Различие профессионального спектакля от школы искусств (учебного)



Итог учебно-художественного процесса в ДШИ . Основные этапы работы над школьным спектаклем. Дорепетиционный период создания учебного спектакля. (различие профессионального спектакля от школы искусств (учебного)

Сценическое движение для младшей возрастной группы в ДШИ (от 5 – 10 лет)

7.1.

Итог учебно-художественного процесса в ДШИ – это чаще всего спектакль, концерт, сказка или другого вида творческое мероприятие, может это отчетный урок, где педагог показывает все чему научились ученики за определенный промежуток времени ?

Дорепетиционный период создания учебного спектакля;

Основные этапы работы над школьным спектаклем:

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил: 1) не перегружать учеников; 2) не навязывать своего мнения; 3) не позволять одним детям вмешиваться в действия дру­гих; 4) предоставлять всем возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценичес­кого воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений и превращений.

 

План работы над сказкой:

I. 1. Чтение сказки. 2. Беседа по содержанию.

II. 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 2. Чтение сказки по ролям.

III. 1. Работа с ведущим ребенком. 2. Знакомство со вступлением.

IV. 1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в) мимика. 2. Знакомство с рисунком танцев.

V. 1. Индивидуальная работа по ролямсфоно­граммой. 2. Разучивание танцев. 3. Закрепление.

VI. 1. Работа над танцами. 2. Работа с фонограммой.

VII. 1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.

VIII. Генеральная репетиция.

IX. Премьера.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкивать­ся от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В со­временных программах для образовательных учреждений пред­лагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок.

 

Э.Г.Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с имп­ровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Созда­ние совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточне­ние предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдель­ных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью по­ведения в сценических условиях; закрепление отдельных ми­зансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталя­ми декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. На­значение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотогра­фиями.

 

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как обща­лись между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной рабо­ты: рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослу­шивание музыкальных произведений, знакомые фильмы.

Полезно для развития воображения, умения фантази­ровать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пье­сы, помогая вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, приду­мывают им название.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в фор­ме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участника­ми этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех чле­нов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой сло­варный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют бо­лее естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными про­изведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соот­ветствующее пластическое решение. Сначала дети просто имп­ровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо персонаж, меняя походку, позы, же­сты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки от­дельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап—постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется раз­ными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей по­вторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предла­гаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое вре­мя, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каж­дого действующего лица (Для чего?С какой целью?).Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и прав­дивее.

Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские воз­можности детей, может наметить по 2—3 исполнителя, спо­собных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда игра­ет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональ­ном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированнос­ти поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимо­действия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом ми­зансцены и устанавливать линию поведения каждого персона­жа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Раз­ные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно зак­репить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь вы­разительности и четкости речи, надо выявлять речевые харак­теристики героев (плавно, растягивая слова, очень быстро, эмоционально, медленно, уве­ренно, сварливо, сердито и т.д.).

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных со­ставах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жес­тов, интонаций других исполнителей, а искали свои собствен­ные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, но­вое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условны­ми предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флаж­ки), то теперь используются подготовленные для спектакля де­корации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и сме­не декораций. В зависимости от возможностей и подготовлен­ности коллектива количество общих репетиций всего спектак­ля может быть от одной до трех.

Девятый этап — премьера спектакля — является одновре­менно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах.

Премьера — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя за­висит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на сле­дующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на воп­росы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать ис­кренность и правдивость поведения на сцене, отмечать вырази­тельность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап — повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полез­ным является период подготовки спектакля и возмож­ность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утвержде­ние, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Спектакли мож­но играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои вырази­тельные средства, а не подражать другим исполнителям (Э.Г.Чурилова).

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисун­ков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Различие профессионального спектакля от школы искусств (учебного)

Различие между школьным спектаклем и обычным спектаклем заключается, в первую очередь в его предназначении.

Если обычный спектакль предназначается главным образом для зрителя, для его эстетического воспитания, то спектакль в ДШИ, преследует прежде всего педагогические задачи, направленные в первую очередь на индивидуальное развитие личности учеников, а потом уже профессиональных актёрских навыков участников спектакля. То есть функция педагога, ставящего учебный спектакль, заключается прежде всего в координации коллективного творчества и максимального творческого раскрытия индивидуальностей, а не в создании собственного режиссёрского «шедевра». И это, наверное, является главным отличием учебного спектакля от спектакля профессионального.

 При этом учебный спектакль как результат, показываемый зрителю, может ни чем не отличаться от профессионального спектакля, но по методике репетиционного процесса он, как правило, будет сильно с ним расходиться.

Эти различия начинаются уже с выбора драматургического материала. Здесь главная цель учебного спектакля – максимальная творческая загрузка всех его участников – выбираемая пьеса должна давать такую возможность. Далее, по уровню своей сложности пьеса не должна, с одной стороны, сильно превышать творческие возможности учеников, а с другой стороны, не должна казаться им слишком доступной, должна заставлять из напрягать свои творческие усилия. А для этого она должна быть ещё и привлекательной для них и с точки зрения заложенной в ней тематики, и с точки зрения её эстетики, и с точки зрения потенциала для раскрытия их творческих возможностей.

Для учебного спектакля особенно важно, чтобы процесс работы носил студийный характер, т.е. помогал ученика воспитывать в себе не только навык, но необходимость в коллективном творчестве. А для этого необходимо создать и постоянно поддерживать такую атмосферу в течение всего репетиционного процесса, при котором всем участникам становится интересней найти себе самое полезное место в общем деле, чем «тянуть на себя одеяло».

И здесь следующая особенность в методике учебного спектакля: необходимо почти весь репетиционный процесс проводить этюдным методом, чтобы ученики воспитали в себе привычку (а ещё лучше – любовь) к импровизационному самочувствию на сцене. А кроме того почаще девать им коллективные задания по поводу нахождение самого удачного режиссёрского решения той или иной массовой сцены.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!