Психологические учения античности (VI в. до н.э. - V в. н.э.).



Как в своих верованиях и мифах представляли душу первобытные люди?Учение ионийских философов VI в. до н.э.: Фалеса (624-547 до н.э.), Анаксимена (V в. до н.э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.), Гераклита (VI-V в. до н.э.)?Содержание учения Эмпедокла (487-424 г.г. до н.э.) о четырех стихиях. Атомистический материализм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Философская школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.).Материализм Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н.э.) «о природе вещей»?

 

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математиче- ских, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие законо- мерности общества, природы и человека. Эта наука получила на- звание натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии.

 

Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции: энергетическую, побуждающую тело к активности. Т.о. важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как она регулирует поведение человека и каким образом познаёт мир. Анализ закономерностей развития природы привёл мыслителей к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех частиц, что и окружающий мир. В самом начале развития психологи учёные считали главным качеством души активность, т.е. утверждали, что душа – это энергетическая основа тела, которая приводит инертное тело в движение. Т.о. душа является источником жизни, в основе которой лежит активность. Душа служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Появилась идея о том, что важнейшим фактором, влияющим именно на психику, является культура.

Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами, то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, как результат духовной работы не одного человека, а народа в целом.

 

Душа без раскрытия её конкретного содержания и функций. Общие представления об охранительной и активной роли души. Древние греки называли душу «псюхе». Говоря о душе («псюхе») люди соединяли в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в её последующем понимании). Гилозоизм. Весь мир универсум, космос мыслился отныне изначально живым. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в круговорот природы.  

Сначала в процессе познания выделялось две ступени – ощущение (восприятие) и мышление. Разницы между ощущением и восприятием не существовало. Платон выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув её значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель и стоики выделили ещё и воображение и речь.  

Фалес: первоначалом считал воду т.к. вода основа жизни. Душа материальна. Является источником движения вещей. Душа – особое, отличное от тела. Придавали большое значение воздуху, читая именно его вечно живой и изменяющейся основой. Душа рассматривалась как источник активности, энергии, другие функции души не исследовались.

Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.

Анаксимандр:Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги. Человек произошел от рыб.

Гераклит: «Все течет, все изменяется». Первоначало – огонь. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все сначала. Истина постигается умом, но не чувствами! Гераклит впервые сказал о развитии души и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.

Эмпедокл: 1.Первоэлементы мира, создавшие его, имеют четырехкомпонентный состав – огонь, воду, воздух и землю. 2.Нет мысли очевиднее, что всё в мире или постоянно нарождается, или постоянно умирает, но в разумной гармонии (разумные и космические сущности – боги). 3.Богиня любви постоянно соединяет четыре первоэлемента в вещи, а качественная разница всех вещей определяется разной пропорцией содержащихся в них этих четырех первоэлементов. 4.Процессами умирания управляет богиня вражды, то есть, эта богиня постоянно разлагает все вещи на четыре первоэлемента мира. 5. Поскольку первоэлементы разъединяются, но мир снова собирается из них в прежнем количестве, то, следовательно, эти первоэлементы неуничтожимы, не заканчиваются, не исчезают, и, стало быть, эти первоэлементы вечны. 6.Поскольку первоэлементы разъединяются, а потом снова соединяются в одни и те, же вещи мира, то эти первоэлементы неизменны, потому что мир разумно многообразен, но не беспорядочен. 7. В мире действуют две противоположные силы – одна из них постоянно соединяет первоэлементы в разные вещи мира, а другая, в это же время, постоянно разъединяет эти вещи на первоэлементы.

Демокрит: Первоначала мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте, соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества и вида. В своей теории познания доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения.

Эпикур: сторонник идеи Демокрита об атомах, подтверждается чувственным опытом.

Эпикур, подчеркивавший, что все заблуждения связаны с тем, что наш ум придумывает, субъективирует окружающее. Ощущения же дают нам истинное представление о нем. По Эпикуру, в основе знания лежит наш личный опыт, данный нам в наших ощущениях. Он может быть дополнен знаниями, данными другими, а эмпирические знания могут быть обобщены и систематизированы разумом (сенсуализм).

 

Тит Лукреций Кар: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе всё происходит без участия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. Душа исчезает вместе с телом. Вторая часть поэмы излагает теорию движения атомов. Существуют только атомы, проносящиеся по механическим законам, под действием которых возникает разум. В третьей — учение о духовной природе человека, состоящей из духа и души. Душа символ психики, дух – символ высших, идеальных, стремлений человека (нравственных, эстетических, этических, переживаний и понятий). Чувства целиком зависят от разума. Подчёркивал, что роль той части души, которая есть только у человека, заключается в мышлении, в выработке нравственных понятий. Лукреций Кар – сенсуалист, утверждавший, что все наши заблуждения – от неправильных обобщений, от разума, в то время органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Душа материальна и образована из воздуха и тепла. В четвертой — излагается атомистическая теория познания. Само познание является средством достижения счастья. Пятая часть посвящена космологии, а шестая — методологии. В основу картины мира Л. положил принцип причинности. Человеческая культура представляет собой также продукт постепенной эволюции.

 

Таким образом, видно, что в период античности среди психологов не было единой точки зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы. Точно так же не было единства и в подходах психологов к проблеме эмоций и их роли в регуляции поведения. Изначально Демокрит, а затем Эпикур, Лукреций Кар и некоторые другие ученые считали, что именно эмоции лежат в основе нашего выбора и регулируют нашу деятельность. Они писали, что в своей активности человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие, и избегает того, что приносит неудовольствие. Часто этот подход сочетался с идеей о том, что эмоции, вызываемые внешними предметами, связывают наше поведение, которое, таким образом, становится также зависимым от окружающей действительности. Это же привело, как говорилось выше, Демокрита к мысли о том, что человек несвободен.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 729; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!