Личностные детерминанты просоциального поведения



 

Существует два основных типа личностных теорий альтруизма:

одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений (эмоциональных состояний),

 другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.

Самая значительная попытка дать определение альтруистической личности была предпринята Бирхофом и его коллегами. Ими было выявленопять компонентов альтруистической личности.

 

1. Для тех, кто оказывал помощь, важной частью «Я»-концепции была эмпатия. Люди, оказавшие помощь, также описывали себя как ответственных и общительных, хорошо контролирующих себя, желающих произвести хорошее впечатление, склонных к компромиссу и терпимых.

 

2. Те, кто оказал первую помощь, верили в справедливость мира. Люди считали, что оказание первой помощи является правильным действием и что человек, оказывающий помощь, получит от этого пользу. В целом, они воспринимали мир как справедливый и предсказуемый и верили, что хорошие поступки вознаграждаются, а плохие — караются; люди получают то, что заслуживают.

 

3. Социальная ответственностьтакже дифференцирует тех, кто оказывает помощь, а кто — нет. Человек с высоким показателем этой характеристики убежден, что мы все должны стараться помочь окружающим.

 

4. Альтруистические личности характеризуются как людис внутренним локусом контроля. Это означает убежденность в том, что человек может вести себя так, чтобы увеличить до максимума положительные результаты и уменьшить до минимума отрицательные, — что человек способен проводить различия и не полагается беспомощно на удачу, судьбу или другие неконтролируемые силы.

 

5. Люди, оказавшие помощь, имели более низкий показатель эгоцентризма. Те, кто не оказал помощи, были в большей степени поглощены собой и склонны к соперничеству.

Чувства и альтруизм.

Эмпирические исследования показывают, что просоциальное поведение основано на позитивном настроении и чувстве вины. 

- Сознание вины способствует усилению стремления к оказанию помощи: оказанная помощь помогает загладить вину и восстановить уважение к самому себе.

- Оказание помощи уменьшает плохое и поддержива­ет хорошее настроение.  Когда взрослый ощущает сознание вины, находится в печали или в другом отрицательном настроении, полезное деяние (или любой поступок, улучшающий настроение) способствует нейтрализации отрицательных эмоций.

- Хорошее настроение, в свою оче­редь, способствует возникновению приятных мыслей и хо­рошего отношения к самому себе, что предрасполагает нас к хорошему поведе­нию.

Положительно мыслящие люди, как правило, становятся и положительными деятелями.

- Оказание помощи уменьшает плохое и поддержива­ет хорошее настроение. Хорошее настроение, в свою оче­редь, способствует возникновению приятных мыслей и хо­рошего отношения к самому себе, что способствует усилению желания оказывать помощь.

Формирование просоциального поведения

Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи

- Уменьшение неопределенности, повышение ответственности. Если помочь людям правильно интер­претировать происходящее и взять на себя ответственность, то это будет способствовать их вовлечению в ситуацию.

- Чем больше информации предоставляет просящий, чем выше его "сигналь­ность", тем выше вероятность интерпретации ситуации как бедственной, тре­бующей оказания помощи. Соот­ветственно в этом случае повыша­ется и частота ее предоставления.

- Сила личного влияния. Все, что персонализирует людей – личная просьба, зрительный контакт, упоминание чьего-либо имени, предчувствие взаимодействия –способствует усилению желания оказать помощь.

Личност­ный подход, делает человека менее анонимным и более ответственным.

- Обстоятельства, которые способствуют самоосознанию — зеркала, видеокамеры, наблюдение и оценка со стороны — также способствуют усилению жела­ния оказывать помощь.

- Обеспокоенность людей за свой Я-образ.

 

4.2 Социализация альтруизма

 

Есть три возможности научить альтруизму.

1. Обучение моральному включению (инклюзии) -включение людей, отличающихся от нас самих, в свой круг, в число людей, на которых распространяются единые мо­ральные ценности и правила справедливости.

2. Моделирование альтруизма –средствамассовой информации способны научить просоциальному поведению.

3. Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам -давая людям возможность находить внут­ренние оправдания для их хороших поступков (отучая их от посулов и угроз, когда это возможно), мы можем увеличить их удовлетворение тем, что они со­вершили эти поступки по собственной инициативе.

4. Знание об альтруизме -как только люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они ста­новятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.

 

38. Агрессивное поведение

 

Д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. 

Э.Аронсон также определяет агрессивный поступок как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или больдругому человеку.

Эти определения включают в себя два разных типа агрессии:

Ø «Враждебная агрессия» - агрессия, которая является самоцелью.

Ø «Инструментальная агрессия» - агрессия, которая является лишь инструментом в достижении некоей цели

Теории агрессии

Можно выделит триосновные влиятельныеточки зрения:

1. Согласно одной из них - агрессия это форма поведения, определяемая врожденными инстинктами и побуждениями.

Психоаналитический подход.Одним из осно­воположников этой теории является 3. Фрейд. Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных врожден­ных инстинкта: инстинкт жизни, Эрос, и инстинкт смерти –Танатос. Тонатос несет в себе энергию разрушения, его задачей явля­ется «приводить все рганически живущее к со­стоянию безжизнен­ности» — это злоба, ненависть, деструктивность. Когда инстинкт смерти обращен вовнутрь, то выражает себя в самонаказа­нии, крайней формой которого становится самоубийство, когда он обращен во­вне, то выражает себя во враждебности, стремлении к разрушению, убийству.

Фрейд был убежден, что подобно тому, как снижается сексуальное напряже­ние вследствие сексуальной активности, агрессивная энергия также должна ка­ким-то образом выйти наружу. Если людям не давать излить свою агрессию, ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания. Это привело к идее «катарсиса» (в буквальном смысле "очищение эмоций"). Катарсис - процесс осво­бождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.

Враждебные и агрессивные тенденции могут выражаться и недеструктив­ным способом, например, через сарказм или фантазию, их можно сублимиро­вать, т.е. направить разрушительную энергию в русло какого-либо приемле­мого или общественно полезного поведения.

Этологический подход. К. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адап­тации чело­века. Стремительное же развитие научно-технической мысли и про­гресс обогнали естественно текущее биологическое и психоло­гическое созре­вание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов аг­рессии, что неизбежно влечет периоди­ческое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряже­ние будет накапливаться и создавать "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (при­нцип выпускания пара из паровозного котла).

Слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией. Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей аг­рессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непремен­но должна быть отреагирована, то единственной надеждой остается направить ее по нужному руслу. Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных со­ревнованиях.

2. Согласнодругой точке зрения– агрессия,как и другие формы поведения, приобретается в результате индивидуального опыта.

Теория социального научениягласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации.

Социализацией агрессии -процесс науче­ния контролю собственных агрессивных устремлений или выраже­ние их в формах, приемлемых в определенном сообществе. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалиро­ванные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

1.Наблюдение соответствующего способа дейст­вий.

2. Социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Субкультура и средства массовой информации представляют собой широкий выбор агрессивных моделей поведения.

В рамках теории социального научения существует мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызы­ваемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни ведут к возбуждению агрессии.

В настоящее время теория социального научения является од­ной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно ес­ли есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.

 

3. третья,промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации - агрессии.

Фрустрационная модель. Она возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

Ортодоксальный подход. Основоположником этого направле­ния исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия — это реакция на фрустрацию (фрустрация- это все, что препятствует достижению цели): попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворе­нию потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Схема "фрустрация — агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможе­ние и замещение.

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого являет­ся нанесение вреда организму".

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществле­нию условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от си­лы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.

Торможение это тенденция ограничить или свернуть дей­ствия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропор­ционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, вос­принимаемого виновником этого торможения, и усиливает побуж­дение к другим формам агрессии.

Замещение это стремление участвовать в агрессивных дей­ствиях, направленных против какого-либо другого лица, а не ис­тинного источника фрустрации.

Ревизионистский подход. Представителем такой модифици­рованной теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, ха­рактеризующую возможные переживания, возникающие в резуль­тате фрустрации — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Т.е. он считал, что фрустрация вызывает гнев,озлобление, эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Помимо этого, по его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при оп­ределенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему "фрустрация — агрессия" Л. Берко­витц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обяза­тельно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индиви­да привычку к подобным действиям.

В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и раз­делился на два относительно самостоятельных течения.

1.Сторонни­ки первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают, в основном,исследовать усло­вия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению аг­рессивных действий. К таким важным условиям от­носятся: сходство-несходство агрессора и жертвы, оправдан­ность-неоправданность агрессии, уровень агрессивности как лич­ностной характеристики человека.

2.Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных си­туаций, классификации и типологии реакций на фрустрацию.

 

 

39. Социальные предубеждения

 «Предубеждение — особый тип установки — главным образом негативной — по отношению к членам определенной социальной группы».

 «Предубеждение -  обобщенная уста­новка по отношению к членам некоторой соци­альной группы. Это негативное отношение к представителям какой-либо социальной группы, основанное лишь на их принадлежности к этой группе».

Терминдискриминацияобозначает  негативное поведение по отношению к другим людям, причиной которого является их принадлежность к некоторой группе.

 

В социальной психологии наиболее исследованными являются такие виды дискриминационного поведения, как расизм и сексизм.

Расизм— индивидуально предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы.

Сексизм(Sexism) —индивидуально предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола.

Исследования указывают на два бесспорных факта.

1. Гендерные стереотипы намного сильнее расовых.

2. Стереотипы, касающиеся женщин, обычно более негативны по содержанию, чем стереотипы, касающиеся мужчин.

 

Важный скрытый признак сексизма обнаружил Дейн Арчер и его коллеги и проявляется он в том, как подается визуальная информация о гендерах. При изображении женщин и мужчин акцент делается на различных деталях их внешности. В портретах мужчин относительно большую часть пространства занимает изображение лица и головы. В тоже время на портретах женщин большую часть пространства составляет изображение тела. 

Эта диспропорция в изображении головы и тела у мужчин и женщин, являющаяся результатом скрытого влияния гендерных стереотипов, получила название фейсизма.

Фейсизм –явление, которое выражает скрытое влияние гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин.

Еще одной скрытой формой дискриминации по полу является так называемый «стеклянный потолок» - искусственные барьеры, основанные на психологических или организационных предубеждениях, которые мешают квалифицированным работникам-женщинам продвигаться по служебной лестнице к высшим руководящим должностям.

Эйджизм - проявление предубежденного отношения к представителям другой возрастной группы, которое выражается либо в умалении, либо дискредитации присущих им достоинств и выстраивании пренебрежительных отношений или игнорирования.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!