Коэффициент корреляции рангов Спирмена 45 страница



Личность (по Кеттеллу) - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты образует реальное единство, понимаемое нами как личность. Мельник С.Н. Психология личности. - Владивосток.: ТИДОТ ДВГУ, 2004.

Глава 2. Сказка как средство развития самосознания

2.1 Определение термина «сказка»

Каждый знает, что такое сказка, и может чутьем отграничить ее от так называемых родственных жанров -- народного предания, легенды и анекдотов - писал финский ученый Х. Хонти.

Долгое время мир не знал, какое определение понятию и сущности сказки можно дать и поэтому многие авторы капитальных общих руководств по фольклору обходились без него.

Можно отметить, что и А. Н. Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. Это не значит, что у названных ученых не было своего понимания сказки, оно у них было, но не зафиксировано ни в каких точных определениях.

Веками наши предки накапливали и преумножали сказочное «достояние», поэтому на сегодняшний день невозможно сосчитать количество этого достояния. На пестроту сказочного материала и на то, что «понятие сказки стало теперь очень обширно», указывал еще А.Н. Пыпин.

Определение понятия сказки нужно начать с изучения слова «сказка», с того, как обозначается это понятие на разных языках.

Есть только два европейских языка, которые создали специальные слова для обозначения понятия этого вида народной поэзии. Это русский и немецкий языки, в других же языках это слово имеет несколько значений.

Сведем в таблицу все значения слова «сказка» на разных языках мира (табл.5).

Таблица 5.

Значение слова «сказка» на разных языках мира

 
Название языка Этимология слова  
Русский XVII век - «сказка» = «баснь» («баять» - сказывать, рассказывать) «сказка» - писаное слово, имеющее силу документа. -каз - сказать, указать, наказать  
Сербский «казати» -- «говорить»  
Чешский «казати» -- «показывать»  
Украинский «байка», «казка» - повествование; вымысел, недостойный доверия.  
Немецкий «Marchen» - маленький интересный рассказ (-маг- новость, известие; -chen - уменьшительный суффикс) «Fabel» - басня «fabulieren» - рассказывать с привиранием  
Древнегреческий «сказка» = «миф»  
Латинский «fabula» - сюжет, предмет повествования, рассказ, сказка и басня.  
Итальянский «fiaba», «favola», («fibula») «conto», «racconto» (-cont- «счет» (ср. наше -чит «считать») рассказ, рассказывать  
Французский «conte» - рассказ, «raconter» - рассказывать «conte populaire» - народный рассказ, «conte de fees» - рассказ о феях  
Английский «tale» - любой рассказ, «fairy-tale» - фейная сказка, «nursery-tale» (nurse - нянька) - детская сказка  
     

Научное понимание термина «сказка» имеет свою очень интересную историю.

Одно из определений, принятых в Европе, дали Вольте и Поливка. Смысл его сводится к следующему: под сказкой со времен Гердера и братьев Гримм понимается:

Сказка - рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной.

Несмотря на то, что это определение принято считаться верным, оно обнаруживает ряд слабых сторон:

1) Определение сказки как «рассказа, основанного на поэтической фантазии», слишком широко. На поэтической фантазии основано любое литературно - художественное произведение;

2) Что означает «в особенности из волшебного мира»? В большинстве сказок (о животных, новеллистических) вообще нет никакого волшебства. Оно есть только в так называемых волшебных сказках. Все не волшебные сказки остаются вне этого определения.

3) «Не связана с условиями действительной жизни». Вопрос об отношении сказки к действительной жизни очень сложен, но считать за аксиому, что сказка не связана с условиями действительной жизни, и вводить это в определение неправильно. Многие самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох.

4) Формула, что сказка доставляет эстетическое наслаждение, даже если слушатели «находят ее невероятной или недостоверной», означает, что сказку можно считать достоверной и вероятной, что это зависит всецело от слушателей.

Определение, данное Никифоровым, гласит:

«Сказки -- это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется. Таков первый признак народной сказки, еще не специфический для нее, но такой, который необходимо выделить и подчеркнуть.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Так, например, В. П. Аникин считает, что сказка преследует воспитательные цели. Что она имеет воспитательное значение -- это несомненно, что она создается с целью воспитания -- это определенно неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки. Когда Никифоров говорит о развлекательном значении сказки, то это означает, что она имеет преимущественно эстетические функции, что она -- художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение, от легенды, которая имеет морализирующие цели, или от предания, цель которого -- сообщить какие - то сведения.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события (фантастического, чудесного или житейского), составляющего содержание сказки.

Наконец, последний выдвигаемый Никифоровым признак -- специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию можно объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. В связи с этим фактом существует множество классификаций сказок.

2.2 Классификация сказок

Мир сказок чрезвычайно пестр, разнообразен и подвижен. Дав определение сказки, нельзя уйти от классификации этого вида народного искусства.

Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтикой, идеологией и т. д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения. На сегодняшний день существует множество попыток проклассифицировать сказки, но ни одна из созданных классификаций не идет ни в какое сравнение со стройными классификациями, имеющимися в области биологических наук (в зоологии и ботанике) или хотя бы в области лингвистики. Это происходит потому, что не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Классификация по Афанасьеву:

Лучшей из имеющихся попыток проклассифицировать сказки является классификация Афанасьева. Афанасьев был первым из наших ученых, кто столкнулся с настоятельной необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного материала.

Представим классификацию сказок Афанасьева в таблице (табл.6):

Таблица 6.

Классификация сказок по Афанасьеву

 
Тип Пример  
Сказки о животных, сказки о предметах «Пузырь, соломинка и лапоть»  
Сказки о растениях «Грибы отправляются воевать», «Репка»  
Сказки о стихиях «Мороз, солнце и ветер», «Солнце, месяц и ворон»  
Волшебные,мифологические, фантастические, былинные сказки «Илья Муромец и Соловей», «Василий Буслаевич», «Алеша Попович» и др.  
Исторические сказания О Мамае, об Александре Македонском  
Новеллистические или бытовые, былички Рассказы о мертвецах, ведьмах, леших и пр.  
Народные анекдоты, докучные, прибаутки    
     

Постепенно, обнаружилась необходимость в более дробной классификации, в распределении на роды, виды, разновидности и т. д.

Классификация по сюжетам (финская школа - Антти Аарне):

По мере того как в Европе накапливался сказочный материал, стало все более выясняться, что количество сюжетов сравнительно невелико, что многие сюжеты интернациональны, а новые материалы представляют собой в большинстве случаев варианты уже известных и описанных сюжетов. Возник вопрос: какие же сюжеты вообще известны европейской сказке?

На этот вопрос и ответил финский ученый. Он взял несколько больших европейских сборников и установил имеющиеся в них сюжеты. Повторяющиеся сюжеты Аарне назвал типами сказок. Он составил каталог типов и опубликовал его на немецком языке под названием «Указатель сказочных типов ». Каждый тип сказки получил название и номер. Каждый тип дан в кратком, схематическом пересказе. Номер типа представляет собой шифр, т. е. условный знак, обозначающий сказку, независимо от того, на каком языке она записана. Шифры эти имеют такое же значение, как международные латинские названия растений и животных или химические символы.

Каталог Аарне получил всемирное распространение и вошел в международную науку. Он был переведен на многие европейские языки. На русский язык его перевел проф. Н. П. Андреев под заглавием «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне». Андреев снабдил свой указатель библиографическими ссылками на новейшие русские сборники. Так, если исследователь занимается сказкой «Царевна-лягушка», то под 402-м номером он найдет список русских вариантов этой сказки в учтенных Андреевым сборниках.

Концепция личности Г. Айзенка

Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия--экстраверсия и нейротизм - стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) -- это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

За годы существования данной концепции по всему миру проведено огромное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. Эмпирически установлено, что:

* экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

* экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;

* интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;

* интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты -- по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты -- во второй половине дня;

* интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию, и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение -- психотизм.

Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (независимых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.

Билет18

Конструктивный альтернативизм (Constructive alternativism). Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с различных точек зрения.

Когнитивные процессы

Аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом. Термин обычно используется применительно к таким понятиям, как мышлеиие, памятъ и восприятие.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ-Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… …

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ — познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь …

Личностный конструкт — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.[1] Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир»[2]. Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.

Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший-плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов.

Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Личностные конструкты, не несущие для индивида личностный смысл или не вошедшие еще в привычку («периферические конструкты»), легко поддаются изменению. Личностно значимые и давно ставшие привычными («центральные конструкты», по терминологии Дж. Келли) — изменению поддаются сложнее[3].

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли.
Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.
Конструкт - средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями. В данном случае в понятие конструкта включается новый - социально-психологический - аспект.
Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами. Например, констатация сходства и различия между высокими и низкими людьми, добрыми и злыми ведет к формированию конструкта.

Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами. Полюса конструкта индивидуальны и не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы. Так, у одного человека полюсу "равнодушие" может быть противопоставлен полюс "забота", "милосердие", а у другого - тому же полюсу "равнодушие" - "эмоциональность", "восторженность". В процессе выявления личностных конструктов у испытуемого могут возникнуть трудности в вербализацииодного из полюсов. В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события. По мнению Дж. Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с "погруженным полюсом", не представленном в сознании.

 

Основы когнитивной теории

Основной темой данного учебника является то, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции — конструктивного альтернативизма.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!