Желание преодолеть жизненные трудности



Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Поль Вайнцвайг

Десять заповедей творческой личности

 

Перевод с английского С.Л.Лойко и Ф.Б.Сарнова

Москва: Издательство "Прогресс", 1990

На создание этой книги меня вдохновили творческие достижения и героическая жизнь Николая и Елены Рерих. Я с любовью посвящаю эту книгу им и всем тем, кто хочет принять участие в усовершенствовании жизни на нашей планете.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Моя книга рассказывает о стойкости на пути к очищению и развитию личности. Я назвал этот процесс — как поиски, так и результат — формированием Силы Личности. Поскольку эта словосочетание может оказаться непривычным для советского читателя, хочу пояснить, каким содержанием я наделяю понятие "Сила Личности". Сразу же должен оговориться, что здесь и речи быть не может о насилии, превосходстве или эгоизме. Такого рода "волеизъявления", отделяющие человека от общества и природы и вносящие разлад и вражду в отношения между людьми, разрушают Силу Личности, ее позитивные, созидательные возможности. Сила Личности — это в первую очередь любовь, творчество и мудрость. Это также свобода оставаться, самим собой в самых различных ситуациях. Я глубоко убежден, что творческой личности должны быть присущи свобода, доброта, любовь и уверенность в собственных силах.

Многочисленные попытки воплощения в жизнь социальных утопий часто заканчивались неудачей, потому что сами члены общества были не готовы подойти к свободе и творчеству со всей ответственностью.

В большинстве утопических построений прошлого не содержалось самого важного компонента, я имею в виду всесторонне анализ позитивной динамики развития, личности, подробное рассмотрение эмоциональных, духовных и творческих аспектов ее становления. А ведь успешное функционирование общества непосредственно зависит от отдельных личностей, из которых оно состоит.

Когда человек освободится настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только, когда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности и творчески трудиться на благо всего человечества.

Эта книга посвящается ее вдохновителям: великому русскому художнику, ученому и миротворцу Николаю Рериху и его жене, другу и соратнику Елене Рерих, которая была мыслителем редкого дарования и, что особенно важно, огромного обаяния. Я считаю этих людей прекрасными образцами для моделирования новой человеческой личности. В своей работе я вделал попытку применить их философию к проблемам современности. При этом я руководствовался двумя девизами: "Мудр тот, кто сам способен выбрать себе героев "; "Истоки будущего формируются в прошлом ". Громадная духовная энергия Рерихов помогла мне в невероятно сложные и весьма "неустойчивые" периоды жизни определить направление и способы изменения, а также обогащения интересными событиями и творческой деятельностью.

Задача оказалась не сверхтрудной, поскольку Рерихи уже намного опередили свое время и сумели заглянуть далеко вперед. Оставаясь преданными детьми своей Родины, они много путешествовали и делились великими русскими духовными традициями с народами всего мира. Супруги Рерих были настоящими единомышленниками; они открыто и успешно трудились рука об руку, а потом и вместе со своими сыновьями Юрием и Святославом.

Елена и Николай Рерих были великими гуманистами, а их искусство, наука и философия стали достоянием всего человечества. Их труды красивы, просты и ясны, а потому доходят до сердца каждого. Рерихи никогда не останавливались на достигнутом, всегда учились постигать неведомое. В их жизни не было места хандре и скуке. Наоборот, жажда впечатлений заставляла Рерихов повсюду искать истинное, интересное, то, что я бы назвал приключениями в самом высоком смысле. У них всегда находились силы для новых творческих дерзаний. Их мысли, лишенные абстрактности и элитарности, были неизменно нацелены на позитивную и конструктивную деятельность. Рерихи были полны оптимизма, уверенности в человеческих возможностях и щедро делились этим духовным богатством с каждым, кто проникался их идеями.

Рерихам оказалось под силу совместить в себе и своем творчестве многие парадоксы жизни. Их мужество и самоотдача всегда подкреплялись состраданием и терпимостью. Будучи глубоко вовлеченными в водоворот важнейших культурных и социальных событий своей эпохи, Рерихи умели, не теряя объективности, заглядывать далеко вперед. Они были, пожалуй, людьми практического склада, но не поддавались разлагающему влиянию цинизма, предпочитая всегда высокий идеализм, позволявший им преодолевать любые трудности, обретать уверенность в своих сипах. Их сердца никогда не теряли связи с разумом, их души всегда были открыты и не знали страха. Елена и Николай Рерих, как никто, понимали, что здоровье человека завис не столько от физического состояния, сколько от состояния духа, вбирающего в себя отношения с окружающими, эмоции, мысли и оценки. Они понимали, что ни один человек, более того ни одно государство не в состоянии выжить в одиночку и что только сотрудничество и взаимная терпимость являются залогом истинного успеха. Рерихи встречали "с открытым забралом невзгоды и жизненные испытания и, преодолевая их, o6ретали (иногда благодаря им) новый толчок, новый импульс к творческой инициативе.

Рерихи всегда стремились разглядеть в людях хорошее, и те, в свою очередь, всегда платили им добром. Именно поэтому Рерихи были идеальными Учителями, вдохновлявшими своих учеников на смелые поступки и деятельность, освященную благородной целью. Особенно они ценили в людях способное! раскрыться творчески, что позволяет приносить большую пользу обществу. Рерихи помогали своим ученикам, друзьям и знакомым выявлять свой творческий потенциал и, выбирали свой путь, оставаться верными ему до конца. Николай Рерих однажды заметил, что для того, чтобы познавать окружающий мир и развиваться в согласии с ним, человеку следует забыть 80% того, что он, как ему кажется, знает. Мы должны постигать наши корни, но не оказываться при этом в плену у нашего прошлого.

Один мой советский друг как-то сказал мне, что в Советском Союзе каждый ребенок прежде всего узнает три слова "мама", "папа" и "нельзя". Я с улыбкой выслушал это замечание, потому что не могу и не хочу принять его всерьез. Я надеюсь, что своей книгой мне удастся пробудить в сердцах советских читателей уверенность в совершенно противоположном. Можно! Все можно! Все в наших силах, нужно лишь не бояться пробовать, не бояться неудач, ибо опыт - наш великий учитель... Не совершает ошибок лишь тот, кто ничего не пытается делать. Так наберемся же мужества и терпения, чтобы понять разум и сердце.

Моя книга даст в руки читателям своего рода инструментами, при помощи которого можно усовершенствовать свою и ми, сделать ее разумной, интересной, радостной. Но сделать это должны именно вы сами - мои читатели. Я испытываю огромную симпатию к советским людям, я верю в их беспредельные творческие возможности. Советские люди могут внести помадный вклад в интеллектуальную и духовную жизнь всей планеты, и мне хочется от души пожелать дорогим советским читателям успеха во всех их добрых начинаниях и большого человеческого счастья.

Февраль 1989

Поль Вайнцвайг

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК ЛИЧНОСТИ

 

Жизнь есть стремление к силе; этим стремление переполнен весь мир – оно просачивается буквально во все поры жизни, и ни одно честное стремление не остается без вознаграждения.

Ральф Уолдо Эмерсон. "Сила"

 

Среди удивительных, ошеломляющих перемен, которыми переполнена жизнь в современном мире, личность человека за частую теряется из виду. В век повсеместного распространения различных систем и организаций постоянно возникают и решаются социальные проблемы, но при этом обычно забывается, что личность человека — основа всех проблем и всех решений. Социальная "сеть" способна проникать в глубь явлений и извлекать из этого практическую выгоду, но парадокс заключается в том, что человеческая индивидуальность с удивительной легкостью "проваливается" через ячейки этой сети. Развитие общества с его необузданными потребностями, с одной стороны, и централизацией власти — с другой, привело к падению личной ответственности и, как следствие, к неуверенности в собственных возможностях у подавляющего большинства людей.

Все промышленные, научные и технические достижения XX столетия не принесли людям счастья. Легче, пожалуй, увидеть радостно улыбающегося эквадорского крестьянина-бедняка, чем искренне улыбающегося клиента фешенебельного магазина на Родео-драйв или дельца с Уолл-Стрита. Рекс Харрисон известный английский актер, живший и в Индии и в Соединенных Штатах Америки, был поражен тем, что нищий индийский народ так открыт и доброжелателен, в то время как американцы - одна из самых богатых наций в мире - выглядят замкнутыми и "себе на уме". Промышленные и технические революции принесли человеку много выгод и даже богатства, но в ряде важнейших аспектов жизни они так и не смогли удовлетворить более глубокие запросы творческой личности. Без развития уникальных энергетических, мысленных и творческих способностей жизнь теряет то, что я называю Силой Личности, — содержательность, яркость, целеустремленность, значимость. Сила Личности - это способность не только преодолевать превратности судьбы, но иногда и умение обращать их себе на пользу.

Философ Бертран Рассел отмечал, что если бы в XVII веке сто выдающихся личностей погибли в детстве, то современный мир не стал бы таким, каков он есть, но если творческая потенция всего лишь ста человек имеет такое значение для мировой истории, то можно представить себе, какое прекрасное будущее ждало бы нас, если бы целый миллиард личностей стал обладателем полноценного образования и свободы, чтобы получить возможность самовыражения и развития своих природных способностей. Сейчас у нас достаточно ресурсов и технологий, чтобы превратить это в реальность. Нам нужны лишь воля, воображение и доброта. Физическое и умственное порабощение любого человека грозит опасностью для социальной жизни всех. Никто не знает, где и как рождается талант, каждая личность способна внести свой вклад в благосостояние общества. Право на самовыражение и на свободное развитие личности не должно быть привилегией избранных, оно принадлежит всем. И книга эта написана для всех.

Каждый из нас обладает "дхармой" - своей тропой к своей миссии в жизни. Большинство нерешенных проблем возникает в результате неумения определить свои способности и потенциальные возможности. Лишь считанные единицы счастливцев знают свое предначертание и следуют ему в жизни. Я убежден, что это именно те люди, которые обрели Силу Творческой Личности.

 

 

Глава первая

Природа Силы Личности

 

У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности.

Эрих Фромм

 

Сила — слово, полное жизни, со множеством оттенков и значений. Люди, наделенные силой - финансовой, военной, политической, юридической и чиновничьей, — почитают ее. Люди, лишенные силы, не доверяют ей. Однако Сила Личности отличается от других форм силы. Сила Личности не. может быть отнята ни капризной волей избирателей, ни государственными переворотами, ни падением курса акций на бирже, ни родителями, учителями и полицией, ни спущенными сверху указаниями.

Сила Личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом ее слабости, социальное порождeние невежества, страха и эгоизма. Сила Личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила Личности — синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом.

Силу Личности не следует путать с достатком, официальной властью, славой и служебным положением, порой здесь могут быть совпадения, но гораздо чаще — нет. Много "живых трупов" в нашей жизни облечены официальной властью — в правительстве, деловых кругах, системе образования и т.д. Те признаки Силы Личности, которыми они, казалось бы, увенчаны, на самом деле всего лишь иллюзия, порожденная престижностью их положения. Стоит им утратить это положение - и они тотчас теряют свою Силу Личности, потому что это была лишь видимость силы.

В начале 20-х годов в Америке с большим успехом проходили выставки картин знаменитого русского художника Николая Рериха. В одном городе местный меценат дал торжественный обед в честь художника. Все было обставлено с роскошью, по высшему разряду, на обеде присутствовали все знаменитости города. Пожилые хозяева непринужденно развлекали гостей, было произнесено множество речей, тостов — вообще все проходило очень мило и изысканно. После обеда одна из приглашенных дам, беседуя с Рерихом, сказала ему: "Потрясающий прием. — И доверительно добавила: — Скорее всего, последний в этом доме". Рерих с удивлением посмотрел на собеседницу, а та, понизив голос, объяснила, что хозяин практически разорен и не далее как вчера лишился последних трех миллионов. Рерих был потрясен, "Конечно, это удар для него, но если учесть его возраст... Ведь ему уже семьдесят четыре!" - закончила дама.

Открывшаяся трагическая ситуация абсолютно не соответствовала непринужденности и спокойствию хозяина и его жены во время приема, это поразило Рериха, и его заинтересовала их дальнейшая судьба. Со временем он узнал, что через три месяца после этого грандиозного приема бывшему миллионеру пришлось вместе с женой обосноваться в своем гараже. Казалось, все кончено. Но три года спустя этот человек вновь стал миллионером и вернулся в свой прежний особняк.

Поведение этого бизнесмена в условиях финансового краха и последующее возвращение к прежнему положению ясно показывают, что Сила Личности этого человека заключалась не в его достатке, а, наоборот, благодаря Силе Личности он и смог стать богатым.

Сила Личности одинаково доступна богатым и бедным, образованным и необразованным, тем, кто в фаворе, и тем, от кого отвернулась удача, мужчинам и женщинам, молодым и старым, красивым и уродам, людям любой нации, расы и вероисповедания. Но Сила Личности не дается просто так, она не может быть привнесена извне, ее можно обрести лишь собственными усилиями.

Словарь Уэбстера дает несколько толкований слова "сила": "Большая свобода поступков, действий, возможность влияния, мощь". Сила Личности не только в крепких мускулах, прежде всего она в самостоятельности мышления, в глубине, искренности и чистоте помыслов, в природной мудрости, которая накапливается в течение всей жизни. Сила Личности — синтез ума, сердца, физического здоровья и воли. В самом словосочетании "Сила Личности" содержится утверждение, что сила зависит от личности, а не от внешних обстоятельств. Сила Личности зарождается и накапливается во времени и пространстве, но продолжает существовать вне их. Сила Личности аккумулируется в течение всей жизни, от одного этапа к другому, но должна расти и крепнуть в зависимости от воли, желания и воображения. Сила Личности собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на четырех "китах": желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии и идеализме.у положению ясно показывают, что Сила Личности этого человека заключалась не в его достатке, а, наоборот, благодаря Силе Личности он и смог стать богатым.

Сила Личности одинаково доступна богатым и бедным, образованным и необразованным, тем, кто в фаворе, и тем, от кого отвернулась удача, мужчинам и женщинам, молодым и старым, красивым и уродам, людям любой нации, расы и вероисповедания. Но Сила Личности не дается просто так, она не может быть привнесена извне, ее можно обрести лишь собственными усилиями.

Словарь Уэбстера дает несколько толкований слова "сила": "Большая свобода поступков, действий, возможность влияния, мощь". Сила Личности не только в крепких мускулах, прежде всего она в самостоятельности мышления, в глубине, искренности и чистоте помыслов, в природной мудрости, которая накапливается в течение всей жизни. Сила Личности — синтез ума, сердца, физического здоровья и воли. В самом словосочетании "Сила Личности" содержится утверждение, что сила зависит от личности, а не от внешних обстоятельств. Сила Личности зарождается и накапливается во времени и пространстве, но продолжает существовать вне их. Сила Личности аккумулируется в течение всей жизни, от одного этапа к другому, но должна расти и крепнуть в зависимости от воли, желания и воображения. Сила Личности собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на четырех "китах": желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии и идеализме.

 

 

Глава вторая

Желание преодолеть жизненные трудности

 

Каждое испытание одновременно и подстегивает и предостерегает.

Ральф Уолдо Эмерсон. "Судьба"

 

В старину говорили: если не погибнешь в борьбе, то станешь сильнее. Желание преодолеть трудности — это основа Силы Личности. Тот, кто не борется, никогда не познает меру своей силы. Ни мужчина, ни женщина без жизненных испытаний те сумеют поверить в свои творческие возможности.

Для того чтобы обрести жизненный опыт, пройти через испытания и борьбу, вовсе не обязательно искусственно создавая врага. Самые будничные жизненные ситуации полны трудностей и испытаний - за ними не нужно далеко ходить, они рядом с нами, в большинстве случаев — в нас самих. Неудачный брак неприятный сослуживец или начальник, трудный ребенок, постылая работа, слабое здоровье, ревность, раздражение, застенчивость - все это преграды, которые приходится преодолевать. Под их обыденностью, часто вводящей нас в состояние обманчивого спокойствия, скрываются настоящие "драконы".

На первый взгляд люди, обладающие Силой Личности, могут показаться эдакими сказочными героями, но на самом деле любой человек — будь то король или сапожник — сталкивается в жизни и с трудностями, и с испытаниями. Только желание преодолеть трудности, борьба могут сделать человека героем "Желание преодолеть трудности" (по-английски — challenge) происходит от латинского "calumnia", что означает "ложное обвинение". Таким образом, под словом "испытание" подразумевается нечто ненадежное, обманчивое, несостоятельное, иными словами, то, что необходимо и можно преодолеть, ибо истина сильнее лжи. Тем не менее нельзя недооценивать трудности, связанные с этим. Невежество, нерешительность и ложная гордость часто подводят нас в жизненных испытаниях. Как говорю Шекспир, большинство людей предпочитают глупость мудрости, ибо глупость смешит, а мудрость печалит. Без развлечений в жизни обойтись нельзя, но стоит развлечениям превратиться в самоцель и отвлечь наше внимание от серьезных жизненных проблем, как мы теряем Силу Личности. Уверенность человека в собственных возможностях накапливается по крупицам из ежедневного опыта, благодаря глубокому осознанию природы повседневных забот и невзгод, а иногда страданий и жертв. Но никогда нельзя приобрести Силу Личности в бесшабашном веселье, бессмысленных развлечениях и поощрении собственного эгоизма. Жизненные трудности, если они не берут верх над нами, будят в нас храбрость и настойчивость, помогают научиться властвовать собой, обрести уверенность в себе.

Принц Сиддхартха, известный впоследствии под имеем Будды, был сыном богатого индийского правителя, делавшего все для того, чтобы его наследник ничего не знал о теневых сторонах жизни. Принц рос в роскошном дворце, окруженном великолепными садами, где ничто не омрачало его безмятежного существования и где каждый его каприз был равнозначен закону. Вскоре принц женился на красавице принцессе, так ни разу и не выйдя за стены дворца. После рождения своего первого ребенка счастливый (и любознательный!) Сиддхартха с помощью слуги обманул дворцовую стражу и впервые оказался за стенами дворца. Здесь-то он и столкнулся с горькой правдой жизни: со страданиями, болезнями, старостью, смертью - со всем, от чего так тщательно оберегал его отец. Чувствительный принц был поражен тем, что открылось ему, и в недоумении стал расспрашивать слугу об увиденном. Когда же слуга объяснил ему, что весь род человеческий подвержен болезням и страданиям, принц был настолько потрясен, что уже не смог вернуться к прежней безмятежной и легкой жизни. Он отказался от всех своих привилегий и навсегда оставил дворец, преисполнившись решимости узнать главное: как избавить мир от страданий? Он много путешествовал, познал на себе все мирские тяготы, радости и печаля и наконец благодаря своему огромному опыту, накопленному в бесчисленных жизненных схватках и испытаниях, он пришел к Озарению. Озаренный любовью и мудростью, Будда нес людям ключи от храмов Познания, Правды и Свободы. Вот уже тысячелетия, как учение Будды, обретшего безграничную Силу Личности, оказывает мощное влияние на миллионы верующих во всем мире. Его отец был могущественным властелином, но кто сейчас помнит о нем и о его владениях?

При преодолении трудностей человек извлекает для себя урок. В каждом жизненном испытании содержится крупица Силы Личности, которую необходимо добыть. Усвой этот урок, и ты научишься преодолевать все испытания, обретая при этом внутреннюю свободу .

Знаменитый пианист Артур Рубинштейн описал в своих воспоминаниях, как однажды трагический случай помог ему во всей полноте ощутить громадную любовь к жизни, В молодости он жил в Берлине, где и оказался в крайне затруднительном финансовом положении — у него едва хватало денег на еду, не говоря уже об отсутствии солидной суммы для заключения контракта на концерт. С неоплаченными счетами и закрытым кредитом, он прозябал в безвестности, влача полуголодное существование. Шансов на будущую карьеру не было никаких. Последней надеждой, той соломинкой, за которую хватается утопающий, была помощь друга, которому Рубинштейн и написал письмо с просьбой прислать ему деньги. Через несколько недель, не получив никакого ответа, Рубинштейн в отчаянии решил покончить жизнь самоубийством. Однако, когда он попытался повеситься на поясе старого домашнего халата, пояс лопнул, а "невезучий" самоубийца грохнулся на пол, беспредельно униженный, но совершенно невредимый. Он горько рыдал, но потом, собрав остаток сил, подполз к роялю и играл до тех пор, пока окончательно не пришел в себя. Через некоторое время Рубинштейн почувствовал сильный голод и решил пойти в ближайшее кафе. Оказавшись на улице, он вдруг не узнал мира, открывшегося его взору: каждая привычная и хорошо знакомая деталь уличной жизни вдруг стала казаться совершенно иной - яркой и необычайно содержательной. Мир показался ему прекрасным, он захотел жить: схватка со смертью стала как бы вторым его рождением, и все вокруг приобрело для него новый смысл и новое значение. Он познал секрет счастья в его простейшей формуле: "Люби жизнь такой, какая она есть. Принимай ее и не ставь никаких условий".

Когда Рубинштейну было уже за восемьдесят, он называл себя самым счастливым человеком на свете, потому что научился в тот давний судьбоносный берлинский день ценить жизнь. Рубинштейн сетовал лишь на то, что большинство людей слишком уж часто употребляет словечко "если", перед тем как отправиться на поиски своего счастья; если бы они были богатыми или талантливыми, если бы здоровыми, если бы любимыми... Но они никогда не становятся счастливыми, потому что их понимание счастья связывается с определенными условиями. Жизнь, считал Рубинштейн, может лишить нас свободы, здоровья, семьи, друзей, успеха, но она не может разлучить нас с нашими мыслями и воображением. Самое ценное в жизни - природу, любовь, музыку, искусство, литературу - нельзя купить, оно неподвластно превратностям судьбы, как неподвластна им наша способность жадно наслаждаться всем этим. Вот так страстная любовь великого человека к жизни родилась в самый печальный и трагический для него момент...

Наши шансы справиться с превратностями судьбы в основном зависят от нашего желания их преодолеть. Полюбить жизнь такой, как она есть, без всяких условий - значит принимать ее с пониманием и тогда, когда она трудна, и тогда, когда она легка. Немецкий поэт Рильке сказал: "Судьбу не стоит укорять за муки — есть в них и дружеские руки ". Если мы встречаем испытания с надеждой и улыбкой, борьба, по существу, выиграна. Научись вспоминать с благодарностью испытания, посланные тебе судьбой, потому что они помогли тебе обрести силу, находчивость и терпение. Лишь осознав до конца свои слабости и недостатки, высвеченные выпавшими на нашу долю трудностями, можем мы позволить себе "включение" самоконтроля для укрепления Силы Личности.

 

 

Глава третья

Самоконтроль

 

Если человек научится управлять собой, ему не составит труда управлять и государством. Мудрость рассчитывает только на себя, посредственность - на всех остальных... Мудрецу есть чему поучиться у лучника - не попав в цель, тот ищет причину в самом себе...

Конфуций

 

На протяжении всей истории человечества мужчины щедро тратили свои силы на покорение природы, своих соседей и представительниц слабого пола. Покорены были океаны, континенты, космическое пространство, но никто особенно не торопился покорять свою собственную натуру, и именно в этом исток всех человеческих ошибок и трагедий. Школы и ученые умы аккумулировали огромные запасы знаний, но познанию самого себя - высшей мудрости, на которой зиждется самоконтроль, не обучают ни в школах, ни в институтах.

Знание — это, несомненно, сила, а познание себя — это Сила Личности. Стремление достичь уверенности в себе начинается с познания самого себя. Конечно, без серьезных испытаний познать себя невозможно; преодолевая трудности, мы открываем в себе скрытые возможности, потенциальную силу и узнаем о своих слабостях. Самоконтроль — это сознательное и творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне.

Негативные мысли и чувства хаотичны, беспорядочны, они уменьшают нашу жизненную энергию и ослабляют нас. Самоконтроль помогает нам трансформировать негативный аспект наших мыслей и чувств в позитивный, творчески и конструктивно распределять жизненную энергию, в результате чего и происходит рост Силы Личности, Самоконтролем можно заниматься всюду и везде. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки в самоконтроле — когда, например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть - доброжелательностью, коварство — великодушием, жестокость — милосердием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой, безделье — инициативностью... Это перечисление можно продолжать без конца.

И снова во главе угла — наше отношение к самоконтролю. Одни люди полагают, что достичь самоконтроля невозможно и, даже если начать им заниматься, все равно от судьбы не уйти; в свою очередь многие другие уверены, что они "мудры" и самоконтроля у них хватает с избытком. Фатальная неуверенность в себе и излишняя самоуверенность равно порождают бездействие и слабость. Истинное развитие Силы Личности — это путешествие в тысячу миль, которое начинается с первого шага и с уверенности, что всего можно достичь, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций говорил: "Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору". Бездумным, безоглядным упорством люди порой создают горы преград и препятствий для себя и для других. Отказ от старых, вредных привычек — трудный, но совершенно необходимый шаг в направлении к новым, конструктивным принципам поведения. Осознанное активное поведение способно породить гору творческих возможностей и развить Силу Личности.

Золотая дверь, ведущая к самоконтролю, отпирается тремя серебряными ключами: храбростью, состраданием и терпением. В каждом из этих трех ключей содержатся элементы двух остальных. Слово "храбрость", ("courage" по-английски) происходит от латинского "cour", означающего "сердце". Храбрость зарождается в сердце и живет в нем; ее вдохновляют любовь, благодарность, преданность, доверие, дружба. Храбрость — это способность чувствовать истину и бороться за нее. Храбрость — это умение отбросить старое, бесполезное ради нового, приносящего пользу. Храбрость — это решимость подвергать себя риску и действовать в соответствии со своими убеждениями. Храбрость — это встреча с будущим. Храбрость — это напряженное, импульсивное чувство, рожденное в сердце и определяющее последующие действия человека; рационально направленное, оно является движущей силой творческих потенций личности. Поле битвы, залитое кровью и усеянное трупами, не является для большинства современных людей непременным условием испытания храбрости, для этого достаточно перипетий повседневной жизни. Римский философ Сенека говорил: "Иногда просто жить — проявление храбрости ". Когда речь идет о Силе Личности, ее творческом потенциале, не должно быть места мелким чувствам, мыслям, действиям. Вообще понятие "мелкий" можно рассматривать, лишь принимая во внимание непредсказуемость последствия: одно безответственное слово, мимолетное чувство, непродуманное действие могут подчас вызвать такой негативный поток, который разрушит гору творческих возможностей личности, созданную, кстати, из мелких "камешков" смелых мыслей и деяний.

Решимость разорвать или сохранить свои отношения с кем-нибудь, оставаться самим собой на фоне всеобщего конформизма, быть оригинальным среди серости и посредственности; стремление порвать с прошлым, двигаться вперед, мечтать изменить мир — все это грани кристалла храбрости, в котором отражается каждый момент жизни творческой личности. Если вы стыдитесь того, что не можете набраться храбрости и лицом к лицу встретиться с тяжелым жизненным испытанием, вспомните слова Марка Твена: "Храбрость — это победа над страхом, а не отсутствие его. Глупо называть храбрецом того, кто не знает, что такое страх ". Не бывает настоящей храбрости без честного отношения к самому себе. Лишь повернувшись лицом к страху, можно ощутить в себе мужество.

Несколько лет назад на песчаном пляже одного из островов Малайзии разыгралась "международная" драма, действующими лицами которой, с одной стороны, была дюжина вооруженных винтовками и правительственным приказом солдат, а с другой — безоружная женщина. В качестве зрителей — сотни индокитайских беженцев, приплывших на своих допотопных, покореженных лодках, которые качались на волнах неподалеку от берега. Эта женщина была гречанкой, представительницей Комиссии ООН по правам беженцев. Солдаты имели четкий приказ: не давать беженцам сойти на берег. Никакого официального статуса в Малайзии гречанка не имела - сила и закон были против нее, но на ее стороне были справедливость, милосердие и, конечно, зажигательный греческий темперамент, который тоже нельзя сбрасывать со счетов. В ее звонком голосе звучала отвага, приумноженная уверенностью в собственной правоте. От спора, продолжавшегося несколько часов, зависела жизнь сотен людей, среди которых были женщины и дети. Казалось, заново была разыграна высокая греческая комедия "Лисистрата" с истинной гречанкой в главной роли. В конце концов солдаты уступили, лодки пристали к берегу, а беженцам разрешили остаться в стране.

...В лагере беженцев в Таиланде американский чиновник отбирал кандидатуры для переезда на жительство в Америку — через переводчика он объяснил трем детям, почему девятнадцатилетний юноша не может поехать с ними. С тупым бюрократическим упорством он твердил, что юноша не является членом их семьи - для буквы закона не имел никакого значения тот факт, что дети, потерявшие в море своих родителей, относились к девятнадцатилетнему парню, спасшему их, как к отцу. Детские просьбы разбивались о стену бюрократического равнодушия, казалось, нет никакой надежды... Но стоило появиться здесь той самой гречанке из Комиссии ООН, только что одержавшей победу над малайзийскими солдатами, как сила официоза иммиграционного чиновника США спасовала перед Силой Личности. И чиновник разрешил в виде исключения молодому человеку отправиться в Америку вместе с детьми.

Победа гречанки — прямой результат ее Силы Личности, облагороженной храбростью и, конечно, состраданием к бездомным людям, покинувшим истерзанную войной родину.

Храбрость без доброты может обернуться жестокостью. Доброта проистекает из сострадания, то есть из сочувствия к окружающим. Сострадание — второй ключ к самоконтролю. Сострадание к людям и всему живому раскрывает в нас огромный потенциал этого чувства, которое, если оно движимо храбростью, а не слащавой сентиментальностью (чувством поверхностным и фальшивым), в значительной мере укрепляет Силу Личности. Как только вы научитесь испытывать сострадание к другим, вас сразу перестанет терзать жалость к себе. Преодоление жалости к себе — важный шаг на пути обретения Силы Личности (эффективное средство от депрессии - помощь другим).

Есть огромная разница между снисходительной жалостью и состраданием. Такого рода жалости присущ взгляд сверху, она унижает, не принося никакой реальной помощи и избавления. Это хорошо понимал Бальзак: "Труднее всего человеку терпеть жалость, если он сам вызывает ее. Ненависть - возбудитель. Она заставляет жить, побуждает к мщению. Жалость же убивает, делает нас уязвимее" ("Шагреневая кожа"). Действительно, жалость может стать разящим оружием против агрессора. Однажды мой приятель, будучи в Италии, легко "победил" огромную — размером с маленькую лошадь - собаку, неаполитанского мастифа по кличке Тито; для этого он всего лишь несколько раз повторил со щемящей жалостью в голосе: "Бедный Тито... Бедный Тито..." Собака, готовая вначале разорвать моего приятеля на куски, легла вдруг на пол и принялась жалобно скулить.

Жалость разъединяет людей, а сострадание наводит мосты взаимопомощи и взаимопонимания. Сострадание, основанное на сочувствии, а не на жалости, делает людей равными. Испытать по-настоящему к другому можно лишь то чувство, которое испытал на самом себе. Таким образом, сострадание есть проявление естественной тяги ко всеобщему равенству. Если жалость лишает нас достоинства, то сострадание утверждает его. Здесь кроется одна из важнейших причин, почему тюрьмы не излечивают общество от преступности, а, наоборот, создают благодатную почву для ее роста: их обитателей лишают там достоинства.

Сострадание привносит в самоконтроль храбрость и доброту, благодаря чему появляется эмоциональная основа терпимости по отношению к окружающим. Терпимость же, основанная на сострадании и понимании, дает возможность контролировать свои реакции на действия других людей и тем самым укрепляет Силу Личности.

Однажды, участвуя в одной университетской конференции, я во время банкета оказался за столом с профессором, который с энтузиазмом говорил о снах, пророчествах, предсказаниях и прочих подобных явлениях. Молодая привлекательная женщина, сидевшая напротив, стала спорить с профессором, то и дело прерывая его. Она не желала принимать ничего из того, о чем шла речь, и меня неприятно поразил цинизм, которым был проникнут ее скепсис. Ее возражения показались мне крайне односторонними и поверхностными. Чем больше разгорался, а вернее, превращался в бессмысленную перебранку спор, тем меньше я получал удовольствия от ужина. К десерту наша собеседница вызывала у меня такое раздражение, что я просто не мог есть. Через час с небольшим я оказался наедине с профессором и стал выражать свое сочувствие, чтобы хоть как-то поднять его настроение — он был как в воду опущенный. Я спросил, неужели он все еще переживает этот бессмысленный спор за столом, и он объяснил, что дело отнюдь не в споре. После ужина он решил продолжить беседу с женщиной, желая сгладить неприятное впечатление, возникшее, как ему казалось, у обоих. С глазу на глаз она рассказала ему следующее: ей однажды приснилось, что ее шестилетний сын погибает под колесами автомобиля; вскоре после этого мальчик действительно попал под машину возле самого дома. Все это произошло сравнительно недавно — около двух лет назад; ее душу до сих пор переполняет ужас, и она не может забыть ни увиденного сна, ни трагической гибели ребенка.

Я понял, что моя неприязнь и раздражение за ужином зиждились на ложной основе. Из семян моих ложных предпосылок выросло целое дерево нетерпимости, принесшее горькие плоды фальшивых заключений, поверхностных суждений и недобрых мыслей. Очень часто сплетни и основанные на полуправде и полном неведении предположения искажают наше представление о реальности и ослабляют Силу Личности. Мы, к сожалению, редко знаем, что в действительности определяет те или иные человеческие поступки. Будь мы осведомленнее, мы не так легко поддавались бы сплетням, предубеждениям, решительнее искали бы подлинные причины — задавая вопросы и терпеливо ожидая ответа, — если, конечно, наше вмешательство уместно или необходимо.

И наконец, третий ключ к самоконтролю — терпение . Самоконтроль растет, словно тонкая былинка, — трудно увидеть процесс роста, налицо лишь результат. Без существенной доли терпения самоконтроль невозможен, а основная цель личности — обретение уверенности в своих силах — недостижима. Терпение лишает храбрость безрассудства и делает сострадание осмысленным. Само по себе терпение также требует храбрости, снисхождения и сострадания. В современном мире электронной взаимосвязи, бешеных скоростей, постоянной спешки терпение часто рассматривают как проявление слабости и пассивности. Амброаз Бирс в "Словаре дьявола" дал такое определение терпению: "Легкая форма отчаяния, замаскированная под добродетель".

Настоящее же терпение — выдержка, упорство — требует высокой степени творческого напряжения. Такого рода напряжение — одна из "клеточек" Силы Личности. Старое предостережение — "Бойся ярости терпеливого человека" (Джон Драйден) — подчеркивает скрытую мощь терпения. Терпение может и довести до безумия, и стимулировать творчество, созвучное нашему времени. Терпение — это надежда и вера в будущее. Терпение — это зима наших чувств, без которой наши весенние желания никогда не могли бы прорасти.

Терпение зиждется на ответственности, порождаемой любовью.

Одна моя знакомая жила с двумя дочерьми — муж бросил ее и детей. Как-то вечером в момент глубокого отчаяния она открыла ящик домашней аптечки, вытащила пузырек со снотворным, приняла большую дозу, легла на кровать и стала ждать смерти. Неожиданно ее младшая четырехлетняя дочь вошла в спальню — какое-то инстинктивное, видимо подсознательное чувство надвигающейся трагедии, подтолкнуло ребенка. Забравшись в постель к матери, девочка обняла ее и стала шептать: "Я люблю тебя, мама... Я не могу без тебя жить... Пожалуйста, не оставляй меня..." Мать была так потрясена чуткостью дочери, что нашла в себе силы встать, дойти до ванной комнаты и принять рвотное. Так она сумела обрести терпение, необходимое для жизни и заботы о своих дочерях. Очень часто в самом начале какого-нибудь нового дела люди теряют терпение, а потом им уже не хватает сил, чтобы надеяться, мечтать, искать, бороться и даже жить. Вся история человеческих бед и крушений написана красными чернилами нетерпения. Почти вся история личного, национального и межнационального насилия — цепь проявлений человеческого нетерпения. Недаром Будда изрек однажды, что труднее найти обыкновенного терпеливого мужчину, чем полководца, обрекшего тысячи людей на смерть в битве. То, что в данном контексте речь идет о мужчине, не случайно: как женам и матерям, женщинам больше свойственно терпение, чем мужчинам. Когда терпение женщин — важный аспект их Силы Личности — будет высвобождено из-под тирании трудоемкого домашнего быта, оно сможет позитивно влиять на деловые отношения в обществе.

Подобно короткому замыканию, прекращающему подачу энергии, нетерпение лишает нас Силы Личности, без которой мы не в состоянии контролировать свою жизнь и внешние обстоятельства. Терпение, самоконтроль, храбрость и сострадание — соединительные звенья в цепи достижений личности.

Возможности для практики самоконтроля — для проявления храбрости, сострадания и терпения — безграничны, дело лишь за целью и желанием. Каждое усилие, направленное на развитие самоконтроля, аккумулирует творческую энергию .

Наш успех в любом преодолении жизненных трудностей - идет ли речь о нас самих, о конкретной ситуации или о других людях — в огромной степени зависит от самоконтроля. Настоящий успех обусловлен не столько взаимодействиями с другими, сколько нашими реакциями на них. В зависимости от того, как мы реагируем на эти взаимодействия, можно судить о нашей Силе Личности. Если в своих реакциях мы руководствуемся принципом гармонии, то наша Сила Личности увеличивается в соответствии с естественными законами природы.

 

 

Глава четвертая

Гармония

 

В основе любой силы лежит тяга к природному естеству. Разум, действующий в соответствии с законами природы, всегда черпает свою мощь из их жизненной силы.

Ральф Уолдо Эмерсон. "Сила"

 

Гармония — золотая середина между противоборством и покорностью. Гармония — мост от сердца к разуму. Истинная Сила Личности подразумевает отказ от насилия при решении любых проблем. Гармония предполагает союз с самим собой, с другими людьми, с природой и с "сантаной" — рекой эволюции, которая стремительно несет жизнь вперед, к новому и лучшему. Для творческого проявления личности гармония имеет такое же значение, как хорошая смазка для движущегося механизма. Сводя на нет несогласие с самим собой и с окружающей средой, мы увеличиваем приток жизненной энергии и активизируем свои возможности. Гармония значительно усиливает творческий потенциал главным образом потому, что позволяет личности кооперировать свою энергию с энергией других людей. В мире, которым правят грубая сила, конкуренция и разобщенность, достичь гармонии можно только самоконтролем. Слово "гармония" происходит от греческого "harmonia", что значит "согласованность". В музыке гармония — самое выразительное средство, связанное с объединением нескольких тонов в созвучия, приятные для слуха.

Гармония включает в себя следующие понятия: уравновешенность, красоту, грацию и единение, — главным среди которых является уравновешенность. Когда мы говорим о равновесии сил в природе, мы имеем в виду баланс всех сфер жизнедеятельности: биологической, социальной, эмоциональной и интеллектуальной. Равновесие зиждется на умеренности, золотой середине. Неумеренность многих достоинств нередко превращает их в пороки; отсюда берет начало фанатизм — основной разрушитель принципа гармонии. Чрезмерность в осторожности оборачивается трусостью, в храбрости — безрассудством, в терпении — пассивностью, в проявлении воли — упрямством, в жертвенности — мученичеством, в сострадании — унизительной жалостью и сентиментальностью.

Неуравновешенность, фанатизм, принуждение и насилие на протяжении всей истории нашей планеты тесно связаны с самыми отвратительными сторонами жизни — порабощением женщины и уходящим в далекое прошлое стереотипом во взглядах на ролевое поведение представителей обоих полов. Сам факт появления на Земле мужчины и женщины свидетельствует о дуализме и равновесии в природе. Психология поведения мужчины я женщины не предопределяется однозначно при рождении: как мужская, так и женская психологии равно существуют в жизни и доступны восприятию представителям и мужского и женского пола. Одностороннее развитие человеческого общества привело к тому, что женщины в подавляющем большинстве были лишены возможности активно участвовать в жизни вне домашнего очага. Заботы, любви, чуткости, изящества, красоты, непосредственности, щедрости, интуиции, терпения, ласки, сочувствия — всех этих качеств, свойственных женской натуре, очень не хватает в современном мире, где доминируют чисто мужские ценности — расчет, нигилизм, конкуренция, авторитарность, агрессия и элитарность.

Мужская психология (мужской принцип) часто пробивает себе путь, шагая по телам, сердцам и умам. Достижения, основанные на ущемлении прав других, недолговечны, торжество одной психологии над другой равнозначно уродству. На Востоке бытует поговорка: "Птица человечества не может лететь на одном крыле ". Для того чтобы летать на двух крыльях, мы должны стать честнее и перестать лицемерить. Люди часто повторяют в религиозном экстазе священные заповеди и столь же часто их нарушают. Персонаж одного из романов Джона Стейнбека говорит примерно следующее: "То, что нас так восхищает в людях, — доброта и щедрость, открытость и честность, понимание и сочувствие — в нашей общественной системе не приносит человеку никакой пользы. А те черты, которые мы презираем, — хватка, жадность, алчность, скупость, эгоизм — ведут к успеху. И, восхищаясь первыми, мы пользуемся результатами вторых".

Необходимо преодолеть исторически сложившийся стереотип поведения полов. Хотя в самом биологическом акте материнства изначально заложена способность к любви, заботе и ласке, тем не менее все люди рождаются одинаково способными воспринимать и мужскую и женскую психологию поведения. Это не только возможно, это необходимо для эволюционного процесса . Сила Личности развивается в соответствии с уровнем синтеза обеих психологии в каждом человеке.

Подчинение и порабощение женщин (иногда насильственное, а иногда добровольное) таит в себе трагическую иронию. Женщины рожают и растят детей, и то, как мы относимся к женщине, не может не сказаться на нас самих — их детях. Таким образом, мужчины, рожденные от угнетенной и порабощенной женщины, сторицей платят за грехи своих отцов и дедов. Относясь к женщине как к забитому и бессловесному существу, мужчины лишают и себя и своих жен способности к развитию обоюдного восприятия, без которого Сила Личности недосягаема. Термин "двойственная душа", введенный Платоном, очень подходит для характеристики мужской (или женской) природы Силы Личности, которая зиждется на элементах уравновешенности и гармонии, содержащихся в потенциале каждого индивидуума.

Гармония индивидуума, равно как и гармония всего мира, зависит от развития как мужской, так и женской психологии. Нацистский супермен был не столько сверхчеловеком, сколько сверхмужчиной. Нацисты восславляли такие типично мужские качества, как физическая сила, агрессивность, превосходство, грубость, эгоизм; о любви, самопожертвовании, мягкости и доброте, присущих женщинам, не могло быть и речи. А в результате царствовали жестокость, похоть и эгоцентризм.

Упадок нравов, свидетелями которого мы являемся сегодня, вырождение многих наций, я убежден, следствие все еще продолжающейся дисгармонии, вызванной угнетением и порабощением женщины. Пренебрегая женщиной, мужчина разрушает себя. Без возрождения подлинного рыцарства и благородства (обратите внимание: слово "джентльмен" — от "джентль" (gentle) — мягкий, добрый) бессмысленно мечтать о мире, сотрудничестве и гармонии в семье, в народе, на всей планете.

Мир на Земле зависит от равновесия и синтеза мужской и женской психологии в каждом из нас. Для этого женщина должна иметь действительно равные с мужчиной права на всех социальных уровнях. Женщине, дающей людям жизнь, необходимо участвовать в создании лучших условий жизни для тех, кого она приносит в этот мир. Еe здравый смысл, интуиция, а главное, сердце помогут из множества решений принять верное. Если обратиться к историческим фактам и биографиям многих великих людей, станет ясно, что главным источником их вдохновения была женщина. В своей книге "Знакомство с женщиной" Айрин Клермонт де Кастиллехо говорит о тонком влиянии женщины.

Когда жемчужину на дне морском находит Ева,

Она не претендует на обладанье ею.

Не спешит разбить раковину, чтобы извлечь жемчужину,

Обнажить ее таинственную прелесть.

Но затем как бы нечаянно позволяет ей

Упасть в вопрошающий мужской разум,

Чтобы спасти ее от забвения.

И когда однажды он вспыхнет яркой мыслью

Ева первая восхитится жемчужной красотой этой мысли.

Чтобы добиться успеха, женщине достаточно соперничать с мужчиной в добродетелях, а не в пороках, так как мир остро нуждается в женской ласке, красоте, терпении, в умении прощать. Эти качества идут от сердца (независимо от пола), ибо только в сердце рождается гармония наших жизненных энергий. Как разум разъединяет, так сердце соединяет — тот, кто мудр, тот полон любви.

Механизм баланса и принцип гармонии заложены в юморе. Не случайно среди евреев, чья культура сохраняется в течение многих веков, так много завоевавших всемирную известность комических актеров. Вековым невзгодам и страданиям они противопоставили юмор и смех. В способности евреев умственно и эмоционально адаптироваться к постоянным трудностям и заключен источник их юмора. Фанатичные и закостенелые режимы, как правило, юмором не блещут — разве что в самых грубых и злых его проявлениях.

Отношение гармонии и принципа равновесия не может быть сведено к простой математической формуле. Конкретная жизнь конкретных людей, как правило, зависит от многих важных именно в данный момент обстоятельств, таких, как обстановка, место, время и т. п. Сила Личности заключается в понимании значения гармонического сочетания женской и мужской психологии при осознанном восприятии окружающей действительности . В этом сочетании рождаются твердость (мужская психология) и гибкость (женская психология) — характерные черты Силы Личности. Твердость и гибкость эффективно и гармонично сочетаются в искусстве рукопашного боя, которым так славятся народы Востока. Достаточно свести мастера по кун-фу, каратэ или дзю-до с профессиональным борцом или боксером, чтобы убедиться, как быстро первый одолеет второго, причем сделает это с легкостью и изяществом. Контактные виды спорта на Западе основаны на одностороннем, мужском понимании силы.

Искусство рукопашного боя на Востоке включает в себя не только силу, но и легкость, подвижность, не только физическую дисциплину, но и концентрацию мысли и воли. Это искусство помогает человеку быть всесторонне подготовленным к схватке и в то же время наделяет его готовностью не вступать в нее без крайней необходимости, то есть не поддаваться на различного рода провокации. Оно включает как активный, мужской, так и пассивный, женский, принципы ведения боя ("каратэ" означает "пустые руки", а "дзю-до" означает "мягкий бой") ; при этом максимальный эффект достигается путем экономии усилий. Гармоничный синтез тела, разума и духа в бою порождает действия сокрушающие и в то же время изящные. Более того, искусство ведения рукопашного боя, преподаваемое в лучших школах, основано на философии гармоничного ненасилия и предназначено для защиты, а не для нападения, то есть для развития той самой Силы Личности, которая может быть использована в других областях жизни — в работе, любви, игре.

Для недалеких людей характерно отождествлять гармонию со слабостью, истина же заключается в обратном. Гармония как баланс противоположного несет в себе огромное напряжение, а потому и колоссальную мощь . Решительным быть нетрудно, труднее быть решительным и гибким одновременно, так же как настойчивым и уступчивым.

Дисциплина гармонии "выковывается в огне и воде", подобно знаменитым японским мечам, которые сохраняются столетиями и передаются из поколения в поколение как бесценное наследство самураев. Кусок железной руды расплавляют, куют, охлаждают и полируют, производя до 32 тысяч движений, в результате чего миру является сверкающий, не имеющий себе равных клинок — квинтэссенция силы и гибкости. В процессе формирования Силы Личности в горниле страстей и холода разочарований закаляется характер человека, пока он не обретет уравновешенность и гармонию, что поможет ему преодолеть все невзгоды и лишения с хладнокровием, пониманием и юмором.

 

 

Глава пятая

Идеализм

 

Мы, люди, - древнейшие жители Земли, но все еще находимся на заре нашего существования.

Альфред Теннисон

Человеку свойственно принимать пределы своего видения за границы мироздания.

Артур Шопенгауэр

Мировые проблемы не могут решаться скептиками или циниками, горизонты видения которых ограничены очевидными реалиями. Для этого нужны люди, способные выйти за пределы возможного.

Джон Ф. Кеннеди

 

Разрушительный цинизм — отличие нашего времени. Циник подвергает сомнению искренность и доброту окружающих. Не доверяя людям, он не доверяет самому себе. Циник заостряет внимание лишь на негативных сторонах жизни и, исходя из этого, судит обо всем, а такая позиция чаще всего приводит к эгоизму и замкнутости. Цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить собственную ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности. Цинизму противостоит идеализм. У человека или даже народа, не наделенного в достаточной мере идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы для борьбы за существование. Ничто так наглядно не демонстрирует отсутствие Силы Личности, как цинизм с присущим ему пренебрежительным отношением к идеям. Корень слова "идеализм" - "идея", и именно идеи, как утверждал Джон Мейнард Кейнс, придают очертания истории. Идеи — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, преобразованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему.

Идеализм помогает преодолевать лишения и трудности. Для того чтобы переправиться через быструю реку и причалить в определенном месте на противоположном берегу, каждый опытный паромщик посоветует: надо плыть вверх по течению, и тогда само течение отнесет вас в нужное место. Так, стремясь к самым высоким идеалам, легче достичь обычных земных целей. Идеализм — основа неувядающей молодости, постоянного прилива жизненных сил. Но если не руководствоваться принципом гармонии, наш идеализм незаметно может трансформироваться в фанатизм, который действует на Силу Личности разрушающе.

Идеализм в сфере воображения вскармливается в основном культурой. Нарушение гармонии, нигилизм и уродливость многих современных произведений искусства отражают и банкротство идей, и забвение идеалов. Современной науке тоже нечем особенно похвастаться, поскольку она зачастую служит военным и финансовым интересам, где истина и общее благо порой уступают жажде наживы и карьеры отдельных индивидуумов.

Идеализм — источник энергии, который помогает отряхнуть пыль прошлого, освобождая нас от бремени отживших идей. Идеализм обладает способностью предвидения. Он создает наиболее конструктивные возможности для творческого развития, которое в свою очередь определяется границами нашего видения и понимания действительности.

...Первый день нового учебного года. Десятилетняя Елена Индра сидит за своей партой. Она полна ожиданий и внимательно смотрит на новую учительницу; наконец та говорит: "Напишите ваше имя и адрес на обложке тетради". Елена берет новый остро заточенный карандаш и печатными буквами выводит на сверкающей голубизной обложке:

ЕЛЕНА ИНДРА

1173 КАШТАНОВАЯ АЛЛЕЯ

ТОРОНТО

После недолгих раздумий добавляет:

ОНТАРИО, КАНАДА

"Постой, постой", — думает она и, мечтательно улыбаясь, продолжает писать:

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЗЕМЛЯ

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

ГАЛАКТИКА

ВСЕЛЕННАЯ

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Все более расширяющийся адрес этой девочки — плод ее воображения, еще не ограниченного стереотипами нашей жизни и общепринятыми мерками. Если с возрастом Елене удастся сохранить такое видение и восприятие мира, у нее будут все шансы стать по-настоящему творческой личностью.

Идеализм не пустые мечтания, а творческое участие в реальных событиях. Расхожее изречение "Любующемуся звездами нередко наступают на ноги" не совсем точно отражает суть идеализма. Развитие Силы Личности предусматривает как здравое восприятие реалий окружающего мира, так и стимулирование воображения.

Расширяя поле нашего видения, мы увеличиваем собственные творческие возможности. Источник энергии личности заложен в элементах ее непосредственного окружения, в их сочетании и взаимодействии. Ограничив свою жизнь работой, семьей, соседями или своим собственным "я", вы уменьшаете приток энергии, питающей Силу Личности. Нигилизм и ограниченность мышления, а также шовинистические позиции — вот что подрывает Силу Личности. И наоборот, позитивное мышление, осознанная доброжелательность в восприятии других и есть тот самый "Сезам, откройся" для развития Силы Личности. Хорошо однажды сказал американский театральный критик Брукс Аткинсон: «Скажи "да" молодым побегам — и гигантский лес вырастет до самого неба, скажи "да" Вселенной — и ты приблизишь другие планеты, скажи "да" мечтам о любви и дружбе — и узнаешь пароль в идеальное общество».

Эгоизм и "самозаинтересованность" ограничивают Силу Личности. Узость интересов, меркантильность большинства людей мешают воспринимать им те великие идеи, которые питают творческую личность. Недаром однажды было сказано, что нет в мире меньшего свертка, чем личность, завернутая сама в себя. Насколько эгоизм тормозит развитие Силы Личности, настолько альтруизм ускоряет его. Поговорка "Тот, кто заново обретает жизнь, должен сначала ее потерять " точно характеризует значение альтруизма для человека. Самыми сильными воинами, подобными викингам и самураям, были те, кто не боялся смерти. Из библейской притчи о Дающем и Берущем ясно видно, что Силой Личности обладает первый, а не второй. Традиционная церемония одного индейского племени, проживающего на западном побережье Канады, наглядно демонстрирует отношение к Силе Личности Дающего. Во время церемонии самые зажиточные индейцы соревнуются в принесении даров всему племени, и тому, кто подарил больше, выражают самое глубокое уважение. "Замечательное помешательство" — так называется роман Ллойда Дугласа, в котором рассказывается об анонимной щедрости героя.

Эгоизмом движут косность и страх — боязнь потерять то, что принадлежит тебе; для эгоизма характерна приверженность укоренившимся принципам и общепринятым догмам, закостенелым мыслям и чувствам. Сила Личности не страшится таких утрат, потому что ей свойственна независимость. Здесь стоит вспомнить ранее рассказанную историю об американском миллионере, чье финансовое банкротство никак не отражалось на его манерах и поведении. Не количество и не материальные блага обусловливают нашу свободу, а наше отношение к ним. Бедняк может легко расстаться с последним долларом, голодная семья — поделиться скудной трапезой с незнакомцем, в то время как обладатель несметного богатства будет скрупулезно считать каждый цент и мучительно искать способ не платить налоги. Нефтяной магнат Джон Гетти имел состояние в несколько миллиардов долларов и часто жаловался на то, что богатство не принесло ему счастья (пять бракоразводных процессов!). В своей британской резиденции он велел установить телефоны-автоматы, чтобы гости не звонили за его счет.

Изжить в себе эгоизм можно лишь любовью и разумным отношением к своим интересам. В мире современных технологий мы все тесно связаны друг с другом: идеи, образы, обычаи, мода, изобретения, открытия — все это быстро распространяется и приживается повсюду. Ни государственные границы, ни таможенные службы не могут помешать ветру и волнам нести химическую отраву во все уголки земного шара, меняя погоду, загрязняя пищу и воду. Фабрикант в погоне за прибылями продает булочнику оборудование из более дешевого и плохого материала. Булочник, тоже не желающий оставаться в убытке, печет хлеб из низкосортной муки и кормит им фабриканта — прибыль обоих растет, но кто же при этом выигрывает?

Человек должен уметь соотносить свои интересы с интересами окружающих. Обеспечив свои нужды в пределах разумного, личность обретает свободу и возможность позаботиться о других.

Воображение играет не последнюю роль в развитии творческих начал. Художественное воображение, ориентирующееся на высокие идеалы, обладает исключительной силой в формировании характера и образованности человека. Здесь уместно привести эпизод из жизни Фрэнка Капры — одного из наиболее одаренных и признанных голливудских режиссеров.

Капра был человеком с амбициями, он родился в Сицилии, вырос в американском гетто и больше всего мечтал о славе и признании, которые олицетворялись для него лишь в одном — в завоевании "Оскара". Несмотря на жесточайшую конкуренцию, он благодаря уму, хитрости и упорству все же пробился наверх и стал главным режиссером студии "Колумбия пикчерз". Но желанный "Оскар" никак не давался ему в руки. И вдруг, совершенно неожиданно, когда не прошло еще и десяти лет с начала его карьеры в кино, мечта Капры стала реальностью — его картина "Это случилось однажды ночью" с Кларком Гейблом и Клодетт Кольбер удостоилась сразу пяти "Оскаров": за лучший фильм, за лучшую мужскую и женскую роли, за лучший сценарий и, наконец, за лучшую режиссуру (1934 г.)

Дальше произошло то, ради чего мы и начали наш рассказ. После покорения своего "Эвереста в Фильмландии" Капра не на шутку испугался, он решил, что с этого момента, с этой вершины все дороги ведут вниз. Перед лицом неминуемого творческого кризиса Капра не нашел ничего лучшего, как сказаться больным. Он стал жаловаться на усталость и различные симптомы наступаю щей болезни. Вскоре у него и вправду стала повышаться температура, появилась болезненная слабость, по ночам его лихорадило, и даже рентген показал затемнение в правом легком. Однако доктора были озадачены, так как многие другие симптомы не подтверждали первоначальный диагноз — туберкулез.

Состояние Капры ухудшалось — он потерял в весе около тридцати фунтов и, как говорится, "таял с каждым днем". Сила его воображения породила настоящий физический недуг, зафиксированный даже специалистами. Единственным близким другом Капры в это время (не считая его жены) был добрый и мягкий человек по имени Макс Уинслоу — совладелец одной музыкальной фирмы. Капра сказал ему, что умирает. На десятый день его болезни Макс зашел к другу в спальню рано утром и сказал, что какой-то незнакомый человек хочет его видеть, Капра хотел было отказаться от этой встречи, но Макс уговорил его принять незнакомца. Незнакомец не захотел говорить с больным, пока он не встанет с постели. Капра начал было объяснять, что не может встать, но Макс помог ему одеться и почти силой усадил взбешенного Капру в кресло. Без всяких предисловий незнакомец сразу же сказал:

— Мистер Капра, вы трус.

— Что-о-о?..

— Вы трус, сэр, но что еще печальнее, вы оскорбляете замысел господний. Вы слышите, что говорит этот безумец? — Он указал на работающий радиоприемник, из которого доносились лающие звуки речи Гитлера. — Этот луга дьявола хочет отравить мир ненавистью. Сколько людей слушают его? Пятнадцать, двадцать миллионов? Всего двадцать минут? А вы, сэр, можете напрямую говорить с сотнями миллионов два часа при потушенном свете. Ваш талант, мистер Капра, принадлежит не только вам! Это дар господний! И сделал это Господь не случайно! Если вы не используете этот дар, вы тем самым оскорбите Господа и все человечество. Прощайте, сэр! — С этими словами незнакомец вышел из комнаты.

Капра так никогда и не узнал, кем он был, его посетитель, и откуда взялся. Но за несколько секунд жизнь Капры резко изменилась. Пристыженный и разозленный режиссер выключил радио, встал, оделся, собрал чемоданы и поехал с женой в Палмспрингс, где постепенно пришел в себя. К нему вернулось жизнелюбие, желание работать! Он ощутил новый творческий подъем, и им овладело чувство ответственности перед искусством. Капра создал после этого всемирно известные фильмы, ставшие популярными, кроме прочих достоинств, еще и потому, что они были признаны как "новое слово в изображении состояния человеческой души". "Мистер Дитц едет в город", "Мистер Смит едет в Вашингтон", "Эта прекрасная жизнь", "Потерянный горизонт" и многие другие его фильмы оказали огромное позитивное влияние на миллионы людей во всем мире.

Капра так описывает свое резкое изменение отношения к жизни и искусству после встречи с таинственным незнакомцем:

"Я понял, что должен отдать свой талант на службу человечеству. Начиная с фильма "Мистер Дитц едет в город", в каждой своей работе я старался сказать что-то новое, важное, выплеснуть то, что не давало мне покоя, искало выхода. Я уже не бросался на первый попавшийся сценарий, чтобы набором трюков сделать из него зрелище, я перестал хвастаться тем, что могу сделать комедию из телефонного справочника. С тех пор я стал сам писать и переписывать по году свои сценарии, стремясь создать не только развлекательный, но и психологически значимый фильм. Неважно, кому принадлежала идея, заложенная в фильме, — я делал ее своей. Несмотря на разногласия с руководителями студий, сценаристами и актерами, мысль, сердце и плоть фильма принадлежали мне. Что это было? Новая форма наглости в высшем ее проявлении? Так думали многие, с кем я работал. Не знаю, поверите ли вы мне, но все дело заключалось в полном отходе от старых принципов — я уже не пользовался фильмом, а служил ему. Я делал уже не то, что приносило мне благо, а то, что требовала от меня профессия. С тех пор как я при трагических обстоятельствах понял, что служение себе — ничто по сравнению со служением человечеству, я начал думать о нуждах других".

Таким образом, испытание успехом, навязанная самому себе игра со смертью, появление доброжелателя в образе странного незнакомца — все это, вместе взятое, привело к возвышению Силы Личности Фрэнка Капры и "вынесло" его на орбиту ответственности перед искусством ради блага человечества. Четыре опоры Силы Личности равно важны для ее стремлений и достижений. Преодоление трудностей дает толчок. Идеализм придает ускорение. Самоконтроль, основанный на храбрости, сострадании и терпении, необходим для управления энергией, генерируемой в испытании и идеализме. Гармония "завершает" формирование Силы Личности в соответствии с законами природы.

 

 

Глава шестая


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!