Исламская политическая доктрина.
Основы исламской политической доктрины изложены в священной книге мусульман Коране. Здесь Бог определен как «истина». Причем предполагается, что ею проникнуто все содержание Корана, в том числе и те его фрагменты, которые посвящены закономерностям гос-ва и права. Речь идет о следующих сформулированных в Коране положениях полит-ой теории.1.О необходимости повиновения народа политическим руководителям и отрицании принципа принятия политических решений по большинству голосов. Люди должны подчинятся разумным власть имущим на земле. Неразумные среди политических руководителей – не от Бога, а самозванцы.2.О справедливости в гос-ве. Бог «дал преимущество перед сидящими со сложенными руками в великой награде…и прощении, и милости».3. О принципах примерной жизни людей в политической организации об-ва. Во-первых, люби ближнего все, что потратил из блага воздаться тебе. Во-вторых, граждане гос-ва обязаны выполнять договоры друг с другом. Счастливы, которые соблюдают свои доверенности и договоры. В-третьих, политической орг-ии общ-ва необходим неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным. В-четвертых, граждане гос-ва не должны разрушать окружающую их природную среду. «Не производите расстройства на земле после ее устроения». В-пятых, кто стремится к усовершенствованию, тому будет воздано более, чем тому, кто живет сегодняшним днем.4.О задачах политических руководителей. Правители обязаны примирять ссоры в гос-ве и обеспечивать господство справедливости в отношениях между людьми.
|
|
Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIVв.в.
Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитомИларионом. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.Закон призван определять внешние поступки людей. Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления. Закон и Истина не противопоставляются друг другу—они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодатикакидеала христианина. «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равноправиивсех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. В «Слове...» он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха(1053—1125). Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях;«Поучение детям», «ПосланиеОлегу Черниговскому» и «Отрывок». Политическое содержаниеего взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины,не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. Кто жаждет войны, достойным князьямне по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но подчиненное место. Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику и появившемуся в период феодальной раздробленности. Произведение Даниила выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовитьстрану к обороне от завоевателей. Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован. Князь выступает как верховный глава всем своим людям. В духе традиций русской политической мысли Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться наих Совет (Думу). Советники должны быть умны и справедливы и всегда действоватьпозакону («правде»), а князю необходимо уметь их выбирать. форма власти у Даниила близка к идеалу Мономаха; великийкнязь решает дела с мудрыми советниками, и такойпорядок укрепляет «грады и полки» и «державы». Боярское самоуправство осуждается автором. Оно беззаконно, несправедливо, порождает в державе неурядицу.Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Поддержка Данииломсильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задачетого времени — объединениювсех русских земель под властью великого князя. Впоследствии кего труду обращались многиерусские мыслители других эпох.
|
|
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!