Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировоззрения
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
В XX ВЕКЕ
Общая характеристика литературного процесса
В истории зарубежной литературы ХХ века выделяются два периода
Ø 1910–1945-е годы
Ø 1945–1990-е годы
Это позволяет представить литературный процесс в его динамике и связях с событиями, определившими облик эпохи и своеобразие мироощущения её современников.
ХХ век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий
- войну и насилие,
- технократизированное сознание[1],
- экологическую катастрофу,
- кризис гуманистических идеалов.
В то же время его первое десятилетие овеяно оптимизмом и романтикой, чему способствовало интенсивное развитие науки и техники, поначалу незамутнённое негативными последствиями: первые самолёты; первые походы к Северному и Южному полюсам; открытие квантовой теории; успехи в области генетики.
Однако сфера разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованными против человека – сначала в первой мировой войне, затем во второй, принёсших цивилизации неисчисляемые человеческие жертвы, культурные и материальные потери.
Всё это не могло не сказаться на мироощущении людей, на судьбах культуры, искусства, на роли литературы в современном мире. К этим проблемам, связанным с вопросом о развитии цивилизации и будущем человечества, обращаются писатели, философы, социологи всех стран, решая их по-разному: одни – в пессимистическом ключе, другие, не отрицая переживаемых искусством ХХ века кризисов, верят в его возрождение.
|
|
Первая половина ХХ века известна художественными экспериментами. Литература пробует новые изобразительные средства, разрушает канонические формы и ритмы. Дальнейшее развитие получает модернизм – на стадии авангардизма.
Качественно новой становится так называемая «массовая», популярная или коммерческая литература, по сути альтернативная искусству.
В первой половине ХХ века происходят две мировые войны (1914–1918 гг.) и (1939–1945 гг.) и Октябрьская революция, рухнули Австро-Венгерская и Османская империи, царская Россия. На карте мира образовались новые государства: обрели независимость, восстановили государственность Чехия и Словакия, Польша, государства Югославии. Литература реагирует на все эти исторические события, и прежде всего на Октябрьскую революцию, за которой последовала волна революционного и национально-освободительного движения в разных странах мира – от Германии и Скандинавских стран до Китая и Африки.
Основные темы в литературе первой половины ХХ века:
|
|
1) тема войн и социально-политических катастроф; тема «потерянного поколения» (Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэй)
2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию;
3) проблема веры и безверия;
4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического.
Особенности развития реализма в ХХ веке
1) утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации.
Реализм ХХ века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм.
2) Реализм ХХ века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни.
3) На смену традиционным описательным формам пришли
- аналитическое исследование (Т. Манн – «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора»),
- эффект «отстранения» (драматургия Б. Брехта),
- ирония и подтекст (Э. Хемингуэй),
- модернистский приём «поток сознания» (У. Фолкнер)
|
|
4) Продуктивно развивается жанр притчи (Ф. Кафка, К. Чапек, А. Камю, А. Экзюпери).
5) Меняется герой, человек предстаёт более усложнённым и нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер).
6) Меняется и жанровая палитра романа в результате взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного.
Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировоззрения
ХХ век вошёл в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, школ, нередко посягавших на мировые традиции. Так, скажем, была подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному, о которой писал Г. Лессинг в работе «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Наоборот, художник стал подражать отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания.
Отправной точкой эстетики стало безобразное; отказ от гармонических пропорций нарушил облик искусства, в котором акцент сделан на деформации, геометрических фигурах.
Модернизм (фр. modernisme – от moderne – новейший, modo – только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии (выделяем условно):
|
|
Авангардизм, по времени расположенный между войнами;
Неоавангардизм (50–60-е гг.);
Постмодернизм (70–80-е гг.).
Говоря об авангардизме как части модернизма, отметим, что западная критика нередко не применяет эти термины, предпочитая «авангард».
Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины ХХ века.
Модернизм – это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям.
Общие черты:
1) утрата точки опоры;
2) разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;
3) субъективизм, деформация мира или художественного текста;
4) утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника;
5) формализм.
Модернизм – пёстрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражаться, установкой на субъективизм, деформацию.
Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приёмов, оказавших существенное влияние на стиль художника (М. Пруст, В. Вулф).
Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имеет следующие национальные разновидности:
французский и чешский сюрреализм;
итальянский и русский футуризм;
английский имажизм и школа «потока сознания»;
немецкий экспрессионизм;
американский и итальянский герметизм;
шведский примитивизм;
французский унанимизм и конструктивизм;
испанский ультраизм;
латиноамериканский креасьонизм.
Само слово авангард (от франц. аvant-garde – передовой отряд) пришло из военной лексики, где им обозначается небольшой элитный отряд, прорывающийся на территорию противника впереди основной армии и прокладывающий ей путь, а искусствоведческий смысл этот термин, на правах неологизма употреблённый Александром Бенуа (1910), обрёл в первые десятилетия XX века. С тех пор классическим авангардом называют совокупность разнородных и разнозначимых художественных движений, направлений и школ.
Опережая время, авангард обновил искусство XX века, ввёл в поэзию урбанистическую тематику и новую технику, новые принципы композиции и различные функциональные стили речи, графическое оформление (идеограммы, отказ от пунктуации), свободный стих и его вариации.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!