Джотто ди Бондоне. Возвращение Иоакима к пастухам. Фреска. Начало XIV в.
Капелла дель Арена. Падуя.
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фреска. Начало XIV в. Капелла дель Арена. Падуя.
411
Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (около 1284— 1344), крупнейший и изысканнейший мастер сиенской живописи XIV в. Он увлекался светской позднеготической культурой, рыцарской поэзией, французской миниатюрой. Симоне Мартини работал в Сиене, Ассизи, Неаполе, а в последние годы жизни — при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Известно, что он написал портрет Лауры, возлюбленной поэта (к сожалению, не сохранившийся). Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы.
Большая фреска «Маэста» (1315 г.) сияет светлыми розовыми, жёлтыми, голубыми, золотисто-зелёными красками на ярко-синем фоне. Под сенью лёгкого розового балдахина с алыми и белыми кистями Мадонна с Младенцем, а также окружающие её святые и ангелы образуют изящную группу.
На противоположной стене зала Симоне Мартини поместил тёмную фреску иного характера. В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события с портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов. В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса росписи. На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, мертвенного, голого, словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и Сассофорте, а также укреплённого лагеря сиенцев едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев. Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени, в котором реальность тесно переплелась с вымыслом. Одеяние прямо держащегося в седле всадника и попона на ло-
|
|
Симоне Мартини.
Кондотьер Гвидориччо де Фольяно. Фреска. XIV в. Палаццо Публико. Сиена.
*Страсти Господни — страдания Христа во время последней недели Великого поста (перед Пасхой): сто мучили, а затем распяли.
**Кондотьер (от итал. condottiere — «наёмник») — предводитель наёмного военного отряда в Италии XIV—XVI вв., находившийся на службе у какого-либо государя или Папы римского.
412
БРАТЬЯ ЛОРЕНЦЕТТИ
Знаменитыми представителями сиенской живописи XIV в. были братья Пьетжо (около 1280 — около 1348) и Амброджо (начало XIV в. — 1348) Лоренцетти. Старший из братьев, Пьетро, известен как создатель монументальных и драматических образов во фресковой живописи. Однако главенствующая роль в этом искусстве принадлежала младшему брату— Амброджо. Учёный и писатель, он некоторое время жил во Флоренции, увлекался античностью, изучал законы перспективы. Его прославили фрески в палаццо Публико. Мастер расписал Зал девяти, предназначенный для заседаний городских властей. Три стены зала почти на три метра от пола сплошь покрыты фресками «Аллегория Доброго правления», «Последствия Доброго правления», «Последствия Злого правления». При создании первой композиции автор следовал приёмам средневековой аллегории: торжественно восседающие фигуры Доброго правления и добродетелей превосходят по размерам изображения людей. Среди аллегорий обычно выделяют полулежащую фигуру Мира — молодую светловолосую женщину в белом одеянии. На фреске «Последствия Доброго правления» представлен один из первых в Италии городских пейзажей — средневековая Сиена, запечатлённая в повседневной жизни. Нарядный город, изображённый Лоренцетти в розовых и жёлто-охряных тонах, предстаёт как нагромождение множества живописных зданий. Улочки уходят в глубину, за выступами домов скрываются всадники, пешеходы, повозки. Изображения живые и непосредственные: в окне школы видны дети и их учитель, по улице пастух гонит коз, знатная дама возвращается в свой дворец, кто-то везёт тележки с грузами, жители выглядывают с балконов и из окон. На дальнем плане возвышается верхняя часть собора, кровельщики чинят его крышу. Справа за крепостной стеной видны холмы, возделанные поля и огороды. Крестьяне заняты своим каждодневным трудом, кавалькада молодёжи направляется на охоту. На переднем плане девушки, одетые по последней французской моде, ведут радостный хоровод, что символизирует благоденствие и праздничное настроение горожан при господстве Доброго правления.
|
|
|
|
шади имеют одинаковый узор из крупных тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне. Узор как бы объединяет всадника и мощное животное в одно существо. Фреска датирована художником 1328 г.
Особенно хорошо известен алтарный образ «Благовещение» (1333 г.), ныне находящийся в галерее Уффици во Флоренции. Это центральная часть алтарной картины, каждая деталь которой отмечена утончённой красотой. Произведение отличают богатство цвета на фоне матового золота, певучий ритм линий. Изящная Мария, коленопреклонённый ангел, между ними прекрасная золотая ваза с белыми лилиями, словно отлитые из золота лёгкие декоративные детали фона — всё проникнуто тонкой поэзией.
|
|
Петрарка писал уже после кончины Мартини: «Я знал двух художников — оба они талантливы и великолепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников велика, и Симоне из Сиены».
Одна из особенностей сиенской школы XIV в. — создание типа женской красоты, который, став её узнаваемой приметой, повторялся и варьировался в других центрах итальянского искусства. С современной точки зрения эти белокурые красавицы изысканны, но не особенно привлекательны: длиннолицы, длинноносы, с миндалевидным разрезом близко посаженных глаз.
В последние десятилетия XIV столетия Италия переживала тяжёлые потрясения, связанные с упадком торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённой с Востока.
Идея конца света, сопутствующая смене веков, широко распространилась в итальянском обществе, в котором нарастали мрачный
Андреа дель Кастаньо.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1517; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!