Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).

Объяснение, понимание, интерпритация с социальных и гуманитарных науках, основа понимания; взаимопонимание.

Объяснение - познавательная процедура, направленная на обога­щение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру связей, отношений и зависи­мостей, раскрывающих существенные черты объясняемого явления. Структура объяснения: а) исходные знания об объясняемом явлении; б) знания, используемые в качестве условия и средства объ­яснения; в) познавательные действия, позволяющие применить эти знания к объясняемому явлению. Необходимость объяснения воз­никает в процессе открытия новых фактов, процессов в природе, ре­шения проблем. Это внутренняя лабо­ратория ученого, составляющая содержание задачи, либо серьезной научной проблемы. Проблема решена, и возникает необходимость репрезентировать свое открытие научному сообществу с целью критической апробации. В этом смысле объяснение - содержание и предпосылка науч­ной коммуникации. В научной коммуникации объяснение и пони­мание — процедуры взаимообусловленные. Понимание предполагает экспликацию смысла научного текста, содержащего перечисленные выше компоненты структуры объяснения.

Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с включенностью в различные коммуникативные системы.

Понимание - кате­гория, используемая, во-первых, для характеристики познавательной способности человека; во-вторых, процедура герменевтического ис­толкования смысла текстов, символов и предложений; в-третьих, ха­рактеристика специфического бытия человека в мире. Главное в по­нимании — экспликация смысла. А смысл — это то, что значимо для человека. Поэтому понимание всегда ценностно окрашено.

Существенный вклад в социально-гуманитарное познание внесла герменевтика — наука об истолковании текстов. Филологическая герменевтика рассматривает язык как орган «внутреннего бытия человека» и посред­ника между мыслящими субъектами (Гумбольдт).

Структура понимания: первичное, дорефлексивное понимание как сам способ бытия человека, предпонимание, от которого никогда нельзя абстрагироваться. Вторичное понимание коренится на предпонимании, но осуществля­ется на рефлексивном уровне.

Характеристика сложного смысла текста раскрыва­ет возможность множества интерпретаций его содержания. В связи с этим встает проблема обоснования истинности интерпретации. Но множественность и даже конфликт интерпретаций не является недо­статком. Оце­нивать интерпретацию в терминах «истинно-ложно» нельзя, так как в многообразных толкованиях текст остается равным самому себе. Но есть логический уровень знания и его интерпретация. Гадамер утверждает, что именно истина, на которую претендует текст, остается предпосылкой герменевтических усилий, поскольку истолко­вание текста, выражающего истину, создает перспективу обогащения нашего знания. Гадамер считает, что даже и в том случае, если в итоге познание должно будет перейти к критике, а понятое суждение ока­жется ложным, усилия читателя будут вознаграждены. В силу многосмысленности текста интерпретация может быть отнесена к процеду­рам, включающим допущение универсальных гипотез в историческом исследовании.

В зависимости от задачи исследования интерпретация может быть направлена на семантическую составляющую текста, толкование язы­кового, лингвистического смысла текста; толкование его духовного содержания; историческое толкование; ценностный анализ, который стоит вне связи с историческим познанием; каузальная интерпрета­ция и т. д.

Как интерпретировать текст — из вре­мени автора или из времени интерпретатора. Поздней­шее понимание текста обладает преимуществом, оно более глубоко. Смысл текста определяется не столько индивидуальными моментами, сколько вре­менной, исторической ситуацией. Поэтому смысл текста всегда превышает авторское понимание, а само понимание эксплицирует смысл и создает новый в новом историческом времени. Наивный историзм требует погру­жения в дух изучаемой эпохи, однако любой текст предстает в свете непрерывности обычаев и традиций, поэтому временноеотстояние является позитивным фактом. Ведь историческое событие предстает относительно завершенным, освободившимся от случайностей, что позволяет более объективно его оценить и познать. Дистанция позволяет проявиться действительному смыслу события. Поэтому текст всегда остается не­завершенным, это бесконечный процесс во времени и культуре.

Герменевтика как истолкование предполагает, по Гадамеру, ре­конструкцию прошлого смысла, с одной стороны, и более глубокое понимание современности — с другой. Как реконструкция прошлого смысла истолкование предполагает максимально воссоздать культур­но-исторический контекст, в котором был создан текст, понять его первичный смысл. Но для того, кто воспринимает текст, он важен главным образом в связи с его потребностью осмысления мира в настоящее время. Интерпретатор должен находить новый актуальный смысл и значение текста, созданного в прошлом. Герменевтика как наука об истолковании текста выработала ряд пра­вил, которые отражают специфику осмысления текста и направляют деятельность интерпретатора. А) Герменевтический круг, раскрывающий циклический характер понимания: понимание части текста обусловливает предви­дение и восприятие целого, а с позиции понимания целого возникает обогащенное понимание части. Б) Рекомендуется уравнять позиции истолкователя и автора для «уничтожения исторической дистанции» и понимать автора лучше, чем он сам себя понимал. Назовем еще ряд трактовок понима­ния: а) понимание как транспозиция - сопереживание, подражание, эмпатия - отождествление себя с другим; понимание как интерпре­тация, т. е. выявление значений, объективно содержащихся в тексте и соответствующих замыслу автора; в) принцип автономии объекта, обладающего имманентной логикой существования, необходимость его воспроизведения в целостности внутренних связей и в контек­сте интеллектуального «горизонта» интерпретатора. Смысл, мнение должны быть добыты из самого текста. А это предполагает опору на объективные значения знаков, в которых воплощен текст. Значимость контекста: выделяем микротекст - ближайший контекст и макротекст (отдаленный контекст). Но поскольку понимание осуществляется здесь и теперь, постольку субъект и объект, текст и интерпретатор не­разрывно связаны, субъект (интерпретатор) неустраним из контекста исторической ситуации и индивидуального видения толкуемого объ­екта.

Основа понимания. Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира - мира индивидуального сознания, образующего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений и включает в себя чувственные и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир наряду с образами реальных и чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. И все образы этого мира теснятся вокруг единого центра - индивидуального "я", которое связано с каждым элементом определенным оценочным отношением.

Мир индивидуального сознания - индивидуальный смысловой контекст. Индивидуальный контекст - система взаимосвязанных смысловых единиц, содержание которых определено их местом в контексте, т. е. их связями с другими единицами и отношением к индивидуальному "я". Встречаясь с предметами культуры, явлениями природы, индивид как бы включает их всвоей внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и таким образом придает им интерпретацию, наделяет их смыслом. Контекст, или духовный мир личности, представляет собой отражение реального мира. А этот мир - один для всех. Поэтому индивидуальные контексты разных людей должны быть сходны между собой. Тем не менее, некоторые различия в индивидуальных контекстах есть и их следует учитывать, говоря о понимании. Личный жизненный опыт у каждого имеет свои особенности. Различия в воспитании, образовании, в жизненных целях и в отношении к внешнему окружению.

Содержание каждой смысловой единицы индивидуального контекста можно представить в виде совокупности характеристик, в которых представлены знания и убеждения индивида относительно соответствующего объекта или, иначе говоря, связи данной смысловой единицы с другими единицами контекста и с индивидуальным "я". Характеристики разделяются: общие, или социальные, и индивидуальные. Общие воплощают усвоенный индивидом опыт и знания общества, индивидуальные – его личный опыт, убеждения, отношение к вещам.

Каждое выражение языка, каждый предмет окружающего мира соединены множеством связей с другими выражениями, другими предметами. Совокупность всех связей, скажем, некоторого слова с другими словами, можно назвать социальным контекстом, задающим социальный смысл данного слова - полный набор общих характеристик. Овладевая культурой общества, индивид усваивает какую-то часть этого набора и добавляет к ней свое личное отношение - индивидуальные характеристики. Так образуются смысловые единицы индивидуального контекста. Индивидуальный смысловой контекст представляет собой открытую систему, постоянно изменяющуюся на протяжении всей жизни индивида.

Взаимопонимание. Интерпретация объекта всегда носит гипотетический характер и может быть пересмотрена. Когда это случается, мы говорим, что не поняли объект или поняли его неправильно. Другой человек, при тех же данных, предложил свою интерпретацию, также согласующуюся с имеющимися данными. Однако вопрос о том, чье понимание лучше или более правильно, можно обсуждать столь же долго, сколь и бесполезно. Без новых данных ответить на него нельзя.

Взаимопонимание обеспечивается сходством индивидуальных смысловых контекстов. Чем более похожи смысловые контексты двух индивидов, тем легче и лучше они понимают друг друга, ибо придают словам и вещам близкий смысл. Варианты: индивидуальные смысловые контексты совершенно различные и не имеют ни одного общего элемента; смысловые контексты частично совпадают, т. е. имеют некоторые общие элементы (чаще всего) - степень взаимопонимания определяется величиной совпадающей части; смысловой контекст одного индивида полностью включается в смысловой контекст другого - индивид с более широким смысловым контекстом вполне понимает индивида с более узким, но последний не всегда понимает первого (родители и дети); смысловые контексты полностью совпадают.

В обыденной жизни мы не называем это взаимопониманием. От подлинного взаимопонимания мы требуем чего-то большего - духовной близости. Если такой близости нет, то нет и понимания. Из природы индивидуальных характеристик вытекает, что до конца не могут совпасть, как не могут полностью совпасть жизненный опыт, знания, склонности и вкусы двух разных индивидов. Полное взаимопонимание в этомсмысле невозможно. Даже человек сегодня уже не может вполне понять себя вчерашнего.

Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).

 

В работе «Устроение общества: очерк теории структуризации» говорит об устройстве повседневной жизни и значимости практического сознания. Субъекты деятельности (акторы) способны понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это неотъемлемая характеристикой их деятельности. Способность к рефлексии постоянно вовлечена в поток повседневного поведения. Но значительная часть того, что субъекты знают о своей деятельности и ее причинах поддерживается на уровне практического сознания, которое состоит из неявно выраженных представлений о том, как следует «вести себя » в различных условиях, которые не поддаются прямому логическому рассмотрению. Признает важность бессознательных аспектов познания и мотивации и связывает их с однообразием, рутиной или монотонностью.

Общепринятая практика или рутина (все, что делается по привычке) является основным элементом повседневной социальной деятельности. Термин «повседневный» или «обыденный» точно отражает рутинный характер социальной жизни, продленной во времени и пространстве. Повторяемость действий, воспроизводимых в одинаковой манере день за днем, составляет материальную основу рекурсивного (возвратного) характера социальной жизни, т.е. структуральные свойства социальной деятельности постоянно восстанавливаются из тех же источников, которые породили их. Однообразие жизненно важно для функционирования психологических механизмов, посредством которых в ходе повседневной деятельности удовлетворяется потребность в надежности или онтологической безопасности. Рутина вклинивается между взрывоопасным содержимым бессознательного и рефлексивным контролем деятельности. С виду второстепенные и несущественные правила поведения, условности и традиции повседневной социальной жизни оказываются фундаментальным каркасом социальной жизни, играют первостепенную роль в деле «укрощения » или обуздания источников подсознательной напряженности, которые в противном случае полностью поработили бы нас.

Ситуативный характер деятельности, разворачивающейся во времени и пространстве, однообразие действий и монотонность повседневной жизни — явления, связывающие исследования в области бессознательного и анализ феномена «соприсутствия» (повседневного взаимодействия «лицом к лицу», обыденного взаимодействия между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга). Позиционирование или расстановка индивидов в пространстве социальных взаимодействий - это фундамент социальной жизни. В данном контексте термин «позиционирование» многозначный. Человек позиционируется относительно других в условиях непосредственного «соприсутствия». Позиционирование можно рассматривать и в контексте пространственно-временнойсериальности взаимодействий. Любой индивид позиционируется одновременно относительно потока повседневности; течения собственной жизни (продолжительности собственного существования), а также относительно протяженности «институционального времени». Также каждый человек различно позиционируется в рамках социальных взаимоотношений - здесь речь о понятии социальной роли.

Времени и истории. Время, или формирование опыта в пространстве — времени, является банальной и очевидной особенностью повседневной жизни людей. Сущность сбивающего с толку характера времени объясняется отчасти отсутствием «соответствия» между нашим беспроблемным овладением непрерывным потоком поведения в пространстве и времени и трудностью его восприятия с философских позиций. Проблема того, как ограничения индивидуального «присутствия» преодлеваются посредством «растягивания» социальных отношений в пространстве и времени.

Можно сказать, что протяженность повседневной жизни является «обратимым временем», т.к. у повседневной жизни повторяющийся характер. Отрезок жизни индивида - «необратимое время». Повседневная жизнь обладает продолжительностью, течением, однако никуда не ведет; само прилагательное «повседневный» и его синонимы указывают на то, что время конституируется многократной повторяемостью. Жизнь индивида, напротив, не только конечна, но и необратима, т.е. в данном случае время - продолжительность существования тела, границу присутствия. Наши жизни «прекращаются» в необратимом времени, уходят со смертью организма. Тот факт, что мы говорим о «жизненном цикле», подразумевает наличие повторяющихся элементов и здесь. Однако в действительности жизненный цикл представляет собой понятие, относящееся к преемственности поколений. Это надиндивидуальная протяженность долговременного существования институтов. Обратимое время институтов - одновременно условие и следствие практик, организованных в непрерывной последовательности повседневной жизни. Но некорректно утверждать, что рутинные практики обыденной жизни представляют собой «фундамент», на котором во времени и пространстве возводится здание институциональных форм организации. Скорее, каждая из них участвует в создании другой, а все вместе они формируют действующую личность. Все социальные системы одновременно выражают и отображаются в рутине повседневной социальной жизни.

В связке объект — мир и социальная деятельность чувство доверия зависит от определенных связей между индивидуальным субъектом деятельности, и социальными условиями, в которых этот субъект осуществляет свою повседневную деятельность. Если бы субъекта невозможно было постичь иначе, кроме как посредством рефлексивного построения ежедневной деятельности в рамках социальных практик, мы не смогли бы понять механизмы индивидуальности в отрыве от рутины повседневности, в которой существует и которую производит и воспроизводит человек. Рутина обеспечивает целостность личности социального деятеля в процессе повседневной деятельности, а также является важной составляющей институтов общества, которые являются таковыми лишь при условии своего непрерывного воспроизводства. Исследование рутинизации дает главный ключ к объяснению типовых форм взаимоотношений.

Взаимодействия представляют собой упорядоченные явления придающие форму сериальности повседневной жизни. Систематические свойства взаимодействий могут быть сведены к двум базисным характеристикам: открытость — закрытость и очередность. Протяженность повседневной жизни, проживаемая каждым индивидуально, есть непрерывный поток деятельности, нарушаемый исключительно (но регулярно) относительным бездействием во время сна. Протяженность деятельности может «заключаться в скобки».

 

Социальные субъекты-индивиды всегда до некоторой степени осознают то, что они делают. Общественный порядок, следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции. Социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его. Гидденс вводит понятие "дуальности структуры", которая означает, что социальные практики имеют и структурный, и поведенческий компоненты. Именно социальные практики и являются основным объектом изучения социологии. Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным. Он также отметил существование специфической формы социального цикла: социологические понятия формируются, затем внедряются в повседневную жизнь и изменят образ мыслей людей. Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью "двойной герменевтикой".

Важность власти, которая является средством достижения цели и поэтому прямо фигурирует в действиях любого человека. Власть как способность людей изменять социальный и материальный мир, тесно связана со знаниями и пространством-временем.

У общества есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно Гидденсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества

В общем люди,влияя сами, сохраняют структуру общества такой же,чтобы обезопасить себя

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!