Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема истинной красоты человека. 1. Истинная красота человека определяется гармо
нией физического, нравственного, эстетического.
2. Проблема связи внешней красоты человека
с его внутренним миром.
2. Внешняя красота есть проявление внутренней ду
шевной силы человека.
Вариант 28
(1)Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за её судьбу… (2)Эти ка
чества сумели привить собственным примером своим сыновьям и Павел Первый,
и Николай Первый, и Александр Второй… (3)Про Николая Первого фрейлина
А.Ф. Тютчева вспоминает: «Этот человек, который был глубоко и религиозно убеж
дён в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины, который проводил за ра
ботой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырёх, трудился до поздней ночи,
вставал на заре, спал на твёрдом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не
жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше труда
и забот, чем последний подёнщик из его подданных...». (4)Этот человек, воспитывая
своего сына, будущего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие
в мальчике чувства долга перед Россией, перед будущими подданными. (5)Не удиви
тельно, что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был пе
ред глазами у юного цесаревича.
(6)Все великие князья, будущие монархи, получили прекрасное образование, час
|
|
то обучение начиналось ещё в раннем возрасте, и к семи восьми годам дети уже вла
дели грамотой, арифметикой, начатками иностранных языков. (7)Затем их ждало
изучение самых разнообразных дисциплин, для чего приглашались именитые, све
дущие в своём деле преподаватели.
(8)Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам,
и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой
человек. (9)Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхищение у поддан
ных, которые награждали их лестными эпитетами отнюдь не просто так. (10)Монар
хи действительно служили возвышающим примером — как всему народу, так и соб
ственным сыновьям. (11)Русские императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужь
ями и отцами. (12)А что может быть лучше для нравственного развития ребёнка, для
его воспитания как Человека, чем ощущать тепло семейной атмосферы, наблюдать
заботу домочадцев друг о друге, чувствовать их любовь по отношению к себе и учить
ся ответственности за тех, кто тебе дорог?
(13)Нет, нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было всё идеально, что ав
|
|
густейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что
никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. (14)Всё это,
безусловно, было. (15)И всё таки главное в этих семьях без труда прививалось де
тям — любовь к Богу, любовь к Родине.
(16)«Детей воспитай в страхе Божии. (17)Старайся о учении их в науках, потреб
ных к их званию», — писал в обращённом к жене завещании император Павел Пер
вый. (18)А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено
стать святым Русской православной церкви: «Укрепляй семью, потому что она осно
ва всякого государства…».
(М.В. Кравцова*)
* Марина Валерьевна Кравцова (р. 1974) — современная российская писательница и пуб
лицист.
Информация о тексте
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема личного примера отца в воспита
нии детей.
1. В императорской семье личный пример отцов поз
волял воспитать в сыновьях ответственность, скром
ность, патриотические начала.
2. Проблема зависимости формирования лич
ности от атмосферы родительского дома.
2. Любовь в семье и взаимная ответственность, по
|
|
мнению автора, формируют нравственную личность.
Вариант 29
(1)Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существова
ния, когда бы не было у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества
мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а
ч е мнам этот дар? как обращаться с ним?
(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изжи
вёт свои формы, умрёт. (5)Умрём — мы, а оно — останется. (6)И ещё поймём ли мы
до нашей гибели все стороны и все назначенья его?
(7)…Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому
духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, корот
ко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.
(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, —
увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа за
нывает...
(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это?
(13)Мне долго казалось — просто фраза. (14)Как бы это возможно? (15)Когда в крово
жадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала —
|
|
да, но кого спасла?
(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении ис
кусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неоп
ровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, на
пористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему мож
но по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто,
и что искажено — увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная
речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, — и всё опять так же
стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.
(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.
(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции
придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются
и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения
же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо живой, захватывают
нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их
опровергать.
(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты — не прос
то парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной ма
териалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверж
дали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра
задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредска
зуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место,
и так выполнят работу за всех трёх?
(А.И. Солженицын*)
* Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) —русский писатель, драматург, публи
цист, поэт, общественный и политический деятель.
Информация о тексте
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!