Палочка-выручалочка с игрушками



 

Материал. Игрушки: мишка, кукла, собачка, кошка, обезьянка и др.
(по числу детей); палочка.

Ход игры. Каждый берет какую-нибудь игрушку: мишку, куклу, собачку, кошку, обезьянку и др.

При помощи считалочки намечается, кому водить. Например, водит мишка. Ребенок с мишкой на руках закрывает глаза себе и мишке
(рукой). В это время остальные дети прячут свои игрушки. «Мишка»
идет искать.

Если «мишка» прошел мимо того места, где спрятана игрушка, то
ребенок, чья игрушка в этом месте спрятана, берет ее и с соответственным звукоподражанием (собака лает, кошка мяукает и т.д.) бежит
к палочке выручаться. Таким образом необходимо найти всех играющих,
вернее все игрушки. Водит в следующий раз тот, кого первого нашли.

 

Смелые ребята

 

Ход игры. На земле или на снегу рисуют две линии, на расстоянии
приблизительно в 30-40 м одна от другой. Это два дома. Между ними,
как раз посередине, стоит ловишка (в кругу). Дети стоят все на одной
линии в первом доме. «Вы смелые ребята?» — спрашивает ловишка. «Смелые», — хором отвечают дети. «Посмотрим, какие смелые.
Раз, два, три — кто смелей, беги!» С последним словом ловишки все
бегут во второй свой дом, а ловишка старается поймать (дотронуться
рукой) как можно больше ребят. Он отводит всех, кого поймал, в свой
дом (круг) и ставит их в шеренгу, лицом к ребятам. Затем ловишка
опять обращается к ребятам с теми же словами и опять старается их
поймать. Всех, кого поймал ловишка, он присоединяет к своей шеренге. Наконец, из ребят остается всего один, самый ловкий и самый
смелый, он и будет ловишкой в следующей игре.

Правила игры. Не бояться ловишки и бежать сразу, как только он
скажет слово «беги!», ловить только до линий — дома ребят, если ловишка забежит за линию, надо выбрать другого ловишку.

Указания к игре. Когда игра проводится в первый раз, лучше воспитателю быть ловишкой: своим примером он нагляднее объяснит суть
игры. В дальнейшем ловишкой будет тот, кого не поймали. Если ему
не хочется быть ловишкой, он может выбрать вместо себя другого,
кто на это согласится.

Эту игру лучше всего проводить во дворе, но необходимо при этом
ограничить площадку для бега.

Лови скорее!

Ход игры. Дети делятся на две равные группы, которые выстраиваются двумя шеренгами друг против друга на расстоянии 12-15 шагов.

У каждой шеренги своя нарисованная линия. По указанию воспитателя одна из шеренг поворачивается к другой спиной. В это время
дети из второй шеренги должны тихо подойти к отвернувшимся и
остановиться за их спиной. «Лови скорее!» — говорит воспитательница. По ее сигналу те, кто стоит спиной, быстро поворачиваются
и ловят убегающих. Пойманных отводят в свою шеренгу те, кто их
поймал. Так повторяется несколько раз, причем ловит то одна, то
другая шеренга.

Затем подсчитывают, сколько детей оказалось в каждой группе играющих, и выясняют, кто выиграл (где больше детей).

Правила игры. Бежать вовремя, по сигналу (не раньше). Ловить
можно только до нарисованной линии. Пойманные становятся вместе
с поймавшими, т. е. переходят в другую шеренгу.

Указания к игре. Дети по очереди то подкрадываются и убегают, то
поворачиваются спиной и ловят. Но воспитатель может иногда менять
этот порядок и назначать по своему усмотрению, кому ловить и кому
убегать. Это бывает необходимо в случаях, когда нужно дать отыграться
детям, которые слишком часто проигрывают.

Школа ловких

Материал. Веревка; деревянная ложка; маленький мячик; игрушечное ведерко; небольшая фанерка.

В варианте игры: обруч; флажок.

Ход игры. На земле чертят большой правильный круг и делят его
линией на две равные части. Это «Школа ловких ребят». Каждый, кто
поступает в эту школу, должен выполнить по порядку 4-5 поручений.
За выполнение каждого поручения переводят в следующий класс школы.
Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из учеников не закончит
все 5 классов. Тогда он считается выигравшим, и игра начинается снова.

Виды поручений:

1)    пройти по линии, нарисованной в кругу;

2)    дойти от середины круга до своего места (обозначенная заранее
точка окружности) с закрытыми глазами;

3)    пройти под низко привязанной веревкой и не задеть ее;

4)    пройти на свое место от центра круга «вперед пятками» (движение назад);

5)    проскакать на левой ноге по линии (в кругу), держась за пуговицу;

6)    обхватить одно колено руками, поднять его и на другой ноге
проскакать по дорожке (примерно в 1,5-2 м);

7)    проскакать галопом (боковой прыжок) по дорожке;

8)    пронести в деревянной ложке маленький мячик;

9)    пронести игрушечное ведерко, полное воды (приблизительно
2—3 стакана), и не расплескать его по дороге;

10)  пронести фанерку на голове, не поддерживая ее руками.

Правила игры. Каждый выполняет по два поручения подряд; если

первое поручение выполнено правильно, ученика переводят в следующий класс и дают второе поручение; если первое не выполнено,
второе не дается. Дети приходят в школу по очереди, которая строго
соблюдается во время игры. Окончивший школу раньше других детей
получает первую очередь при повторении игры.

Указания к игре. Ожидающих детей необходимо усадить на скамеечки или стульчики.

Из указанных здесь поручений воспитатель выбирает лишь те, которые доступны данным детям по сложности движений. (Поручения
1, 3, 5, 8, 10 — более легкие, остальные сложнее.)

Некоторые поручения намеренно сформулированы как задания,
требующие сообразительности, например 4-е: его не следует объяснять
заранее — пусть ребенок сам подумает и догадается. Все поручения,
где детям приходится прыгать, должны даваться с ограничением пространства, чтобы дети не утомлялись.

Вариант. Для «Школы ловких» надо заранее приготовить следующие классы. 1-й класс — ровная черта длиною в 1,5—2м. По этой
черте надо пройти и не споткнуться, т. е. не стать ногой на землю.
2-й класс — здесь надо прыгать на одной ножке и ни разу не стать
двумя ногами.

Далее подбирая разные задания, можно разнообразить игру и усложнять ее в зависимости от умений детей и их интересов. Можно
предложить следующие задания:

1) докатить обруч одним толчком до линии на расстоянии 2—3 м;

2) прокатить свой обруч по узенькой дорожке (две линии на расстоянии в 10-20 см) так, чтобы он не съезжал с нее;

3) катая обруч по дороге, захватить флажок, лежащий на скамье,
не давая при этом обручу свалиться на землю;

4) попасть шариком в ямку (катить, а не бросать);

5) разогнать сложенные кучкой шарики одним ударом шара (катить,
а не бросать);

6) отпускать и ловить на лету одной рукой мячик (мячик летит
вниз), выполнять это по очереди то левой, то правой рукой и т. п.

Стоп!

Ход игры. На расстоянии 10—15 шагов от стены чертится линия.
У стены, спиной к играющим, стоящим за линией, находится водящий. Он стоит в маленьком круге, начерченном на земле. Водящий
громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай... Стоп!»

В то время как он говорит эти слова, все быстро подвигаются
вперед по направлению к водящему, кто бегом, кто шагом. На слово
«стоп!» все замирают на местах, а водящий быстро оглядывается. Если
кто-нибудь не успел вовремя остановиться и сделал какое-нибудь движение, водящий посылает его назад и он начинает свое приближение
к водящему сначала. Опять водящий поворачивается спиной к играющим и говорит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему
и не станет двумя шагами в кружок раньше, чем тот скажет «стоп!». Если
это удалось, подошедший становится водящим, игра начинается сначала.

Правила игры. Водящий не поворачивается назад до тех пор, пока
не скажет «стоп!». Он может говорить фразу «Быстро шагом, смотри не
зевай... Стоп!» в любом темпе, но обязательно громко. Передвигаться

можно и шагом, и бегом. Каждый, кто удержался от движения после
сигнала, может с каждым туром игры передвигаться дальше; тот, кто
пошевелился, отсылается назад за черту.

Указания к игре. В этой игре дети сами контролируют друг друга.
Например, если водящий обернулся раньше, чем следует, дети могут
потребовать переиграть. Если кто-либо, кого водящий отсылает назад,
оспаривает это, остальные играющие и воспитатель должны помочь
разрешить спор.

Эту игру в дальнейшем можно изменить несколькими способами,
например, тот, кто дошел до водящего, становится вторым водящим,
к ним присоединяется третий и т.д. — до тех пор, пока не останутся 2-3 ребенка. Они затем становятся водящими, а игра начинается
сначала.

Водящий получает мячик, бросает его вверх и ловит, считая до
3 или 5. Это нужно, чтобы научить детей не подглядывать и не поворачиваться раньше времени.

Водящий подбрасывает вверх и ловит мячик, считая до 5 или 10
(в зависимости от расстояния от черты до его кружочка); если за это
время никто не добежит до круга, он кричит «беги!», поворачивается
к играющим и бросает в кого-нибудь из убегающих детей мяч. Тот,
в кого он попал, становится на его место. Если же он не попал, он
водит снова. Если под счет водящего кто-либо добежит до круга, мяч
бросает не водящий, а тот, кто занял его место.

Игра может проводиться и в просторном помещении и на воздухе
в любое время года.

 

Школа мяча

Материал. Мяч.

Ход игры. На земле надо нарисовать три длинные линии, одна от
другой на расстоянии приблизительно 2-3 шага.

Все играющие становятся у первой линии таким образом, чтобы не
было тесно. Воспитатель находится впереди них на близком расстоянии
(примерно в 1 м). Каждый играющий по очереди ловит мяч, который
кидает воспитатель, и бросает ему обратно. Если мяч пойман и брошен
удачно, ученик переводится в следующий класс (отходит ко второй линии, потом к третьей и т.д.). Если кто-то не справился с заданием — не
выполнил своего урока, он остается в том же классе.

Таким образом, каждый ученик по очереди получает мяч, выполняет то или иное задание и переходит из класса в класс до тех пор,
пока кто-либо не окончит школу и станет учителем. После этого игра
начинается сначала, причем выигравший сменяет воспитателя и сам
становится учителем школы.

В школе проводятся следующие уроки:

- 1, 2, 3-й класс – ученики ловят и бросают обратно мяч, стоя у 1, 2, 3-й линии соответственно;

- 4, 5, 6-й класс - ловят и бросают мяч с ударом о землю, стоя у 1, I, 3-й линии соответственно;

- 7-й класс - бросают мяч о землю и ловят его (5 раз подряд)-

- 8-й класс - подбрасывают мяч кверху и ловят его (3 раза)

- 9-й класс - отбивают мяч, ударяя о землю (5 раз подряд);

10, 11, 12-и класс - бросают мяч о стенку и ловят его (3 раза)
стоя от стены на расстоянии 2, 4 и 6 шагов соответственно

Правила игры. Выполнивший урок переходит в следующий класс,
а невыполнивший остается в том же классе. Каждому ученику в его
очередь дается тот урок, который соответствует его классу. Сходить
с указанной линии не разрешается.

Указания к игре. Если дети плохо ловят и бросают мяч, в школе могут быть только первые 6 классов. Игра повторяется в таком виде до тех пор пока большинство детей не научатся ловить и бросать мяч с указанного расстояния. Затем можно постепенно добавлять уже по 1-2 следующих класса.

Во всех классах, где дети стоят у черты, следует бросать им мяч по
порядку, как они стоят, начиная каждый раз слева.

Закончив урок в 1-м классе, следует начинать не с урока для перешедших в следующий, а с повторного урока с теми, кто остался «на
второй год». Это нужно для того, чтобы дети могли поскорее догнать
своих товарищей. Если после этого в классе все же остается еще раз кто-либо из детей, они должны либо отодвинуться в сторону, либо присесть, когда воспитатель начнет бросать мяч стоящим позади детям. Для последних классов (10-11 классы) нужна стена без окон, а для отбивания мяча - ровная, хорошо утрамбованная земля, асфальт или пол.

Мяч на ступеньках

Материал. Мяч; небольшая каменная или деревянная лестница
Ход 1-й игры. Дети, стоя перед небольшой каменной или деревянной лестницей со ступеньками, играют в классы, бросая мяч по очереди:

- 1-й класс - ученики стараются попадать на поверхность каждой ступеньки;

- 2-й класс - ученики стараются попадать мячом в вертикальную
часть ступеньки;      

- 3-й класс - ученики стараются попадать мячом в ребро ступеньки.
Затем повторяются те же задания, но при этом дети не только попадают мячом, но и ловят его в руки.

Ход 2-й игры. Дети сидят на нижней ступеньке лестницы. Один
из детей, стоя перед ними на расстоянии 1-2 м, бросает мяч каждому
сидящему по очереди. После того как мяч брошен всем, удачно поймавшие его переходят на следующую или через одну ступеньку, а тот,
кто не поймал, остается на своем прежнем месте.

Выигрывают те играющие, которые первыми доберутся до верхней
ступеньки.

Если водящий (тот, кто бросает мяч) сам плохо бросил мяч, он
меняется местом с сидящим справа внизу.

Указания к играм. Первая игра труднее обычной игры в «Школу
мяча» и может проводиться как один из ее вариантов лишь с теми
детьми, которые хорошо умеют бросать и ловить мяч. Вторая игра
гораздо легче.

Следует помнить, что и первая, и вторая игра проводится на невысокой лестнице, например на деревянной трибуне, которую можно найти в
большинстве детских садов на участке. При проведении этих игр следует
особенно внимательно следить за тем, чтобы на лестнице не было тесно.

Перебрось мяч через сетку

Материал. Сетка, натянутая выше головы ребенка; мяч.

Ход игры. По обе стороны сетки на расстоянии 2 шагов размещаются играющие.

Переброска идет таким образом: ребенок перебрасывает мяч определенному мальчику или девочке, последние перебрасывают мяч обратно, тот, в свою очередь, получив мяч, передает его соседу, который
бросает мяч своей паре, и т.д.

Пара, удачно перекинувшая мяч, отходит на шаг назад.

Игра кончается, когда какая-нибудь пара отойдет от сетки на условленное заранее число шагов (например, 7-8), отмеченное чертой.

Правила игры. Удачно перебросившая пара отходит на шаг назад. Для ловли мяча сходить с линии не разрешается. Перебрасывать мяч надо броском снизу, двумя руками.

Указания к игре. Нужно заранее начертить линии, на которые отходят удачно перебросившие мяч.

Начинать игру надо с небольшой группой детей (4-6). Если желающих играть много, их следует разделить на несколько групп и организовать игру параллельно в двух местах.

 

Попади в цель

 

Материал. 4 больших обруча; мяч (мешочек с горохом, шишки);камешки (каштаны, шишки) для ведения счета.

Ход игры. Обручи связывают и кладут в центре круга, за чертой
которого стоят дети.

Каждый по очереди бросает в обруч мячом, мешочком с горохом
или шишками. Попадание в центр между связанными обручами дает
три очка, а сами обручи — по одному. Выигрывает тот, кто первым
наберет условное количество очков. Для наглядности счета можно
использовать камешки, каштаны, шишки и т. п. Каждый играющий
берет из корзинки столько камешков, сколько очков выиграл.

Вариант игры. Связанные обручи могут быть подвешены на дереве,
и дети, разделившись на пары, будут перебрасывать мячи друг другу
через обручи в определенной последовательности. При каждом промахе пары сменяются. Выигрывает пара, которая первой перебросит
мяч во все 4 обруча.

 

Гонка мячей


   Материал. 2 больших мяча.

Ход игры. Игроки (10—60 человек) делятся на две равные по числу
игроков группы и становятся в две линии или кругом. Крайние игроки каждой группы берут по большому мячу и передают их рядом
стоящим игрокам своей группы (одна группа передает мяч в правую
сторону; а другая — в левую). Цель каждой группы заключается в том,
чтобы передать мяч крайнему игроку своей группы, стоящему по другую сторону крута, раньше, чем закончит другая группа. Группа, мяч которой пришел первым, выигрывает очко.

Правила игры. Передавать мяч можно только рядом стоящему игроку. Сходить с места во время передачи мяча запрещается. Если мяч уронили, то его поднимает уронивший и со своего места передает дальше.

Хромая лиса

Материал. Жгут.

Ход игры. На полу чертят очень большой круг, в который становятся все играющие (4-20 человек); за кругом отмечают нору для
лисы. Если комната небольшого размера, то чертят только лисью норку. Один из играющих назначается хромой лисой, ему дают жгут,
остальные игроки — куры. «Лиса» скачет на одной ноге, стараясь
осалить жгутом одного из играющих, которые в это время разбегаются по кругу в разные стороны. Осаленный становится хромой
лисой вместо того, кто его осалит; но, чтобы получить право гнаться
за курами и осалить их, «новая лиса» должна вбежать в свой дом.

Правила игры. Игрок все время, пока он находится в роли хромой лисы, обязан вне своего, дома прыгать на одной ноге. Если он
устанет, то может встать на обе ноги в своем доме. Игроки не име-

ют права выходить из круга (или из места, отведенного для игры).
Игрок в роли хромой лисы не имеет права салить того, кем только
что был осален сам.

 

Попрыгунчики

Ход игры. Чертят на полу круг, величина которого зависит от
числа играющих (играть могут от 3 до 30 человек) и размеров помещения, но чем он больше, тем лучше. Все игроки, кроме одного,
становятся вне круга, около его черты. Оставшийся входит внутрь
круга; он старается осалить кого-нибудь из остальных игроков,
которые пытаются встать внутри круга, перепрыгнув через черту.
Осаленный становится в круг вместо водящего, который входит
в состав стоящих вне круга.

Указания к игре. Перед началом игры уславливаются, как перепрыгивать через черту круга: обеими ногами или одной правой или левой.
Проникнувший в круг или вышедший из него каким-нибудь иным
способом, кроме прыжка, считается осаленным.

 

Медведи

 

Ход игры. Два игрока (всего игроков может быть от 6 до 30) - «медведи», держа друг друга за руки, бегут за остальными игроками, чтобы кого-нибудь поймать. Пойманным считается тот, на кого набегут медведи и схватятся свободными руками так, что пойманный очутится между ними как в замкнутом круге. Тогда он отходит в сторону, а «медведи» снова ловят. Новый пойманный вместе с первым составляют вторую пару «медведей», которая ловит так же, как и первая, т. е. ловят уже две пары «медведей». Каждые два игрока, пойманные ими, составляют новую пару «медведей», которые ловят наравне с первыми. Так игра продолжается до тех пор, пока «медведями» не станут все игроки.

Лошади

Материал. Веревочки (в 4 раза меньше, чем игроков).

Ход игры. Играющие (от 9 до 49 человек) становятся по росту в од-
ну линию (шеренгу) и, начиная с крайнего игрока (с правого фланга),
рассчитываются на первые четыре номера. Первые номера — «коренники» — остаются на месте, вторые номера — «левые пристяжные» —
становятся с левой стороны от «коренника», третьи номера — «правые
пристяжные» — с правой стороны, четвертые номера — «кучера» —
надевают на коренников веревочки — вожжи.

Одного играющего выбирают хозяином троек. По его приказанию, тройки начинают движение обыкновенным шагом, идя в ногу

и соблюдая ритм, потом переходят к ходьбе на носках, затем - к бегу в разных направлениях, назначаемых «хозяином» троек. При этом
тройки двигаются в указанном «хозяином» направлении.

После одной минуты такого бега «хозяин» приказывает тройкам
бежать в разные стороны. Тогда тройки уже не следуют одна за другой
а каждая выбирает себе то направление, какое ей вздумается, заботясь,
главным образом, о том, чтобы не сталкиваться с другими тройками!

По сигналу «хозяина» «лошади, в разные стороны!» «кучера» быстро снимают вожжи, и «лошади» разбегаются в разные стороны. После
следующего приказания «кучера, взнуздать лошадей!» «кучера» берутся за руки и образуют цепь. Начиная свое движение цепью с одного
конца помещения, они стараются загнать «лошадей» в другой его конец, чтобы, окружив цепью со всех сторон и взнуздав, поставить их
в первоначальном порядке и отвести в ту часть помещения, которая
определена под конюшню. При этом «лошади» не имеют права прорываться сквозь цепь «кучеров».

 

Лошади понесли

Материал. Веревочки (в 4 раза меньше, чем игроков)
Ход игры. Играющие (от 9 до 41) расставляются в том же порядке, что и в игре «Лошадки». Сперва они идут шагом, потом бегом по направлениям, указанным «хозяином троек», пока он не закричит «лошади первой тройки понесли!». После этих слов «кучер» первой тройки снимает вожжи, и «лошади» этой тройки разбегаются в разные стороны. Тогда «хозяин» приказывает «кучерам» взнуздать убежавших «лошадей», и все «кучера», выстроив «лошадей» оставшихся троек одной общей цепью, стараются окружить разбежавшихся «лошадей» или загнать в один из углов помещения, чтобы удобнее переловить их и взнуздать. Если «хозяин» закричит «понесли лошади всех троек» то все «кучера» снимают вожжи, ловят «лошадей», разбежавшихся по разным направлениям, и отводят их в «конюшню».

 

Пожарная команда

Материал. Какое-либо возвышение - лавка, табурет и т. п. веревочки.

Ход игры. Один из играющих (всего их от 15 до 50) избирается
брандмейстером, другой - вестовым, остальные, если игроков много
делятся на четыре группы: одну группу составляют пожарные, а три
группы - лошади (коренники, правые пристяжные и левые пристяжные). Если же играющих немного, они делятся на три группы: пожарных, коренников и левых пристяжных.

 

На одном конце помещения линией, проведенной на полу или
земле, отделяют место под конюшню, где в начале игры помещаются
все лошади. Около конюшни место для пожарных с каланчей, которую
обозначают каким-нибудь возвышением, например, лавкой, табуретом.
На каланче становится один из «пожарных» — «часовой».

«Часовой» подает какой-нибудь знак, обозначающий начало пожара. По этому знаку «вестовой» берет «лошадь» из группы пристяжных
и отправляется бегом к месту пожара и оттуда обратно к части. В это
время «пожарные» запрягают и ставят «лошадей» так, как это было
описано в предыдущей игре, причем перед первой тройкой должны
находиться вернувшийся «вестовой» и «брандмейстер», который руководит всем последующим ходом игры. По его приказанию, вся команда отправляется сначала скорым шагом, потом бегом в указанном
«вестовым» направлении и достигает места пожара.

Здесь «пожарные» разделяются на группы: одна группа качает воду
(взявшись по двое за руки, опускают и поднимают их), другая проводит «лошадей», третья отправляется за водой. Игру можно дополнять
разными деталями, чтобы разнообразить ее.

По окончании пожара «пожарные» запрягают и ставят «лошадей»
в прежнем порядке и отправляются обыкновенным шагом домой по
направлению, указанному «брандмейстером». Идут обыкновенно в ногу
и, если возможно, с песнями.

 

Волк и овцы

Ход игры. Одного из играющих (всего может быть от 6 до 30) выбирают волком, другого - пастухом; остальные игроки называются
овцами.

В двух концах площадки отделяют по узкой (шириной 2-3 шага)
полосе - загоны; сбоку между двумя загонами отделяют место - логово волка. Все остальное пространство — поле.

«Овцы» встают в один из загонов, «пастух» находится около них
в поле. «Волк», стоящий в логове, обращается к «пастуху» со словами: «Пастух, гони стадо в поле!» — и тотчас бросается к выбежавшим
из загона «овцам», старающимся перебраться в свободный загон на
противоположной стороне загона, миновав волка. «Пастух» защищает
«овец» от «волка». Если «волку» удается кого-либо поймать, пойманный становится его помощником. Игра возобновляется. Теперь ловить
«овец» волк выходит уже с помощником. Когда в логове «волка» будет
несколько помощников, они помогают «волку» ловить «овец», выбегая
цепью, взявшись за руки.

Таким образом игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «овец».

Правила игры. «Волк» не имеет права выходить из логова раньше,
чем начнут выходить из загона «овцы». Ловить он может только в поле!
Помощники не имеют права хватать «овец» руками (как и «пастух» —
«волка»), они могут задерживать их только цепью, взявшись за руки, или
расставив в стороны руки. Пойманная «овца» не имеет права вырываться,
а став помощником, она обязана помогать волку в ловле других овец.
Задерживаемые цепью помощников «овцы» не имеют права разрывать
цепь; разорвавший считается пойманным. «Овцы» могут миновать цепь
только тремя способами: или обегать ее по сторонам, или подлезать под
руки, или перепрыгивать через сцепленные руки. «Пастух» и «овцы» не
имеют права заходить в логове, так же как и «волк»-в загоны.

 

Невод

Ход игры. Двое игроков (всего играющих может быть от 5 до 30) выбираются рыбаками, остальные-рыбы. «Рыбаки» хватаются за руки и бегут за рыбой. Если они догонят кого-нибудь из «рыб» и, прежде чем она
вырвется, успеют схватить свободными руками так, что «рыба» очутится
между руками «рыбаков», то такая «рыба» считается пойманной. Пойманная «рыба» становится между «рыбаками», держа их за руки, и таким образом составляет невод. Этим неводом «рыбаки» ловят других «рыб», каждая новая пойманная «рыба», входя в состав невода, увеличивает его длину. Когда все «рыбы» войдут в состав невода, игра кончается.

Правила игры. «Рыбы» могут подлезать под руки игроков, составляющих невод, пока круг не замкнулся, т. е. рыбаки не соединились друг с другом свободными руками. «Рыбакам» запрещается ловить
разорванным неводом, «рыбам» нельзя разрывать невод напором.

 

Лишний

Ход игры. Все играющие (от 8 до 40), кроме двух, становятся парами
на расстоянии 2-3 шагов одна от другой так, чтобы составить два круга.
Лицом они обращены внутрь круга. Оставшиеся водят: один убегает, другой - ловишка - догоняет и старается осалить. Чтобы спастись, убегающий должен скорее занять место впереди какой-нибудь пары. Когда он стоит перед парой, его салить нельзя, но можно осалить того, кто стоит позади него и оказался третьим лишним. Если лишний успеет отбежать и встать перед какой-нибудь парой, то ловишка гонится за новым лишним. Если же ловишка успеет его осалить, то он становится ловишкой, а бывший ловишка, в свою очередь, старается встать впереди какой-нибудь пары.

Правила игры. Салить дозволяется только того, кто не стоит в паре
или стоит сзади третьим. Эта игра идет тем оживленнее, чем быстрее
лишние становятся перед парами.

 

Летучий мяч

Материал. Мяч.

Ход игры. Играющие (от 6 до 25 человек) становятся по кругу на
расстоянии одного или нескольких шагов друг от друга лицом внутрь
круга и перебрасывают мяч в разных направлениях. Водящий находится внутри круга и старается помешать мячу попасть в руки того,
кому он брошен. Если это ему удалось, то стоящий в кругу и тот, кто
неудачно бросил мяч, меняются местами.

Правила игры. Игроки штрафуются (меняются с водящим местами, вставая внутрь круга) в следующих случаях: бросил мяч так,
что он перелетел через голову того, кому брошен, или через голову
другого игрока; уронил мяч или не поймал его (в том случае, если
мяч был хорошо брошен); не докинул мяч более, чем на один шаг,
от того, кому он бросал; прокатил мяч, вместо того чтобы бросить
его. Игроки не имеют права сходить со своего места. Во время перебрасывания мяча водящий не должен подходить к тому, кто его
бросает, ближе, чем на три шага.

 

День и ночь

Материал. Дощечка длиной около 10 см, одна сторона которой выкрашена в белый, а другая — в черный цвет (дощечка может быть заменена образком твердого картона).

Ход игры. Посередине помещения проводят линию, делящую его на две равные половины. В двух концах, в нескольких шагах от его
края, отделяют линиями места для двух городов.

Назначают двух ведущих, они набирают себе группы. Одна группа называется группой ночи, другая — группой дня. Каждая группа
выбирает себе дом и становится около средней линии на расстоянии
приблизительно одного шага от нее лицом к своему дому.

Воспитатель (или ведущие) имеет в руках дощечку. Когда все игроки
встали на свои места, воспитатель (или один из ведущих по очереди)
бросает кверху дощечку и, когда она упадает на землю, кричит «ночь»,
если она ляжет черной стороной вверх, и «день», если она ляжет
вверх белой стороной. Группа, которую назвали, бежит к себе в дом,
а другая группа поворачивается и преследует убегающих — ловит или
просто салит их. Потом считают число пойманных — столько очков
выиграла ловившая группа. Обе группы становятся на прежние места
около средней линии (включая тех, кого поймали) и снова бросают
дощечку, убегают, ловят и подсчитывают число выигранных очков.
Игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь группа не наберет
условленного перед началом игры количества баллов.

Правила игры. Игроки должны стоять на условленном расстоянии
от средней линии. Они не имеют права смотреть на дощечку, когда
ее бросают, и бежать раньше, чем выкрикнут, кому бежать. Убегают
те, которых назвал бросивший. За каждого пойманного поймавшая
команда начисляет себе выигрыш в одно очко. Пойманные в дальнейшем ходе игры принимают участие в ней наравне с другими игроками
и могут быть пойманы снова.

 

Вольная лапта

Материал. Небольшой черный мяч; бита. При игре в помещении
их заменяют маленьким белым мячом (большим легким мячом).

Ход игры. В двух концах помещения для игры, в трех шагах от его
краев, проводят две черты: игральную линию и кон. Пространство
между этими линиями называется полем.

Один из играющих назначается метальщиком, другой — подавальщиком. Они становятся на игральную линию; остальные играющие рассыпаются по всему полю.

Когда все встали на свои места, подавальщик подбрасывает мяч по
направлению к метальщику, тот отбивает его в поле ударом руки или
биты. Отбив мяч, метальщик бежит к кону и оттуда обратно к игральной
линии. В это время игроки поля, подняв мяч, стараются осалить им
перебегающего метальщика. Если это удалось сделать какому-нибудь
игроку поля, то он встает на место прежнего подавальщика, который
делается метальщиком, а осаленный метальщик становится в ряды
игроков поля. Игра возобновляется.

Правила игры. Если игрок поля после отбивания мяча поймает его
на лету, то он идет на место прежнего метальщика, который сразу выходит в ряды игроков поля. Метальщика можно салить только в поле
и с того моста, где поднят мяч. Игрок поля, поймавший мяч, может
перекинуть его любому игроку, который потом кидает его в перебегающего метальщика.

Метальщик, не побывавший на кону после отбивания мяча, считается запятнанным тем игроком, который поднял мяч. Метальщик,
не отбивший мяч, брошенный подавальщиком, или отбивший мяч за
игральную линию, меняется своей ролью с подавальщиком. Трижды
промахнувшийся метальщик становится игроком поля, назначается
новый метальщик.

Подавальщик, три раза плохо подавший мяч, выходит в ряды игроков поля, назначается новый подавальщик.

Если отбитый мяч перелетел границы пространства, определенного для игры, то такое отбивание не считается и мяч снова передается
подавальщику.

Колдун

Ход игры. В двух концах помещения для игры отделяют чертой места для двух городов. Пространство между городами называется полем.
Сбоку между городами находится дом колдуна.

Одного из детей назначают колдуном, двух других (или одного
смотря по числу игроков, которых может быть от 5 до 40) — сторожами, они стоят в доме колдуна, остальные игроки находятся в одном
из городов.

По команде воспитателя игроки выбегают, стремясь попасть в противоположный город. В это время «колдун» выходит из своего дома
и салит бегущих. Осаленные становятся пленниками, отправляются
в дом колдуна. Когда все непойманные игроки оказываются в городе
игра возобновляется.

Теперь в задачу «колдуна» входит не только ловля игроков, но
и охрана пленных, которых могут освободить игроки, бегущие в первый город. Пленных охраняют и сторожа.

На обратном пути к первому городу часть игроков отвлекает внимание «колдуна», старающегося осалить новых игроков, другая часть
поддразнивает «сторожа», делая вид, что хотят подбежать и освободить
пленных. Остальные игроки в тот момент, когда на них не обращают внимания ни «колдун», ни «сторожа», подбегают к дому колдуна
и ударом руки по вытянутым рукам пленных освобождают их.

Освобожденные вместе с освободившими их бегут в город. Если на
этом пути «сторож» или «колдун» осалит освободившего, то он вместе этом пути «сторож» или «колдун» осалит освободившего, то он вместе
с освобожденным им игроком становится пленным. Если осалят освобожденного, то пленным становится только он.

Таким образом игроки перебегают из одного города в другой, и игра продолжается до тех пор, пока в плену не окажутся все игроки.

Правила игры. «Колдун» и «сторожа» имеют право салить только
в поле. «Колдун» имеет право салить всякого игрока, «сторож» - только освобожденных пленных и тех, кто их освободил. Игрок, осаленный
«колдуном» или «сторожем», становится пленным. Тех, кто попал
в плен, можно освобождать только на следующем этапе игры. Ни один
игрок, пришедший в город, не имеет права выходить, пока в город не
прибегут все остальные свободные игроки. Игроки не имеют права
заходить в дом колдуна или перебегать через него.

Мяч на ловле

Материал. Мяч среднего размера или большой

Ход игры. Одного из детей - самого выносливого - назначают охотником. Остальные дети - звери (играть может от 6 до 30 человек).

Начиная игру, «охотник» три раза подбрасывает мяч; в это время
все звери разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав в третий
раз подброшенный мяч, мечет им в одного из «зверей». Если он при
этом промахнется, то поднимает мяч и снова мечет до тех пор, пока
не попадет в «зверя». «Зверь», осаленный «охотником», становится его
«собакой»; «собака» должна поднимать мяч и передавать его охотнику.
Каждый новый осаленный «зверь» становится «собакой» «охотника»
и так же, как первая «собака», должен поднимать и передавать мяч
охотнику.

«Зверь», которого осалил «охотник», может отыграться (не стать
«собакой»), если успеет тут же осалить «охотника», не успевшего забрать мяч. Кроме этого случая «звери» не имеют права дотрагиваться
до мяча руками. Однако они могут катать мяч ногами, что очень мешает «охотнику»: стоит только ему уронить мяч, как «звери» ударами
ног начинают катать мяч из стороны в сторону и «охотнику» с его
«собаками» приходится долго бегать, прежде чем они поймают мяч.

Игра заканчивается, когда все «звери» станут «собаками».

Правила игры. «Охотник», начиная игру, не имеет права салить
«зверя» раньше, чем подбросит мяч три раза. «Зверь», дотронувшийся до мяча руками (если он не отыгрывается), становится «собакой».
«Звери» могут катать мяч по земле ударами ног только после того, как
у «охотника» будут две «собаки». «Зверь», прокативший мяч ногами
раньше, становится «собакой». Играющие не имеют права задерживать
«охотника» руками или каким-либо иным способом.

Указание к игре. Если игра происходит в закрытом помещении, то
«звери» могут брать мяч в руки и перебрасывать его друг другу, но
только после того, как у охотника будут две «собаки». «Зверь», взявший мяч ранее этого, считается осаленным.

 

Ножной мяч в круге

Материал. Большой мяч.

Ход игры. Все играющие (от 10 до 25 человек), кроме одного,
избранного водящим, встают в круг, лицом внутрь круга, на расстоянии двух шагов друг от друга. Водящий становится в середину круга,
кладет мяч на пол и ударом ноги старается вытолкнуть его из круга
между двумя играющими. Играющие стараются не пропустить мяч
и отбивают его ногами в круг.

Если игрок пропустит мяч и он выкатится из круга мимо него, то
этот игрок меняется местами с водящим.

Правила игры. Игроки не имеют права касаться мяча руками, когда
он катится, но его можно отбить, если он летит. Водящий не имеет
права подходить к игрокам ближе, чем на два шага. Если водящий

толкнул мяч так, что он перелетел через головы игроков, то он сам
вносит его внутрь круга и снова водит. Игроки не имеют права отходить от своих мест внутрь круга.

Указание к игре. Перед началом игры уславливаются, с какой стороны
каждый играющий должен отбивать мяч. Таким образом, каждый игрок
охраняет только один промежуток, лежащий по одну сторону от него.

 

Блуждающий мяч

Материал. Большой мяч (небольшая подушка, меховая шапка).

Ход игры. Все играющие (от 6 до 25), кроме одного, которого назначили водящим, становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки
друг от друга, лицом внутрь круга.

Играющие передают друг другу большой мяч (можно использовать
небольшую подушку или меховую шапку). Водящий бегает вне круга,
позади передающих, стараясь поймать или только дотронуться до мяча
рукой. Если это ему удалось, он меняется ролью с тем, у кого в руках
находился в это время мяч.

Правила игры. Игроки, передающие мяч, не имеют права сходить
со своих мест. Нельзя передавать или перебрасывать мяч через одного или нескольких игроков; следует передавать обязательно рядом стоящему игроку. Нарушивший одно из этих правил меняется своей ролью с водящим. Передача мяча допускается как в ту, так и в другую
сторону. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.

Указание к игре. Если игроки физически слабые, водящий становится внутри круга. В этом случае допускается передача мяча через одного игрока.

Перетягивание каната

Материал. Толстый длинный канат.

Ход игры. Игроки делятся на две команды (число игроков должно
быть четным). По земле растягивают канат, каждая команда становится
перед своей половиной каната. По команде воспитателя «взяться за
канат!» игроки берут канат.

По команде «готовься!» игроки поворачиваются в ту сторону, куда они должны тянуть. При этом корпус наклоняется вперед и вся
тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. По протяжной
команде «начинай!» команды тянут канат в противоположные стороны, стараясь перетянуть противников на определенное число шагов
(об этом договариваются заранее). Как только одна из команд смогла
этого добиться, звучит команда «стой!» и игроки останавливаются. По
команде «положить канат!» кладут его на землю — это нужно для того,
чтобы дать возможность упражнять тело равномерно.

Итальянская лапта

Материал. 4 флажка (палки); мяч.

Ход игры. На площадке или в зале выделяют место для игры с помощью флажков или палок, поставленных по углам. Это пространство
делят на две половины и проводят черту - кон (можно натянуть бечевку на высоте человеческого роста).

Играющие (от 6 до 30 человек) делятся на две команды, становятся по обе стороны кона (каждая команда на своей половине).
Затем один из игроков начинающей команды (команда выбирается
считалочкой) бросает мяч о землю и, в то время когда он отскочит
от нее, ударом руки посылает его на половину противников. Игроки
второй команды стараются помешать мячу упасть на землю больше
одного раза подряд и сильным ударом перебросить его на половину
первой команды, которая, в свою очередь, отбивает мяч обратно
после первого его скачка от земли.

Так играют до тех пор, пока мяч не стукнется о землю на половине
одной из команд два раза подряд. Та команда, на половине которой это
произошло, проигрывает одно очко. Один из игроков этой команды
берет мяч и посылает его в поле противника тем же способом, что
и в начале игры.

Игра заканчивается тогда, когда одна из двух команд проиграет
условленное число очков или когда окончится срок, определенный
для продолжения игры.

Правила игры. Посланный или отбитый мяч должен во время своего полета над полем противников хоть в одном месте достичь высоты,
большей человеческого роста, или перелететь через натянутую бечевку.
Удар, не отвечающий этим требованиям, дает право игрокам противника не отбивать мяч, падение мяча в этом случае не влечет за собой
проигрыш. Падение мяча вне пространства, определенного для игры,
не влечет за собою никаких последствий ни для той, ни для другой
команды. В этом случае вновь посылает мяч та команда, к которой
ближе находится мяч.

Команда проигрывает очко в следующих случаях:

1) мяч упал на половине команды более одного раза подряд;

2) игрок команды, бросив мяч о землю и стараясь отбить его, промахнулся, и мяч упал на землю;

3) мяч упал на половине команды, когда игрок посылал его на
другую половину поля;

4) игрок команды поймал мяч, летящий с поля противников или
отскочивший от земли после первого падения, руками;

5) игрок команды толкнул мяч ногой или зашел на половину противника.

Городки

Материал. Городки — деревянные цилиндры (диаметр 4см, длина
20см); биты.

Ход игры. На площадке длиной 14—25 м и шириной до 6 м намечают 2 квадрата (со стороной около 2 м) так, чтобы стороны одного
были параллельны сторонам другого. Это города. Расстояние между
ними зависит от сил и умения игроков и может быть от 7 до 20 м.
Пространство между городами называется коновым. Посередине этого пространства проводится линия, параллельная передним сторонам
квадратов, — полукон. Передние стороны квадратов — коновые линии,
для них нужно начертить продолжение с обеих сторон на 1,5 м.

Перед игрой участники (от 2 до 20 человек, оптимально — 10) делятся на 2 команды. Городки распределяются по 6 штук на команду.
Из них команда строит в своем городе заранее условленные фигуры
в определенной последовательности. Считалочкой выбирают команду,
которая будет начинать.

Один из игроков начинающей команды бросает биту с кона, при
этом его нога не должна выходить за коновую линию или ее продолжение. Если игроку удастся выбить хотя бы один городок, остальные
городки можно выбивать с полукона.

Побеждает та команда, которая, бросая биты от своего города
в городки, поставленные в городе противника, выбьет из города
определенное число фигур.

Правила игры. Городок считается выбитым, если он:

1) перелетел или перекатился через боковую или заднюю черту
города и оказался вне города полностью;

2) вылетев из города, вкатился в него обратно.

Городок, вылетевший перед коновой линией или на ее продолжение, не считается выбитым.

Если после броска бьющей команды в городе или перед ним окажется лежащая бита, то команда противников должна убрать ее в сторону.

Городок, оказавшийся лежащим на боковой или задней черте города, должен быть поставлен на том месте черты, где он лежал. Такой
городок называется «попом». Городок, оказавшийся на коновой черте
или ее продолжении, не ставится и просто считается невыбитым.

Фигуры должны быть поставлены или положены так, чтобы их
передняя часть касалась коновой черты.

Игры для подготовительной группы

Бездомный заяц

Ход игры. Из числа играющих выбираются охотник и бездомный
заяц. Остальные играющие — зайцы чертят себе кружочки (дома),
и каждый встает в свой.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц»,
стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он
становится бездомным и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил) зайца, он сам становится «зайцем», а бывший
«заяц» — «охотником».

Указания к игре. Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом
таком кружке становится «заяц». Игра проводится по тем же правилам.

Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4—5 раз, с тем чтобы все
дети побывали в роли зайца.

 

Два Мороза

Ход игры. На противоположных сторонах площадки (или комнаты)
отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 20-30 шагов (12—15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки.
Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки
лицом к детям. Это Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос.

По сигналу воспитателя «начинайте!» оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз — Красный нос,
Я Мороз — Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься
?

Все играющие хором отвечают Морозам:

 

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются
к остальным играющим.

Перебежки повторяются 3—4 раза. После подсчета общего числа
замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы,
и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

Горелки

Ход игры. Играющие становятся парами. Впереди колонны на
расстоянии 2—3 шагов проводится линия. Один из играющих — ловящий — становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль
колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться и взяться за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем
дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается, он образует
с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся
без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого
поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
Игру можно повторить 2—3 раза.

Указание к игре. Число участвующих не должно превышать 15—17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

Пустое место

Ход игры. Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс, — получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу,

К одному я подойду
И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий
впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки», — и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в круге; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

 

Эстафета с обручами

Материал. 2 обруча.

Ход игры. Играющие делятся на две равные группы и встают один
за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1,5—2м. Перед
колоннами проводится черта. На расстоянии 5-6 м от нее кладутся
обручи — по одному против каждой колонны.

По сигналу воспитателя «раз, два, три — беги!» — стоящие первыми в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают
в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются
до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех
пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та
группа детей, которая сделает это раньше.

Эстафета по кругу

Материал. 4 флажка; бубен.

Ход игры. Играющие делятся на четыре отряда.

На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества
играющих, так как отряды должны выстроиться вдоль его четырех
радиусов.

Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу
воспитателя (удару в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну
сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему
игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.

Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх. Выигравшим
считается тот отряд, который сделает это первым.

Указание к игре. Игра может повторяться с тем же составом, но,
если воспитатель видит, что силы неравные, следует предложить детям
перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки.

 

Море волнуется

Ход игры. Из числа играющих выбирается водящий. Остальные
встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, каждый чертит на своем месте кружок.

Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому
он скажет «море волнуется», встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, они еще немного ходят или бегают. Неожиданно
ведущий говорит «море спокойно!», все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится
водящим, и игра повторяется.

Указание к игре. Воспитатель должен следить, чтобы цепочка двигалась «змейкой», не пропуская ни одного кружка.

Кто скорее снимет ленту

Материал. Веревка, натянутая на 10—15 см выше поднятых вверх
рук детей; несколько лент.

Ход игры. На площадке проводится черта, за которой дети строятся
в несколько колонн по 4-5 человек в каждой. На расстоянии 10-15 шагов напротив колонн протягивается веревка. Против каждой колонны
на эту веревку накидывается лента.

По сигналу воспитателя «беги!» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки (каждый может сделать одну попытку). Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те, кто были в колонне первыми, становятся в конец ее, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети.

Игра кончается, когда все дети попытаются снять ленту. Отмечается
колонна, которой это удалось большее количество раз.

Указание к игре. В дальнейшем игру можно усложнить, поставив
на пути детей препятствия. Можно, например, протянуть веревку на
высоте 40-50см, под которую нужно подлезть, не задев ее, или про-
вести две линии на расстоянии 30-35 см друг от друга, через которые
надо перепрыгнуть.

Волк во рву

Ход игры. Посередине площадки проводятся две параллельные
черты на расстоянии 80-100см одна от другой — это ров. С двух
краев площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.

Все «козы» располагаются в одном из домов. «Волк» становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву!» «козы» бегут на противопо-

ложную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а «волк» в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных
он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «волк во рву!»
козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После условленного числа перебежек (3-4) все пойманные козы
возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк (но не из числа
пойманных коз). Игра повторяется.

Классы

Материал. Плоский предмет - камешек, коробочка.

Ход игры. На ровной площадке или асфальтированной дорожке дети
мелом (на асфальте) или палочкой (на земле) чертят так называемые
классы, то есть геометрические фигуры определенной конфигурации.

Это может быть большой прямоугольник, разделенный одной продольной и двумя поперечными линиями, на верху которого чертится
полукруг - «огонь»; или небольшие прямоугольники, по-разному
расположенные на плоскости и разделенные линиями на небольшие
отделения, а также классы, напоминающие по форме улиток-катушек.

Принцип игры в эти классы один: дети бросают в них плоские
предметы - коробочки, камешки - и впрыгивают в тот же квадрат
на одной или двух ногах.

Ребенок бросает камешек в первое отделение и. если попадет в него впрыгивает на одной ноге в этот класс, останавливается, встав на обе ноги, берет камешек и продолжает прыгать на одной ноге без остановки во все последующие классы, стараясь не наступить на черту. Выпрыгнув из
последнего, шестого класса, он снова бросает камешек, но уже во второй
класс, делает прыжок на одной ноге в первый класс, оттуда во второй
останавливается, берет камешек и снова продолжает прыжки в последующие классы. После этого ребенок бросает камешек в третий, четвертый пятый и, наконец, в последний класс. На этом заканчивается тур игры

Если ребенок хочет участвовать в игре и дальше, он начинает все
сначала.

Если ребенок во время прыжка становится на черту или не попадает камешком в нужный класс, право бросать камешек передается
следующему. Если камешек попадает в полукруг - «огонь», ребенок
должен начать игру снова, т. е. бросать камешек с первого класса

Вариант игры. Ребенок бросает камешек так же в порядке последовательности, начиная с первого класса и заканчивая шестым, но прыжки делает несколько по-иному. В первые два класса он прыгает на одной ноге, а в третий и четвертый классы - на двух ногах, откуда в пятый
класс впрыгивает снова на одной, ноге и т.д. В конце он прыжком поворачивается и продолжает прыгать в обратном порядке.

Можно поделить фигуру на 8—10 частей — классов, в которые они
бросают камешки также в порядке очередности и впрыгивают на од-
ной ноге.

Мяч водящему

Материал. 2 мяча.

Ход игры. Участвующие в игре дети делятся на две равные подгруппы (по 5-6 человек в каждой) и строятся в колонны. Расстояние
между колоннами 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На
расстоянии 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой.

Выбираются два водящих, которые становятся за второй линией
против колонн. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи
впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его
обратно водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно, третьему и т. д.

Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше
вернет мяч водящему.

Городки

Материал. 20 деревянных или пластмассовых городков; 8 бит.

Ход игры. Для игры в городки отводится специальное место, где
делается ровная, утрамбованная площадка.

На расстоянии 1—2 м от стены или забора чертятся два квадрата
(1x1 м) с промежутком между ними в 60-80см. На расстоянии 1,5-2м
от квадратов проводится черта — полукон — и на расстоянии 2,5—Зм. вторая черта — кон.

Играющие делятся на две команды. Каждая получает по пять городков и две биты. На передней черте каждого квадрата устанавливается
первая фигура. Распределяют площадки между командами и договариваются, кто начинает игру (это можно сделать и при помощи считалки или другим способом).

Сначала бьют все дети одной команды, затем другой. Каждый играющий бросает две биты. Когда выбиты все городки первой фигуры,
ставится следующая. Новую фигуру начинают выбивать с кона (с дальней черты), после того как выбит хоть один городок из квадрата, все
бьют с полукона (с ближней черты).

Описания фигур:

1. «Забор» — все городки ставятся вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга.

2. «Бочка» — все городки ставятся вместе (один в середине, остальные вокруг него).

3. «Ворота» — две пары городков ставятся на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху, как перекладина.

4. «Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на
черте) и сзади, два других — по сторонам, сверху первых.

5. «Письмо» — один городок ставится в центре квадрата, остальные — по углам.

Выигрывает та команда, которая раньше выбьет все фигуры. При повторении игры команды меняются местами, начинает игру выигравшая команда.

Забрось мяч в кольцо

Материал. Столб; кольцо диаметром 25 см с сеткой; мяч.

Ход игры. Для этой игры на участке вкапывается столб, к которому
на высоте 120-130 см прикрепляется кольцо с сеткой.

В игре могут принять участие не слишком большое количество детей (4-8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии
1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает
тот, кто скорее наберет условленное количество попаданий (5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право
бросать первым.

Указание к игре. До начала игры надо научить детей правильным
приемам броска.

Школа мяча

Материал. Небольшой мяч.

Ход игры. Для игры дается мяч. Играют дети по одному, по двое
и небольшими группами в порядке очередности. Дети выполняют
следующие задания:

1. Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

2. Бросать мяч о стену и ловить его двумя руками. Повторить упражнение, ловя мяч сначала правой, потом левой рукой. Затем бросать правой рукой, ловя левой, и наоборот.

3. Ударять мяч о землю и ловить его то правой, то левой рукой.

4. Бросить мяч о стену, дать ему упасть на землю и отскочить, после чего ловить его двумя руками. Повторить упражнение и ловить мяч вначале правой, потом левой рукой.

5. Ударять мяч о землю, отбивать его несколько раз (4-5) и ловить сначала правой, потом левой рукой.

6. Подбросить мяч вверх и, не давая ему упасть, 3 раза отбить правой рукой. Повторить упражнение, отбивая левой рукой.

7. Ударить мяч о стену 5 раз, отбить правой рукой к стене, потом поймать той же рукой. Затем упражнение повторить, отбивая и ловя
левой рукой.

8. Повернувшись к стене спиной, бросить мяч через голову о стену,
отскочить от нее, дать мячу упасть на землю, а затем ловить двумя руками.

Можно использовать и такие варианты:

1. Подбрасывать мяч двумя руками вверх и, не сходя с места, ловить его. Повторить, делая во время полета мяча хлопок в ладоши перед собой, за спиной, по коленям. Во время полета мяча повернуться
кругом, а затем поймать мяч.

2. Ударить мяч о землю и поймать его. Повторить упражнение
с хлопками перед собой, за спиной. Ударять мяч по 5 раз о землю
правой и левой рукой.

3. Ударить мяч о стену и поймать его. Повторить с броском мяча
из-под руки, из-под ноги, из-за головы, снизу. Бросок делается двумя
руками, одной рукой, с хлопком в ладоши, с поворотом вокруг себя,
с перепрыгиванием через мяч после его отскока от земли.

Бабки

Материал. Бабки (в 3 раза больше количества играющих); 2 биты.
В варианте игры: 10—6 бабок; 1 бита.

Ход игры. В игре могут принимать участие от 2 до 5 детей.

На площадке проводится одна черта, на которой расставляются
бабки (расстояние между бабками равно высоте бабки), и другая (на
расстоянии 1,5-2м от первой), откуда бросают биты.

Каждый играющий бросает две биты, стараясь выбить бабки из
ряда. Выигрывает тот, кто больше выбьет бабок.

При повторении игры он получает право бить первым.

Вариант игры. Если играют двое детей, каждый берет себе по 5-6 бабок и одну биту. Каждый играющий поочередно бьет по своим
бабкам. Выигрывает тот, кто первым выбьет все бабки.

Серсо

Материал. Кольца, палки.

Ход игры. Двое детей становятся друг против друга на небольшом
расстоянии (2-3 м). Один из них бросает в сторону другого кольца,
а тот ловит их на палку.

При большом числе участников дети, разделившись на пары, становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по
договоренности) в руках палка, у другого — палка и несколько колец (вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и пускает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на свою палку.

Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями.

Выигрывает тот, кто поймает большее число колец.

Указание к игре. Когда серсо дается детям впервые, они играют
с одним кольцом: дети перебрасывают его друг другу. Воспитатель
показывает, как надо встать, как держать палку, кольцо и т. д.

В первое время кольца можно ловить на руку.

Бросить и поймать

Материал. 2 столбика (стойки); веревка; мяч.

Ход игры. На двух столбиках укрепляется веревка на высоте с поднятой вверх руки ребенка. Дети бросают мяч через веревочку, затем
пробегают следом за ним под веревочкой и ловят его, пока он не ушел.

Играть может один ребенок и несколько детей. В зависимости от
количества играющих изменяется и расстояние между стойками, чтобы
дети не мешали друг другу.

Передай мяч

Материал. Мяч.

Ход игры. Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от
друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя «начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят:

Раз, два, три —
Мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть —
Вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять!
Бросать кто умеет?
Я!

Тот, у кого на слове «я» оказывается мяч, выходит на середину
круга и говорит: «Раз, два, три — беги!»

Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места,
бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону
и одну игру пропускает.

Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется,
при этом мяч передается в другую сторону.

С обручем до флажка

Материал. 4—5 флажков на подставках; 4—5 обручей.

Ход игры. На одной стороне комнаты (площадки) проводят линию.
В 10м от нее ставят на подставках флажки. Дети (4-5) с обручем
в левой руке становятся на линии на расстоянии 1 м один от другого
левым боком к флажкам.

По сигналу воспитателя «приготовились!» дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую
руку они держат наготове для удара по обручу.

Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три — кати!», и дети катят
обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над
головой.

Указание к игре. Одна и та же группа детей может повторить игру
несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой. Игру можно проводить и со всей группой. В этом случае дети разбиваются на отряды.
Обручи катят поочередно каждые 4-5 ребят, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков.

Настольный теннис

Материал. Стол размером 1x1,8 м; ракетки; шарик.

Ход игры. Вначале воспитатель показывает детям, как правильно держать ракетку, как посылать шарики через сетку, чтобы после
отскока от стола на половине игрового поля игрока он ударился
о стол на половине партнера, и как отбивать шарик, посланный
партнером.

Указание к игре. Дети могут освоить игру лишь в том случае, если
с ними систематически играет воспитатель.

Мяч-чижик

Материал. Дощечка длиной 30см и шириной 6—8см; небольшой мяч.

Ход игры. Посередине площадки кладется наклонно дощечка. На
нижнем ее конце помещается мяч (чтобы он держался, надо сделать
в доске углубление).

Играющие встают вокруг дощечки. Выбирается водящий. Он с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки, отчего мяч взлетает
вверх. Играющие ловят его. Поймавший мяч становится водящим,
и игра повторяется.

В игре одновременно могут принять участие не более 5-6 детей.

Шар в ворота

Материал. Бортики (4 штуки); воротца (4 штуки); шары (7 штук, один из них красный); молоток на длинной ручке; кий; рамка для шаров.

Ход игры. Игра похожа на бильярд. Играть можно на столе, полу или ровной площадке (при игре на столе используется кий, на полу — молоток).

Бортики и воротца скрепляются между собой и образуют игровое поле. В центре его с помощью рамки выкладывают пирамиду из шаров; седьмой, красный шар (биту) ставят на расстоянии 15-20 см

Играют двое поочередно. Право первого хода получают по договоренности или разыгрывают с помощью считалки. Получивший его ударяет кием или молотком по красному шару и разбивает им пирамиду.

Далее игроки стараются забить шары в воротца прямым ударом по
ним кием или молотком.

Каждое попадание шара в воротца дает право на дополнительный удар. Выигрывает тот, кто забьет больше шаров или кто первым забьет условленное количество, например 10. Во втором случае забитый шар каждый раз надо выставлять на игровое поле.

Указание к игре. В дальнейшем игру можно усложнить. Шар забивается в воротца посредством красного шара, по которому ударяют молотком или кием.

 

Бадминтон

Материал. Ракетки; волан.

Ход игры. Вначале детей учат правильно держать ракетку и с силой
ударять по подброшенному волану, посылая его вперед.

Затем воспитатель играет с ребенком, учит его отбивать ракеткой
летящий волан. После этого дети начинают играть друг с другом стоя на расстоянии 2-3 м. Когда дети хорошо освоят основные приемы они могут играть через сетку.

Сбей кеглю

Материал. Бортики (4 штуки); воротца (4 штуки); кегли; шарик; кий
(2 штуки); фишки (палочки, камушки, пуговицы) для подсчета очков.

Ход игры. В отличие от обычных кеглей, эта игра проводится на ограниченном игровом поле и кегли сбиваются с помощью кия, как в бильярде.

Бортики, скрепленные воротцами, образуют игровое поле, на котором расставляются кегли: красные в центре, остальные по две с каждой стороны от них.

Играют двое. Поочередно они устанавливают шарик в любых воротцах и ударом по нему кием стараются сбить кегли. Сбитая красная кегля дает 4 очка, остальные — по 2.

Сбитые кегли убираются с поля. Игра заканчивается, когда все кегли оказываются сбитыми. Выигрывает тот, кто набрал большее (или условленное) количество очков.

Во втором случае сбитые кегли возвращаются на игровое поле.

Количество очков, полученных за сбитые кегли, можно отсчитывать
с помощью фишек (палочек, камешков, пуговиц и т. п.).

Чей дальше

Материал. Мяч.

Ход игры. Игра проводится на участке. Она заключается в бросании
мяча о стенку с фиксированием результата.

На расстоянии 1-2м от стены проводится линия, с которой бросают мяч. За ней проводятся еще 3-4 линии на расстоянии 20 см друг
от друга, их обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Играющие поочередно
бросают мяч о стенку и отмечают, на какую линию он упал.

Указание к игре. Когда дети научатся хорошо бросать мяч, можно
внести усложнение: играющие договариваются, на какую линию должен
упасть мяч.

Через обруч к флажку

Материал. 4—6 обручей; 4—6 флажков.

Ход игры. В середине площадки находятся обручи на расстоянии
одного-двух шагов один от другого.

На одной стороне площадки в одну линию раскладывают флажки —
так, чтобы каждый флажок приходился против обруча. На другой стороне
площадки проводится линия. За ней размещаются 4-6 колонн по нескольку
детей в каждой. Каждая колонна выстраивается против своего обруча.

По сигналу воспитателя «начинай!» первые в колоннах бегут каждый
к своему обручу, приседают и, взяв обруч в руки, ставят его вертикально, прижав одной стороной к полу (к земле). После слов воспитателя
«раз, два, три — беги!» бегут дети, стоявшие в колонне вторыми. Они пролезают в обруч, добегают до флажков и поднимают их вверх.

Затем, положив флажки на место, дети сменяют своих товарищей,
держащих обруч, те бегут в конец колонн, а оказавшиеся в них первыми
бегут за флажком по сигналу «раз, два, три — беги!». Каждый раз, когда
первый из колонны убегает за флажком, дети из колонны делают шаг
вперед. Когда дети, державшие обруч в самом начале игры, тоже пробегут и поднимут флажки, игра заканчивается. Выигрывает та колонна,
в которой большее число участников первыми подняли флажок.

Ловля обезьян

Материал. Различные устройства для лазанья (стенки, вышки, скамейки и т.п.).

Ход игры. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной
стороне площадки, где имеются устройства для лазанья. На противоположной стороне площадки находятся «ловцы обезьян» (2-4 ребенка).

«Ловцы» сговариваются между собой о том,, какие движения они
будут делать, выходят на середину площадки и воспроизводят их. Обезь-

яны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, «ловцы» уходят, а «обезьяны» слезают с деревьев
т. е. со стенок, вышек и т. п., приближаются к тому месту, где были
«ловцы» и повторяют их движения.

По сигналу воспитателя «ловцы!» выбегают ловцы, а «обезьяны»
бегут к деревьям и влезают на них. «Ловцы» ловят тех «обезьян», которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе.

После 2-3 повторений игры выбираются новые ловцы и игра возобновляется.

Указания к игре. Перед проведением игры воспитатель объясняет
детям особенности обезьян - подражать и воспроизводить движения
которые они видят. Воспитатель следит за тем, чтобы обезьяны не
спрыгивали с верхних перекладин, а спускались вниз до последней
перекладины.

Перелет птиц

Материал. Вышка (гимнастическая стенка с несколькими пролетами
пирамида, двойная лесенка, доски, положенные на стулья).

Ход игры. Дети стоят на одном конце площадки (комнаты) Они
птицы. На другом конце площадки помещается вышка или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка

Но сигналу воспитателя «птицы улетают!» «птицы» летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «буря!» «птицы» летят на вышку - скрываются от бури
на деревьях. Когда воспитатель говорит «буря прекратилась», птицы
спускаются с вышки и снова летят.

Указания к игре. Воспитатель должен находиться возле устройств для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.

Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, доски, положенные на стулья и т.п.

Ключи

Материал. Если игра проходит в помещении, можно использовать
пластмассовые обручи.

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к ... (называет имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие (тот к кому подошел водящий, и тот, кого назвали) стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.

Если водящий долго не может занять кружок, он должен крикнуть
«нашел ключи!», тогда все играющие должны меняться местами. В это

 время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся
без места, становится водящим.

Указание к игре. Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи. Фанерные обручи использовать опасно, так как, перебегая, дети могут наступить на обруч и получить сильный удар ребром по ноге.

 

Паук и мухи

Ход игры. С помощью считалки выбирается водящий — паук, остальные дети — мухи. «Паук» стоит в стороне, «мухи» бегают по всей
комнате или площадке. По сигналу воспитателя «мухи» должны замереть, т.е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не
шевелиться. «Паук» обходит играющих и затем того, у кого заметит
хоть малейшее движение, забирает к себе.

Игра повторяется несколько раз, затем пауки меняются. В заключение воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.

Совушка

Материал. Гимнастическая стенка (заборчик).

Ход игры. Эта игра похожа не предыдущую. Из числа играющих
выбирается совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети — птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на
3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все остальные
дети летают, помахивая крыльями.

Воспитатель говорит «ночь». «Птицы» и «насекомые» замирают на
своих местах. «Совушка» слезает с дерева и медленно летает вокруг.
Кто из детей пошевельнется, того «совушка» уводит к своему дому.

Воспитатель говорит «день», и «совушка» вновь влезает на дерево.

После одного повторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.

Ловишки с мячом

Материал. 2—3 небольших мяча диаметром 6—8 см (зимой на площадке
можно использовать снежки).

Ход игры. Площадка ограничивается линиями или флажками.
В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на
расстоянии вытянутых в стороны рук.

Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2-3 небольших мяча (диаметром 6-8 см).

Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание,
хлопок над головой и т.п.). Играющие выполняют эти движения по

слову или по показу. Внезапно воспитатель говорит «беги из круга» —
и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных
границ площадки). Водящий старается, не сходя с места, попасть
в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону. Остальные снова встают в круг.
Выбирается новый водящий, игра повторяется. Те дети, кого водящий
осалил мячом, одно повторение игры пропускают.

Указание к игре. Если игра проводится зимой на площадке, мячи
заменяются снежками.

Чей отряд быстрей переправится (Не намочи ног)

Материал. 4—6 дощечек.

Ход игры. На участке проводятся две линии на расстоянии 3-4 м
одна от другой - это болото. Играющие делятся на 2—3 отряда (по 4-5 человек) и выстраиваются против черты. Задача — переправиться
через болото с помощью дощечек. Каждый играющий получает по две
дощечки (фанерки или картонки).

По сигналу воспитателя первые из каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую, встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т. д. Когда первый перейдет болото, переправу начинает следующий, и так в каждом отряде.

Выигрывает тот отряд, который раньше переправился через болото.

Указание к игре. Если играют только два отряда (по 3-4 человека),
болото можно разделить пополам, тогда все участники выстраиваются вдоль черты и начинают переправляться одновременно.

Эстафета с мячами

Материал. 2 мяча.

Ход игры. Дети делятся на 2 отряда (по 6-8 человек в каждом)
и встают в 2 колонны. Ноги у играющих расставлены на ширину плеч.
Воспитатель стоит перед ними на расстоянии 1-2 м.

Тем, кто стоит первыми в колонне, дается по мячу (диаметром
15-20мм).

На сигнал воспитателя «вверх!» дети поднимают руки вверх, и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему
и т.д. Когда последний ребенок получит мяч, он бежит к воспитателю
и отдает его.

Выигрывает тот отряд, который первым принесет мяч.

Игра повторяется несколько раз, при этом 1-2 раза мяч передается
над головой, а затем (такое же количество раз) — между расставленными ногами. В этом случае воспитатель дает сигнал «вниз!».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!