Кто же из сподвижников участвовал в этих битвах?



Это ‘Али, аз-Зубайр, Тальха, ‘Аиша, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, аль-Хасан, аль-Хусайн, Аммар, Ибн ‘Аббас, Му‘ауийа, ‘Амр ибн аль-‘Ас, Кайс ибн Са‘д, аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр, Джарир ибн ‘Абдуллах, Хузайма ибн Сабит, Абу Катада, Абу аль-Хайсам ибн ат-Таййихан, Сахль ибн Са‘д, Джабир ибн ‘Абдуллах, ‘Абдуллах ибн Джа‘фар, ‘Ади ибн Хатим, аль-Аш‘ас ибн Кайс, Джарийа ибн Кудама, Фудаля ибн Убайд и ан-Ну‘ман ибн Башир.

Некоторые из них участвовали в обеих битвах, другие - только в одной из них.

Что же касается тех, кто отказался участвовать в упомянутых сражениях, то это Са‘д ибн Абу Уаккас, Зейд ибн Сабит, ‘Имран ибн Хусайн, Анас ибн Малик, Абу Бакра ас-Сакафи, аль-Ахнаф ибн Кайс, Абу Аййуб аль-Ансари, Абу Муса аль-Ашари, Абу Мас‘уд аль-Ансари, аль-Уалид ибн ‘Укба, Са‘ид ибн аль-‘Ас, ‘Абдуллах ибн Амир, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, Абу Барза аль-Аслями, Ахбан ибн Сайфи, Саляма ибн аль-Акуа и многие другие.

Большинство сподвижников отказались участвовать в этих битвах.

 

 

История третейского суда.

Битва при Сыффине закончилась, когда кто-то поднял на копьях листы Корана.

‘Али согласился на третейский суд и вернулся в Куфу, а Му‘ауийа вернулся в Шам. Они договорились, что третейский суд состоится в рамадан.
'Али послал Абу Мусу аль-Аш'ари, а Му‘ауийа - ‘Амра ибн аль-‘Аса.

История третейского суда хорошо известна, однако имеет сотни недостоверных версий.


Вот одна недостоверная версия через Абу Михнафа: "Абу Муса и ‘Амр договорились о смещении и ‘Али, и Му‘ауийи. Абу Муса поднялся на минбар и сказал: "Я снимаю с ‘Али титул правителя, подобно тому, как снимаю с себя этот перстень", и снял с руки перстень. А ‘Амр поднялся и сказал: "Я снимаю с ‘Али титул правителя, подобно тому, как снимаю с себя этот перстень, и утверждаю на этом месте Му‘ауийу, подобно тому, как надеваю на руку этот перстень".
Поднялся шум, Абу Муса вышел разгневанным и вернулся в Мекку, отказавшись возвращаться к ‘Али в Куфу, а ‘Амр ибн аль-‘Ас вернулся в Шам
". ‘Амр ибн аль-‘Ас - благородный сподвижник, по собственному желанию переселившийся в Мекку. Он не был лицемером, поскольку среди мухаджиров вообще не было лицемеров. Они были среди жителей Медины. А в Мекке мусульмане были гонимы и притесняемы, поскольку знатные мекканцы в большинстве своём были неверующими. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Два Ибн аль-‘Аса - верующие. Это ‘Амр и Хишам". Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", (4/51); Ибн аль-Асир, "аль-Камиль фит-тарих", (3/168).


Это недостоверная история, которая дошла до нас путём всё того же лжеца Абу Михнафа, о котором мы упоминали уже не раз.

Что же касается достоверной версии, то согласно ей, ‘Амр ибн аль-‘Ас встретился с Абу Мусой аль-Аш‘ари и спросил: "Что ты думаешь об этом деле?". Абу Муса ответил: "Я считаю, что он (‘Али) принадлежит к числу тех, кем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) был доволен, когда скончался" [имеется в виду 'Али].
‘Амр спросил: "А как насчёт нас с Му‘ауией?". Он ответил: "Если он обратится к вам за помощью, то вы способны оказать ему помочь, а если он обойдётся без вас, значит, так пожелал Аллах". См. подробности истории третейского суда в книге "Маруийат Абу Михнаф" в "Тарих ат-Табари", также см. аль-Бухари, "ат-Тарих аль-кабир", (5/398) и Ибн Асакира, "Тарих мадинати Димашкъ", (46/175).


На этом они и расстались, и ‘Амр вернулся к Му'ауийе, а Абу Муса - к ‘Али с этим известием.

Если говорить о первой версии, то она однозначно недостоверная, по меньшей мере, по трём причинам:
1Слабый иснад - в нём лжец Абу Михнаф.
2Ни Абу Муса, ни кто-либо другой не может отстранить от власти халифа мусульман. Согласно мнению Ахлю-с-Сунна, это не может осуществляться с подобной простотой. Как могут два человека договориться о смещении халифа? В действительности третейские судьи договорились о том, что ‘Али остаётся в Куфе, будучи халифом мусульман, а Му‘ауийа остаётся в Шаме в качестве наместника и война между ними прекращается.
3Существование упомянутой нами достоверной версии.

 

 

Битва при Нахрауане в 38 году от хиджры.

‘Али вернулся в Куфу, и против него выступили хариджиты - те, кто отверг идею третейского суда, сказав, что "решения принимает только Аллах", и стали настраивать людей против ‘Али. Они даже в мечети вставали и кричали: "Решения принимает только Аллах! Решения принимает только Аллах!"


‘Али же говорил им в ответ: "Слово истины, в которое вкладывается ложный смысл". [Со временем слова 'Али стали притчей].


Спустя некоторое время хариджиты убили благородного сподвижника ‘Абдуллаха ибн Хаббаба. Они также убили его жену, которая была на последнем месяце беременности, и вспороли ей живот.


Узнав об этом, ‘Али послал к ним, спрашивая, кто это сделал, они же ответили: "Все мы убили его!".


Тогда ‘Али вышел к ним с десятитысячным войском и сразился с ними при Нахрауане.

‘Убайдуллах ибн ‘Ийад ибн ‘Амр аль-Кари передаёт, что ‘Абдуллах ибн Шаддад пришёл к ‘Аише, когда они сидели у неё. Он возвращался из Ирака, а было это в те дни, когда убили ‘Али.
Она сказала ему: "О ‘Абдуллах ибн Шаддад, если я спрошу тебя кое о чём, ты скажешь мне правду? Расскажи мне об этих людях, которые убили 'Али".


Он сказал в ответ: "А почему бы мне не сказать тебе правду?".


Она сказала: "Тогда поведай мне их историю".


Он сказал: "Когда ‘Али вёл переписку с Му‘ауией и состоялся третейский суд, против него выступили восемь тысяч человек, которые были чтецами Корана, и остановились в месте под названием Харура недалеко от Куфы. Они упрекнули его и сказали: "Ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах и отринул имя, которое дал тебе Аллах, а потом поручил людям принимать решения, касающиеся религии Аллаха, а решения принимает только Аллах!".
Когда до ‘Али дошли эти упрёки и обвинения, он велел глашатаю объявить, что все чтецы Корана должны собраться в его доме. Когда дом наполнился людьми, он велел принести главный список Корана, составленный ‘Усманом, положил его перед собой, после чего провёл по нему рукой со словами: "О мусхаф! Говори с людьми!".


Люди сказали: "О повелитель верующих! О чём ты просишь? Ведь это всего лишь свиток. А мы говорим то, что было передано нам, и то, что записано в нём! О чём же ты желаешь спросить?". ‘Али сказал: "Между мной и этими вашими товарищами, которые выступили против меня - Книга Аллаха.
Всевышний Аллах сказал о мужчине и женщине:

"Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий" Сура 4 "Женщины", аят 35


... а община Мухаммада более неприкосновенна, чем один мужчина и одна женщина, и кровь её более драгоценна. Они ставят мне в вину то, что, переписываясь с Му‘ауией, я написал: "Написал ‘Али ибн Абу Талиб". А ведь когда мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в Худайбийе, где он хотел заключить мирный договор со своими соплеменниками-курайшитами, к нам прибыл Сухайль ибн ‘Амр, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного", но Сухайль сказал: "Не пиши: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного"".


Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветсвует) спросил: "А как написать?". Сухайль ответил: "Напиши: "С именем Твоим, о Аллах"". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Мухаммад - посланник Аллаха". Но Сухайль возразил: "Если бы мы знали точно, что ты - посланник Аллаха, мы бы не перечили тебе". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Это условия, на которых Мухаммад ибн ‘Абдуллах заключил мир с курайшитами".


Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
"В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха""
Сура 33 "Союзники", аят 21.


‘Убайдуллах ибн ‘Ийад рассказывает: "‘Али послал к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и я вышел вместе с ним. Когда мы пришли в их лагерь, Ибн аль-Каууа поднялся и обратился к людям с речью, сказав: "О знатоки Корана! Поистине, это - ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Кто не знает его, того я познакомлю с ним через аяты Книги Аллаха. Он из тех, о ком было ниспослано:

"Они говорят: "Наши боги лучше или он?". Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!"

Сура 43 "Украшения", аят 58.


... возвратите же его к его товарищам и не говорите с ним о Книге Аллаха!".
Однако их проповедники и ораторы поднялись и сказали: "Клянёмся Аллахом, мы непременно будем говорить с ним о Книге Аллаха и если он пришёл с истиной, то мы поймём это и последуем за ним, а если он пришёл с ложью, то мы обратим его ложь против него же".
И они беседовали с ним о Книге Аллаха в течение трёх дней, после чего четыре тысячи из них вернулись, покаявшись, в том числе и Ибн аль-Каууа. [Аль-Хаким, "Мустадрак", (2/150)].


‘Али послал к оставшимся сказать: "Вы видели, что произошло между нами и людьми. Можете оставаться при любом мнении, пока община Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует) не соберётся. Мы с вами обязаны не проливать запретную кровь, не заниматься разбоем и никого не притеснять. А если вы сделаете что-нибудь из этого, это будет означать, что вы нарушили заключённый с нами договор и тогда между нами будет война. Поистине, Аллах не любит предателей""

‘Аиша сказала: "О Ибн Шаддад [Абдуллах ибн Шаддад, которого Айша спрашивала в начале хадиса о событии между 'Али и хариджитами, после того как его убили], он [то есть, ‘Али] убивал их?".


Ибн Шаддад сказал: "Клянусь Аллахом, ‘Али не посылал против них войска, пока хариджиты не стали заниматься разбоем, проливать кровь и обижать зиммиев! [то есть, люди Писания. Как сегодня и делают, обижают и убивают, не считаясь с договорами, которые правители заключили с ними]".


‘Аиша спросила: "Клянёшься Аллахом, что это так?".


Он сказал в ответ: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, всё так и было".

 

Она спросила: "А что это за Зу-с-садйа, упоминания о котором я слышу от зиммиев?".

 

Он сказал: "Я видел его среди убитых, когда осматривал их вместе с ‘Али. Он позвал людей и спросил: "Знаете ли вы, кто это?". И люди стали говорить, что видели его в такой-то и такой-то мечетях совершавшим молитву. А это была его единственная примета [речь идет об уродстве, которое было на руке этого человека. Это был нарост, напоминающий женскую грудь, за что он и получил своё прозвище. Зу-с-садйа - буквально "обладатель груди"]".
‘Аиша спросила: "И что сказал ‘Али, когда обнаружил его, как утверждают жители Ирака?".

 

Он ответил: "Я слышал, как он сказал: "Правду сказал Аллах и Его посланник"".
‘Аиша спросила: "Больше ты ничего от него не слышал?".

 

Он сказал: "Клянусь Аллахом, нет".


Она сказала: "Конечно. Правду сказал Аллах и Его посланник. Да помилует Аллах ‘Али. Он всегда, когда видел нечто удивительное, говорил: "Правду сказал Аллах и Его посланник". А жители Ирака наговаривают на него и добавляют нечто к его словам". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 656, Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным.

Хариджитов было около тысячи человек и ‘Али убил их, потеряв всего четырех, а по другим сообщениям - семь человек. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", том 7, стр. 298.


Среди убитых был аль-Мухадджадж Зу-с-садйа, которого и увидел ‘Али, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в своё время сообщил ему, что во время раскола и разногласий среди мусульман отделится группа, которая будет убита другой группой придерживающейся истины.
А в другом хадисе он упомянул о том, что среди членов отделившейся группы будет и "Обладатель груди". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", (148/1064); также аль-Бухари №3610.


Помня об этом ‘Али искал человека с такими приметами среди убитых и, увидев его, совершил земной поклон, выражая благодарность Аллаху, ибо пророчество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) исполнилось, и он был тому свидетелем.

Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 848, Шейх Ахмад Шакир сказал, что иснад его достоверный.


И что самое важное, он понял, что следует путём истины.

 

 

9 Убийство ‘Али ибн Абу Талиба в 40 году от хиджры.

Спустя два года после битвы при Нахрауане, когда волнения немного улеглись, трое хариджитов собрались в Мекке и договорились убить ‘Али ибн Абу Талиба, Му‘ауийу и ‘Амра ибн аль-‘Аса. Они считали, что это деяние приблизит их к Аллаху.

‘Абду-р-Рахман ибн Мульджим аль-Муради сказал: "Я убью ‘Али ибн Абу Талиба".
Аль-Барк ат-Тамими сказал: "А я убью Му‘ауийу".
‘Амр ибн Бакр ат-Тамими сказал: "Я убью ‘Амра ибн аль-‘Аса".
Они договорились осуществить задуманное по прошествии семнадцати ночей с начала рамадана.

‘Амр ибн аль-‘Ас был в это время в Египте, Му‘ауийа - в Шаме, а ‘Али - в Куфе.

Ибн Мульджим пронзил ‘Али кинжалом, который он целую неделю вымачивал в яде. Это произошло, когда ‘Али вышел, чтобы совершить утреннюю молитву с людьми.
Раненый ‘Али сказал: "Если я поправлюсь, то я сам буду разговаривать с ним, а если я умру, казните его". Говоря это, ‘Али обращался к своим сыновьям аль-Хасану и аль-Хусайну.
Ибн Мульджим сказал: "Нет, клянусь Аллахом, ему не выжить, потому что я пропитывал кинжал ядом в течение семи дней!".


Когда ‘Али умер, люди [то есть, уполномоченные для этого люди] отрубили Ибн Мульджиму руки и выжгли глаза калёным железом, а когда ему собрались отрезать язык, он испугался, хотя до этого оставался непоколебимым.


Люди спросили: "Только сейчас ты испугался?". Он ответил: "Я боюсь прожить даже немного, не поминая Аллаха!".

Преславен Аллах! Это явное заблуждение, да убережёт нас Аллах от подобного!
Человек считает дозволенным для себя проливать кровь верующего и праведного человека, который к тому же является халифом мусульман и при этом боится прожить даже миг без поминания Аллаха.

Что касается второго злодея, аль-Барка, то он ударил Му‘ауийу также во время утренней молитвы, однако не убил его. К нему вовремя позвали лекаря и он выжил, однако имеются сообщения о том, что эта рана стала причиной того, что впоследствии у Му‘ауийи больше не было детей.

А тот, кто собирался убить ‘Амра ибн аль-‘Аса, вышел на молитву, чтобы осуществить задуманное. Однако в тот день ‘Амр не вышел на молитву из-за расстройства желудка. Этот человек убил человека, руководившего молитвой, думая, что это был ‘Амр. Этим человеком был Хариджа ибн Абу Хабиб.


Когда убийцу схватили и спросили, зачем он это сделал, он ответил: "Я избавил людей от ‘Амра ибн аль-‘Аса!". Ему сказали: "Ты убил не ‘Амра, а Хариджу!". Он сказал: "Я хотел ‘Амра, а Аллах пожелал, Хариджу". [Со временем его слова стали притчей].

Все трое злодеев были казнены. Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/37); Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/338).

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!