МонументальноеискусствовРоссии
Древнерусское монументальное искусство зародилось в уникальных условиях: огромные территории, разнородность традиций и поверий, каждый регион отличался своим индивидуальным набором самобытных черт.
Оченьмалосохранилосьмонументальногонаследиятоговремени,многое искажено или уничтожено,частьдошладонастольковписьменныхисточниках.[17]
Христианская Русь ещё больше подпала под влияниевизантийской культуры: заимствуетсячастьантичныхтрадиций,появляютсяновыемонументальные формы:фрескаимозаика.
Вросписяхцерквей,помимоукрашенияинтерьера,созданияатмосферывеличия,важнобыловдоступнойформепоказатьверующимглавныепостулатыверы–«оБогекакТворцеиСудьемира,Христекакспасителечеловечества,путиспасениядлялюдей,единственебеснойиземнойцеркви».[18]
Из-задороговизнысмальты,мозаикаредкоприменяется,фрескажепользуетсяспросомвукрашениипомещений.Самымипервымипримерамипроизведений древнерусской монументальной росписи могут служить фрески и мозаики в Софийском соборе г. Киева (рис. 9, рис. 10).[19]
Рис.9"Христос-Вседержитель",Софийскийсобор,Киев
Рис.10"Оранта",Софийскийсобор,Киев
Постепеннопроисходитпереосмыслениевизантийскихтрадиций,ивотдельныхобластяхстраныустанавливаютсяиндивидуальныерегиональныечерты,формируютсясвоиспецифическиеособенности.
Скульптураотдаётпредпочтениедекоративнойрезьбеподеревуиликамню.Здесь,главнымобразом,интерессосредотачивалсянаобразахифигурах святых,особое«вниманиеуделялосьлику,аформытелаукрывалисьпододеждами,из-зачегофигурывыглядятплоскими».[20]
|
|
Значительныйпериоднаступаетв18веке:преобразованияиреформывэкономическом,политическом,военном,общественномустройствеРоссии.
В живописивыходитпредпочтение отдаётся сюжетной масляной живописи,появляютсямонументальныепанно-портреты.[21]Формируетсяобщийнациональныйстиль-русскоебарокко.Егочерты:чёткаякомпозиция,яркаяотделка,играбликовитенейнарельефахфасадов,широкиеивысокиеанфиладыкомнат,декоративныеорнаментывукрашениях,элитныйпаркет,живописныерасписныеплафоны,скульптура,яркостьцветов,частоеиспользованиепозолоты.[22]
В19векеОтечественнаявойна,восстаниедекабристов–всёэтооказываетвлияниенанашукультуру,ивчастностинаразвитиемонументальногоискусства.Напервоеместовышлигуманистическиеидеалы,которыенеобходимодонестидозрителячерезобразыдекоративнойскульптуры.Обозначаетсяновыйстиль-высокийклассицизмилирусскийампир.Пример:памятникПетруIнаСенатскойплощади«Медныйвсадник»(рис.11).
Рис.11ПамятникПетруI«Медныйвсадник»,Санкт-Петербург
Втораяполовина19векаиначало20векахарактеризуютсякакпериод«эклектикиимодерна»,утратапринциповмонументальности,камерныерешения,появляются новые типы скульптуры (ПамятниктысячелетиюРусивНовгороде(рис.12),памятникГоголювМоскве).[23]
|
|
Рис.12ВиллевальдеБ.П.Открытиепамятника«ТысячелетиеРоссии»вНовгородев1862году[24]
В 1928 г. к власти приходит И.В. Сталин, с ним начинается новая эпоха в монументальном творчестве.«Памятники,которыераньшедолжныбылиукоренитьизацементироватьидеиреволюции,теперьизменялифункцию».Основнаязадачаискусства- утверждение культа личности вождя, его идей.[25] Приветствуется синтез искусств: архитектура, скульптура и живопись соединяются и взаимно дополняют друг друга, всё призвано служить социалистическим задачам.
Развитие советского монументального искусства было осложнено: «господствовалиидеисоциалистическогореализма»,повсеместнаяустановкапамятниковвождямпомещало«искусствовидеологическиерамки».[26]
ВпериодВеликойОтечественнойвойныивосстановлениястраныпоявляются мемориальные ансамбли,вомногихгородахустанавливаютсяпамятники в честь победы. В связисинтенсивнымстроительствомувеличивается заинтересованность монументальнымискусством.Особенно активно развивается монументальная живопись,взаимодействуясархитектурнымиобъектами.[27]Украшаютсястеныобщественныхзданий,интерьеров,втомчислеиметро(рис.13).[28]
|
|
Рис.13Смальтовоепанно«Мирвовсёммире»работыП.Д.Корина,г. Москва, метроНовослободская
Монументальноеискусство60-70-хгодовпродолжаетразвиваться.Создаютсяэпическиепроизведениявформемонументальныхансамблей,например,мемориальныйкомплекснаМамаевомкурганевВолгограде(рис.14),устанавливаются памятники признанным деятелям в различных областях науки и искусства.
Рис.14Главныммонументпамятника-ансамбля«ГероямСталинградскойбитвы»«Родина-матьзовёт!»Е.В.Вучетич,Н.В.Никитин,Мамаевкурган,г.Волгоград
С70-хгг.монументальноеискусствопостепенноприходитвупадок,частичноэтопроисходитвсвязисраспространениемтелевидения,иосновнаяпричина-утратапозицийсоветскойпропагандыикрушениемсоветскойидеологии.[29]
В 80-х – начало 2000-х гг. государство перестаёт быть единственным заказчиком монументального искусства, появляется заказчик частный.[30] Тематика монументальной скульптуры претерпевает изменения, сюжеты произведений отличаются большим разнообразием, появляется городская скульптура малых форм.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!