Тема № 3. Герой в произведении драматургии.



Герой как участник борьбы на одной из сторон основного конфликта пьесы. Главные и второстепенные герои. Многозначность и относительный характер понятий - «положительный» и «отрицательный» герой. Выбор героем поступка в экстремальной (обостренной) конфликтной ситуации - основной способ раскрытия его личностных качеств и общественной значимости.

Тема № 4. Действие в драматургическом произведении.

Сущность понятия - «действие» в драматургии; развитие основного конфликта, являющегося предметом изображения в данной пьесе, от его завязки до развязки и финала. «Действие - ... самое ясное и выразительное раскрытие человека, ... как его умонастроений, так и его целей» (Гегель. Соч., т.12. М., 1938. с.223). Различие понятий - «действия», к которым относятся любые побочные столкновения, поступки героев, продвигающие вперед действие пьесы. Развитие действия из первоначальной, конфликтной ситуации по принципу причинно-следственного ряда. Единство действия - необходимый критерий художественной целостности драматургического произведения. Деление произведения на: акты - картины - явления эпизоды. Пролог и эпилог, как формы организации материала пьесы. Антракт и его роль в организации действия пьесы. Принятая форма записи.

Тема № 5. Драматургическое построение этюда, этюда- аллегории, этюда -метафоры.

(Практические индивидуальные занятия).

РАЗДЕЛ № 2. Драматургия массового этюда, этюда -аллегории, этюда - метафоры. II семестр.

Тема № 1. Архитектоника драмы.

Композиционное построение драматургического произведения. Создание целостного образа данного конфликтного события - важнейшее, художественное требование к произведению драматургии.

Аристотель и Гегель о принципиальной структуре произведения драматургии. Всеобщая драматургическая структура - начало борьбы, ход борьбы, результат борьбы.

Тема № 2. Элементы драматургической композиции.

Экспозиция. Ее назначение. Различные виды композиции. Завязка - момент возникновения основного конфликта пьесы. Кульминация - момент наибольшего напряжения действия, обострение конфликта. Развязка - момент разрешения основного конфликта пьесы. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения в форме действенного проявления нового положения героев, сложившегося в результате развязки основного конфликта пьесы. Финал как критерий композиционной целостности драматургического произведения.

Особое значение финала произведения как художественного обобщения его идейной сущности, установления ассоциативных связей между конкретным содержанием конфликта данной пьесы и теми объективными жизненными противоречиями, которые в нем отражены.

Композиция - смысловое понятие.

Тема № 3. Историко-документальная драматургия.

Определение понятия - «документальное произведение». Современные взгляды на сущность документализма. Необоснованность попыток вынести историко-документальную драматургию за пределы художественной литературы. Жанры документальной драматургии. Произведения - историко-документальные. Документальная публицистика. Лирико-документальные пьесы. Произведения, состоящие из вымышленных документов - «под документ».

Тема № 4. Факт и документ.

Определение понятий: «факты жизни» и «факты искусства». Факт и образ факта. Документ - свидетельство о факте. Виды документов. Поиск и отбор фактов и документов. Литература вымысла и литература факта.

Тема № 5. Драматургическое построение массового этюда.

(Практические индивидуальные занятия). Определения понятий «символ», «аллегория», «метафора».

Метафора не как изображение идеи, а как ее выражение.

РАЗДЕЛ № 3. Драматургический отрывок. III семестр.

Тема № 1. Определение понятий «сюжет» и «фабула».

Сюжет как история роста и организации события. Неправомерность отождествления понятия «сюжет» с действием и драматургическим конфликтом. Отличие сюжета от фабулы/

Тема № 2. Характер в драме.

Аристотель о драматическом характере. Специфика обобщения и назначения характера. Разработка категории «художественный характер» на разных этапах развития теории драмы. Понятие «типичный характер». Главная черта драматического характера. Понятие «пафос» применительно к драматургическому характеру. Понятие «характерность».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 993; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!