Стоит отметить, что большую часть этих сведений составляют материалы и переводы, изъятые из казахоязычных опубликованных материалов и интернет-сайтов.

УДК: 929 + 94. Мубаракшин Азамат Назифович.   Третья статья о жизни мусульманского просветителя и педагога Мухаммада ад-Дагестани (1711-1796).   Аннотация. В этой статье продолжаются приводиться различные сведения о жизни на Южном Урале ныне малоизвестного на сегодняшний день мусульманского преподавателя, просветителя и богослова Мухаммада ад-Дагестани (1711-1796). Приводятся различные сведения о его жизни в казахских степях, вкладе просвещения и образования в казахских степях, а также некоторые сведения о его проживании и деятельности на территории современной Оренбургской области и севере современного Казахстана.   Ключевые слова: Мухаммад ад-Дагестани, Кади Акай  (Казакай ахун, Кази Ахай ахуна),Кундровская слобода (Кондырау, Кондуровка), кундровские ногайцы, Оребургская область, Назир ад-Дургели. Annotation. This article continues to give various information about the life of the Muslim teacher, educator and theologian Muhammad ad-Daghestani (1711-1796), little known to date in the Southern Urals. Various information is given about his life in the Kazakh steppes, the contribution of education and education in the Kazakh steppes, as well as some information about his living and working in the territory of the modern Orenburg region. Key words: Muhammad ad-Daghestani, Kadi Akay (Kazakai Ahun, Kazi Akhay Ahuna), Kundrovskaya Sloboda (Kondyrau, Kondurovka), Kundra Nogais, Orebur region, Nazir ad-Durgeli.   В Челябинске 9-10 декабря 2016 года прошла межрегиональная научно-практическая конференции «Гуманистическое наследие башкирских просветителей: актуальные вопросы и перспективы развития». В изданном сборнике конференции была опубликована моя статья «МУХАММАД АД-ДАГЕСТАНИ - РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЮЖНОГО УРАЛА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XVΙΙΙ ВЕКА» [1,с.41-45]. Она была первой статьей об этом деятеле, что затем я ее дополнил новыми данными и была написана о просветителе вторая работа «Мухаммед б. Али ад-Дагестани (1711-1796 г.) -мусульманский  просветитель и ученый Южного Урала 2-ой половины XVΙΙΙ века. Вторая статья». Теперь есть уже дополнения и для этой третьей статьи о просветителе. В статье Ишмухамбетова Р. В. (в 2016 году еще аспирант Астраханского государственного университета) «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЭТНИЧЕСКИХГРУПП В СОСТАВЕ ЗАПАДНЫХ КАЗАХОВ: НОГАЙ-КАЗАХИ, КАЛПАКИ, КАРАГАШНОГАИ, ТУЛЕНГУТЫ» упоминаются краткие сведения о Мухаммаде ад-Дагестани[2].      Приведенные ссылки в этой статье приводят к нескольким источникам, в которых также упоминается имя этого религиозного деятеля.   На основе сведений этой статьи и других материалов из ссылок становиться известна дата рождения этого религиозного деятеля, т.е 1711 год, а также дата смерти в 1796 году. В прежней статье, деятельность этого религиозного деятеля освещалась с его жизни и вклада в религиозное образование и просвещение Южного Урала. Но известно, что Мухаммаде ад-Дагестани немало времени жил среди казахского народа и своих казахских учеников-последователей. В статье Ишмухамбетова Р. В. о нем отмечается, что ахун Казакай был «из числа «кундровских татар» т.е. именно из числа терских «кумыцких» ногайцев, совсем неслучайно носившего относительное имя-нисбу «Дагестани»[2].   Мухаммед б. Али ад-Дагестани (1711-1796 гг.) был выдающимся религиозным деятелем, соединившим воедино нитью преемственности кизлярские ногайские степи, Оренбуржье и казахскую степь. Из этих сведений становиться понятно, что ад-Дагестани жил и имел своих учеников-последователей в кизлярских ногайских степях, в Оренбуржье среди башкир, татар и казахов, а также в самой казахской степи.  Далее автор статьи сделал ссылку на богослова Риза Фахретдина (1859-1836) о Мухаммеде ад-Дагестани. Получив образование у Ахмеда ад-Дагестани, он стал авторитетным ученым и судьей (кади). Вместе со своими соплеменниками в 1745 г. был переведен из равнинного Дагестана на Оренб. пограничную линию, где была основана Кундровская слобода (ныне с. КондуровкаСаракташского р-на Оренб. обл.). Здесь он открыл медресе, обретшее широкую известность и привлекало учеников со всего Волго-Уральского региона,он стал первым,кто после завоевания Казанского ханства стал преподавать морфологию и синтаксис арабского языка. Многие мусульманские подвижники региона того времени были его прямыми учениками. Впоследствии, богослов со своими родственниками вынужден был бежать в казахские степи, где,прожив остаток жизни, скончался [4, с.248-249].   Замечательно, что именно ахунаКазакая - эфендия (ног.афенди) из числа терских ногайцев казахская народная традиция называет и признает в качестве прямого предка Мурына-жырау и,соответственно, как исходного носителя и передатчика ногайских эпосов в казахскую среду[3, с.107].   Мурын-жырау (1859-1954) является в истории казахского народа собирателем казахского фольклора и автором казахского эпического труда «Қырымның қырық батыры» -«Сорок богатырей Крыма».Сюжет эпоса «Қырымныңқырық батыры» посвящается восхвалению героической жизни Едиге, основоположника Ногайской орды, крупного полководца и государственного деятеля, исторической личности, жившего в конце ХIV- начале ХV вв., и его потомков. В эпосе «Сорок крымских батыров» рассказывается о легендарных судьбах исторических личностей тюркских народов, входивших в Ногайскую Орду, которая была частью Казахского ханства в эпоху расцвета последнего[5].    Таким образом, казахским народом Мухаммед б. Али ад-Дагестани (1711-1796 гг.) признается за того, кто обладал знаниями и памятью о ногайских эпосах и ногайском фольклоре, кто ознакомил казахский народ с этим наследием и способствовал обогащению народом этого наследия. Из различных сведений мы узнаем, что ад-Дагестани родился в 1711 году в городе Кизляре. Был выслан царскими властями с Кубани на территорию Оренбурга (вначале 1740 гг.) и во время восстания Пугачева (1773-1775) переселился в казахские степи в западную часть. К концу жизни в преклонном возрасте на территории современного города Шолкар (в Казахстане) близ Аральского моря открыл для казахских детей (обучалось 40 детей) местное медресе, где был руководителем. Оттуда узнаем, что ад-Дагестани является предком казахского фольклориста Мурына-жырау (1859-1954).        Дополнительно узнаем, что во время переселения в оренбургские степи в Карагале (Оренбургская область) ад-Дагестани открывает в 1749 году и обучает в Каргалинском медресе местных башкир, татар, казахов и ногайцев.Это медресе стало для них крепким духовным центром образования. Это Каргалинское медресе было связано духовными и религиозными связями с Бухарой и Средней Азией [3].     Почти 18 лет ад-Дагестани провел в обучении в арабских странах. К сожалению, пока мною сведений не найдено о том, в каких странах прошли 18 лет обучения и у каких исламских ученых.  Во время начала Крестьянской войны Е.Пугачева (1773-1775) ад-Дагестани со своими последователями перешел на территорию современного Казахстана.    Русский учёный-географ, статистик, профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета Евдоким Филиппович Зябловский (1764 -1846) в своем труде «Землеописание Российской империи для всех состояний» [6.Том 2,с.25] оставил короткие сведения об этом переселении.       Орда Кундурау с 1770 года, когда часть Калмыцкой орды удалилась с Волги в Зюнгарию, поселилась при Ахтубе. Они в разсуждении своих обычаев и домашнего хозяйства подобны прочим Нагайцам [6.Том 2,с.25]. На территории современного казахского города Шалкар в Актюбинской области Казахстана ад-Дагестани открыл медресе.Там он собрал почти 40 казахских детей, которых обучал исламским наукам. Среди его учеников были такие, как АлшынКаражигит би, мулла Конакбай, мулла Жанай и др. Тем самым, эти ученики могли содействовать большому укреплению и развитию ислама среди казахского народа с конца XVIII века.     Там же в казахских степях завел тесные контакты с представителями казахской знати. Среди них были знатные люди как Сары Шонай, Сегизбай, Есимбай и др. Благодаря просьбе и желанию многих из них, а также лично Сары Шоная ад-Дагестани остается в казахской степи. Сары Шонай содействовал ему в строительстве мечети, как и в обеспечении, землей для проживания для него, родственников и последователей, которые переселились вместе с ним с Урала во время восстания Пугачева (1773-1775). Сын ад-Дагестани Ахметжан был женат на дочери СарымДатова, а второго сына Мухаметжана женили на дочери Саршонай бия. Таким образом, родственники ад-Дагестани были связаны крепкими родственными связями с казахской знатью.    Сам же Сарым Датов( 1753-1802) был старшиной казахского рода Байбакты, предводителем антиправительственного движения казахов Младшего жуза в 1783-1797 годах. Таким образом, Мухаммеда б. Али ад-Дагестани был свидетелем и современником крупных политических событий на территории Казахстана со второй половины XVIII века. В 2009 году в издательстве «Иман» на татарском языке была издана книга дагестанского мусульманского ученого Саида афанди Чиркави( 1937-2012 ) «Сокровище благодатных знаний». К этой книге предисловие написал покойный татарский богослов Валиулла хазрат Якупов (1963 -2012 ).В предисловии Якупов отмечал, что ад-Дагестани не далеко от Дагестана открыл медресе, был в Дагестане шариатским судьей и о том, что татары при его жизни его самого называли Казакай ахуном.     По казахским материалам становиться известно, что ад-Дагестани имел немало потомков, которые стали в жизни образованными людьми и проповедниками. Среди них это Туремурат Ахун, который был муллой в Ханской мечети в Шалкарском районе современного Казахстана.   Казахские материалы дают точные сведения о том, что ад-Дагестани был похоронен в 6-ти км от районного центра Хобда ( Кобдинский район) Актюбинской области в поселке Казакай ( с 1954г. до 1996 г.назывался Херсоновка).

В 2010 году на интернет сайте «Актюбинский вестник» за 19 октября, вышел материал «Сделано в Каргалинском. Сделано с умом», в котором была кратко затронута биография жизни и деятельности ад-Дагестани.

Жители Шалкарского района увековечили имя организатора первой исламской школы на актюбинской земле. Именем великого просветителя и теолога Кази Ахай ахуна названа новая улица райцентра.

Кази Аха ахуна в народе прозвали Казакай. Он родился в 150 километрах от Астрахани, в городе Кизляр, 18 лет учился в Аравии. В 1755 году на территории нынешнего Каракалпакстана он встретился с группой казахских аксакалов, которые пригласили его в Шалкар. Так он оказался в актюбинской степи.

Свою просветительскую деятельность Казакай ахун начинает в местности Коянкулак-Коскулак (юг района). Теолог похоронен в Кобдинском районе в селе Херсон, который позднее переименован в аул Казакай ахуна.

   На торжественную церемонию по случаю присвоения улице имени Казакай ахуна собрались руководство города и района, а также потомки просветителя. Заместитель акима района Сарсенгали Копенов поблагодарил Сандибая кажы Абдигалиева, потомка ахуна, который ныне проживает в Актобе, за инициативу в присвоении улице имени просветителя [7].

Таким образом, это все имеющиеся у меня сведения и факты о жизни и деятельности Мухаммеда б. Али ад-Дагестани (1711-1796 гг.), как и учитывая о нем первую мою статью «МУХАММАД АД-ДАГЕСТАНИ – РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЮЖНОГО УРАЛА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XVΙΙΙ ВЕКА» [1,с.41-45].

Стоит отметить, что большую часть этих сведений составляют материалы и переводы, изъятые из казахоязычных опубликованных материалов и интернет-сайтов.

Скорее всего, многое из того, что опубликовано казахскими исследователями и историками о ад-Дагестани, не переведено на русский язык и не известно российскому читателю, а также башкирским и татарским историкам и краеведам, изучающим историю ислама на Урале и Поволжье.

Кумыкский историк Назир ад-Дургели (1895-1935)в своем труде «Вафият ал-аслафватахият ал-ахлаф» (УСЛАДА УМОВ В БИОГРАФИЯХ ДАГЕСТАНСКИХ УЧЕНЫХ) писал о Мухаммеде ад-Дагестани следующие важные сведения.

Казанские ученые утверждали, что их ученые достигли совершенства и прогресса в арабских науках /Л. 7/ и что это сделали их ученые, получившие знания в Дагестане. В частности, арабский язык распространился там от учеников выдающегося ученого - шейха Мухаммада, известного под именем Кади Акай [8,с.26-27].

К сожалению, Назир ад-Дургели не написал, какие казанские ученые писали так и в каких трудах они писали о Мухаммеде ад-Дагестани. Видимо, есть немало дореволюционных и советских трудов поволжских исламских ученых ислама и историков, которые писали о Мухаммеде ад-Дагестани, откуда брал также сведения историк Назир ад-Дургели.

Известно, что среди личных учеников и последователей Мухаммеде ад-Дагестани были самые известнейшие богословы и деятели ислама на Урале и Поволжье со второй половины XVIII – начала XIX века.

Среди его последователей отмечен Фаизханб.Хозурхан аль-Кабули (ум.22.04.1802, Кабул), Габдеррашит аль-Каргалый(Каргала, Дагестан), Нигматуллаат-Тавдыхи, Абдуррахим (Габдрахман) аль- Кирмани аль-Каргалы, ХабибуллаОруви(1762-1818, дер.Ура) и Валид-ишан Каргалый(ум. 1802, Каргала) и многие другие.

  О нем писали такие богословы и историки конца XIX – начала XX в., как Ш.Марджани, Мурад Рамзи, Риза Фахретдинов и Назир ад-Дургели.

Это должно еще больше актуализировать интерес к изучению биографии и деятельности Мухаммеде ад-Дагестани. Ведь именно он обучал и влиял на множество учеников, которые в различных уголках Северного Кавказа, Урала, Поволжья и Казахстана со второй половины XVIII – начала XIX века стали известнейшими богословами в своих регионах.

  Из первой моей статьи известно, что ад-Дагестани открыл в Кундровской слободе (ныне с. Кондуровка Саракташского р-на Оренб. обл.) медресе, которое приобрело широкую известность и привлекало учеников со всего Волго-Урал. Региона.

Хотя известно, что рядом на оренбургской земле находилась и татарская Сеитовская слабода (ныне с. Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области), которая также имела и свое медресе, не уступавшее в религиозно-образовательном значении в XVIIII - начале XX века.

     До конца XVIII в. ее старшие духовные лица (ахуны) были крупнейшими неформальными лидерами мусульман на Южном Урале, которые оказывали огромное влияние не только на близлежащую татарскую округу, но и на значительную часть Башкирии и даже на казахские степи. Члены других общин, кочевое население, среднеазиатские торговцы прибегали к их суду при возникновении споров в брачно-семейных, имущественных и других отношениях4. Мусульманские ученые Каргалы, обладавшие глубокими познаниями в шариате, математике, астрономии, ежегодно определяли время начала и окончания поста, рассылая по всему уезду предписания о времени проведения религиозных праздников[11, с.6].

К сожалению, у меня нет информации и сведений о том, какие могли быть взаимосвязи, контакты и сотрудничество между этими центрами. Но учитывая близкое расстояние друг другу, то могло быть активнейшее общение и контакты.

Как видно, ад-Дагестани находился, жил и преподавал при своей жизни в центре культурно-религиозной жизни Южного Урала со второй половины XVIII века.

Из истории известно, что Батырша Алиев (1710-1762) был одни из идеологов и предводителей Башкирского восстания 1755 года («Восстание Батырши») на Южном Урале и Поволжье. Кроме этого, он был одним из известнейших мусульманских теологов и главой мусульман на Южном Урале [12].

Известно, что Батыршав1754—1755 годах побывал в Оренбурге. К сожалению, я не нашел каких либо сведений о том, с какими богословами он мог встречаться и пересекаться в Оренбурге, как и неизвестно мог ли он быть знаком с самим ад-Дагестани.

  Уже в период начавшегося восстания Батыршу известили о том, что ахуны Оренбургской губернии готовы считать его своим шейхом. Оренбургская же область в то время была наиболее населенным мусульманами регионом Российской империи, включавшим в себя также Республику Башкортостан, Челябинскую область, часть Татарстана и иных сопредельных территорий. Все это говорит лишь об одном – Батырша был не просто муллой, он был мусульманским ученым высокой степени образованности и авторитета, его имя было достаточно известно среди мусульман России [13 ].

    К сожалению, мне пока неизвестно, с какими башкирскими видными людьми из знати он мог быть знаком и какие поддерживать контакты с ними во время его жизни на Урале.

  Какие у него могли быть связи, контакты и отношение к участникам Крестьянского восстания 1773-1775гг.?

   Могли он при своей жизни слышать и общаться с башкирскими предводителями восстания, как Юлай Азналин,Салават Юлаев… ?

Напоследок отмечу, что современный казахский теолог-религиовед Марат Смагулов сообщает об истории ислама в Казахстане следующее.

«Со времен Золотой Орды и до выселения в Казахстан кавказских народов суфизм имел сильное влияние на нашей земле. Во время и после подавления восстания Е.Пугачева (1773-1775гг.) многие суфийские ученые с учениками перебрались из России в казахскую степь. Среди них были татарские, башкирские и кавказские суфии»[14].

  К сожалению, автор не стал раскрывать тему дальше и не привел имена тех ученых, которые перебрались в казахскую степь после восстания Е.Пугачева (1773-1775гг.). Но уже точно становиться ясно, что одним из тех, кто переселился в казахскую степь это ад-Дагестани. Скорее всего, если переселение мусульманских ученых и их последователей имело массовый характер, то эта сторона истории ислама на Южном Урале может стать актуальной темой для исследования будущим историкам.

      Из истории современным религиоведам Башкортостана известно, что в 1720 году (по другим данным в 1740) в селе Стерлибаш (Село Стерлибашево современного Стерлибашевского района Башкортостана) было открыто известное в XVIII – начале XX века Стерлибашевское медресе.

     Известно, что вначале там, в Стерлибашевском медресе обучался и получал знания молодой Мухаммеджан Хусаинов (1756–1824) известный в истории как первый муфтий Оренбургского Мусульманского Духовного Собрания (Уфимское духовное магометанского закона собрание). Его отец Хусаин бин Абдуррахман еще был на должности имама и мударриса в деревне Стерлибаш Уфимской губернии.

    Сам М.Хусаинов продолжил обучение у Мухаммеда б. Али ад-Дагестанив Кондырау и в одном из медресе Каргалы»[15,с.259].

     Известно, что Мухаммед ад-Дагестани покинул Кондырау со своими последователями во время Пугачевского восстания (1773-1775) и ушел в казахские степи. Тогда получается, что в возрасте между 10 и 17 лет молодой Мухаммеджан Хусаинов обучался в Кондырау и получал знания у Мухаммеда ад-Дагестани. Далее он повышал свое образование в медресе Сеитового посада села Каргалы, Оренбурге и далее далеко в Бухаре и Кабуле.

     Возможно, таких учеников, которые обучались в Стерлибашевском и других медресе Башкортостана, а потом уходили обучаться к ад-Дагестани было не мало. Это может показывать о том, какие большие связи и контакты могли быть между этими двумя и другими образовательными центрами. К сожалению отсутствие подробных письменных свидетельств об этом ограничивает рамки исследования.

Между Стерлибашевским медресе и Кондырау расстояние около 270 км. Расстояние не большое, т.к местные мусульмане Урало-Поволжья во всей своей истории ислама ходили далеко на Хадж в Мекку, для повышения образования и мусульманской учёности могли уходить далеко в Багдад, Османскую империю, Египет, в Дагестан и другие мусульманские страны Средней Азии и Ближнего Востока.

Этот пример показывает, что местные мусульмане Урало-Поволжья, внутренних районов возле Казани, а также запада, севера и востока Башкортостана если хотели повышать свое образование после местных мечетей и медресе при своих деревнях, то могли его продолжить и улучшить, например, у Мухаммеда ад-Дагестани в Кондырау, в Каргале, Оренбурге или в дальних странах мусульман.

  Это показывает, какой большой авторитет и притяжение имело медресе ад-Дагестани в Кондырау на Южном Урале.

    На примере учеников Мухаммеда ад-Дагестани видно, что у него обучались дети влиятельных и известных мулл Урало-ПоволжьяI и II половины XVIII века. Также его ученики становились в будущем известными людьми в мусульманском духовенстве и окружении Ю.Урала.

  Это еще раз показывает его авторитет, влияние и доверие ему со стороны местных мусульманских кругов.

   Ответить на многие стороны жизни и биографии ад-Дагестани будет трудновато, в виду скудности более подробных сведений о нем. Но приведенных сведений о жизни ад-Дагестани на Северном Кавказе, Урало-Поволжье и в Казахстане, его крупнейшей образовательной и просветительской деятельности достаточно.

Этого хватит, чтобы о нем заинтересовались и детально начали изучать его имя, популяризировать при изучении и освещении истории ислама, просвещения и образования на Урало-Поволжье в XVIII – XIX вв.

Литература.

1. А.Н. Мубаракшин. МУХАММАД АД-ДАГЕСТАНИ – РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЮЖНОГО УРАЛА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XVΙΙΙ ВЕКА // Гуманистическое наследие башкирских просветителей: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа: ИПК БГПУ, 2016. – 70 с.

2. ИШМУХАМБЕТОВ Р.В.ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В СОСТАВЕ ЗАПАДНЫХ КАЗАХОВ: НОГАЙ-КАЗАХИ, КАЛПАКИ, КАРАГАШНОГАИ, ТУЛЕНГУТЫ. 

Материалы международной научно-практической конференции «ШЕЖІРЕ ТҰНҒАН ҚҰТ МЕКЕН» Хан Ордасы, 2016, 204 с. (с. 97-111).

3. Сәрсембина Баян «НоғайлыныңКазақайахуны»//ЖасАлаш №97(15555) 7 желтоқсан, сейсенбі 2010 ж.

Режим доступа: http://www.zhasalash.kz/ruhaniyat/3369.html (на казахском языке). Проверено: 08.05.2017 г.

  1. Фахрутдин, Ризаэддин. Асар. 1 том. - Казан: Рухият, 2006. - 360 с.

5. МУРЫН ЖЫРАУ. Режим доступа: URL: http://www.inform.kz/ru/muryn-zhyrau_a2209107 (Проверено 09.05.2017).

6. ЗябловскийЕ.Ф. Землеописание Российской империи для всех состояний» (СПб., 1810). В 4 томах.

7. Актюбинский вестник.  Сделано в Каргалинском. Сделано с умом. Режим доступа: URL: avestnik.kz/?p=19543 (проверено 28.05.2017).

8. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Перевод А.Шихсаидов, М.Кемпер, А.Бустанов. Москва. 2012.

9. СарымДатов. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Сырым_Датов (Проверено: 29.05.2017).

10. Едигей. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Едигей (Проверено: 29.05.2017).

11. Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А.Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 304 с.

12. Батырша. Режим доступа. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/Батырша

( Проверено: 29.05.2017).

13. 250 лет великому подвигу. Предпосылки и итоги восстания Батырши.URL: https://www.islamnews.ru/news-6352.html(Проверено: 29.05.2017).

14. Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива. 

URL: http://camonitor.kz/24366-islam-v-kazahstane-i-sufizm-istoriya-i-perspektiva.html (Проверено: 14.10.2017).

15. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – М.: Издательский дом «Медина», 2009. – 404 с., ил. – (Ислам в Российской Федерации; Вып. 5).

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!