Выбор объекта отношения и аргументация позиции
Одно дело–говорить много,
другое –говорить дело.
Софокл.
ПРИЕХАТЬ И ПОБЕДИТЬ:
СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ
ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД ПО ИСТОРИИ
Олимпиадное движение в нашей стране набирает силу. Победители Всероссийской олимпиады по истории зачисляются в вузы без экзаменов. Мы попросили члена жюри VIII Всероссийской олимпиады школьников по истории профессора Дальневосточного государственного гуманитарного университета Ольгу Юрьевну Стрелову дать ряд советов, как лучше подготовиться к этому интеллектуальному состязанию.
Сочинение-эссе
Помимо проекта участникам II тура Всероссийской олимпиады надо было представить на суд жюри сочинение-эссе.
В свое время написание эссе было уделом профессиональных литераторов, журналистов, людей искусства. В российскую школу оно пришло в годы обновления (модернизации) общего образования, когда одной из основных целей обучения истории, провозглашенных в Стандарте среднего (полного) образования, стало «развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами».
Старшеклассники знакомы с этим видом заданий, так как эссе входит в единый государственный экзамен по обществознанию. Но что такое эссе на историческую тему?
|
|
Вот какие общие определения эссе приводятся в словарях:
«Эссе (фр.) — жанр критики, публицистики и др. — прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному» (Современный словарь иностранных слов. М., 1993);
«Эссе — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Большой энциклопедический словарь. М., 1994).
Отталкиваясь от этих дополняющих друг друга определений, выделим основные элементы эссе на историческую тему:
• событие, явление, процесс или их интерпретация, ставшие предметом рассуждений;
• собственное мнение автора эссе по поводу обусловленных темой работы исторических фактов или версий;
. • приводимые автором в поддержку своей позиции аргументы, основанные на исторических фактах, анализе источников;
• свободные по форме, оригинальные по стилю, эмоционально окрашенные, образные рассуждения на тему эссе, характеризующиеся вместе с тем грамотным использованием исторических терминов и понятий, корректным обращением с историческими фактами, цитатами и источниками.
|
|
В школьной практике сложилась традиция стимулировать творческую мысль учащихся, используя в качестве тем эссе афоризмы, поговорки, высказывания выдающихся деятелей культуры и политиков. На олимпиаде в Туле школьники получили листок со списком из 20 высказываний — тем сочинения-эссе, выстроенных в хронологическом порядке и охватывающих всю историю России «от Рюрика до наших дней». Высказывания эти принадлежали историкам XIX и XX вв., придерживающимся различных политических и научных взглядов (Д.И.Иловайскому, И.Е.Забелину, В.О.Ключевскому, С.М.Соловьеву, П.Н.Милюкову, Е.В.Ани-симову и др.), российским и зарубежным политикам (Ш. де Голлю, У.Черчиллю, В.В.Путину и др.), а также деятелям науки и культуры (Ф.А.Степуну, Н.А.Бердяеву, А.Д.Сахарову и др.).
Список тем сопровождала развернутая инструкция со сложной трехступенчатой структурой рекомендаций, обращенной сразу ко всем участникам олимпиады (учащимся 9-11 классов):
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем.
|
|
(I) Помните, что сочинение-эссе характеризуется:
1) наличием конкретной темы или вопроса;
2) личностным характером восприятия проблемы и ее осмысления;
3) небольшим объемом (для написания . работы у вас будет 1 час 30 минут);
4) свободной композицией (вы вольны выбирать любое композиционное решение работы);
5) непринужденностью повествования (тему лучше раскрыть, избегая наукообразности; постарайтесь, чтобы ваше сочинение-эссе читалось с интересом);
6) внутренним смысловым единством;
7) «открытостью» (напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени).
Жюри, оценивая работу, будет руководствоваться критериями, которые приведены выше.
(II) При выборе темы помните, что надо быть уверенным в том, что вы:
1) обладаете неплохими знаниями по данной теме;
2) ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: необязательно полностью или даже частично быть согласным с ним — необходимо понимать, что именно утверждает автор);
3) можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4) владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (термины и понятия, которые вы собираетесь использовать, должны относиться непосредственно к теме эссе);
|
|
5) сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта.
(III) При выборе темы советуем вам руководствоваться следующим алгоритмом:
1) ознакомьтесь с предложенными темами;
2) определите смысл данных высказываний;
3) осмыслите проблемы в контексте исторической науки;
4) сформулируйте свое отношение к избранному высказыванию;
5) определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне;
6) отберите факты, примеры из истории, при помощи которых вы сможете убедительно обосновать вашу позицию.
Типичные ошибки
Какие основные ошибки допускают школьники, приступая к работе над эссе?
Одни «эссеисты» полагают, что проблема эссе уже задана и открыто предъявлена в самой теме работы. Обычно они начинают эссе шаблонными словами: «Рассматриваемая мною проблема актуальна (широко обсуждается в обществе)». Но о какой проблеме идет речь, остается непонятным для читателей эссе и экспертов.
Другой стратегически неверный шаг — превратить положенное в основу работы высказывание в эпиграф-декларацию, т.е. попросту забыть о нем и начать излагать всю известную автору эссе историческую информацию по избранной теме.
Еще один ошибочный ход — начинать эссе с выражения своего согласия (или несогласия) с точкой зрения автора высказывания. Как мы увидим дальше, любое высказывание можно прочитать с разными акцентами и по-разному понять мысль автора. Поэтому необходимо обратить особое внимание на совет организаторов олимпиады убедиться в том, что ты ясно понимаешь «смысл высказывания», «что именно утверждает автор». Сначала нужно определить суть афоризма, четко сформулировать его основную мысль и записать ее (возможно, для этого тебе понадобится перефразировать высказывание).
Выполнив это важное действие, ты положишь начало логически упорядоченной работе над эссе: определившись с проблемой обсуждения, перейдешь к определе-
нию своей позиции и ее аргументации. Собственно, в этом порядке и призывает действовать участников II тура олимпиады третья часть инструкции (алгоритм).
Ход работы над эссе
Постановка проблемы
На чем нужно сосредоточить основное внимание при подготовке к выполнению этого задания олимпиады? На отработке умения проблематизировать авторское высказывание.
Проблема эссе — это смысл (актуальный вопрос, внутреннее противоречие), самостоятельно выявленный (открытый) тобой в предложенном высказывании. Он обусловлен твоими ценностными установками и личностным опытом, а также умением применять полученные знания и умения в творческой ситуации.
Выхваченность цитаты из целостного авторского текста, незнание общего контекста произведения, логики рассуждений автора и места этой фразы в системе предлагаемой им первичной аргументации, мотивов, побудивших его сделать данное высказывание, или ситуации, в которой были произнесены эти слова, и т.п. могут привести к неоднозначному и порой парадоксальному интерпретированию смысла одного и того же высказывания. Отсюда — разнообразие суждений «эссеистов», анализирующих одно и то же высказывание, дискуссионный и открытый, незавершенный характер работ.
Убедиться в этом можно с помощью следующих заданий:
1. Прочитай одно и то же высказывание, служащее темой эссе, с разным выражением (интонациями).
2. Задай вопрос: «О чем хотел сказать автор высказывания?»
3. Сформулируй и обсуди с товарищами несколько возможных ответов на этот вопрос.
Выбери наиболее понятную и интересную для тебя тему эссе и сформулируй ее для себя в качестве проблемного вопроса.
Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна». О чем хотел сказать автор этих слов?
а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно воз
водят в ранг великих реформаторов
б) о том, что еще Иоанн положил начало тем
преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России
в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников
: г)...
Как же определяли проблему эссе участники VIII Всероссийской олимпиады по истории?
Один из ребят «нащупал» проблему своего эссе на тему приведенного выше высказывания Кавелина, рассуждая так:
«Петр I и Иван IV — две чрезвычайно значимые личности в русской истории. Их царствования представляют собой целые эпохи, значительно изменившие облик нашего государства. Неудивительно, что двое этих людей часто являются объектами для сравнения в трудах историков. И это, разумеется, небезосновательно — даже судьбы двух этих правителей схожи... Существует ли связь между этими царствованиями?» (подчеркнуто мною. — О.С.).
Другой конкурсант, анализировавший мысль Д.С.Лихачева о том, что «...рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов», выявил проблему, лежащую в основе высказывания, рассуждая следующим образом:
«Я согласен с мнением великого русского историка (так в тексте. — О.С.) Д.С.Лихачева. Эпоха правления Ивана IV — это эпоха становления самодержавного режима... Но всегда ли было так? Все ли
время своего правления он поступал лишь сообразно своему сиюминутному желанию?..» (подчеркнуто мною. — О.С).
Если первый старшеклассник хотел перепроверить и усилить собственной аргументацией точку зрения Кавелина, то второй, в целом соглашаясь с мнением Лихачева, задумал найти истоки «политической ответственности» Ивана Грозного, его нетерпимости к иным взглядам и решениям.
А вот пример того, как «эссеист» тонко расчленяет высказывание на две уточняющие друг друга части и рассматривает их в исторической и логической взаимосвязи (темой эссе послужило высказывание Н.Н.Фирсова «Бородино было русской победой, но это была моральная победа — победа твердости духа, победа решимости восторжествовать над страхом смерти, стоять, невзирая ни на что, и умирать»).
«Бородинское сражение — самое заметное и крупное из военных противостояний французской и русской армий. (1) Можно ли его назвать «победой русских»?..
Исторически в сражении нет победителей, (2) но может ли эта битва называться «победой русского духа»?..» (подчеркнуто мною. — О.С).
Точно понятая проблема становится для автора эссе той нитью Ариадны, которая помогает ему найти выход из интеллектуального лабиринта.
Выбор объекта отношения и аргументация позиции
Дальнейшая работа над эссе может включать в себя:
• твою оценку версии, научной и (или) гражданской позиции автора высказывания: «Я согласен (не согласен) с автором в том, что...»;
• твое отношение к причинам или способам решения заявленной в эссе проблемы: «Я думаю, что так происходит потому, что...»;
• твое мнение о сущности или путях выхода из сложной ситуации (если автор говорит об этом): «Я согласен (не согласен) с автором, что решить эту проблему можно, если...».
Поэтому, прочитав высказывание еще раз — теперь под углом зрения сформулированного тобой вопроса-проблемы, нужно выбрать объект своего отношения. Такими объектами в эссе на исторические темы могут быть:
1) оценочное заявление автора высказывания в отношении какой-либо исторической личности или события;
2) авторское объяснение причин или следствий исторических событий, явлений, процессов, а также деятельности военных, политиков, реформаторов, мыслителей и т.д.;
3) использованные историческими деятелями для достижения своих целей средства, которые оправдывает или осуждает автор высказывания;
4) иное мнение, с которым спорит автор данного высказывания.
Выбор объекта отношения зависит от особенностей высказывания, твоих акцентов в его восприятии и актуализированной тобой проблемы. Рассмотрим выделенные нами объекты подробнее.
Объект 1. Если в высказывании четко звучат оценочные выводы, ты можешь оспорить их или согласиться с ними, приведя исторические примеры и дополнительные аргументы.
Примером такого высказывания служат слова историка Е.В.Анисимова:
«Открытое провозглашение правительством дочери Петра Великого принципов петровской политики основополагающими для своей деятельности имело большое значение для будущего России» (подчеркнуто мною. — О.С).
Объект 2. В других высказываниях на исторические темы могут быть заявлены авторские версии факторов, причин, мотивов деятельности, например:
«30 июля 1767 г. назначено было днем открытия комиссии об Уложении... Екатерина хотела слышать откровенные голоса разных состояний русского народа, хотела познакомиться (подчеркнуто мною. — О.С.), по тогдашнему выражению, с умоначертанием народным...» (С.М.Соловьев).
К таким высказываниям целесообразно отнестись эмпатически, дополнив их своим представлением об историческом деятеле или событии либо дав опровержение, основанное на знании особенностей исторической психологии, психологии конкретной исторической личности или общих сведениях о той эпохе.
Объект 3. Автор высказывания может открыто или завуалированно оправдывать (осуждать) деятельность тех или иных исторических лиц, совершенные ими жестокости, кровопролития и т.п., например:
«Он [Сталин] принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» (У.Черчилль).
В этом случае необходимо вступить в дискуссию с автором высказывания, лейтмотивом которой станет извечный вопрос: «Оправдывает ли цель средства?»
Объект 4. В некоторых цитатах ты можешь услышать отголоски полемики с иной точкой зрения:
«Советский Союз не есть Россия... Ни одно достижение Советского государства. .. не есть достижение русского народа» (ИЛ.Ильин).
Данный вид высказываний требует от тебя включиться в научный спор. Необходимо, воссоздавая позиции спорящих и сравнивая их аргументацию, определиться с собственным взглядом на проблему и сформулировать его.
Приведу примеры из двух олимпиадных работ, написанных на основе фразы И.А.Ильина. Авторы обоих эссе успешно «распознали» проблему и определились с объектом отношения, но высказались каждый по-своему и использовали разные аргументы:
1. «С этим суждением великого русского философа и историка я собираюсь поспорить. .. Начну с личной причины ненависти Ильина к Советскому Союзу... Я понимаю отношение Ильина к принудительной коллективизации, сталинскому террору. Но я собираюсь поспорить с мнением Ильина в том плане, что все великие свершения (подчеркнуто мною. — О.С), произошедшие во время нахождения у власти большевиков, являются достижениями русского (советского) народа... К сожалению, все эти достижения народа не удалось увидеть И.А.Ильину. Я считаю, что если бы он знал о них, то переменил бы свои взгляды в пользу единства СССР со своим народом...»
2. «Я не согласен с мнением Ильина (подчеркнуто мною. — О.С.). Во-первых, рассмотрим национальный состав СССР... Во-вторых, рассмотрим территориальный состав Советского Союза... Далее, большинство научных достижений страны сделаны русскими...»
Что следует использовать в качестве аргументов в защиту выбранной автором эссе позиции?
Это могут быть исторические данные, которые трудно оспорить: состоявшиеся события, признанная статистика, сведения из авторитетного источника, корректный пример из отечественной и всемирной истории.
С особой силой и убедительностью в эссе звучат фразы, раскрывающие:
• способ аргументации: «Проведем аналогии...»; «Обратим внимание на различия...»; «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»;
• ранжирование собственных аргументов: «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»: «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; «Более того...»;
• обобщение доказательств: «Таким образом...»; «Это ли не...» и т.п.
«Открытость» работы
Жюри VIII Всероссийской олимпиады по истории предъявляло к сочинению-эссе одно оригинальное условие: «открытость» эссе («напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени»). К сожалению, выполнение этого условия оказалось большинству участников олимпиады не по плечу (или же они сочли его недостойным внимания).
Возможно, причина этого кроется в непривычности данного требования для подобного рода творческих работ. Вероятно, отработанная на уроках в школе структура эссе с обязательным обобщающим выводом или повторением ключевой фразы эссе (собственного мнения) в конце работы непроизвольно вынуждает «закрывать» тему, не позволяет увидеть перспективы и альтернативы ее развития.
Между тем «открытый» и диалогический характер эссе — это органичная характеристика данного жанра творческих работ по истории и к тому же не менее важная, чем высказывание автором собственной точки зрения по проблеме, яркий, образный язык и четкая аргументация. С чем это связано?
Прежде всего, с природой исторического эссе, основанного на нашей интерпретации высказывания «другого», т.е. человека с иным жизненным опытом, системой ценностей и отношений, со своим правом и основанием делать подобные заявления.
Во-вторых, с открытым, творческим характером исторической науки, главной задачей которой сегодня становится не поиск исчерпывающих объяснений, а стремление обобщить и интерпретировать разные точки зрения.
В-третьих, с воспитательными задачами ученического эссе, которое призвано быть не судебным вердиктом или последним словом в науке, а средством развития умения слышать и понимать «другого» (эмпатических способностей), взвешенного' отношения к имеющемуся многообразию точек зрения, понимания причин этого многообразия (толерантности), способности вести диалог, воспринимать и уважать иное мнение, корректно обсуждать дискуссионные вопросы прошлого и настоящего, принимать разумные компромиссы, менять свой взгляд под давлением убедительных аргументов и доказательств (коммуникативной культуры).
Итак, большинство олимпиадных эссе заканчивалось жестким приговором типа: «Царствование Петра имело значительное сходство с правлением Ивана IV, но продолжением его не являлось». Лишь отдельные конкурсанты позволили себе выйти за рамки конкретного исторического события или высказывания и представить, что было бы, например, если бы французские войска на Бородинском поле сражались с такой же храбростью и решимостью, как и русские. «Кто тогда одержал бы в этом сражении победу? Каково было бы дальнейшее развитие России?..» — такие вопросы вместо жирной точки поставил в конце своего сочинения один из «эссеистов», оставив проблему открытой для новых дискуссий.
Поверь, что подобные работы членам жюри читать было значительно интереснее, дольше сохранялась духовная связь с автором эссе, заданные им вопросы побуждали к размышлениям...
Домашнее задание
1. В заданиях Всероссийской олимпиады школьников по истории или в других источниках выбери высказывание, которое может послужить темой исторического эссе, и проведи подготовку к написанию работы, отрабатывая каждый этап творческого процесса:
1) Проблематизация высказывания:
• прочитай одно и то же высказывание, выбранное темой эссе, с разным выражением (интонациями);
• разным цветом подчеркни слова, на которые падают интонационные и смысловые ударения;
• задай к выделенным словам вопрос: «О чем хотел сказать автор высказывания?»;
• сформулируй и обсуди с товарищами возможные ответы на него, зависящие от ключевых слов;
• выбери наиболее понятный и интересный для тебя вопрос, сформулируй его в качестве проблемного вопроса эссе.
2) Выбор объекта отношения:
• прочитай высказывание под углом
зрения сформулированной тобой проблемы и определи соответствующий объект
отношения.
Например, ты выбираешь высказывание У.Черчилля и выделяешь в нем ключевые слова: «Он [Сталин] принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой».
Проблемный вопрос: оправдывают ли результаты, достигнутые за годы правления Сталина, использованные им для этого средства?
Какой из четырех выделенных выше объектов отношения представляет собой данное высказывание? Объект 2 — авторское объяснение причин или следствий исторических событий, явлений, процессов, а также деятельности военных, политиков, реформаторов, мыслителей и т.д.
3) Определение собственной позиции в
проблемном вопросе:
• «Я согласен (не согласен) с оценкой автора...»;
• «В вопросе о роли данной личности в истории мне ближе точка зрения...»;
• «Я не совсем разделяю положительное мнение автора о...»;
• ...
Попытайся понять и объяснить, почему автор данного высказывания придерживается именно такой точки зрения (оценки и т.п.).
4) План аргументации:
а) Исходя из особенностей объекта от
ношения, подумай, какого рода аргументы можно привести в обоснование своей
точки зрения:
• реальные исторические события, подтверждающие или опровергающие спорную точку зрения;
• надежную статистику;
• ссылку на авторитетный источник или мнение;
• цитату из первоисточника;
• корректные примеры из отечественной и всемирной истории.
б) Оцени степень значимости, весомости этих аргументов в порядке их возрастания или уменьшения, как основных и дополнительных или равноценных.
в) Подумай, в каком порядке эффективнее выстроить систему аргументов в
эссе.
5) «Открытые» вопросы. Подумай, какие вопросы можно поставить, если:
• допустить альтернативный вариант развития обсуждаемых в эссе исторических событий;
• использовать другие (новые) аргументы;
• принять (не принять) точку зрения автора высказывания;
• попытаться понять мотивы, интересы, намерения автора, определившие именно такой характер высказывания.
2. Напиши эссе. Обрати внимание, что разобранные выше компоненты творческой работы должны присутствовать в ней, но необязательно в единообразном для всех порядке.
О.СТРЕЛОВА
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!