физических кондиций у юных спортсменов, но и эмоциональной зрелостью, психической готовностью к переживанию как процесса, так и результата спортивной деятельности.
Л.С. Выготский отмечал: «Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание». Категория переживания является ключевой.
По мнению В.Д. Шадрикова, «переживания человека пронизывают все идеальные компоненты психической деятельности». Они входят в характеристику «внутреннего мира человека, который характеризуется его переживаниями, настроением, чувствами и т. д.».
Переживание необходимо рассматривать как условие успешной деятельности. Анализ высказываний юных спортсменов, полученных в доверительной беседе, позволяет констатировать логический путь проявления и становления личностных способностей, это переживание значимости? осознание? отношение? качественная деятельность.
У юных спортсменов понятия формируются на основе личного запроса как интереса и переживаний. Опрос девятилетних спортсменов-игровиков по теме «Что такое друг?» показал вариативность представлений, основанных на личных переживаниях жизненного опыта. Для внутренне незащищенного ребенка – это «человек, который может тебя защитить». Для ребенка, открытого для чувств, «друг – это человек, в котором живет любовь», для других это «верный товарищ»; для ребенка, стремящегося к спортивному сотрудничеству, «друг – это человек, с которым ты ощущаешь полное взаимопонимание, ожидание действий и веру в успех общего дела».
Ответы на вопрос «что такое вера?» также дали множество вариантов, характеризующихся глубоким духовным осмыслением: «вера – это надежда; это очень хотеть, почти знать; это святое; вера – это то, что не должно меняться, вера в себя, вера в Бога, вера в друзей; это мечтать и думать, что то, о чем ты мечтаешь, существует; когда веры становится меньше – силы убывают».
Ребенок, имеющий собственную точку зрения, личную мировоззренческую позицию, более осмысленно подходит к процессу развития и проявления не только собственных способностей, но и наиболее рационального использования способностей других юных спортсменов в интересах команды и личности самого ребенка. В ходе экстремальной соревновательной деятельности такой ребенок часть тренерской ответственности по тактическому руководству игрой предлагает взять на себя (при условии демократического управления командой со стороны тренера) и дает достаточно профессиональную аргументацию.
Современный спорт требует от ребенка совершенного состояния не только организма, а, прежде всего, духа как смысла, духа как веры, духа как силы проявления волевых способностей и психической саморегуляции.И с первых шагов ребенка в спорте тренер находится в постоянном диалоге с переживаниями и мыслями подопечного. Причем обратная связь выступает в роли смыслообразующей деятельности педагога.
Анализируя пушкинскую трагедию «Моцарт и Сальери», Б.М. Теплов отмечает: «…Источник этой трагедии не в зависти бездарного Сальери гениальному Моцарту, а страшная узость личности Сальери… Сальери становится рабом злой страсти, потому что он человек с пустой душой». И далее: «Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает ДУХ».
Ш.А. Амонашвили подчеркивает следующую мысль: «Мы уже знаем, что основа жизни есть духовность». И от того, насколько мы принимаем и переживаем каждое значимое для нас событие, настолько глубже будут познания истинного в деятельности человека и его способностях.
Нельзя заменять «всестороннее развитие способностей» понятием «развитие всех способностей». Арсенал психолого-педагогических и специфических воздействий тренера просеивается через избирательный подход ребенка к деятельности, основанный на биологических, психических задатках, интуиции, личных интересах, чувствах, переживаниях. Только ребенок решает, в какой деятельности принимать действительно активное участие(ведь способности развиваются на пределе порога возможностей), а в какой – изобразить деятельность, требуемую тренером.И если тренер-педагог желает узнать готов ли ребенок работать над развитием способностей, достаточно прочитать ответ на вопрос «какие качества в спортсмене ты ценишь?». В 92 % случаев девятилетние спортсмены выделяют собственные проблемные зоны.
Для детей, неадаптированных к соревновательной деятельности, важны следующие характеристики личности: иметь цель, быть бойцом, упорство, старание, труд, дисциплина.
Дети, которым в структуре способностей не хватает скоростных характеристик, оперативности мышления, заявляют о таких значимых качествах, как внимательность, резкость, храбрость, ловкость, ум.
В ряд неоспоримых ценностей-переживаний успешные юные спортсмены занесли шесть основных позиций: любовь, дружба, родители, дом, семья, спорт.Тренер-педагог с первых занятий воспитывает в юном спортсмене отношения к матери, отцу, младшим, дающим знание, Родине, коллективу, ощущениям, чувствам. Только через переживание любви и значимости постигается истинный смысл деятельности.«…На полюсе переживаемого субъектом содержания выступает “континент” внутренних форм духовной культуры, а не материальных вещей, в практике оперирования которыми отражаются их независимые от сознания свойства».
Только чувственно окрашенная деятельность активирует проявление способностей в процессе спортивной подготовки.«Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
Помимо присущих каждому спортсмену чувств времени, дистанции, ритма, темпа, динамического равновесия, опоры и др., существуют чувства, которые создают духовную опору в поливариантной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Это чувство Родины, ответственности, дружбы, любви и др.
Р.М. Загайнов отмечает, что в процессе подготовки к соревновательной деятельности необходима «реализация принципа развития (процессуальный подход), ориентированная на фиксацию значимых переживаний и их следов в жизнедеятельности спортсмена».
Анализируя ответы шестнадцатилетних спортсменов на вопрос «что такое?…», можно отметить, что каждая дефиниция в смысловом, содержательном, духовном планах многократно пережита юношами и девушками и трактуется как результат определенного жизненного опыта.
Согласно научным воззрениям Р.М. Загайнова, существует двенадцать переживаний, сопутствующих значимой деятельности.
Из них в детско-юношеском спорте в основном проявляютсяпереживания:
1) одиночества;
2) боязни поражения;
3) неуверенности;
4) неудовлетворенности;
5) ответственности;
6) конкуренции;
7) бремени лидера;
8) несбалансированности основной и неосновной деятельности;
9) «переоценки действительности» (ценностей); 10) психологической усталости.
Методы оптимизациисостояния юных спортсменов и коррекции переживаний, дисгармонизирующих состояние и проявление способностей юных спортсменов:
• психотерапевтические (оказание юному спортсмену помощи извне);
• психологические (личностные), направленные на вскрытие всех имеющихся резервов личности, поиск компенсации, трансформацию неконструктивных значимых переживаний в конструктивные.
Анализ переживаний молодых спортсменов в доверительных ответах идет на уровне описания не только спортивного термина, но и состояния внутреннего мира личности. Так, переживание успешности деятельностина уровне ее ожидания и предвосхищения озвучивается так: «Победа как цель. Любой ценой в рамках существующих правил соревнования и морально-этических норм. Должна присутствовать спортивная злость, уверенность и уважение к сопернику, огромное трудолюбие и неиссякающая сила воли».
Переживание собственного «Я»,принципов, по которым живет спортсмен, представляются следующим образом: «Всегда есть своя точка зрения на проблему или ситуацию. Уважаю себя, окружающих и ценю то, что дает мне жизнь – испытания, и если я их пройду с достоинством, то могу считать себя личностью!» Следующий автор отмечает: «По моему мнению, личностью не рождаются, а становятся. Я думаю, что личность – это сочетание положительных сторон в человеке, которые он воспитывает в себе. Моральные качества, отражающие индивидуальность». Другой шестнадцатилетний спортсмен излагает: «Самостояние определяется степенью ответственности за слова, действия, адекватность обществу, соблюдение этикета… Самоактуализация – это… потребность, желание, действие, направленное на следование своим жизненным принципам у человека, который знает, что ему надо, и готов бороться за свои идеи». В унисон этому высказыванию звучат слова юной спортсменки: «Личностный стержень – это характер, если всматриваться глубже, – это мужество, терпение, настрой и т. д. Человеком не рождаются, человеком становятся».
Переживание достижения внутренней свободымолодыми спортсменами трактуется следующим образом: «Человек ощущает самостояние, сам берет ответственность за собственные решения и поступки… Часто незавершенные дела, выполненные не с полной самоотдачей, ограничивают внутреннюю свободу, возникают моральные терзания, когда ты честен и откровенен перед самим собой. Конечно, должны быть какие-либо ограничения. Человек не может делать все, что захочет… Это когда ты боишься начинать новые дела, и чувствуешь в душе легкость, и находишься в гармонии с самим собой. Внутренняя свобода ограничивается и определяется у каждого культурой личности, выработанной системой ценностей и жизненных приоритетов, то есть зависит от самого человека. Внутренняя свобода – это свобода личности, свобода мыслей…Это еще и свобода тела, потому человек, у которого душа не закрепощена, имеет над собой власть, власть над своими слабостями, так как он не думает о плохом, следовательно, его мысли свободны и не заняты ничем лишним».
Переживание ответственностиспортсменами представляется авторами как «внутренняя свобода находиться между двумя полярностями – свободой и ответственностью. Если у человека есть внутренняя свобода, то он самый счастливый человек в мире. Духовная свобода позволяет человеку чувствовать жизнь. Человек свободен в своих мыслях, действиях, и вместе с тем он несет ответственность за это».
Если человек думает, что хочет, думает, о чем хочет и ему никто не навязывает своего мнения. Вопрос лишь в том, чтобы личное «хочу», отражающее индивидуальность, прошло в направлении становления через общечеловеческие гуманистические, экологические, акмеологические ценности. Существуют рамки, за которые переходить нельзя. С одной стороны – законы России, с другой – воспитание самого человека.
Высказывание Б.М. Теплова созвучно реальной ситуации в спортивной деятельности: «Я думаю… что все должно быть пережито раньше». Таким образом, переживание в смысле непосредственного эмоционального потрясения следует отличать от переживания, воплощенного во внутренней форме музыкального создания, которая «отрабатывается» до его исполнения, как в спорте. При слушании музыки – переживания одного характера, при исполнении – другие. Как в спорте – реализации способностей не должны мешать сильные эмоциональные переживания, являющиеся атрибутом недостаточной помехоустойчивости.
Переживание соперничества – достаточно серьезное испытание в процессе становления личности спортсмена. Автор строк показывает оптимистический настрой на борьбу с соперником и на максимальную реализацию своих способностей: «В единоборстве как системе спортивного противостояния ценится достойный соперник. Победа с равным себе показывает твое физическое, техническое превосходство в состязании. Победить более сильного соперника – это искусство, это психологический прорыв в состояние абсолютной Веры».
Переживание пораженияспортсменами может привести к подавлению способностей и к развитию таковых. Автор приведенных ниже строк адекватно оценивает поражение: «Поражение – это путь к познанию своих слабостей. Это серьезный анализ каждого мгновения соревнования. Это поиск путей самосовершенствования. Поражение – это вызов, и я его принимаю».
Переживание страхаспортсменами ощущается и чувствуется по-разному. Вот некоторые примеры: «Человек не должен ничего бояться, но должен опасаться. Страх, переплавляясь силой преодоления, переходит на новый уровень и трансформируется в уверенность и смелость. Страх мешает, когда ты не можешь его преодолеть. Страх – это чувство некой неуверенности в себе, испытываемое человеком. Страх – это боязнь каких-либо трудностей. Страх овладевает спортсменом, когда он нервничает и думает: “Получится или нет? Смогу ли я это сделать?”. Он постепенно начинает сдаваться, и страх начинает возобладать над человеком, тогда очень легко сделать неверное решение. Борьба со страхом – это борьба со своим Эго. Страх перед высотой, страх перед зрителями – это отрицательные проявления. Страх нельзя искоренить, его можно только притупить или трансформировать в какие-либо действия. Страх – это душевное состояние, когда внутри у человека отсутствует душевное равновесие, человек теряет контроль над своими чувствами. Чувство страха возникает в экстремальных ситуациях, и если оно трансформируется в позитив, то это способствует принятию важных решений, развитию интуиции… Надо учиться бороться… Страшно, но надо…».
Переживание собственных требований к себе и к окружающимозвучивается в ответе на вопрос «что я не могу терпеть?». Ответы: алчность; зависть; ненависть; абсолютно самоуверенных людей с высоким самомнением; издевательство над слабыми; неуважение к людям; хамство; неадекватную реакцию на чужие поступки; предательство; равнодушие.
Переживание ответственности за будущеерассматривается как в позитивных, так и в негативных переживаниях. Ниже представлено второе. Тест «Незаконченные предложения» показывает силу ответственности личности спортсменов 15–16 лет. «Ужасно, если: я не стану личностью; я не добьюсь успеха; у меня не будет собственного “Я”; природная лень возьмет верх; я не буду заниматься любимым делом; мне не будут доверять; я не смогу обеспечить свою семью и родителей; я буду морально и психически неустойчивым; останусь один; у меня не будет детей; я перестану заниматься спортом; я уеду из России навсегда; мир погибнет от рук человека».
В переживаниях отражается культура личности юного спортсмена. «Наука – это компонент культуры. Именно это содержание и конституирует понятие о переживании как феномене культуры, выделяя его из спектра эмоций как по признаку „поглощаемости“ субъекта, так и по признаку пронизанности смыслом, отличным от функций эмоций в коллизиях повседневной жизни людей. Переживание, говоря словами Л.С. Выготского, являет собой единство аффекта и интеллекта, единство содержания и понимания.
Проблема переживаний – проблема экзистенциальная, т. е. обусловленная нашим существованием в мире, и с нею необходимо считаться. В противном случае, отрицая или вытесняя переживания как значимое условие одушевления деятельности, недооценивая или просто не желая признавать их присутствие в нашем душевном мире и культуре, мы не сможем создать педагогические условия, способствующие проявлению и становлению как специальных, так и общих способностей юных спортсменов.

Каким должен быть детский тренер
Мы добиваемся того, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках…
Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно.
На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и «неисправимыми», «безнадежными» школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит на ребенка. Однако ребенок есть ребенок, и в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые.
В моей педагогической практике существует правило: каким бы странным не было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем…
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении (в тренировке) – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться…
Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.

В.А. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики

Эталонный образ тренера (руководителя)

Знания и умения:профессиональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией.
Организаторские качества(что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до конца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, умение принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Отношения с подчиненными:умение создать благоприятные отношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, критиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровенности и проведению групповых дискуссий.
Отношение к новому:не бояться нового, информировать об инновациях, создавать условия для их внедрения, быть готовым к риску.
Качества внешнего представительства:представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать интересы коллектива, противостоять внешнему давлению.
Уровень и качество принимаемых решений:умение видеть проблему, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений.
Экономическая и юридическая компетентность:экономическая и юридическая грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий.
Нравственно-волевые качества:обязательность, умение держать слово, целеустремленность и последовательность, справедливость, требовательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддерживает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравновешенность, умение управлять своим поведением в любой ситуации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.

Контрольные вопросы и задания

1. Как переживания ребенка связаны с качеством его деятельности?
2. Какие ценности-переживания являются неоспоримыми для ребенка?
3. Перечислите виды переживаний, проявляющихся в деятельности юного спортсмена.
4. Опишите переживания ребенка и предложите способы гармонизации его состояния в деятельности.

Рекомендуемая литература

Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем? // Педагогический вестник. Выпуск девятый. – М., 2006. – 206 с.
Загайнов Р.М. Как осознанный долг. – Л., 1985.
Коджаспаров Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. – № 5–6, 1994. – С. 34–37.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. тр. В 2 т. – Т. 1. – М., 1985.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
Теплов Б.М. О музыкальном переживании: Сборник, посвященный 35-летию научной деятельности акад. Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси, 1945.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 640 с.
Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!