Выразительность и культура речи в ораторском искусстве



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВО «Брянский государственный

аграрный университет»

 

Кафедра философии, истории и педагогики

 

О.А. Осадчая

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

краткий курс лекций

 

 

 

 

 

Брянск 2016

 

 

УДК

ББК

О

 

Осадчая О.А. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения: Краткий курс лекций / О.А. Осадчая. – Брянск: Издательство Брянский ГАУ, 2016. - 108 с.

 

 

Материал представлен в виде краткого курса лекций, который тем не менее охватывает широкий круг наиболее важных филологических тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом. В учебно-методическое пособие включены именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки понимания и глубины усвоения курса. Данное учебное пособие позволяет ознакомиться с основополагающими моментами развития навыков делового общения и связать теоретические знания с практикой проведения профессионально ориентированных тренингов, а также с основными требованиями норм делового общения, принципами ведения дискуссии, отрабатывают навыки установления взаимосвязей в группе.

 

Рецензент: доктор философских наук, профессор А.Ф. Шустов

 

Методический материал одобрен на заседании кафедры философии, истории и педагогики (протокол № 6 от 21.04.2016 г.) и рекомендован к изданию учебно-методической комиссией экономического факультета (протокол № 6 от 27.04.2016 г.)

 

 

© Брянский ГАУ, 2016

© Осадчая О.А., 2016

 
 


ВВЕДЕНИЕ

Устная речь - важнейший навык, позволяющий человеку получать и передавать большие объёмы информации за короткое время. Чем лучше развита устная речь человека, тем ему легче донести свои мысли и мнение до окружающих, легче общаться с собеседником, легче победить в споре, отстоять свою точку зрения. Человек, способный в устной речи четко, понятно и эмоционально насыщенно передать свою мысль часто занимает особое положение в обществе.

Совокупность физиологических, психологических и эмоциональных особенностей, влияющих на устную речь, называется природным красноречием. Оно проявляется в повседневной жизни незаметно для самого человека. Например, если во время разговора посторонние звуки заглушают устную речь, то человек не осознанно усиливает громкость голоса, повышает его.

Однако многие люди не обладают выдающимся природным красноречием, поэтому для нормальной жизни в обществе и достижения поставленных целей им требуется специально развивать этот навык. Также бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в этот момент нет. Для успешного решения возникающих проблем и задач каждому человеку необходимо овладеть особым качеством устной речи - ораторским искусством.

Язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Существует большое количество средств, позволяющих по-разному раскрыть одно и то же понятие. С древнейших времён, люди разрабатывали способы речевого воздействия оратора на слушателей. Ораторское искусство является неотъемлемой частью каждой исторической эпохи. В настоящее время происходит процесс глобализации, в котором каждому человеку необходимо сохранить свою индивидуальность, не потеряться в быстро меняющемся обществе.

Задачи изучения дисциплины «Тренинг профессионально - ориентированных риторики, дискуссий, общения». Аспирант, изучив курс, обязан:

- знать: основные понятия, методы в области ораторского мастерства;

-уметь: применять в профессиональной деятельности коммуникативные средства общения.

Курс лекций предполагает изучение предмета в рамках двух взаимосвязанных проблем – знанием основных приёмов ораторского мастерства и основ форм деловых коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 1. Ораторское мастерство

 

1. История развития ораторского искусства

2. Выразительность и культура речи в ораторском искусстве

История развития ораторского искусства

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, невозможна без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и другие. Для них публичная речь - оружие. Ораторство - мощный рычаг культуры. Теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разрабатываются с древнейших времён. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Сухие логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей.

Риторика (др.-греч. ритор - «ораторское искусство») филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально возникла как наука об ораторском искусстве, впоследствии понимается шире, как теория прозы или теория аргументации.

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить основные качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи:

1. Оратор обращается к народу с ораторской речью, чтобы не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом еврей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

2. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться.

А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» очень ярко представил весь комплекс трудностей публичной речи и умений, которые позволяют оратору их преодолевать: «Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот».

Ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством. Давно стал классическим пример с Демосфеном, который сам сделал себя прекраснейшим оратором, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый человек, умеющий логично мыслить, может научиться и хорошо говорить.

Ораторское искусство развивается наиболее успешно там, где существуют благоприятные условия для участия всех граждан в общественной и политической жизни страны. В глубокой древности такие условия существовали в Греции, главным образом в Афинах, где классовая борьба и демократическая форма правления достигли наивысшего уровня. Афиняне (как и вообще греки) ценили красивую и содержательную речь. Они создали теорию ораторского искусства - риторику, и обучали этому искусству почти всех граждан. Выдающимся оратором Древней Греции справедливо считается Перикл, который в V веке до н. э. более 15 лет правил Афинами. Речи Перикла отличались глубиной мысли, красотой формы и правдивостью, перед которой не могли устоять даже враги. Выступая с речами, Перикл всегда учитывал настроение и запросы своих слушателей и, что особенно поучительно, тщательно обрабатывал свои речи и следил за точностью и выразительностью их произнесения.

Огромной популярностью в конце V и в начала VI века до н.э. пользовался в Афинах блестящий греческий оратор Лисий. Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения. Сочиняя речи для своих подзащитных (в Древней Греции подсудимый сам произносил свою защитительную речь), он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить. Но главная особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он был остроумным рассказчиком и так рассказывал о событиях, служивших темой судебного разбирательства, что присутствующие буквально покатывались со смеху. Обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую её черту - неповторимость. Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность. Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию. И его собственные речи действительно напоминали импровизацию, но только напоминали, так как на самом деле они были всегда строго продуманы и тщательно отработаны. Образное повествование, юмор, отсутствие ложного пафоса, экономия изобразительных и выразительных средств - лучшие качества речи Лисия.

Наряду с Периклом и Лисием, большой популярностью пользовались ораторы Горгий и Антифан. Но самым выдающимся оратором Древней Греции был Демосфен. Слава его была столь велика, что его имя стало синонимом слова оратор. Любопытна и поучительна история его жизни. Родившись в 384 году до нашей эры, Демосфен уже в юношеские годы выступил на суде с обвинительной речью против своих опекунов. Затем сделался логографом-составителем речей для подзащитных и, задумав стать оратором, начал усиленно заниматься ораторским искусством. Однако природа наделила его слабым голосом, косноязычной речью и нервным подергивание плеча. Чтобы избавиться от косноязычия и развить голос, Демосфен уходил на берег моря, набирал в рот морские камешки и часами упражнялся в произношении речей, стараясь заглушить шум прибоя. Подвесив меч к потолку так, чтобы острие его подходило к самому плечу и кололо его при каждом подергивании, Демосфен избавился и от другого своего недостатка. Тогда он решил, что пришло время выступить в качестве оратора. Однако первое его выступление на этом поприще завершилось полным провалом. Видя перед собой человека небольшого роста, сильно волнующегося, произносящего речь слабым голосом, впечатлительные и прямые афиняне не дали ему даже закончить её. К великому огорчению Демосфена, его вторая попытка выступить с речью тоже не имела успеха. В ужасе закрыв лицо руками, чтобы никто не видел краски стыда на его щеках, он убежал домой и спрятался в тёмном углу. Казалось, всё было потеряно. Но у Демосфена был друг, знаменитый греческий актёр Сатир, который решил помочь ему в несчастье. Показав Демосфену прочитать отрывок из трагедии Софокла, Сатир, ничего не говоря, принялся сам читать это место как опытный актёр, и Демосфен сразу понял, в чём заключались его собственные недостатки. С тех пор он начал под руководством Сатира заниматься дикцией, постановкой голоса и манерой произнесения речи. Проделав огромную работу, Демосфен снова выступил перед афинянами, и те бурно приветствовали его. Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный, патриотический характер. Противники Демосфена называли его «диким зверем», столь страстной была манера его речи, отличавшаяся высоким пафосом, разящей убедительностью и разнообразием. Он тщательно готовился к каждому выступлению и до глубокой ночи засиживался перед своими речами, каждая из которых была орудием политики, направленной на защиту своей родной страны. Опыт Демосфена показывает, какое огромное значение имеет тема и главная цель выступления. Демосфен доказал, что даже те, у кого имеются физические недостатки, могут избавиться от них путём вдохновенного труда и стать хорошими ораторами.

Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции, острая необходимость в таких выступлениях способствовали созданию теории ораторского искусства, которая нашла наиболее яркое выражение в риторике Аристотеля. Великий мыслитель, философ и ученый, Аристотель уделяет огромное внимание стилю речи. По его мнению, смешение разных стилей в речи оратора - крупнейший недостаток, избавиться от которого нужно в первую очередь. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести её до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи и правильно выражать чувства и характер оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить «слегка» о важных вещах и торжественно о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае (в целях наглядности) пользоваться этими выразительными средствами. Огромное значение придаёт Аристотель содержанию речи и её структуре (построению).

Он рекомендует придерживаться некоторых элементов ораторского искусства:

1. Изобретение (тщательная подготовка) материала.

2. Форма (план) расположения материала.

3. Запоминание (освоение) материала.

4. Правильное словесное выражение материала.

5. Правильное произнесение (интонирование) материала.

Кроме того Аристотель высказал много ценных и тонких замечаний об умении оратора обращаться с аудиторией, возбуждать её внимание остроумной шуткой, лирическим отступлением. Многое из того, что предлагал Аристотель, не потеряло своей актуальности и до настоящего времени, поэтому может быть с успехом использовано для овладения мастерством устной речи. Новым этапом в развитии ораторского искусства было римское красноречие. Борьба между рабами и рабовладельцами, между патрициями и плебеями, многочисленные войны, которые вёл на протяжении многих веков Рим, наложили свой отпечаток на римское ораторское искусство. Интересы различных слоев населения Рима требовали разнообразия типов ораторов. К судебным, политическим и школьным ораторам прибавились ещё и военные ораторы, целью которых являлось воодушевление солдат перед сражениями. Большой славой и популярностью во всем мире пользуются имена римских ораторов Катона, братьев Гракхов, Марка Антония, Гортензия, Квинтилиана.

Особое место в истории занимает Цицерон, которого можно назвать величайшим оратором древности. Благодаря Цицерону, латинское красноречие в короткий срок оттеснило на задний план греческое. Важнейшим качеством оратора Цицерон считал убежденность и умение убеждать других. Для этого необходимо иметь полноту доказательств. Цицерон часто прибегал к вопросам и обращениям, эмоциональным восклицаниям, сильно действовавшим на чувства аудитории. Он был большим мастером плавной впечатляющей речи, говорил редко отрывистыми мелкими фразами. Значение Цицерона в истории развития ораторского искусства исключительно велико. Его высоко ценили общественные и политические деятели разных эпох: Петрарка, Мирабо, Робеспьер, Карл Маркс.

С падением Рима развитие ораторского искусства надолго затормозилось. Средневековье, где процветали мракобесие и схоластика, не породило ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. В эту эпоху ораторское искусство становится достоянием религиозных проповедников, упражнявшихся в произнесении туманных речей. Однако среди них были талантливые мастера, о которых нельзя забывать. Так, например, в Средневековье в IV веке славились красноречием такие религиозные проповедники, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Аврелий Августин.

Во второй период Средневековья, в XI-XII веках, расцветает так называемое университетское красноречие, наиболее яркими представителями которого были преподаватель Пражского университета Ян Гус, магистр Оксфордского университета Дуне Скот и учитель схоластической философии в Париже Пьер Абеляр. В период позднего средневековья выдающимся оратором был флорентийский монах Савонарола, призывавший к очищению церкви и к восстановлению принципа первоначального христианства.

В период возрождения огромное значение имело красноречие вождя крестьянской войны Томаса Мюнцера. Блестящий оратор и полемист, Мюнцер зажигал сердца тружеников земли и поднимал их на борьбу против помещиков-феодалов. Выдающимися ораторами этого времени были Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и вожди религиозной реформации Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Ораторское искусство более позднего времени достигло своего расцвета в XIX веке, когда буржуазно-демократические революции во Франции, Италии, Германии и Австрии призвали к жизни целый ряд выдающихся ораторов, волновавших умы и воображение миллионов людей.

 

Выразительность и культура речи в ораторском искусстве

Все истинные ораторы отличаются природным красноречием. Этим понятием определяется сущность живой, свободной, «красной», то есть красивой, речи. Но речь должна быть не только красивой, но и умной, глубокой, содержательной. Часто речь «по бумажке» и гладка, и остроумна, но это состояние отличается от истинного красноречия совершенно так же, как консервированные фрукты отличаются от свежих. Речь «без бумажки» требует от оратора безусловного авторства. Поэтому в 1724 году Петр I предписывал в особом указе: «...господам сенаторам речь держать в присутствии не по написанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была». Живая, неподготовленная устная речь доходит до слушателей лучше, чем иная старательно подготовленная, но прочитанная.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии -речевой оборот, который как бы. развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, т.к. они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более тонко подходить к изменению интонации. Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует выделить лексические приемы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы. Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно». Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!». Аллегория иносказательно изображает что-либо. Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений.

Применение крылатых слов, пословиц, поговорок является важной частью ораторского мастерства. Важно, чтобы они были неожиданны, но уместны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется: читать вслух в различном темпе фрагменты какого-либо рассказа по книге; использовать скороговорки (вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп). Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это учение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

«Слова-паразиты» - словесный мусор, который становится мусором именно потому, что сверх всякой меры и вопреки смыслу и необходимости засоряет речь оратора. Таких слов-паразитов не много, но когда они «привязываются» к оратору, отделаться от них нелегко. Трудность заключается в том, что сам оратор не замечает своих «слов-паразитов», произнося их бессознательно. Например, слова и словосочетания: «значит», «так сказать», «конечно», «в общем», «видите ли», а также нечленораздельные «м-д-а-а», «э-э» и т.д. Этот словесный сор не замечается оратором, но он заметен для слушателей, портит речь оратора, а иногда приводит к двусмысленностям.

Внешний вид оратора должен соответствовать обстановке. Жесты, мимика, поза должны выгодно дополнять речь оратора. В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

Ораторское искусство является фактором воздействия и средством самосовершенствования личности человека, средством повышения уровня общей культуры. Благодаря развитию навыков устного общения человек приобретает множество дополнительных возможностей.

Становление науки о красноречии - риторики пришлось на расцвет Древней Греции и Рима. Выдающиеся ораторы античности заложили основы успешного ведения публичного выступления. Оратор, обладающий высокой культурой речи, отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основы греческой риторики.

2. Ораторы Древней Греции.

3. Ораторы Древнего Рима.

Список литературы

 

а) основная литература (библиотека БГАУ)

1) Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Деловая риторика: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.- 488 с.

2) Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы риторики, этикет: учебное пособие / М.В. Колтунова. – М.: Экономика. 2000/-271 c.

3) Кузноцов, И.Н. Современная деловая риторика: учебное пособие / М.: Россбух, 2010. 320 c.

4) Кузнецов, И.Н. Деловое общение: учебное пособие / М.: Дашков и К, 2013/- 528 c.

5) Лосева, О.А. Культура делового общения [Электронный ресурс]: конспект лекций / О.А. Лосева.- М.: Экслибрис, 2006 (диск – СД - ком)

6) Сидоров, П.Н. Деловое общение: [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П.Н. Сидоров.- М.: Инфра, 2013.-384 c.

б) дополнительная литература

1) Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина,- 2-е изд.- М.: Инфра. 2009. 295 с.

2) Поваляева, М.А. Психология и этика делового общения / М.А. Поваляева, Р-н-Д: Феникс. 2004.352 с.

3) Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. / Е.Н. Корнилова - М.: УРАО, 1998.-208 с.

4) Сопер П.Л. Основы искусства речи. / П.Л. Сопер - М.: Феникс, 2006. -448 с.

5) Стюарт К. Ораторское искусство. / К. Стюарт, М. Уилкнсон - СПб.: Эврика, 2001.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 2. Речевое общение

1. Речевое (вербальное) общение.

2. Неречевые (невербальные) средства общения.

 

1. Речевое (вербальное) общение.

Чтобы преуспеть в воздействии на людей в деловом общении, менеджеру необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Н.С. Гумилев, русский поэт, известный изысканностью языка, писал: «Солнце останавливали словом, словом разрушали города». Словом можно убить и спасти человека. Ученые доказали, что одни сообщения оздоравливают личность, другие оказывают деструктивное воздействие на нее. Например, молитва побуждает резервные возможности человека, а проклятие, скверное слово разрушают личность. О человеке можно судить по языку, которым он выражается, т.е. по его вербальному имиджу.

Общение осуществляется, прежде всего, посредством делового языка. Чем совершеннее будет овладение риторикой, искусством ораторского мастерства, тем привлекательнее будет вербальный имидж. Деловым языком называют исторически сложившуюся форму национального языка, обладающую определенным лексическим (словарным) фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитым стилем.

Деловому языку присущи особые свойства:

1.- наличие определенных норм, правил употребления, ударения, произношения и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от профессиональной и территориальной принадлежности менеджера.

2.- стремление к устойчивости, сохранению общекультурного наследия и исторических традиций.

3.- стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных средств, что позволяет достигать эффективного выражения мысли в различных вербальных ситуациях.

Но в то же время в деловом общении нельзя использовать сленг и жаргонные выражения. Деловой язык соответствует норме и представляет идеальную модель вербального общения, отвечает общим его принципам. Цель вербального имиджа — поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить людей в свою пользу, побудить их к большей душевной щедрости. Вследствие этого такое важное значение для имиджа менеджера имеет развитие способности к красноречию, употреблению нормированной речи. Заслуживает внимания принцип целесообразности, выдвигаемый в качестве основного критерия языковой нормы вербального имиджа. Такой подход к норме представляется весьма убедительным, так как отвечает высшей цели оптимального вербального имиджа менеджера.

Широкий доступ в вербальном общении многих иностранных, научных терминов свидетельствует об обогащении современного делового языка. Но любым богатством нужно пользоваться умело. Утрата чувства соразмерности, злоупотребление научной, профессиональной лексикой ведет к непониманию окружающими, проявлению дурного вкуса. Простота и скромность — вот черты истинно культурной речи, составляющей основу вербального имиджа.

Важным этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства является соответствующий отбор того материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Менеджеру необходимо создавать ситуации в деловом общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышление, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения ее разнообразных аспектов, выработку общего мнения. Немаловажное значение в речевом имидже имеет выбор модальности (т.е. отношения к тому, что говорится, а также отношения к самому говорящему, к содержанию высказывания). Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»). С помощью этих слов указывается способ понимания высказываний. В деловом общении широкое распространение получила стандартная, жесткая, декларативная модальность. Следующим этапом в формировании вербального имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «мемориал памяти», «сегодняшний день», «первый пионер», «смелый риск», «броский эффект», «маршрут движения» и т.д. В этих сочетаниях определение и зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном слове. Только недосмотром можно объяснить появление в печати таких, например, тавтологических сочетаний: «главная суть», «преднамеренная провокация», «сильнейшие асы» и т.п. Незаурядные, мудрые, духовно богатые личности владеют волшебной властью речевого общения. Их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса проникают в души людей, управляют эмоциями, возбуждают добрые чувства. Сила их речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

Оратором можно и не быть, но менеджер обязательно должен иметь привлекательный вербальный имидж в деловом общении. Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого, говорили в древности, напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Любое проявление деловой активности связано с речью. Умение выражать свои мысли и идеи является столь же необходимым, как и способность их иметь. Впечатление, которое производит человек, зависит главным образом от его умения говорить. Доходчивая, убедительная, проникновенная и яркая речь – один из компонентов успеха личности. Искусство свободного разговора – прежде всего результат большого и кропотливого труда, а также хорошего знания закономерностей живой речи. Познакомимся с наиболее существенными особенностями языка и стиля устного общения и основами языковой культуры.

Речевой аппарат человека состоит из четырех важнейших частей: органов дыхания, гортани с голосовыми связками, резонаторных полостей и органов артикуляции. Звучащая речь возникает в результате одновременной работы всех этих органов. Ими же обеспечиваются та или иная сила звука, тембр голоса, ритм и темп речи, все разнообразие интонаций.

Правильное дыхание – основа красивого звучного голоса. Вдох во время речи должен быть коротким и энергичным. Начинать речь рекомендуется после вдоха и начальной фазы выдоха, выдыхать воздух до конца не следует.

Голос – важнейший элемент речи. Каждый голос характеризуется определенным диапазоном, то есть свойственной ему совокупности музыкальных тонов, громкостью, благозвучностью (отсутствием в нем звуковых помех). Кроме голоса речь также определяется дикцией, интонацией, темпом и ритмом.

Под дикцией понимают отчетливое произношение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателя от необходимого напряжения, позволяет сосредоточиться на содержании речи. Темп следует подбирать с таким расчетом, чтобы восприятие информации партнером не отставало от сообщения.

Ритм речи заключается в чередовании отрезков речи, а также в чередовании звучащей речи и пауз. Используются паузы грамматические (средство грамматического упорядочивания текста), логические (членение потока слов в смысловые куски), физиологические (необходимость вдыхать воздух) и психологические (эмоциональная интерпретация текста).

Интонация превращает цепочку слов в предложение, вычленяет высказывание на осмысленные куски, передает эмоции говорящего.

Под культурой речи в деловом общении понимается такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на партнеров в конкретной обстановке в соответствии с поставленной задачей. Речь должна обладать следующими качествами: правильностью, богатством языка, краткостью, ясностью и точностью, уместностью, эмоциональностью.

Правильность речи определяется ее соответствием общепринятым языковым нормам в грамматике, словоупотреблении и произношении. Отметим наиболее типичные ошибки: в области грамматики:

согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе существительное с количественным значением («большинство голосовало» – не голосовали);

сочетания с числительными (трое ребят, но три девочки);

словосочетания при предлогах (Благодаря ему - не благодаря его, исходить из этой проблемы, а не исходить от этой проблемы, свойственно им, а не свойственно для них);

В области словоупотребления:

смешение паронимов - слов, схожих по звучанию, но имеющих разное значение (всем нам надо учиться хозяйничать, надо «учиться хозяйствовать»);

неправильное использование одного из синонимов – слов, близких по значению (Объем работы значительно возрос – надо увеличился);

использование слова в несвойственном ему значении («это был очень опытный, доскональный инженер» – «доскональный», т.е. «тщательный» с названием лиц не сочетается);

тавтология, т.е. ненужное повторение сказанного («Рабочие вновь возобновили работу»); «раздвоение» глаголов («производить торговлю» – надо «торговать»);

смешение двух оборотов речи, близких по смыслу («противники разрядки нагнетают международное положение – сравните «нагнетать напряженность», «ухудшать международное положение»); 

искажение устойчивых оборотов – фразеологизмов («Он выполняет роль» – надо «Он играет роль»);

В области произношения:

неправильное произношение звуков и их сочетаний («сессия», а не «сэссия», «рейс», а не «рэйс»);

неправильное ударение (гражданство, а не гражданство, намерение, а не намерение, эксперт, а не эксперт).

Важно не затвердить то или иное правило, а быть внимательным к своей и чужой речи, анализировать ошибки, знать в каком словаре или учебники можно навести справку.

Одним из самых ярких показателей речевой культуры человека является богатство его лексикона – словарный и фразеологический запас. Одно из положительных качеств речи – ее краткость, то есть умение освободить речь от всего лишнего. Ясность – это доступность сказанного для слушателя, точность – соответствие речи замыслу говорящего. Эмоциональность – оптимальное соотношение логико-аналитических и эмоционально-эстетических средств во время устной речи. Экспрессивность речи достигается с помощью фигур – приемов стилистического синтаксиса: повтора (повторение слова или словосочетания с целью привлечения внимания слушателей), градации (расположение слов в порядке возрастания их смысловой значимости), инверсии (намеренного нарушения обычного порядка слов в предложении), антитезы (соединение противоположных понятий), риторического вопроса (утверждение или отрицание, обличенное в форму вопроса).


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!