Билет 8. Греческая мелическая поэзия.



Мелика была тесно связана с музыкальным сопровождением. Построены мелические стихи на чередовании строф, сложных по своим поэтическим размерам. Мелическая поэзия делится на сольную и хоровую. Сольная мелика получает развитие на острове Лесбос, представлена поэтами Алкеем и Сапфо.

Алкей (рубеж 7-6 веков) – аристократ про происхождению, после изгнания из родного города в своем творчестве не только изливает зло на «чернь», но и призывает к борьбе с ней. Пессимистический взгляд – сравнивает родину с кораблем, попавшим в бурю. Он воспевает вино как средство утешения в жизни, полной тревог и несправедливости. Кроме того, большое место в его творчестве занимала застольная и любовная тематика, однако почти ничего не дошло. Сохранилось четверостишье, в котором поэт признается в любви Сапфо. Ему принадлежал цикл «Песни междоусобной борьбы», в которых отражена политич. жизнь главного города Лесбоса – Митилен; частично сохранились. Близость стихов с народными песнями. Часто встречается так называемая алкеева строфа – комбинация различных размеров.

Сапфо(конец 7 – начало 6 веков) – греческая поэтесса, принадлежала к аристократии и так же жила в изгнании, но в конце жизни вернулась на родину. В собрании александрийских филологов насчитывалось около 10 книг по 333 стихотворения в каждой, но почти ничего не дошло.  Главной темой её творчества была любовь. Она редко выходит за пределы личных переживаний. Большинство стихов посвящено подругам. Наиболее известное стихотворение – описывает переживания при виде выходящей замуж подруги, фиксирует физиологические ощущения. Она одна из первых в греческой литературе описывает красоты природы, славит красоту во всем. До нас дошли гимны богиням, отрывки эпиталам(свадебных песен), в которых прослеживается связь творчества поэтессы с греческим фольклором. Излюбленная строка – сапфическая.

Анакреонт (6 век) – много странствовал и жил преимущественно при дворах тиранов. Главными темами являются вино и любовь, воспетые от имени жизнерадостного старика. В его стихотворениях нет глубоких переживаний, любовь – легковесное чувство, славил умеренный пир, разбавленное вино и дружескую беседу. Также Анакреонт был автором гимнов богам, элегий и эпиграмм. Дошло больше кол-во стихотворений, объединяемых под названием «анакреонтика». Большинство – подражательные.

Очень сильную связь с культом и обрядом имела хоровая мелика. Представляла собой поэзию на заказ для чествования богов на праздниках. К ней относятся гимны богам – Дифирамбы и Пеаны, трены(плачи), парфении(песни девушек), эпиникии(песни, прославляющие победителя в спортивных состязаниях).  Наибольшую популярность хоровая мелика приобрела в Спарте. Представителями хоровой мелики являются Алкман (втор. пол. 7 века), чье творчество сохранилось в небольших фрагментах, Арион, писавший дифирамбы, Ивик, странствующий поэт, знаменитый любовной лирикой и энколой в честь тирана Поликрата, и Стесихор(в небольших отрывках дошли поэмы с мифологическим сюжетом). Своеобразная структура поэм – троада – сочетание трех групп стихов: строфа, антистрофа и эпод. Подобный образом построены партии хора в драме.

Крупнейшим же поэтом хоровой мелики является Пиндар (518 – 440). Аристократ, получил хорошее образование, много путешествовал, жил при дворах тиранов. Известно, что было 4 тыс. стихотворений, из которых около 45. Среди произведений его творчества есть дифирамбы, трены и т.д. Основным жанром являются эпиникии – песни в честь победителей спортивных состязаний. Его эпиникии отличаются своей метрической формой, наполнены эпитетами, метафорами, метонимиями, гиперболами – сложны для понимания, тк пишутся для искушенной знати. Считается самым греческим из всех поэтов др. Греции, тк непонятен европейскому читателю. В эпиникиях проявляются сильные аристократические взгляды – подчеркивает у победившего атлета наличие особой «аристократской» доблести. Используя мифы, Пиндар стремится связать имя победителя с богами, а так же прославить его родной город, при этом он не пересказывает миф от и до, а напоминает отдельные эпизоды. Он критически перерабатывает миф, стараясь оправдать действия богов и лишить их антропоморфических черт. В них он ищет воплощение высокой нравственности, мудрости и могущества.

1-й Пифийский эпиникий в честь тирана Гиерона, основавшего город Этну. П. говорит о победе Зевса над Тифоном, низвергнутым в недра горы Этна. Говоря о грядущей славе города, залогом которой была победа Зевса, П. намекает, что истинный виновник славы – Гиерон. П. проводит параллель с Филоктетом, без лука которого невозможно было бы взять Трою, воспевая победоносные походы Гиерона.  


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!