Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез.



Процесс создания образов воображения проходит два основных этапа: аналитический и синтетический.

На первом (аналитическом) этапе происходит расчленение имеющихся у человека представлений на составляющие. Осуществляется абстрагирование как самого объекта, то есть отделение его от других объектов, так и абстрагирование его составных частей.

На втором (синтетическом) этапе происходит соединение и всевозможное комбинирования абстрагированных на первом этапе элементов представлений. Имеют место преобразования двух типов. Во-первых, образуются новые сочетания и соединения абстрагированных элементов представлений. Во-вторых, новым образам может придаваться совершенно новый смысл.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Агглютинация

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.

Схематизация и акцетировка.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта (забывание каких-либо несущественных деталей или частей; сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта, т.е. человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы).

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Характеристика степени развития воображения. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.

Этапы развития воображения. 1. Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

  2. Связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью.  Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия

3. Связан с появлением его активных форм. Процесс воображения становится произвольным.

 4. Происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения.

Методики: 1. «Три слова» - изучение творческого вербального воображения. Испытуемому предлагается 3 слова (любые) и просят его придумать предложения, чтобы они включали эти 3 слова. Далее подсчитывается коэффициент творческого воображения(сумму баллов по всем предложениям поделить на количество предложений).2. Исследование репродуктивного пространственного воображения. Испытуемому предлагается последовательно устно решить 5 задач, потом ответы проверяются с помощью чертежа.

Формы воображения: мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 4951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!