Примерные программы проведения тематических дней в лагере

Логика развития смены

 

Программа воспитательной и познавательно - развлекательной деятельности ДОЦ должна отвечать главному принципу — постепенности возрастания физических и эмоциональных нагрузок на детей в течение лагерного дня и всей смены.

В первые два дня смены планируются дела, связанные с малой физической и эмоциональной нагрузкой («Огоньки» знакомств, экскурсии по лагерю и т.д.). Это способствует первичной адаптации ребенка к новым для него ус­ловиям, формированию детского коллектива.

С третьего - четвертого дня проводятся мероприятия с более выраженной нагрузкой. Пик нагрузки к середине смены постепенно увеличивается. Предполагается, что все участники лагерной смены будут вовлечены в различные виды деятельности.

В завершающий период смены подводится итог совместной деятельности и проведения лагерной смены. Проводится торжественная церемония награждения и чествования лучших ребят.

 

Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:

  • ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .
  • привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
  • погружение - включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).
  • закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
  • передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)

10 компонентов успеха:

  • Интересные задания
  • Игровой сюжет (пусть это будут два корабля, бороздящих воды мирового океана, бесстрашные кладоискатели-археологи на раскопках Египетских пирамид…)
  • Красивое оформление (афиши, декорации, рисунки и плакаты детей, воздушные шары, гирлянды)
  • Материальное обеспечение (должно быть заранее продумано, надо найти человека, отвечающего за сбор реквизита и его доставку, продумать, кто и как будет его раздавать)
  • Музыкальное сопровождение
  • Находчивый ведущий
  • Компетентное жюри
  • Эмоциональные зрители
  • Исполнительные помощники
  • Подготовленные команды
  • Призы для победителей (сувениры, изготовленные самостоятельно, дипломы победителей, медали, призы, сладкие призы).

Методика 7-ми вопросов:

  1. Что? (Название)
  2. Кому? (детям, вожатым, воспитателям, студентам и пр.)
  3. Кто? (орг. комитет)
  4. Спрос? (Масштабность, количество человек)
  5. Фишка? (Интрига)
  6. Где? Когда? Каким образом?
  7. Факторы успеха и возможные препятствия.

 

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Вариативные модели организации тематических дней

Модель № 1

Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: "День мира".

9-10 час. Шествие и торжественный митинг у памятника "Помнит мир спасенный" (ответственные: представители разных отрядов, входящие в "Совет дня").

10.30-11.30 час. Конкурс рисунков на асфальте, плакатов "Мы мечтою о мире живем" (ответственные: творческая группа изостудии; участвуют младшие отряды).

12-13час. Военно-спортивная эстафета "Смелые. Сильные. Ловкие." Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)

18-19 час. Час встреч. "У нас в гостях участники войны, труженики тыла". Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.

20-21 час. Программа "А песня ходит на войну...".

Мероприятия:

  • театр военной песни
  • солист с гитарой
  • музыкальная викторина
  • гости программы

Модель №2

Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа (орг.комитет) из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: "День спорта" (соревнования, трибуна наград). "День труда" (работа в совхозе, подведение итогов), "День туриста" (поход, туристическая эстафета, конкурс "Лесная фантазия"), "День дозорных" (отряд дежурит по лагерю), "День памяти" (22 июня, возложение венков к памятнику, линейка), "День веселых мастеров" (работа в мастерских, конкурс-выставка "Своими руками", награждения, концерт-экспромт), "День барона Мюнхаузена" (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), "День Шерлока Холмса" (конкурсы, игры на внимание, наблюдательность), "Веселая пятница" - день забот и развлечений, "Речной день" (соревнования по плаванью, игры на воде), "День военного положения" (военная игра), "День смеха" (смехопанорама), "День фантазеров" (конкурс фант.проектов), "День музыки" (концертный зал "Мелодия"), "День села" (встреча с сельскими ребятами, трудовые дела).

Модель №3

Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:

  • дежурный отряд;
  • совет дела (представители разных отрядов);
  • орг.комитет.

Например:

Понедельник - День леса
Вторник - День мастерства (работа кружков, студий)
Среда - День труда
Четверг - День мастерства
Пятница - День спорта
Суббота - День игры
Воскресенье - День творчества

Обратимся к конкретному опыту реализации различных программ Дня творчества.

Вариант №1

День творчества "Мой Новосибирск, родной"

  • театрализованное начало: "Говорит Новосибирск"
  • конкурсы (на разных площадках): ораторов - "Приезжайте в город к нам", певцов - "Мелодии Сибири", умельцев - "Сибирский сувенир", реклам - "Сделано в Новосибирске", рисунков - "Уголки родного города"
  • Представление лауреатов, награждение, демонстрация лучших работ, выступлений.

Вариант №2

День творчества "Русские узоры"

  • посиделки - "А у нас...";
  • конкурсы: частушечников "Сибирские попевочки", шумовых оркестров "Перезвон", мастеров росписи "Матрешка", плясунов "Веселый каблучок", фольклорных групп "Народные мелодии", гармонистов "Гармошечка-говорушечка", скороговорщиков "Тараторки";
  • галерея лауреатов- представление, награждение, выступления.

Вариант №3

День творчества "Его величество театр"

  • просмотр спектакля;конкурсная программа "Театральные мастера",
  • конкурсы: художников ("Афиша" по просмотренному спектаклю), пантомимы, выразительного чтения, сценического движения, моя роль...(в костюме), веселых рассказчиков анекдотов, театрального костюма.
  • Гала - концерт. Награждение.

Таким образом, тематические дни представляют собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющие объединить детей и взрослых, придать самобытность лагерной смене, сформировать привлекательный имидж лагеря.

Примерные программы проведения тематических дней в лагере

"День леса"

Утро:

  • Выход в лес

Игра - путешествие: "Тайны зеленого бора" (старшие проводят для младших)
Лесная эстафета (игровые задания, викторины) старшие для средних
Сбор материалов для выставки

День:

  • Оформление выставки "Лесная фантазия"
    Отделы:
    • Самые, самые
    • Необычные экспонаты
    • Посиделки из лесной мастерской
    • Лесные коллекции: листья, травы, грибы, ягоды...
  • Открытие, работа выставки, зрительское жюри, презентация авторских коллекций
  • Лесной стадион (игры, эстафеты)
  • Лесная школа (театрализованно-игровая программа для младших)

Вечер:

  • Лесной концертный зал, сказка, кукольный театр, музыкальные клипы
  • Аукцион лесных даров.

"День цветов"

Утро:

  • Прогулка в лес. Подготовка оформление выставки цветочных композиций
  • Конкурсы на выставке: Придумай название Внимательных посетителей Знатоков цветов

День:

  • Игра "Цветик- Семицветик". Сказочная мастерская. Цветоигротека

Вечер:

  • Цветодискотека. Концерт-ромашка . Карнавал цветов .

"День сказки"

Утро:

  • Сказочная зарядка (проводит герои сказки)
  • Путешествие в сказочный лес.
  • В гости к царевне Несмеяне.

День:

  • Богатырские потешки (соревнования мальчиков)
  • Брейн-ринг "В некотором царстве... "

Вечер:

  • Вечерняя программа "Дом сказок"
  • Театрализованное действо с играми, затеями, потехами.

"День девочек"

Утро:

  • Подъем с сюрпризом или Сюрприз с утра: серенада у окна, необычные таблички-названия: цветы, бантики, поздравления повсюду.
  • Джентельменская линейка: творческие поздравления, реклама дня, сувениры (сердечки, солнышки) в подарок

День:

  • Эстафета конкурсов "А ну-ка, девочки", конкурсы: модельеров, композиции цветов, хозяюшки, танцевальный, литературный. (Жюри только мальчики)

Вечер:

  • Шоу-программа в кафе "Людмила". Угощения, награждения по номинациям, танцевально- развлекательные паузы, гости программы.

"День мальчиков"

Утро:

  • Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.

День:

  • Театрализованное приветствие
  • Праздничный приказ "Мы вам точно сказать хотим.."
  • Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)

Вечер:

  • Шоу-программа в кафе "Руслан". Показательные выступления, концерт-посвящение: "На сцене только Девочки.."
  • Награждения по номинациям
  • Парад мальчишек
  • Дискотека

"

"День именинника"

Утро:

  • Пресс-стена "Поздравляем июнят...
  • Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
  • Стол подарков от друзей..

День:

Праздничный обед

  • Специальный стол для именинников
  • Поздравительная песенка
  • Специальное обслуживание

Вечер:

  • Шоу-программа Под знаком "Близнецы"
  • Представления именинников
  • Поздравления от друзей
  • Концерт-капустник, посвящаем Вам (по заявкам)
  • Лотерея имен
  • "Благодарим..." ответное слово именинников
  • В центре круга - именинники... Танцы, игры, затеи.

 


Тематические дни

Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.


Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня — всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон — животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, — говорит вожатый, — война — не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён — творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться — будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…


Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

 

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы — экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

Далее по ходу смены мы постепенно приближаемся к цели (каждый день находится новые кусок карты, и т. п.).

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. — словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…


Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Далее полная свобода фантазии. Но ни одна смена, пожалуй, не обойдётся без творческого конкурса с выступлениями отрядов на сцене (a la "Максидром", "Золото Канн",…), пары ролевушек разного типа.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…


Цикловая игра.

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.


Принцип тематической смены

Все написанное дальше исходит из следующих предпосылок:

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку ( вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо ). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни ( или найти такие интересные моменты в обычном и привычном ).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются ). В другой день состав команд меняется.


Идеи тематических смен:

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)
  • «Милицейский городок» (детектив, милиционер, ГАИ, светофоры, пешеходные дорожки...)
  • «Детский экспресс» (вагоны, пассажиры, поезда, рейс, ж/д...)
  • «Зарубежное государство»
  • «Детская партия»
  • «Фермерское хозяйство»
  • «Лагерь следопытов»
  • ...

 

 


Система тематических дней

Основным механизмом реализации общелагерной деятельнос­ти являются тематические дни. Тематический день — это система­тизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется:

- идеей смены;

- содержанием смены;

- общечеловеческими ценностями;

- знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества;

В смене «Республика «Наследие» было запланировано прове­дение 7 тематических дней. Условно их можно назвать как День Земли, День Мира, День Человека, День Отечества, День Знаний, День Труда, День Культуры. В контексте сюжетно-ролевой игры эти дни стали своеобразными республиканскими праздниками. Каждый город планировал, готовил и проводил тематический день.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следу­ющих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной цен­ности, дела, способствующие формированию положительного от­ношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

- по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

- по направленности - социально и личностно значимые;

- по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность;

- организация целенаправленного восприятия;

- создание информационного продукта;

- соревновательность, конкурсность;

- познавательная деятельность;

- организация предметно – практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межот­рядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить уча­стки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает:

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкаль­ного оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоциональ­но-нравственной атмосферы в течение дня.

В рамках смены может быть самое разное содержательное на­полнение тематических дней:

1. День человека:

- диспут «Герой нашего времени»;

- праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»;

- школа выживания;

- дневник эволюции человечества;

- беседа «Человек — дитя природы»;

- создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я - ребенок, я - человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»;

-  ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»;

фестиваль «Должны смеяться дети»;

- вечер «Что в имени тебе моем...»;

- «Школа здоровья»;

- работа творческих мастерских «Семь граней «Я»;

- ток-шоу «Я — ребенок, Я — человек»;

- конкурсная программа «НИИ человека будущего».

2. День Земли:

- беседа-практикум о состоянии природы, об экологии;

- экскурсии в природу;

- акции в защиту природы;

- теоретико-практические занятия «Уроки природы»;

- экологический митинг «Во имя жизни»;

- разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере;

- конкурс экологических плакатов «Я+» (один отряд начинает решать проблему, другие - вносят что-то свое);

- составление «Красной книги» лагеря;

- разработка проекта «Экологическая ситуация в области»;

- ролевая игра «SOS» - экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря;

- академия экологических знаний;

- уроки общения с природой;

- смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»;

-«Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса);

- проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»;

-проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места);

-продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»;

-тематические огоньки «Судьбы едины»;

3. День Отечества:

- знакомство с жизнью выдающихся людей;

- путешествие по Золотому кольцу России;

- конкурс гербов;

- музей «Губернский дом»;

- радиопередача «Губернский калейдоскоп»;

- уездные гостиные;

- игра-путешествие «По деревням и селам»;

- праздник славянской письменности;

- фестиваль «Вехи»;

- заочное путешествие «Губернская экспедиция»;

- диспут-клуб «Я — патриот!?»;

- фольклорный праздник «Берендеевы поляны»;

- фестиваль песни «Флейта Леля»;

- интеллектуальная игра «Поле русской славы».

4. День мира:

- клуб интернациональной дружбы;

- игра «Конфликт»;

- встреча с участниками военных действий;

- конкурс военной песни;

- дискуссия на тему «Толерантность»;

- информация о современном оружии;

- просмотр фильмов о войне и их последующее обсуждение;

- политический митинг, образование политических партий;

- конкурс рисунков «Мир»;

- «Спорт — посол мира» — спортивный праздник;

- ассамблея «Планета людей»;

- историко-литературный вечер «Великие граждане Земли»;

- альтернатив-тур «Улица мира»;

- спортивно-познавательная игра на местности «Полигон экстремальных условий».

5. День Знания:

- устный журнал «По следам великих открытий»;

- Марафон интеллектуальных игр;

- конкурсная программа «Интеллект - шоу»;

- конкурс «Почемучек»;

- работа научно-творческих коллективов в «Лаборатории наук».

6. День Труда:

- конкурс «Операция «Уют»;

- ролевая игра «Тимур и его команда»;

- конкурс комиксов «Как труд создал из обезьяны человека»;

- выпуск «Трудового листка»;

- ремесленные кружки и «Ярмарка ремесел»;

- «В гостях у Самоделкина» (праздник труда);

- операция «Вперед, спасатели!» (спасение территории от мусора);

- экономическая игра «Ярмарка творческих услуг»;

- операция «Разведай. Выполни. Сообщи»;

- конкурс защиты профессий «Профи-шоу».

7. День Культуры:

- диспут «Добро и зло»;

- ярмарка искусств;

- конкурс авторской песни;

- путешествие по странам, знакомство с их культурой;

- практикумы по этикету;

- театр Петрушки;

- вечер национальных театров;

-игра «Разноцветная планета» (встреча с семьями разных народов);

- лирический вечер;

- КТД «Маскарад»;

- русские посиделки;

- художественные салоны - музыкальный, литературный, живопись, скульптура, дизайнерский и т.д.;

- фестиваль творчества юных;

- школа вежливых наук;

- открытие «Дизайн-интерьер клуба», разработка проектов оформления комнат и их воплощение;

- праздник изысканных удовольствий;

- познавательно-творческая игра «Кругосветная регата»;

- Фестиваль танца «Танцевальный фейерверк».

8. День Семьи:

- составление генеалогического древа отряда;

- игра «Моя семья»;

- диспут «Отцы и дети»;

- устный журнал «Книга солнечных фамилий»;

отрядный огонек «Сбор у семейного очага».

выразить впечатления о прожитых в лагере днях, готовясь по следующим номинациям:

  • Как мы жили: газета про жизнь в лагере
  • С миру по нотке - придумать и спеть песню о лагере
  • А напоследок я скажу … - сочинить стих-оду про лагерь
  • Подарок дорогому другу - отряд показывает пародию на сотрудника лагеря, другие угадывают подарок - подарить работнику лагеря какую-нибудь поделку
  • Воспоминания о … (сценки о жизни отряда).
  • Выступления отрядов не оцениваются!

Ярмарка «Рекордов гинесса»

Английское издательство «Гиннесс Паблишинг» в 1955 году выпустило одну из самых популярных в мире книг (после Библии)- «Книгу рекордов». Она уже выдержала 27 изданий, переведена на 40 языков народов мира, а общий тираж книг - более 700 миллионов экземпляров. Если сложить эти книги в стопки, на земле появятся 170 Эверестов. «Книга рекордов» - серьезнейшее справочное издание энциклопедического характера. К примеру, в разделе «Человек» собраны сведения о самых разных сторонах жизни людей Земли. В других - все о мире науки, Вселенной, технике, спортивных и творческих достижений человека.

Организация дня рекордов.

О его проведении дети должны знать заранее. Совет этого творческого дела, состоящий из вожатых и детей, придумывает программу заданий, игр, состязаний, конкурсов, веселых ситуаций, объявляет ее условия и редоставляет возможность всем детям в лагере внести любые «бредовые» идеи и предложения. Логично многие замыслы ярмарки рекордов первоначально реализовывать в отрядах. Победители будут иметь право участвовать в завершающих конкурсах.

Следует хорошо продумать о месте проведения ярмарки, необходимо красочно оформить и оснастить атрибутикой. Ярмарке нужен свой пресс-центр, которому надлежит гласно освещать ход необычного дня (радио газета, «молнии», листовки, плакаты, рекламы и т.д.). Надо коллективно продумать необычные формы поощрения («орден улыбки», «веселые медали», «кубки», ленты, дипломы, «звания», значки, знаки), в том числе сугубо индивидуальные награды: имена «самых, самых» опубликовать в специальном «Бюллетене» рекордов, вписать в легендарную «Книгу рекордов», а рекордсменам выдать особые «свидетельства» и награды.

Конкурс «Я такой, я такая»:

· самый высокий мальчик в лагере (Гулливер);

· самый маленький мальчик в лагере (Мальчик-с-пальчик);

· самая маленькая девочка (Дюймовочка);

· рекордный вес вдвоем (Богатыри);

· самая маленькая стопа у девочки (туфелька Золушки);

· самая большая стопа у мальчиков (сапог скороход);

Конкурс «Зимой и летом одним цветом»:

· самый веснушчатый мальчик (Солнцеликий);

· самая веснушчатая девочка (Подсолнушек);

· самый загорелый мальчик (Бронзовый олень); (сникерс)

· самая загорелая девочка (Шоколадка);

· самая рыженькая девочка (Жар-птица);

· самый рыженький мальчик (Вождь краснокожих);

· самая светленькая (блондинка) девочка (Белое солнце пустыни);

· самый светлый мальчик (Белый айсберг);

· самая темноволосая (брюнетка) девочка (Черное море);

· самый темноволосый (брюнет) мальчик (Воронье крыло).

Конкурс «Краса- русская коса»:

· самая длинная коса (Сударыня);

· самая короткая косичка (Хвостик соболя);

· самая пушистая коса (Сестрица Аленушка);

· самое большое количество косичек (Пшеничка);

· самые необычные по форме косы (Пеппи-длиный чулок).

Конкурс «Я и мои тезки»:

· собрать своих тезок по имени и даже фамилии (супер тезки);

· составить известную спортивную команду, театральную труппу, эстрадную группу, группы писателей, ученых, общественных деятелей

· однофамильцев детей лагеря (знаменитостей);

· собрать наибольшую компанию девочек, у которых имена начинаются на букву «А» (или любую другую). Это же могут сделать и мальчики;

· имя вне конкуренции (мальчик и девочка с единственным в лагере именем);

· самая длинная по количеству букв фамилия;

· самая короткая по фамилии букв фамилия.

Конкурс «Глаза-зеркало души» (для девочек):

· самая голубоглазая (Незабудка);

· самая кареглазая (Карина);

· самая зеленоглазая (Изумруд);

· самая черноглазая (Ночка);

· самая сероглазая (Золушка);

· разный цвет глаз (Радуга).

Спортивные рекорды.

· прыжки с места (мальчики и девочки);

· прыжки «Кенгуру» (10 прыжков с мячом между ног на большую длину);

· прыжки в высоту;

· бег на дистанции 60 и 100 метров;

· конкурс спортивных танцев (импровизация);

· конкурс пирамид (коллективный);

· прыжки с места назад, вбок;

· метание копья, диска, мяча (на дальность);

· плавание на разные дистанции, разным стилем (на скорость);

· шахматный (шашечный) блиц-турнир;

· конкурс спортивных комментаторов;

· соревнование «Робин Гуда» стрельба из луков (самодельных) на дальность полета стрелы, на поражение мишени, на высоту полета и т.д.;

· веселые старты (командное первенство).

Конкурс «Фантазеры»:

· лучший фокусник (артист оригинального жанра);

· самая остроумная подпись к фотографии, рисунку;

· самый интересный дружеский шарж, лучшая карикатура, дружеская эпиграмма, веселая пародия;

· лучший автор-исполнитель своих песен;

· исполнитель (исполнительница) самого большого количества песен (хотя бы по куплету);

· конкурсы операторов, переводчиков, комментаторов;

· конкурс «безумных» научных и практических идей;

· конкурс мима и пантомимы...на темы известных пословиц и поговорок;

· конкурс (групповой) шумовых оркестров;

· конкурс на лучшее (самое необычное) интервью в лагере и его окрестностях;

· конкурсы знатоков поговорок, пословиц, загадок, скороговорок, считалок, афоризмов, сказок и т.п.;

· самый большой кроссворд о лагере;

· конкурс на лучшего организатора игр, массовика- затейника;

· кто быстрее соберет кубик-рубика;

· турнир сигнальщиков (флажки, фонарики);

· чемпионат любителей игры «Морской бой»;

· конкурс «Баронов Мюнхгаузенов» (вралей);

· конкурс модельеров причесок;

· конкурс «Райкиных» (имитаторы, подражатели, сатирики);

· конкурс «Удивительное рядом» (дары леса, луга, речки, озера, моря);

· конкурс «Индейцев» (кости, татуировка, оружие и т.п.);

· конкурс живая реклама;

· конкурс веселого плаката «улыбка»;

· конкурс «моя коллекция» (значки, марки, открытки, обертки от жвачек, фантики, морские узлы, спичечные коробки, камушки, шишки, орехи, закладки для книг, автографы и т.п.);

· конкурс смекалистых;

· конкурс исполнителей национальных песен, танцев, плясок и д.р.;

· конкурс «Юморина» (рассказчик смешных историй, анекдотов, исполнитель юмористических песен, юмористических сценок);

· конкурс на быстроту чтения;

· турнир «Дон Кихотов и Дульсиней».

Каждый из названных конкурсов, турниров имеет свои разновидности, свои ситуации для установления рекорда или просто творческого достижения.

Конкурс «Шерлок Холмс».До начала конкурса выбираются 4 участника на звание «Мистера Шерлок Холмса».

1. Сегодня мы с вами выберем самого эрудированного человека с зорким взглядом и ценной памятью, который будет носить звание «Шерлок Холмс».

2. А выбрать нам поможет наше уважаемое жюри (состав жюри).

3. Наш конкурс будет состоять из нескольких туров, которые будут пройдены всеми участниками.

Итак, 1-тур.
Шерлок Холмс должен хорошо узнавать знакомых ему людей по голосам (игра «Отгадай, чей голосок»).

2 тур
Определите количество страниц в книге на глаз (по 1 книге для каждого участника).

3 тур
Определить по почерку характер человека.

4 тур
Шерлок Холмс должен хорошо находить людей по предметам. Каждому Шерлок Холмсу даётся описание человека - нужно назвать его имя.

5 тур
Шерлок Холмс должен знать всё и обо всех. Вам выдаётся перечень вопросов, на которые нужно ответить, расспросить большое количество людей. А заодно и проверить, есть ли у наших участников друзья. Все могут помогать. Примерные вопросы:

· Сколько урн на территории лагеря?

· Как зовут маму музыкального работника?

· При какой температуре воды можно купаться в бассейне?

· Какой размер обуви у плаврука? И т.д.

6 тур
На стол кладут предметы, потом некоторые переставляют или убирают. Задача Шерлок Холмса - определить, что изменилось.

7 тур
Каждому Шерлок Холмсу представляется немой свидетель. По его мимике, жестам понять и рассказать, что произошло на месте преступления.

Итог. Жюри подводит итог и объявляет победителя. Ему вручается диплом и трубка Шерлок Холмса.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 21382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!