Содержание дисциплины «Религия, культура, политика»
МОДУЛЬ 1. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
Тема 1. Культурология как самостоятельная область социогуманитарного знания
(лекция).
Культурология как научная и учебная дисциплина. Термин «культура» и древнегреческая антитеза "фюсис" - "номос". Культура как возделывание, совершенствование, приобретение. Культура как "пайдейя". Полисный характер античных представлений о культуре и цивилизации. Средневековое понимание культуры: креационизм, эсхатологизм и "линейное время". Вера и разум, теория двух истин и понимание культуры. Эволюция дилеммы природа - культура в средневековой мысли, специфика христианского духовно-культурного значения культуры. Ренессансное понимание соотношения природы и культуры. Классическая модель культуры и её разрушение. Превращение культурологии в самостоятельную область исследования. Место культурологии в системе социогуманитарных наук. Культура как способ жизни по природе, система символов и психологических механизмов регуляции социального поведения человека по отношению к внешней природе (окружающий мир) и внутренней природе (внутренний мир). Культура как форма накопления, хранения и трансляции знаний Способы получения знания и формы его хранения и передачи. Формы естественной памяти, письменность и знание, техника и знание. Составные части культурологии и конститутивы культурологической теории. Основные периоды развития культурологической мысли
|
|
Тема 2. Основные зарубежные культурологические теории
(лекция).
Представления о культуре в немецкой классической философии. Поиск субстанциональных оснований культуры в области морального сознания (И. Кант), эстетического (Ф. Шеллинг), философского (Г. Гегель). "Классическая модель культуры" как форма самоидентификации европейской культуры. Трансформация философии культуры в культурологию. Баденская школа (В.Виндильбанд и Г. Риккерт): "науки о природе" и "науки о культуре". Марбургская школа (Г. Коген, Э. Кассирер). Культура как непрерывный поток символов. "Заданность" культуры как универсального пространства духовно-чувственных отношений. Э.Гуссерль - осознание кризиса европейских наук, предположение об универсальном характере человеческой культуры и нахождение ее единого основания при достижении "чистой сущности" сознания. М.Хайдегтер - применение феноменологического метода в обращении к субъекту, к "существованию". Проблема "сущности" и "существования" и "забвения бытия" в ходе европейской истории. Идея "осевого времени" К.Ясперса и поиск истины как всеобщее основание культуры. Марксистские теории культуры как гегелевский вариант онтологического и панлогического обоснования культуры.
|
|
Тема 3. Ф. Ницше о культуре
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Ф. Ницше и "философия жизни" Основные произведения Ницше.
· "Так говорил Заратустра" – манифестация иррационализма.
· "Рождение трагедии из духа музыки", дионисийское и аполлоновское начала в культуре древней Греции.
· Философия в трагическую эпоху Древней Греции
Тема 4. Культурологическая теория О. Шпенглера
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· О. Шпенглер – первооткрыватель культурологии.
· "Закат Европы" как культурологическое произведение.
· Типология культуры по Шпенглеру
· Различия между культурой и цивилизацией.
· Характеристика "аполлоновского человека".
· Характеристика "фаустовского человека".
Проектное задание:
· Определите главные отличия между аполлоновским и фаустовским человеком. конфуцианским и даосистским пониманием политики.
· Составьте подборку цитат, наиболее точно выражающих специфику аполлоновского и фаустовского человека.
|
|
· Форма: письменная.
Тема 5. Основные отечественные культурологические теории
(лекция).
Славянофилы и западники. Историко-культурологические концепции К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева. К.Леонтьев: критика европейской цивилизации и культуры, особенности европейского прогресса. Теория культурно-исторических типов Н.М.Данилевского: отрицание евроцентризма, многообразие форм культурно-исторической жизни, циклическое развитие культур. Критика идей Данилевского Вл. Соловьевым. Идеи "христианской культуры", судьбы России и русской культуры. Культурологическое значение концепций "всеединства" П.Флоренского. Л.П.Карсавина, С.Л.Франка. Культурологические концепции Мережковского, , Н.А.Бердяева, Л.Шестова. Актуальность идей М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Н.И.Конрада, С.С.Аверинцева, М.К Петрова. Социокультурная теория А.С.Ахиезера. Идеи известных культурологов - Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, М. С. Кагана, В. М. Межуева, Э. С. Маркаряна, А. Я. Флиера.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!