Охаратеризуйте вклад средневековой арабо-мусульманской философии в развитие научного познания.



Арабо-мусульманская философия развивалась параллельно с ранней схоластикой, однако ее развитие происходило на основе элементов аристотелизма и неоплатонизма. В то же время ее развитие в рамках арабоязычной мусульманской культуры существенно отличается от становления западноевропейской философской мысли V-XII вв.

 

Арабо-мусульманскими философами (фалисафами) были предприняты попытки, разработать единую согласованную теорию познания, дополненную суфистским мистическим гносисом, зороастризма и буддийским самосозерцанием. Эта философия как часть исламской культуры не имела собственного предшествующего этапа, но, тем не менее, XI-X вв. сформировалась как самостоятельная дисциплина со своим кругом проблем и видением мира.

 

В конце VIII в. внутри ислама возникло также мистическое направление - суфизм. Он отражал интересы широких слоев населения халифата, недовольных усилением эксплуатации. Это была разновидность пассивного протеста, бегства от реальности в аскетизм и созерцательное постижение Бога. Зародился суфизм как движение дервишей - бродячих монахов. Учение суфиев довольно расплывчато. Оно включает неоплатоновскую идею эманации (излияния), индуистское учение о растворении человеческой души в Боге и зороастрийскую «теорию сияния»: Бог присутствует в свете солнечных лучей и в сиянии огня. Суфии заменили главную формулу мусульманства «Нет божеств, кроме Аллаха» постулатом «Нет сущего, кроме Аллаха», утверждая тем самым, что все сущее есть Бог и Бог присутствует во всем. Это уже не монотеизм, а пантеизм. Согласно концепции эманации, единое божество изливается в мир, в том числе и в души верующих. Но страдания побуждают людей бежать из этого мира и вновь соединиться с Богом. Им это удается в порыве экстаза, когда божественный дух общается с душой суфия. Это - мистический пантеизм.

 

 

Раскройте вклад западноевропейской христианской схоластики в философию научного познания

Схоластика от греч. «схоле» – спокойное занятие, учеба – средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII–IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике.

Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.

Принята следующая периодизация схоластики:

Первый этап – от VI до IX века – предварительный (Иоанн Скот Эриугена).

Второй этап – от IX до XII века – период интенсивного формирования (Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр).

Третий этап – XIII век – золотой век схоластики (Фома Аквинский и Бонавентура).

Четвертый этап – XIV–XV вв. угасание схоластики (В. Оккама).

Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII–XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов.

Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей.

Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания, т.е. произведений святых Отцов церкви. Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем, чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания.

В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета – факультет свободных искусств и факультет теологии богословия. Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктрины.

Университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий (доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов).

Большое влияние на философов XI–XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего Категории Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить истины веры.

Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать Его существование с помощью логических приемов


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!