Избавление от неполноценных лиц,



Включая новорожденных, как форма самозащиты

Человека и государства в древнем мире

 

Восприятие здоровыми согражданами лиц, имею­щих физические и  психические недуги, в разные ис­торические эпохи имело свои особенности и скла­дывалось по-разному. Так, история отношения к ано­мальным детям в Древней Греции и Древнем Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Арис­тотель, Платон). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н.э.), предписывающий своим согражданам умерщв­лять физически неполноценных младенцев, руководст­вуясь, по мнению римского философа Сенеки, «прави­лами разума: отделять негодное от здорового». Роди­тельские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц и лишало их граждан­ских прав, включая в эту категорию как бедных, так и богатых граждан.

Период Средневековья не принес положительных изменений в жизнь семей душевнобольных. В мировоз­зрении людей того времени доминировали суеверия. «Носитель недуга воспринимался как существо непол­ноценное, а потому и не заслуживающее внимания. Ин­валид не мог рассчитывать даже на нейтральное отно­шение окружающих, т.к. большинство из них в рассмат­риваемый период было убеждено, что глухота слепота, сумасшествие, врожденное уродство есть наказание че­ловеку за грехи, либо вмешательство в его судьбу Сата­ны» (Н.Н. Малофеев, 1996). Православие по сравнению с католицизмом отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников бо­га. Свидетельства этому мы находим в литературных ис­точниках (А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.А. Бунин, Жития святых угодников; Н.С. Лесков и т.д.).

 

Возникновение и развитие гуманистического отношения к аномальным лицам

 

Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрож­дения позволяет человеку впервые взглянуть на себя от­крыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отно­шении лиц с психофизическими недостатками. Одним

 

из первых педагогов, высказавших мысль о необходи­мости проявления заботы о воспитании и обучении сла­боумных и обосновавшим свою позицию философски, был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал, что учить можно всех аномаль­ных детей. В этой связи он писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственно отсталых, которым из-за физического не­достатка невозможно в достаточной мере привить зна­ния? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».

Понимание необходимости в оказании помощи ли­цам с физическими и психическими недостатками и ак­тивизация такой помощи приобретает особую значи­мость к началу -XVIII в. Литературные источники под­тверждают, что впервые возможность воспитывать и учить слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX в. известным французским психиатром Жаном Итаром, который предпринял попытку обучить мальчика Виктора, найденного им в лесу под городом Авероном.

Позже, в середине XIX в., проблема начинает рас­сматриваться уже как научная.

 

 

Первые опыты изучения, лечения, обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии и привлечение для реализации этих целей членов их семей

 

Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги — врачи, которые результатами своей деятельности дока­зывают возможность лечения и воспитания лиц с от­клонениями в развитии (Ф. Пинель, Ж. Эскироль, 1838;  Сеген, 1903 и др.). Они же становятся первыми на­ставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания и обучения лиц с аномалиями занимались  Ж. Демор, Ж. Декроли, М. Монтессори, Т. Симон, Ж. Филипп и другие.

   В России первый  отечественный опыт положитель­но влияния семьи на состояние душевнобольного.

О включении родительской темы в спектр обсуждае­мых вопросов свидетельствуют труды и публикации из­вестных психиатров, психологов и педагогов начала XX в. Представляют интерес публикации Ж. Демора, кото­рый, согласно мнению Г. И. Россолимо, был «одним из лучших специалистов в Европе» того времени по про­блеме аномального детства. Его монография «Ненор­мальные дети, их воспитание дома и в школе», вышед­шая в России в 1909 г., охватывала широкий спектр вопросов, касающихся аномальных детей, включая проблему их контактов с родителями, а также просве­щения.

В монографии немецкого ученого и педагога Б. Меннеля «Школы для умственно-отсталых детей», переведенной на русский язык в 1911 г. врачом М. Вла­димирским, дается систематическое изложение вопроса о состоянии школ для умственно отсталых детей в Германии, отдельная глава («Родители и жизненные усло­вия ученика») посвящается проблемам родителей подо­печных.

Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейного патронажа психически больных. В 1882 г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возгла­вил его известный врач и педагог И.В. Маляревский. Опытом работы в подобных учреждениях заинтересова­лись в то время и за рубежом. В.М. Бехтерев, отвечая на вопрос одного из западных корреспондентов, сооб­щал, что «12 учреждений такого рода достигают успехов в этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых» (А.М. Шерешевский, 1978).

В применяемых Маляревским и его последователя­ми мерах врачебного воздействия и воспитания огром­ное значение имела диагностика взаимоотношений в семьях и выявление неправильного воспитания в фор­мировании проявлений душевной болезни. Уделяя осо­бое внимание семейному воспитанию, Маляревский от­мечал (И.В. Маляревский, 1886), что педагогическая не­умелость родителей приводит в домашних условиях к образованию в детях развитого эгоизма, отсутствию со­знания долга перед окружающими, к излишнему само­любию, нередко принимаемому за душевное страдание. Исправление дефектов воспитания осуществлялось вра­чом в процессе бесед, проводимых с ребенком раздель­но или, по мере надобности, вместе с родителями. Для родителей отдельно проводились «совещания», на кото­рых раскрывались недостатки семейного воспитания.

Таким образом, лучшими представителями отечест­венной медицинской и педагогической науки еще в XIX веке были заложены традиции использования влияния семьи для разрешения лечебных и воспита­тельных проблем больного ребенка. Содержание работы с родителями имело рекомендательный характер вплоть до середины XX в.

Развитие этих традиций нашло свое продолжение в России и в советскую эпоху в работах ведущих отечест­венных психологов, педагогов, психиатров: Н.Л. Бело-польской, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Е.К. Гра­чевой, С.Д. Забрамной, М.В. Ипполитовой, И.Ю. Лев­ченко, Э.И. Леонгард, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, Л.И.Солнцевой, Е.А. Стребелевой, Г.Я. Трошина, Г.В. Цикото и др. Однако следует при­знать, что акцент на общественном воспитании, доми­нирующий в тот период, значительно ограничил воз­можность использования семейного фактора.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!