Философская система Г. Гегеля



Лекция № 5

Немецкая классическая философия. Марксизм.

 

План:

1. Основные идеи классической немецкой философии

2. Трансцендентальный идеализм И. Канта

3. Философская система Г. Гегеля

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

5. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Основные понятия: агностицизм, категорический императив, мир «явлений» (феноменов), мир «вещей в себе» (ноуменов), априорное знание, апостериорное знание, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.

Содержание:

Основные идеи классической немецкой философии

К немецкой классической философии конца XVIII-XIX вв. относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Для немецкой классической философии (НКФ) характерна установка на анализ отношения субъекта и объекта и идея активности субъекта в мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа – результат его продуктивной творческой работы. Качество субъекта здесь не просто активность, но и созидание, творчество.

Центральной темой НКФ является вопрос: как возможен субъект, осуществляющий свободную деятельность, то есть активность, определяемую субъективными целями, а не системой извне данных «объективных» обстоятельств.

Предметом НКФ является деятельность как «последнее основание» всей системы отношения человека к действительности. Таким образом, выдвижение проблемы деятельности, понимается как активность духа.

Общие черты: 1) своеобразное понимание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; 2) исследование человеческой истории и человеческой сущности; 3) разработка целостной концепции диалектики, проблем гуманизма, нравственности, философии истории.

Трансцендентальный идеализм И. Канта

Иммануил Кант (1724 –1804). Творческую биографию И. Канта можно разделит на два периода:

1. «Докритический» период (1770 г.).

Основной труд данного периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».

В этот период Кант рассматривает вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, он занимался естественнонаучными проблемами:

- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности;

- наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;

- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

2. «Критический» период (1770 – 1804 г).

Основные труды: «Критика чистого разума» (гносеология/эпистемология), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).

На данном этапе И. Кант занимается вопросами гносеологии, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

 В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания, т.е. антиномии. С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Антиномии чистого разума:

тезис антитезис
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве»
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого»
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины»

 

Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема.

По Канту весь мир делится на:

- мир «явлений» или феноменов, познаваемый с помощью априорных форм.

- мир «вещей в себе» или ноуменов, заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму, непознаваемый.

Философ ставит вопрос: возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?

Все знание Кант делит на:

1. апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения;

2. априорное – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени». Это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим образом:

1. Внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека.

2. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений.

3. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира.

Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того – философия в той форме, какой она существовала до Канта, невозможна: она изучает сущность бытия, а она-то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

В «Критике практического разума» И. Кант обращается к проблеме морали. Понятие морали у Канта связано с безусловным долженствованием. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов. Поэтому моральный закон связан со свободой: воля не подчинена чувственной мотивации и может действовать наперекор ей. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это не противоречит стремлению к счастью, но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое есть награда за добродетель. Но в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допустить существование Бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим. Допущение бытия Бога и бессмертия души не равносильно их теоретическому доказательству. Отсутствие доказательства, место которого занимает вера или надежда, позволяет человеку спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», а не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются самой основой человеческой личности, высшей ценностью бытия. Именно поэтому человек как цель сама по себе является главной проблемой философии

Философская система Г. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Основные труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия права» и др.

Г. Гегель – вершина немецкого идеализма первой половины ХIХ века. Гегель предпринял грандиозную по замыслу попытку философской систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры, как в историческом, так и в логическом плане, что у него является формами выражения процесса диалектического саморазвития духа. Философия Г. Гегеля – это система объективного идеализма.

В основе всего сущего по Г. Гегелю лежит духовное начало, Абсолютная идея или Мировой разум/ дух.

Мировой дух или Абсолютная идея – это объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) – это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное – действительно».

Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:

1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;

3)ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.

Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие – противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».

Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и, наконец, человеческий дух и его проявления.

Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории:

1. Восточный мир ( Китай, Индия, Египет). Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.

2. Греческий мир, римский мир, германский мир. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве.

3. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений.

4. Германский мир. Германские народы осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека.

Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.


Дата добавления: 2018-06-26; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!